Трудовые отношения в системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 06:36, реферат

Описание работы

Особенности регулирования труда педагогических работников заключаются в том, что установлен образовательный ценз.
Однако в кодексе отсутствует понятие педагогической деятельности, а установлены только требования, предъявляемые к лицу желающему заниматься педагогической деятельностью.
Убедительной иллюстрацией влияния норм по вопросам трудового права педагогических работников на образовательный процесс может служить современное положение в образовательной сфере РФ.

Содержание работы

1. Трудовые правоотношения в системе образования………………3
2. Трудовой договор с педагогическими работниками……………...6
3. Условия труда в сфере образования.……………….......................10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…....14

Файлы: 1 файл

трудовые отношения.docx

— 26.13 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Трудовые правоотношения  в системе образования………………3

2. Трудовой договор  с педагогическими работниками……………...6 
3. Условия труда в сфере образования.……………….......................10 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…12 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…....14 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
Трудовые правоотношения в системе образования

 
Статья 15 Трудового кодекса РФ гласит, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего  трудового распорядка при обеспечении  работодателем условий труда, предусмотренных  трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. 
Специфика педагогической деятельности, характеризующаяся высоким уровнем  ответственности и значительной эмоциональной и физической затраты  энергии и сил, связанных с  процессом обучения и воспитания, предполагает существование ряда особенностей регулирования труда педагогических работников. К ним относятся дополнительные требования при заключении трудового договора, установление льготного режима рабочего времени и времени отдыха, дифференцированный подход к нормированию и оплате труда, а также применение особых правил при расторжении трудового договора и др. Особенностям регулирования труда и трудовых отношений педагогических работников посвящена гл. 52 ТК РФ. 
Закон РФ "Об образовании" конкретизирует компетенцию образовательных  учреждений в сфере трудового  права, предоставляя им право подбора, приема на работу и расстановки кадров, установления штатного расписания, распределения  должностных обязанностей. Образовательные  учреждения самостоятельно устанавливают  ставки заработной платы и должностных  окладов работников в пределах собственных финансовых средств, а также надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры премирования работников этих учреждений. Изложенные права образовательных учреждений в сфере трудового права создают дополнительные гарантии реального обеспечения их академических свобод, их праву самостоятельно осуществлять образовательный процесс и обеспечивать надлежащее качество образования. Ибо образовательное учреждение, лишенное права самостоятельного осуществления кадровой политики, решения вопросов заработной платы становиться придатком государственной системы образования, способным проводить лишь установления и распоряжения государственных органов управления образования. 
 Отдельный комплексный институт образуют нормы, закрепляющие

 дополнительные  требования к педагогическим работникам. В отличие от многих видов деятельности, занятие которой не требуют наличие  специального профессионального образования, педагогическая деятельность может  осуществляться только лицами имеющими соответствующий уровень профессионального образования. Этот уровень (образовательный ценз) определяется типовыми положениями об  образовательных учреждениях, утвержденными Правительством РФ. 
Определения педагогической деятельности в законе отсутствует, что усложняет юридическую защиту нарушенных прав и интересов занимающихся ею лиц. Но согласно Закону РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-I можно сделать вывод, что под педагогической деятельностью следует понимать деятельность по обучению и воспитанию граждан, осуществляемая педагогическими работниками в образовательных учреждениях различных типов и видов. 
Согласно ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; 
имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; 
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; 
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; 
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

 
  
  
  
  
  
  
  
Трудовой договор  с педагогическими работниками

 
  
Согласно ст. 56 Закона РФ "Об образовании" для работника  образовательного учреждения оно является работодателем. Его трудовые отношения  с образовательным учреждением  регулируются трудовым договором (контрактом). Условия такого договора (контракта) не могут противоречить законодательству РФ о труде. С большинством педагогов работодатель обязан заключать трудовой договор на неопределенный срок. Статья 332 ТК РФ выделяет особенности заключения трудового договора с работниками высших учебных заведений.  
Трудовые договоры на замещение  должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут  заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора. 
Заключению трудового  договора на замещение должности  научно-педагогического работника  в высшем учебном заведении, а  также переводу на должность научно-педагогического  работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей  должности. 
Конкурс на замещение должности  научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым  заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет. 
В целях сохранения непрерывности  учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение  должности научно-педагогического  работника в высшем учебном заведении  без избрания по конкурсу на замещение  соответствующей должности при  приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные  заведения до начала работы ученого  совета - на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу. 
Не проводится конкурс  на замещение:

должностей декана факультета и заведующего кафедрой; 
должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами; 
должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Положение о порядке замещения  должностей научно-педагогических работников утверждается в порядке, устанавливаемом  уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом  исполнительной власти. 
При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического  работника новый трудовой договор  может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более  пяти лет или на неопределенный срок. 
При переводе на должность  научно-педагогического работника  в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок. 
Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов  на указанные должности устанавливается  уставами высших учебных заведений. 
В государственных и муниципальных  высших учебных заведениях должности  ректора, проректоров, руководителей  филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти  пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие  возраста шестидесяти пяти лет, переводятся  с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. 
По представлению ученого  совета государственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности  до достижения им возраста семидесяти лет, если иное не предусмотрено федеральным  законом. 
С проректорами высшего учебного заведения заключается срочный  трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с  проректором, не может превышать  срок окончания полномочий ректора. 
По представлению ученого  совета государственного или муниципального высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими  возраста семидесяти лет. 
Помимо оснований прекращения  трудового договора предусмотренных  ст. 77 ТК РФ и иными федеральными законами, дополнительными основаниями  прекращения трудового договора с педагогическим работником, согласно ст.336 ТК РФ являются:

повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения 
применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; 
достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 ТК РФ; 
неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (ч. 7 ст. 332 ТК РФ)

Также основанием для увольнения педагогического работники образовательного учреждения по инициативе администрации  этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового  договора (контакта) является появление на работе в состояние алкогольного, наркотического или токсического опьянения.  Увольнение по этому основанию, а также и по п.1,2 ст. 336 ТК РФ может осуществляться администрацией без согласия профсоюза. 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
ГЛАВА 3. Условия труда в сфере образования 
  
К специфическим условиям при заключении трудового договора с педагогическим работником относиться: продолжительность рабочего времени, отпуск и оплата труда. Рассмотрим их подробней в этой главе. 
Согласно ст. 333 ТК РФ для  педагогических работников устанавливается  сокращенная продолжительность  рабочего времени не более 36 часов  в неделю. 
Учебная нагрузка педагогического  работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним  пределом в случаях, предусмотренных  типовым положением об образовательном  учреждении соответствующих типа и  вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным  органом исполнительной власти, а  для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных  учреждений, реализующих образовательные  программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, - типовыми положениями  об образовательных учреждениях, утверждаемыми  Правительством Российской Федерации. 
В зависимости от должности  и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом  исполнительной власти.  
Правила оплаты труда работников образовательных учреждений установлены  в ст. 54 Закона РФ "Об образовании". Заработная плата и должностной  оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение других работ  и обязанностей оплачивается по дополнительному  договору. Образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования. Запрещено повышение средств на эти цели путем повышения максимально допустимых учебных нагрузок на педагогического работника. 
Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются  надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

40 процентов за  должность доцента; 
60 процентов за должность профессора; 
3000 рублей за ученую степень кандидата наук; 
7000 рублей за ученую степень доктора наук.  

 
Согласно ст.334 ТК РФ «Педагогическим  работникам образовательного учреждения предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность  которого определяется Правительством РФ».  
Так, большинству педагогических работников образовательных учреждений продолжительность ежегодного основного  удлиненного оплачиваемого отпуска  определена в 56 календарных дней. Исключением  являются педагоги, работающие в дошкольных образовательных учреждениях и  образовательных учреждениях дополнительного  образования детей, которым отпуск предоставляется длительностью  в 42 календарных дня. Педагогические работники образовательного учреждения на основании ст. 335 Кодекса также  имеют право не реже чем через  каждые 10 лет непрерывной преподавательской  работы использовать длительный отпуск продолжительностью до одного года.  
Порядок и условия предоставления длительных отпусков педагогическим работникам других учреждений определяются учредителями и (или) уставами этих учреждений. 
  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
  
Для организации правового  обеспечения регулирования труда  педагогических работников в Российской Федерации в Трудовой кодекса  РФ включена отдельной главой совокупность норм, регламентирующих труд педагогических работников. Установлены определение  условий реализации права на занятие  педагогической деятельностью, такие  как:

определение особенностей ведения педагогической деятельности, заключения и прекращения трудового договора с работниками высших учебных заведений;  
установление сокращенной продолжительности рабочего времени педагогических работников; 
предоставление  ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска;  
предоставление длительного отпуска педагогическим работникам; 
определение  дополнительных оснований прекращения трудового договора с педагогическим работником.

Особенности регулирования  труда педагогических работников заключаются  в том, что установлен образовательный  ценз. 
Однако в кодексе отсутствует  понятие педагогической деятельности, а установлены только требования, предъявляемые к лицу желающему  заниматься педагогической деятельностью. 
Убедительной иллюстрацией влияния норм по вопросам трудового  права педагогических работников на образовательный процесс может  служить современное положение  в образовательной сфере РФ. Низкий уровень заработной платы, а также  отсутствие действенных механизмов, обеспечивающих ее своевременную выплату, приводит к оттоку квалифицированных педагогических кадров из образовательной сферы, что в свою очередь негативно сказывается на качество образования. 
Итак,  применение законодательных  актов, регулирующих трудовые взаимоотношения  работодателя и работника, имеют  ряд особенностей по отношению к  педагогам. Однако, предложенная в законодательстве структура нормативного материала не содержит четких правовых связей. Для ответа на определенный вопрос часто необходимо обращаться к нескольким правовым актам, учитывая весьма значительное число ведомственных нормативных источников. Возникающие некоторые противоречия в большом количестве правовых актов вызывают определенные трудности для правоприменителя.  
Таким образом, считаю необходимым  комплексные институты трудового  и образовательного права с учетом их тесной связи с остальными компонентами образовательного права помещать в  источниках образовательного права, а  норма трудового права - в Трудовом кодексе РФ и иных нормативно-правовых актах трудового законодательства.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
  
I. Нормативно-правовые акты:

Информация о работе Трудовые отношения в системе образования