Трудоустройство службой занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования – комплексный анализ правовых основ и особенностей функционирования службы занятости РФ в отношениях по трудоустройству и обеспечению занятости.
Поставленная цель достигается путем решения следующих исследовательских задач:
исследование правовых основ деятельности службы занятости, в том числе норм о занятости населения и норм, относительно организации и полномочий службы занятости;
исследование принципов деятельности в сфере обеспечения занятости населения, в том числе взаимосвязи данных принципов с системой социальных гарантий, предоставляемых российским законодательством;
анализ основных полномочий органов службы занятости в рамках отношений по трудоустройству и содействию занятости;
изучение особенностей трудоустройства и отношений по содействию занятости в отношении отдельных категорий граждан.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Нормативные основы деятельности службы занятости населения 5
1.1 Законодательство о занятости населения как правовая основа трудоустройства граждан органами службы занятости 5
1.2 Служба занятости как уполномоченный субъект содействия в трудоустройстве: понятие и полномочия 12
Глава 2 Обеспечение занятости и трудоустройства 17
2.1 Занятость и трудоустройство – общее понятие 17
2.2 Социальные гарантии в сфере занятости населения 23
Глава 3 Действия службы занятости при трудоустройстве граждан 30
3.1 Поиск подходящей работы 30
3.2 Выплата пособий 40
Глава 4 Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан 45
4.1 Содействие занятости женщин с семейными обязанностями 45
4.2 Проблемы занятости инвалидов 49
Заключение 55
Список использованных источников 56

Файлы: 1 файл

Курсовая. Трудоустройство службой занятости.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Переход к рыночной организации экономики вызывает необходимость совершенствования  законодательства о труде. Одним  из направлений реформирования трудового  права является создание эффективной  системы обеспечения реальной возможности  граждан трудиться, основным элементом которой выступает трудоустройство как одна из гарантий реализации прав человека и гражданина в сфере труда.

Актуальность исследования проблемы трудоустройства подтверждается программными документами государства. Как отмечалось в Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест, способность складывающегося в России рынка труда к саморегуляции все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, направленного на обеспечение правовых условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах, предотвращения роста массовой безработицы и др. Представляется, что решение указанных задач невозможно без совершенствования правового регулирования трудоустройства в целом и деятельности служб занятости в частности.

Именно вышесказанным  обусловлена актуальность избранной  для исследования темы.

Объектом настоящего исследования являются отношения, возникающие в  сфере содействия трудоустройству. Предмет исследования – нормативная основа деятельности органов службы занятости РФ.

Теоретическую основу работы составили труды таких исследователей как: Т.С. Гусева, С.Х. Джиоев, В.В. Коробченко, Е.Е. Орлова и других. В качестве нормативной основы исследования выступают акты действующего российского законодательства в сфере правового регулирования трудоустройства и занятости граждан, а также акты международного характера, в том числе правовые акты Международной организации труда.

Цель настоящего исследования – комплексный анализ правовых основ  и особенностей функционирования службы занятости РФ в отношениях по трудоустройству  и обеспечению занятости.

Поставленная  цель достигается путем решения  следующих исследовательских задач:

    • исследование правовых основ деятельности службы занятости, в том числе норм о занятости населения и норм, относительно организации и полномочий службы занятости;
    • исследование принципов деятельности в сфере обеспечения занятости населения, в том числе взаимосвязи данных принципов с системой социальных гарантий, предоставляемых российским законодательством;
    • анализ основных полномочий органов службы занятости в рамках отношений по трудоустройству и содействию занятости;
    • изучение особенностей трудоустройства и отношений по содействию занятости в отношении отдельных категорий граждан.

Структура работы обусловлена поставленными задачами. Работа включает в себя введение, четыре главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 НОРМАТИВНЫЕ  ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ  НАСЕЛЕНИЯ

 

1.1 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАК  ПРАВОВАЯ ОСНОВА ТРУДОУСТРОЙСТВА  ГРАЖДАН ОРГАНАМИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

 

 

Законодательство  Российской Федерации о занятости  населения определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации [1] защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»[8] (далее - Закон о занятости) законодательство о занятости населения основывается на Конституции РФ Российской Федерации и состоит из указанного Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 7.1 Закона о занятости к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся:

1) осуществление  контроля за:

- обеспечением  государственных гарантий в области  занятости населения;

- приемом на  работу инвалидов в пределах установленной квоты;

- регистрацией  инвалидов в качестве безработных;

2) регистрация  граждан в целях содействия  в поиске подходящей работы, а  также регистрация безработных  граждан;

3) оказание в  соответствии с законодательством  о занятости населения следующих государственных услуг:

- содействие  гражданам в поиске подходящей  работы, а работодателям в подборе  необходимых работников;

- информирование  о положении на рынке труда  в субъекте Российской Федерации;

- организация  ярмарок вакансий и учебных  рабочих мест;

- организация  профессиональной ориентации граждан  в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального  обучения;

- психологическая  поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации  безработных граждан;

- осуществление  социальных выплат гражданам,  признанным в установленном порядке  безработными;

- организация  проведения оплачиваемых общественных  работ;

- организация  временного трудоустройства несовершеннолетних  граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

- социальная  адаптация безработных граждан  на рынке труда;

- содействие  самозанятости безработных граждан;

- содействие  гражданам в переселении для  работы в сельской местности;

- выдача работодателям  заключений о привлечении и  об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;

4) разработка  и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия  по содействию занятости населения,  включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

5) организация  и проведение специальных мероприятий  по профилированию (распределению  безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;

6) проверка, выдача  обязательных для исполнения  предписаний об устранении нарушений  законодательства о занятости  населения, привлечение виновных  лиц к ответственности в соответствии  с законодательством Российской Федерации;

7) принятие мер  по устранению обстоятельств  и причин выявленных нарушений  законодательства о занятости  населения и восстановлению нарушенных  прав граждан;

8) обобщение  практики применения и анализ  причин нарушений законодательства о занятости населения в субъекте Российской Федерации, а также подготовка соответствующих предложений по совершенствованию данного законодательства.

Анализ правовой базы в области занятости свидетельствует  о полноте системы законодательства о занятости, однако оно громоздко и не совсем эффективно.

Поэтому все  чаще мы говорим о гармонии не только в законодательстве, но и в праве. Право, регулирующее реальные отношения  в жизни людей, ориентируясь на нужды  ее отдельных сторон, редко предстает  в своей целостности и стройности. Законодательство, дробясь на отрасли, институты, акты, нормы в государственном масштабе, на семейства отраслей, отрасли, подотрасли права в науке, создает сложную систему, части которой наслаиваются друг на друга, сталкиваются в частных конфликтах в процессе служения обществу [13; 23-27]. Поэтому цель гармонизации правовой системы - добиться согласованности, стройности, как минимум непротиворечивости в системе права и в наиболее его формализованной части - в законодательстве (даже одного государства).

Сам по себе вопрос о месте норм о содействии трудовой занятости и их месте в системе  права вызывает определенные затруднения  в юридической науке [11; 54-60]. Закон не может достичь преследуемой цели, если сознательно или неосознанно не соблюдается лицами, которым он адресован, а также не всегда ведется полный учет его нарушений.

Анализ законодательства России с начала XX в. по настоящее  время свидетельствует, что законодательство о занятости населения всегда состояло из правовых норм, не относящихся к какой-то одной отрасли права. Так, нормы, определяющие источники финансирования общественных работ, можно отнести к финансовому праву; нормы об установлении льгот по уплате промыслового, подоходного налога при организации кооперативных объединений безработных инвалидов - к налоговому праву; нормы, предусматривающие всеобщность наказания в виде лишения свободы за занятие бродяжничеством, попрошайничеством либо тунеядством - к уголовному праву; о создании артелей безработных - к гражданскому праву; о выплате пособий по безработице - к праву социального обеспечения; о предоставлении другой работы лицам, утратившим способность к труду, - к трудовому праву.

Правовые нормы, регулирующие отношения в сфере  содействия трудовой занятости населения  в настоящее время, содержатся также в законодательстве различных отраслей права. Примерами могут служить Трудовой кодекс Российской Федерации [7] (далее – ТК РФ), Закон об основах социального страхования [9] и др.

С середины 1990-х  гг. институт обеспечения (содействия) занятости (без термина «трудовой» и т.п.) стали признавать и в литературе. В настоящее время это делается многими авторами учебников по трудовому праву. Правда, в разной интерпретации и с неодинаковым содержанием. При этом забывая добавить слова: «трудовой занятости, основанной на трудовом договоре (имеющей целью заключение такового)». Кроме того, нередко отождествляют институт обеспечения (содействия) занятости с институтом трудоустройства, по сути, объединяя их. Так, К.Н. Гусов и В.Н. Толкунова пишут об «институте содействия занятости и трудоустройства», при этом выделяя в качестве самостоятельного еще один - «институт подготовки кадров и повышения квалификации на производстве».

Это давало возможность  специалистам в области трудового  права считать правоотношения по трудоустройству и занятости или предшествующими трудовым, или производными от трудовых и включать их в предмет трудового права. А.Д. Зайкин, например, выделял правоотношения по трудоустройству и занятости как единство трех взаимосвязанных, но разных видов отношений, которые являются «факультативными спутниками» трудовых и являются отношениями, предшествующими трудовым, возникающими до их появления [27; 124].

Представляется, что при таком делении не охватываются все отношения, складывающиеся в сфере содействия трудовой занятости населения. Следует согласиться с точкой зрения М.С. Строговича, по мнению которого субъективное право (в том числе права каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, на защиту от безработицы, провозглашенные в ст. 37 Конституции РФ) существует вне правоотношения, до его возникновения и после его прекращения, а в период существования правоотношения оно входит в его состав, является элементом правоотношения. Указанные в ст. 37 Конституции РФ права российского гражданина продолжают существовать и после вступления лица в трудовое правоотношение. В период работы гражданин имеет право искать другую работу или работу по совместительству. Поэтому можно сказать, что наряду с трудовыми возникают другие правоотношения, относящиеся к сфере содействия трудовой занятости населения.

В современной  научной литературе применительно  к правоотношениям по содействию занятости и трудоустройству  часто используется формулировка «правоотношения, тесно связанные с трудовыми» [33; 4-5]. Действительно, часть отношений в сфере содействия трудовой занятости населения являются тесно связанными с трудовыми, но это только правоотношения по содействию в обеспечении занятости и трудоустройства.

Нельзя не согласиться  с А.И. Процевским, который считает, что трудоустройство нельзя рассматривать  как форму реализации права на труд. Трудовое законодательство знает  только одну форму реализации права  на труд: ею выступает трудовой договор. Однако обеспеченность работой может быть достигнута и без вступления гражданина в трудовые отношения. Например, это возможно, когда гражданин начинает заниматься подсобными промыслами и реализацией продукции по договорам; предпринимательской деятельностью; выполнять работы по договорам гражданско-правового характера и в других случаях, упомянутых в ст. 2 Закона о занятости населения. Если к трудоустройству подключаются органы службы занятости, то возникают правоотношения между органом службы занятости и организацией, в которую направляется трудоустраиваемый, между трудоустраиваемым и организацией, которая впоследствии примет его на работу.

Информация о работе Трудоустройство службой занятости