Трудоустройство службой занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования – комплексный анализ правовых основ и особенностей функционирования службы занятости РФ в отношениях по трудоустройству и обеспечению занятости.
Поставленная цель достигается путем решения следующих исследовательских задач:
исследование правовых основ деятельности службы занятости, в том числе норм о занятости населения и норм, относительно организации и полномочий службы занятости;
исследование принципов деятельности в сфере обеспечения занятости населения, в том числе взаимосвязи данных принципов с системой социальных гарантий, предоставляемых российским законодательством;
анализ основных полномочий органов службы занятости в рамках отношений по трудоустройству и содействию занятости;
изучение особенностей трудоустройства и отношений по содействию занятости в отношении отдельных категорий граждан.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Нормативные основы деятельности службы занятости населения 5
1.1 Законодательство о занятости населения как правовая основа трудоустройства граждан органами службы занятости 5
1.2 Служба занятости как уполномоченный субъект содействия в трудоустройстве: понятие и полномочия 12
Глава 2 Обеспечение занятости и трудоустройства 17
2.1 Занятость и трудоустройство – общее понятие 17
2.2 Социальные гарантии в сфере занятости населения 23
Глава 3 Действия службы занятости при трудоустройстве граждан 30
3.1 Поиск подходящей работы 30
3.2 Выплата пособий 40
Глава 4 Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан 45
4.1 Содействие занятости женщин с семейными обязанностями 45
4.2 Проблемы занятости инвалидов 49
Заключение 55
Список использованных источников 56

Файлы: 1 файл

Курсовая. Трудоустройство службой занятости.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, представляется возможным говорить о многоотраслевом регулировании отношений в сфере содействия трудовой занятости населения.

Взаимосвязь с  правовыми нормами трудового  законодательства имеют следующие  статьи Закона о занятости в РФ: ст. 8, подтверждающая право граждан на выбор места работы и говорящая об оформлении решения о приеме на работу путем заключения трудового договора; ст. 21 - о включении в коллективный договор конкретных мер по обеспечению, сохранению занятости, ст. 24 - о заключении и расторжении срочного трудового договора на общественных работах и об оплате труда на этих работах; ст. 21 - об условиях массового увольнения работников.

Непосредственную  связь с правовыми нормами  гражданского права имеет ст. 2 Закона о занятости в РФ, относящая к числу занятых граждан следующих лиц: занимающихся предпринимательской деятельностью; занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам; выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющихся членами производственных кооперативов (артелей); являющихся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций. Аналогичная взаимосвязь с правовыми нормами трудового законодательства имеется и в законах о занятости стран СНГ.

Ст. 11 Закона о занятости, упоминающая о праве граждан на защиту своих интересов путем обжалования решений, действий, бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в суд, корреспондирует со ст. 46 Конституции РФ и дает основание для обращения к гражданскому процессуальному праву по поводу выяснения механизма реализации права на судебную защиту прав граждан.

Нормы финансового  права необходимы для претворения  в жизнь ст. 22 Закона о занятости, определяющей источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения.

Наибольшее количество статей Закона о занятости являются правовыми нормами, относящимися к праву социального обеспечения. Именно они регулируют отношения, связанные с условиями, порядком назначения и выплаты пособия по безработице, стипендии, досрочной пенсии безработным.

1.2 СЛУЖБА  ЗАНЯТОСТИ КАК УПОЛНОМОЧЕННЫЙ  СУБЪЕКТ СОДЕЙСТВИЯ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ:  ПОНЯТИЕ И ПОЛНОМОЧИЯ

 

 

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Федеральная служба по труду и занятости руководствуется  в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также Положением о службе.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы во взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с возложенными на нее задачами служба занятости выполняет следующие функции:  

1) осуществляет  контроль за:

    • обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения;
    • приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
    • регистрацией инвалидов в качестве безработных;

 

 2) обеспечивает регистрацию  граждан в целях поиска подходящей  работы и безработных граждан;

3) обеспечивает  оказание государственных услуг  по:

    • содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
    • информированию о положении на рынке труда;
    • организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
    • организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
    • психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан;
    • осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
    • организации проведения оплачиваемых общественных работ;
    • организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
    • социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;
    • содействию самозанятости безработных граждан;
    • содействию гражданам в переселении для работы в сельской местности;
    • выдаче работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;

4) осуществляет  разработку и реализацию региональных  программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

5) осуществляет организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;

6) осуществляет проверку, выдачу обязательных для исполнения  предписаний об устранении нарушений  законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) осуществляет принятие  мер по устранению обстоятельств  и причин выявленных нарушений  законодательства о занятости  населения и восстановлению нарушенных прав граждан;

8) обобщает практику применения  и анализ причин нарушений  законодательства о занятости  населения в регионе, а также подготавливает соответствующие предложения по совершенствованию данного законодательства;

9) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных функций;

10) осуществляет подготовку  сведений, необходимых для формирования  регистров получателей государственных  услуг в сфере занятости населения;

11) обеспечивает разработку, внедрение, контроль за эксплуатацией  автоматизированных информационных  систем, их обслуживание, внедрение  и сопровождение информационно-телекоммуникационных  средств, исполнение требований  по защите информации, создание единой информационной системы органов службы занятости на территории региона;

12) обеспечивает в рамках  своей компетенции реализацию  государственной политики в области  охраны труда на субъекта РФ;

13) проводит в пределах  своей компетенции, государственную экспертизу условий труда и осуществляет контроль за реализацией законодательства о труде в регионе;

14) формирует предложения  субъекта РФ о потребности в привлечении иностранных работников, в том числе о приоритетных профессиях и специальностях привлекаемых иностранных работников, и по объемам квот на предстоящий год;

15) участвует  в разработке и реализации  мероприятий по развитию кадрового потенциала региона.

Перечень государственных  услуг:

    • содействие гражданам, обратившимся в целях поиска подходящей работы
    • содействие работодателям, обратившимся за содействием в подборе необходимых работников
    • информирование населения о положении на рынке труда
    • организация  профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения
    • психологическая поддержка безработных граждан
    • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан
    • осуществление социальных выплат безработным гражданам
    • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест
    • организация проведения оплачиваемых общественных работ
    • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые 
    • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда
    • содействие самозанятости безработных граждан
    • выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации
    • содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении  в другую местность для трудоустройства по направлению ЦЗН

Все услуги предоставляются бесплатно.

Таким образом, Государственная служба занятости населения является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

 

ГЛАВА 2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА

 

2.1 ЗАНЯТОСТЬ  И ТРУДОУСТРОЙСТВО – ОБЩЕЕ  ПОНЯТИЕ

 

 

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Закон о занятости дает определение занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей, как правило, доход, заработок. Понятие занятости в Законе связывается с исключительным правом граждан распоряжаться своими способностями к труду. Приводится перечень занятых граждан, к числу которых относятся:

1) работающие по трудовому  договору (контракту), в том числе  выполняющие работу за вознаграждение  на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

2) занимающиеся предпринимательской  деятельностью;

3) самостоятельно обеспечивающие  себя работой;

4) занятые в подсобных  промыслах и реализующие продукцию по договорам;

5) выполняющие работы  по гражданско-правовым договорам  (договорам подряда), а также члены  производственных кооперативов, избранные,  назначенные или утвержденные  на оплачиваемую должность;

6) проходящие военную  службу, а также службу в органах внутренних дел;

7) проходящие очный курс  обучения в общеобразовательных  учреждениях, учреждениях начального  профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования и других образовательных  учреждениях, включая обучение по направлению федеральной службы занятости населения;

8) временно отсутствующие  на рабочем месте в связи  с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной  забастовкой или иными причинами.

Трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком  смысле оно объединяет все формы  трудовой деятельности, в том числе  предпринимательство, индивидуальную трудовую деятельность и т.п. В узком смысле под трудоустройством понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на нее, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан для получения имеющихся мест работы.

Информация о работе Трудоустройство службой занятости