Трудовые отношения в системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 10:04, реферат

Описание работы

Цель изучения: определить специфические особенности трудовых отношений в систем образования, раскрыть особенности взаимодействия работодателя и работника в системе образования.
Трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между Работником и Работодателем о личном выполнении работником за Плату Труда (работы по должности, профессии или специальности либо конкретного вида поручаемой ему работы). Работник, вступивший в трудовые отношения, обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан обеспечить ему условия труда в соответствии с законодательством, Коллективным или индивидуальным Трудовым договором.

Файлы: 1 файл

трудовые отношения в системе образования.doc

— 39.50 Кб (Скачать файл)

Цель изучения: определить специфические особенности  трудовых отношений в систем образования, раскрыть особенности взаимодействия работодателя и работника в системе  образования. 
 
1. Определение трудовых отношений 
 
Трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между Работником и Работодателем о личном выполнении работником за Плату Труда (работы по должности, профессии или специальности либо конкретного вида поручаемой ему работы). Работник, вступивший в трудовые отношения, обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан обеспечить ему условия труда в соответствии с законодательством, Коллективным или индивидуальным Трудовым договором. 
 
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора. Кроме этого, трудовые отношения могут возникать также на основе фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя, даже если не был оформлен Трудовой договор. 
 
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключённого ими в соответствии с настоящим. В случае и порядке, которые установлены законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: 
 
Избрания (выборов) на должность; 
 
Избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности; 
 
Назначение на должность или утверждение в должности; 
 
Направления на работу уполномоченным законом органами в счёт установленной квоты; 
 
Судебного решения о заключения трудового договора; 
 
Фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен. 
 
Сторонами трудовых соглашений являются работник и работодатель. 
 
Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. 
 
Работодатель - физическое либо юридическое лицо (организация) вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделённый правом заключать трудовые договоры. 
 
Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. 
 
По обязательствам учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), вытекающим из трудовых отношений, дополнительную ответственность несёт собственник (учредитель) в установленном законом порядке. 
 
2. Трудовые отношения в системе образования 
 
Для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 
 
Лицо, лишенное решением суда права работать в образовательном учреждении в течение определенного срока, не может быть принято на работу в образовательное учреждение в течение этого срока. 
 
Трудовые отношения работника образовательного учреждения и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить Законодательству Российской Федерации о труде. 
 
Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных Законодательством Российской Федерации о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) являются: 
 
1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; 
 
2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; 
 
3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. 
 
Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза. 
 
Оплата труда и трудовые отношения в системе образования, регулируются Трудовым кодексом РФ, Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». 
 
Особенностям регулирования труда педагогических работников посвящена глава 52 Трудового кодекса Российской Федерации. Так, в статье 333 для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю. 
 
Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников определяется Правительством Российской Федерации в зависимости от должности и (или) специальности работников, с учетом особенностей их труда. В настоящее время – это постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191. 
 
К компетенциям федеральных органов государственной власти и органов управления образованием отнесены полномочия по установлению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и установлению образовательного ценза педагогических работников. 
 
Для работников образовательного учреждения работодателем является конкретное образовательное учреждение (статья 56 Закона «Об образовании»). Трудовые отношения работника и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия  которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации. 
 
На уровне образовательного учреждения осуществляются полномочия по: 
 
Установлению штатного расписания и распределению должностных обязанностей работников; 
 
Подбору и расстановке кадров; 
 
Установлению заработной платы работников, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования.

На образовательное учреждение возлагается ответственность за уровень квалификации работников. 
 
В современной социально-экономической ситуации, вследствие изменений и усложнений характера самого труда, усложняются и расширяются функции учителя. Введение новых образовательных программ и технологий, развитие системы факультативных занятий, широкая информированность обучающихся за счет средств массовой информации, в особенности сети Интернет, требуют от педагогических кадров высокой квалификации, широкого кругозора, постоянного обновления знаний. 
 
В настоящее время на практике реализуются законодательно установленные разграничения полномочий между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе полномочий по установлению условий и размеров оплаты труда работников подведомственных организаций. 
 
На повестке дня стоит вопрос реформирования оплаты труда в бюджетной сфере, сущность которого состоит в создании механизма рыночного регулирования заработной платы как цены рабочей силы на рынке труда, обеспечивающей оптимальное сочетание интересов работодателей, работников и государства с учетом территориальной специфики и особенностей труда в каждой из отраслей. 
 
Основными элементами механизма рыночной организации заработной платы являются: 
 
Многоуровневая коллективно-договорная система, позволяющая наиболее полно отразить интересы всех участников переговорного процесса при установлении условий оплаты труда; 
 
Обеспечение минимальных гарантий в области оплаты труда; 
 
Увязка размера заработной платы с результатами труда работника. 
 
На решение этих задач направлен региональный комплексный проект модернизации образования, одним из приоритетных направлений которого  является повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы 
 
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов по юрид. спец. — 3–е изд., изм. и доп. — М.: НОРМА, 2001.- 450 с. 
 
Гасанов, К. К., Правоведение в вопросах и ответах М.: Высш. Шк., 1991 – 320 с. 
 
Кодекс законов о труде РФ с постатейными материалами и судебной практикой. По состоянию на 1 марта 1997 г. - М., 1997. – 143 с. 
 
Лазарев В. В. Общая теория права и государства: Учеб. для вузов по спец. «Юриспруденция»  — М.: Юристъ, 2002. – 430 с. 
 
Образование в XXI веке: проблемы и поиски их решения : [учеб. пособие] / [П. И. Сумин и др.] ; под ред. А. Ф. Аменда, В. В. Латюшина. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 2003. - 590 с. 
 
Основы права: учебник для студентов технических вузов Под ред. В. Г. Крыловой. – М.: Высшая школа, 2000. – 460 с. 
 
Общая теория права и государства: учебник для юридических вузов Под ред. В. В. Лазарева. – М.: Юрист, 1994. – 360 с. 
 
Сыроватская Л. А. Трудовое право. - М., 2001. – 390 с. 
 
Трудовое право. Учебник /Под ред. О. В. Смирнова. - М., 1996. – 250 с. 
 
 
Трудовое право России. Учебное пособие. /Под ред. В. Н. Толкуновой, - М., 1996.-320 с.


Информация о работе Трудовые отношения в системе образования