Трудоустройство службой занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования – комплексный анализ правовых основ и особенностей функционирования службы занятости РФ в отношениях по трудоустройству и обеспечению занятости.
Поставленная цель достигается путем решения следующих исследовательских задач:
исследование правовых основ деятельности службы занятости, в том числе норм о занятости населения и норм, относительно организации и полномочий службы занятости;
исследование принципов деятельности в сфере обеспечения занятости населения, в том числе взаимосвязи данных принципов с системой социальных гарантий, предоставляемых российским законодательством;
анализ основных полномочий органов службы занятости в рамках отношений по трудоустройству и содействию занятости;
изучение особенностей трудоустройства и отношений по содействию занятости в отношении отдельных категорий граждан.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Нормативные основы деятельности службы занятости населения 5
1.1 Законодательство о занятости населения как правовая основа трудоустройства граждан органами службы занятости 5
1.2 Служба занятости как уполномоченный субъект содействия в трудоустройстве: понятие и полномочия 12
Глава 2 Обеспечение занятости и трудоустройства 17
2.1 Занятость и трудоустройство – общее понятие 17
2.2 Социальные гарантии в сфере занятости населения 23
Глава 3 Действия службы занятости при трудоустройстве граждан 30
3.1 Поиск подходящей работы 30
3.2 Выплата пособий 40
Глава 4 Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан 45
4.1 Содействие занятости женщин с семейными обязанностями 45
4.2 Проблемы занятости инвалидов 49
Заключение 55
Список использованных источников 56

Файлы: 1 файл

Курсовая. Трудоустройство службой занятости.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, российское законодательство определяет понятие «занятость»  как деятельность граждан, связанную  с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, заработок (трудовой доход).

В отношениях между гражданами, работодателями и государством занятость  может выступать в различных  видах в зависимости от конкретных критериев классификации. В законе о занятости приводится перечень занятых граждан, основываясь на котором можно выделить три основных вида занятости: 1) трудовую; 2) учебную; 3) занятость лиц, проходящих военную службу и иную аналогичную службу.

За пределами перечня  оказываются граждане, осуществляющие деятельность, отвечающую признакам  занятости, полезную для общества, но не приносящую им дохода. Имеются в виду женщины, занимающиеся домашним хозяйством, воспитывающие детей, лица, занятые уходом за больными членами семьи, благотворительной и иной общественной деятельностью, являющейся основной для данного лица, но не приносящей ему дохода. Эта деятельность направлена на удовлетворение личных и общественных потребностей, не выходит за рамки определения занятости, данного в ст. 1 Закона о занятости, хотя и не приносит дохода. Поэтому следует согласиться с высказанным в литературе мнением о том, что в ст. 2 Закона о занятости перечислены не все виды занятости, а только те из них, охват граждан которыми не дает им права на признание безработными и получение пособия по безработице. В то же время, очевидно, что правовое значение имеют только виды занятости, указанные в Законе. В отношении иных сфер приложения труда можно говорить об их социально-экономической значимости.

В литературе занятость рассматривается  в разных аспектах. Занятость определяется и как неотъемлемое естественное состояние любого человека, означающее «занятие», «делать что-то», а также  как длящееся отношение, которое  характеризует состояние взаимной определенности субъектов этого отношения (например, в качестве работника). В широком смысле занятость включает в себя все виды общественно полезной деятельности граждан, приносящие, как правило, доход. В узком смысле занятость понимается как трудовая деятельность по найму или иным основаниям, приносящая регулярный доход. Такая занятость рассматривается в юридической литературе как занятость в сфере производства, трудовая занятость в экономическом значении. Сюда относится работа по трудовому, гражданско-правовому договору, членство в производственных кооперативах, предпринимательская деятельность и др. Указанные сферы приложения труда, показывающие, где и как граждане реализуют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, являются формами трудовой занятости в экономическом значении. В рамках сегодняшнего выступления трудовая занятость понимается еще уже - как занятость, основанная на трудовом договоре.

Согласно ст. 5 Закона о занятости государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Приведенное понимание занятости основано на нормах международного права. Согласно Конвенции МОТ N 122 «О политике в области занятости» [2] каждое государство - член МОТ провозглашает и осуществляет активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Эта политика имеет целью обеспечение того, чтобы:

а) имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу;

б) такая работа была бы как можно более продуктивной;

в) существовала свобода выбора работы и самые  широкие возможности для каждого  трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, национальной принадлежности или социального происхождения.

В соответствии с преамбулой Закон о занятости определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости. Однако понятие «содействие занятости» в Законе отсутствует. В литературе «содействием занятости» именуются мероприятия, направленные на достижение определенного уровня занятости. Следует, однако, указать, что этот термин не является общепринятым. Некоторые ученые говорят не о содействии, а об обеспечении занятости. Но все-таки термин «содействие» более соответствует современным социально-экономическим реалиям и законодательству, чем «обеспечение». На мой взгляд, содействие трудовой занятости нужно рассматривать в двух аспектах. В первом под содействием занятости понимается совокупность экономических, социальных, организационно-правовых и иных мероприятий, способствующих достижению удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах, направленной на получение заработка или иного вознаграждения, а также сохранению и поддержанию уже достигнутой занятости. Во втором - совокупность указанных мероприятий, способствующих достижению удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного личного труда в не противоречащих законодательству формах, направленной на получение заработка или иного вознаграждения.

Закон о занятости предусматривает осуществление широкого круга мероприятий, направленных на содействие занятости граждан. К числу таковых необходимо отнести, в частности, бесплатное содействие в подборе подходящей работы при посредничестве органов службы занятости, информирование службой занятости граждан и работодателей о положении на рынке труда, разработку и реализацию программ по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и т.д.

Границы содействия трудовой занятости очертить сложно. Это предусмотренные законодательством  меры, которые способствуют не только получению работы по трудовому договору (в том числе и временной), но и получению необходимой профессиональной подготовки для этого, а также профориентационные услуги. Структурно содействие трудовой занятости выглядит следующим образом: трудоустройство (при помощи службы занятости, негосударственных кадровых агентств, внутреннее трудоустройство и др.), профориентация, организация общественных работ, квотирование рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите (например, инвалидов), профессиональная подготовка. Причем не вся профподготовка, а только некоторые виды (например, через службу занятости, непосредственно у работодателя). Кроме того, в понятие трудоустройства как одной из форм содействия трудовой занятости не может быть включено самостоятельное устройство гражданина на работу, поскольку в этом случае от специального «содействия» со стороны государственных или иных органов в заключении трудового договора.

Формы содействия трудовой занятости правильнее именовать  не просто правовыми, а именно организационно-правовыми, поскольку они имеют и организационное содержание, которое определяется участием государственных и иных органов в процессе содействия занятости. Правовую основу этих форм составляют юридические факты, с которыми законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений по содействию занятости. В них выражается сочетание государственной воли с волей участников указанных правоотношений.

Хотелось бы отметить, что различным этапам развития государства свойственно неодинаковое сочетание применяемых форм содействия занятости, которое зависит, в частности, от задач, стоящих перед обществом в тот или иной период, от ориентации экономической и социальной политики, от состояния баланса трудовых ресурсов и сложившейся демографической ситуации. Полагаю, что основные направления совершенствования форм содействия трудовой занятости должны сводиться к следующему.

1. Переход к  развитой рыночной экономике  и ее функционирование вовсе  не означают отказа от прямого  государственного регулирования  отношений по содействию трудовой занятости вообще и установления соответствующих организационно-правовых форм в частности. Наоборот, последние должны получать дальнейшее развитие.

2. Среди организационно-правовых  форм содействия трудовой занятости  приоритетное развитие должны получить прежде всего так называемые специфические формы (организация общественных работ, профориентация, психологическая поддержка, квотирование рабочих мест).

3. Нуждаются в упорядочении  и качественном обновлении традиционные  для РФ формы содействия трудовой занятости (например, плановое распределение обученных кадров после подготовки в учебных учреждениях, общественный призыв и т.д.).

4. Необходимо расширить  участие в содействии трудовой  занятости населения негосударственных  структур (частных, профсоюзных и др.).

Именно по этим основным направлениям должно развиваться законодательство, регламентирующее формы содействия трудовой занятости.

Вместе с тем уже  назрела необходимость закрепления  основных организационно-правовых форм содействия трудовой занятости в качестве таковых в едином нормативном правовом акте (пусть даже путем простого перечисления), и прежде всего в специальной статье Закона о занятости. Пока последний с точки зрения регламентации указанных форм выглядит не вполне удовлетворительно. В нем не только отсутствует даже термин «форма содействия трудовой занятости», но и перечислены далеко не все основные формы содействия трудовой занятости. Представляется также целесообразным разработать и принять в РФ на уровне Правительства единый комплексный акт - Положение о формах содействия трудовой занятости населения. В нем следовало бы комплексно регламентировать все основные вопросы, связанные с функционированием традиционных и специфических форм содействия трудовой занятости.

 

2.2 СОЦИАЛЬНЫЕ  ГАРАНТИИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ  НАСЕЛЕНИЯ

 

 

Закрепление в ст. 37 Конституции РФ права каждого на защиту от безработицы возлагает на государство соответствующие обязанности, которые включают в себя установление социальных гарантий защиты и поддержки работников при наступлении безработицы.

Прежде чем  приступить к анализу социальных гарантий в сфере занятости населения, важно уточнить понятие категории «социальные гарантии». Несмотря на широкое применение термина «социальные гарантии» в нормативных актах различного уровня, его обобщающего определения в законодательстве не имеется. В нормативных актах содержатся лишь перечни социальных гарантий, предоставляемых отдельным категориям граждан.

Социальные  гарантии как правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права  индивида, в нормативных актах сформулированы по-разному: в виде социальных прав и правомочий, направленных на обеспечение наиболее общего (конституционного) права; в виде льгот - преимуществ, дополнительных прав, предоставленных отдельным категориям граждан; в виде мер социальной поддержки, перечень которых определен законом по конкретным категориям получателей; в виде обязанностей государства и (или) других субъектов, призванных обеспечить возможность реализации права посредством создания условий и совершения определенных действий в целях предоставления мер социальной поддержки, включающих оказание социальных услуг, осуществление социальных выплат.

В юридической  литературе также не выработано единого  понятия социальных гарантий. Одни ученые под ними понимают «основополагающие условия, которые предопределяют в целом реальность прав и свобод человека, являются решающей предпосылкой формирования у индивида заинтересованности в их реализации» [14; 35], «материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию социально-экономических прав членов общества», «предусмотренные законом долговременные обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан»[16; 34].

На основе анализа  законодательства и научной литературы сформулируем наиболее важные признаки социальных гарантий.

Социальные  гарантии призваны обеспечить реализацию прав граждан на получение социальной защиты, в том числе поддержание  достойного уровня жизни при наступлении  социальных рисков, и доступ к ценностям  цивилизованного общества.  Социальные гарантии призваны обеспечить, по крайней мере, минимальный уровень жизнедеятельности всем членам общества и создать равные стартовые возможности для самореализации и удовлетворения своих потребностей. Названные гарантии предоставляются с учетом экономических, политических условий, финансовых возможностей государства или лица, предоставляющего их. Основу социальных гарантий составляют государственные минимальные социальные стандарты.

Социальные  гарантии могут предоставляться  как всем гражданам на основе принципа всеобщности, так и отдельным категориям граждан, особо нуждающимся в поддержке и социальной защите со стороны государства и общества. В обществе с рыночными отношениями главную функцию социальной защиты населения берет на себя государство. В связи с этим основная масса социальных гарантий предоставляется государством.

Все указанные  признаки социальных гарантий в полной мере можно отнести и к социальным гарантиям, предоставляемым в сфере  занятости населения. В то же время  они обладают некоторыми свойствами, обусловленными их особой целевой направленностью, задачами, которые стоят перед государством и обществом в сфере занятости населения, а также особым характером прав, предоставленных и гарантированных безработным и ищущим работу гражданам, но не признанным таковыми в установленном законом порядке.

Особенности социальных гарантий в сфере занятости населения  обусловлены в первую очередь  тем, что они тесным образом касаются сферы труда. С одной стороны, эти гарантии играют важную роль в  функционировании рынка труда и в этом аспекте характеризуются как экономические, с другой - выступают проявлением заботы со стороны государства, выражающейся в оказании содействия гражданину в трудоустройстве, что, в свою очередь, отражает их социальную направленность.

Информация о работе Трудоустройство службой занятости