Трудоустройство службой занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования – комплексный анализ правовых основ и особенностей функционирования службы занятости РФ в отношениях по трудоустройству и обеспечению занятости.
Поставленная цель достигается путем решения следующих исследовательских задач:
исследование правовых основ деятельности службы занятости, в том числе норм о занятости населения и норм, относительно организации и полномочий службы занятости;
исследование принципов деятельности в сфере обеспечения занятости населения, в том числе взаимосвязи данных принципов с системой социальных гарантий, предоставляемых российским законодательством;
анализ основных полномочий органов службы занятости в рамках отношений по трудоустройству и содействию занятости;
изучение особенностей трудоустройства и отношений по содействию занятости в отношении отдельных категорий граждан.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Нормативные основы деятельности службы занятости населения 5
1.1 Законодательство о занятости населения как правовая основа трудоустройства граждан органами службы занятости 5
1.2 Служба занятости как уполномоченный субъект содействия в трудоустройстве: понятие и полномочия 12
Глава 2 Обеспечение занятости и трудоустройства 17
2.1 Занятость и трудоустройство – общее понятие 17
2.2 Социальные гарантии в сфере занятости населения 23
Глава 3 Действия службы занятости при трудоустройстве граждан 30
3.1 Поиск подходящей работы 30
3.2 Выплата пособий 40
Глава 4 Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан 45
4.1 Содействие занятости женщин с семейными обязанностями 45
4.2 Проблемы занятости инвалидов 49
Заключение 55
Список использованных источников 56

Файлы: 1 файл

Курсовая. Трудоустройство службой занятости.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

Вторая концепция  основана на равенстве всех людей  и характерна в первую очередь  для США, где Законом 1973 г. о реабилитации инвалидов запрещена дискриминация инвалидов государственными ведомствами, подрядчиками и субподрядчиками, работающими по контрактам с федеральными властями, а также организациями, получающими федеральную помощь [23; 18]. Принятый в США в 1990 г. Закон об инвалидах провозглашает их полное равенство с другими работниками в сфере труда и предусматривает дополнительные меры по обеспечению и охране труда инвалидов (специальные подъемники, устройства для доступа глухих к средствам связи и т.д.). Данная концепция всемерно направлена на предотвращение социального отторжения инвалидов.

В Российской Федерации  численность инвалидов превышает 11 млн. человек. Законодательство относит инвалидов к субъектам, испытывающим трудности в поиске работы, которым предоставляются дополнительные гарантии занятости (ст. 5, 13 Закона о занятости. Согласно ст. 20 Закона о социальной защите инвалидов [10] гарантии занятости предоставляются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

- установление  в организациях независимо от  организационно-правовых форм и  форм собственности квоты для  приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

- резервирование  рабочих мест по профессиям, наиболее  подходящим для трудоустройства  инвалидов;

- стимулирование  создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

- создание инвалидам  условий труда в соответствии  с индивидуальными программами  реабилитации инвалидов;

- создание условий  для предпринимательской деятельности  инвалидов;

- организация  обучения инвалидов новым профессиям.

Данные мероприятия  реализуются в условиях перманентных изменений законодательства в ходе бюджетной реформы, передачи для  осуществления ряда полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения и социальной защиты инвалидов органам государственной власти Российской Федерации.

В основном дополнительные гарантии занятости инвалидов обращены к сфере наемного труда. Исходя из ст. 3 ТК РФ, не являются дискриминацией ограничения при приеме на работу с учетом состояния здоровья инвалидов, установление для них реабилитирующих условий труда, гарантий в области рабочего времени и времени отдыха, преимущественного права на заключение трудового договора о надомной работе. Это обусловлено особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Вспомогательную роль в обеспечении занятости инвалидов играют акты органов местного самоуправления, социального партнерства, локальные нормативные акты о труде и трудовые договоры.

На повышение  конкурентоспособности инвалидов на рынке труда направлены меры по организации обучения инвалидов новым профессиям. Инвалиды нуждаются в углубленном консультировании, психологической поддержке, профессиональной ориентации с учетом рекомендуемых им и востребованных на рынке труда профессий, а в сфере образования им предоставляются некоторые дополнительные гарантии и льготы. В частности, граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности.

Оптимальным является создание единой, основанной на использовании  инновационных и реабилитационных технологий, системы непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями, тем более что немало инвалидов деквалифицируется вследствие длительного пребывания в статусе безработных. В соответствии со ст. 7 Закона о занятости к полномочиям федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения отнесено определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.

Инвалиды могут быть заняты как на открытом рынке труда, где заметно влияние первой концепции трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, так и на закрытом рынке труда [24; 29-30].

На открытом рынке труда занятости инвалидов  содействует квотирование их трудоустройства, в том числе создание для инвалидов специальных рабочих мест в организациях. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают для каждой организации в пределах установленной квоты для приема инвалидов на работу минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Между тем правовые нормы о квотировании рабочих мест для инвалидов хронически не выполняются. В обществе нет глубокого понимания положения инвалидов, их потребностей и возможностей, уровень социальной ответственности многих работодателей является невысоким. Назрело время сформировать во всех регионах единые банки данных инвалидов, желающих трудиться, создать цельный механизм специального трудоустройства лиц с ограниченными возможностями в счет квоты, соответствующий новым финансовым реалиям и предусматривающий участие органов социального партнерства в формировании и реализации социальной политики в сфере труда. Надо обязать работодателей к непосредственному трудоустройству инвалидов, в установленных пределах и на основе расчетной стоимости специальных рабочих мест гарантировать работодателям возмещение расходов по созданию условий труда в соответствии с индивидуальными программами инвалидов, усилить контроль за соблюдением законодательства о приеме инвалидов на работу в счет квоты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В последние  годы в России возрастает интерес  ученых к изучению проблем рынка  труда и его элементов. Ими  были выдвинуты новые концептуальные подходы с учетом международного опыта. Однако до сих пор остаются вопросы по уточнению понятия рынка труда, его сущности и элементов, а также вопросы о функциях рынка труда и его инструментария. Кроме того, проблема регулирования рынка труда, как правило, рассматривается только с позиций государственного регулирования. При этом остаются без внимания иные подходы к регулированию, например, рыночные. Не уделяется также достаточного внимания такой форме регулирования рынка труда и социально-трудовых отношений, как социальное партнерство.

Состояние российской экономики на сегодняшний день, разрыв хозяйственных связей, проблемы взаимных неплатежей предприятий, задержки по выплате  заработной платы и другие сложности  поставили вопрос о занятости  трудовых ресурсов в число наиболее актуальных. В условиях перехода к рыночной экономике многие профессии оказались ненужными, сотни и тысячи специалистов не находят применения своим знаниям, предприятия отправляют своих работников в вынужденный отпуск, а система переподготовки кадров недостаточно эффективна. Государство предпринимает определенные меры, в том числе и правовые, чтобы максимально снизить остроту этой социальной проблемы. Несмотря на серьезные экономические трудности, в стране был принят ряд нормативных актов, которые создают определенную систему правового обеспечения отношений в области занятости и трудоустройства.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

 

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; Российская газета. – 2009. – 21 января
  2. О политике в области занятости [Текст]: конвенция Международной организации труда от 09.07.1964 г. № 122 // Ведомости ВС СССР. - 1967. - N 45. - Ст. 608; О ратификации Конвенций Международной организации труда [текст]: Указ Президиума ВС СССР от 05.08.1967 г. N 1770-VII // Ведомости ВС СССР. - 1967. - N 32. - Ст. 442
  3. О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями [Текст]: конвенция Международной организации труда от 23.06.1981 г. № 156 // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 32. – Ст. 3284; О ратификации Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями [Текст]: федеральный закон РФ от 30.10.1997 г. № 137-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 44. – Ст. 5020.
  4. О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов [Текст]: конвенция Международной организации труда от 20.06.1983 г. № 159 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 2031 – 2035; О ратификации Конвенций Международной организации труда N 148 "О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах" и N 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" [Текст]: Указ Президиума ВС СССР от 29.03.1988 г. № 8694-XI // Ведомости ВС СССР. - 1988. - N 14. - Ст. 223
  5. О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов [Текст]: Рекомендация Международной организации труда от 20.06.1983 г. № 168 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 2037 - 2045
  6. Европейская социальная хартия [Текст]: хартия Совета Европы от 03.05.1996 г. // Бюллетень международных договоров. - 2010. - N 4. - С. 17 – 67; О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года [текст]: Федеральный закон РФ от 03.06.2009 г. N 101-ФЗ // Российская газета. - 2009. - 5 июня
  7. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон РФ от 30.12.2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - Ст. 3.
  8. О занятости населения в российской Федерации [Текст]: закон РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 // Собрание законодательства РФ. – 1996. -  N 17. - ст. 1915
  9. Об основах обязательного социального страхования [Текст]: Федеральный закон РФ от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - N 29. - Ст. 3686.
  10. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - N 48. - ст. 4563

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КНИГИ, СТАТЬИ, МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И  СЕМИНАРОВ

 

 

  1. Андреева, Л.А. О месте норм об обеспечении трудовой занятости в системе российского права [Текст] / Л.А. Андреева, О.М. Медведев // Государство и право. - 2007. - N 2. - С. 54 - 60
  2. Антюшина, Н.М. Качество человеческих ресурсов как объект управления: опыт Швеции [Текст] / Н.М. Антюшина // Труд за рубежом. - 2005. - № 4. - С. 32
  3. Бачило, И.Л. Проблемы гармонизации в законодательстве [Текст] / И.Л. Бачило // Исследование теоретических и методологических проблем информационного права как системы правового регулирования отношений в информационной сфере. - 2000. - N 99-07-90083. - С. 23 - 27
  4. Витрук, Н.В. Общая теория правового положения личности [Текст] / Н.В. Витрук. - М.: 2008.
  5. Власов, В.И. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения [Текст] / В.И. Власов, О.М. Крапивин – М.: 1999.
  6. Гатауллин, Р.Ф. Построение эффективной системы социальной защиты населения: Учеб. Пособие [Текст] / Р.Ф. Гатауллин, И.В. Нусратулин. – Уфа: 2003.
  7. Грицюк, М. Женщина с ребенком ищет работу [Текст] / М. Грицюк, Т. Смольякова // Российская газета. - 2008. - 22 января.
  8. Гусева, Т.С. Правовое регулирование пособий по безработице: международные стандарты, зарубежный опыт, российская действительность [Текст] / Т.С. Гусева // Российская юстиция. - 2011. - N 2. - С. 62 - 64.
  9. Информационный сборник о занятости инвалидов [Текст] / Всероссийское общество инвалидов. - М.: 1999.
  10. Исайчева Е.А. Энциклопедия трудовых отношений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Альфа-Пресс, 2007.
  11. Каргалова, М.В. Занятость как высший приоритет социальной политики XXI века [Текст] / М.В. Каргалова // Труд за рубежом. - 2003. - N 1. - С. 15.
  12. Киселев, И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда [Текст] / И.Я. Киселев. - М.: 2005.
  13. Лебедева, Л.Ф. Трудовые отношения в США: основы трудового регулирования [Текст] / Л.Ф. Лебедева // Труд за рубежом. - 2006. - № 2. - С. 18
  14. Михайлов, А.А. Комментарий к законам о социальном обслуживании и социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Текст] / А.А. Михайлов // Работодатель. - 2006. - № 1. - С. 29 - 30
  15. Настольная книга судьи по трудовым спорам: учебно-практическое пособие [Текст] / Г.А. Жилин [и др.]; под ред. С.П. Маврина. М.: Проспект, 2011
  16. Орлова, Е.Е. Отраслевая принадлежность правовых норм о содействии трудовой занятости и их место в системе права [Текст] / Е.Е. Орлова // Социальное и пенсионное право. – 2009. - N 2.
  17. Российское трудовое право: Учебник [текст] / Под ред. А.Д. Зайкина. - М.: 1997.
  18. Серегина, Л.В. Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация [Текст] / Л.В. Серегина // Журнал российского права. - 2011. - N 2. - С. 73 - 81.
  19. Сторожук, Д.А. Правовое регулирование социальной защиты безработных граждан в Российской Федерации [Текст]: Автореф. дис. ... канд. юрид. Наук / Д.А. Сторожук - Омск, 2005.
  20. Труд в мире. 2000. Обеспечение дохода и социальная защита в меняющемся мире [текст] / Гл. ред. З.С. Богатыренко. - М.: 2001.
  21. Хныкин Г. Организация и проведение аттестации работников [Текст] / Г. Хныкин // Трудовое право. - 2000. - N 4. - С. 31
  22. Чубарова, Т.В. Тендерные проблемы занятости в странах Европейского союза [текст] / Т.В. Чубарова  // Труд за рубежом. - 2002. - N 4. - С. 116.
  23. Яшурина, Е.В. Основные особенности правоотношений по трудоустройству в России [Текст]: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.05 / Е.В. Яшурина - Пермь, 2003.

 


Информация о работе Трудоустройство службой занятости