Коллективно – договорное регулирование отношений в сфере труда в Беларуси и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы является совокупность регулируемых правом общественных отношений, возникающих в процессе заключения, изменения, исполнения коллективных договоров и соглашений. Предметом является социальное партнёрство, его формы и принципы (в т.ч. принципы ведения коллективных переговоров); функции, действие, юридическая природа коллективного договора, соглашения; субъекты коллективных трудовых отношений; содержание коллективных договоров и соглашений; соотношение индивидуального и коллективно-договорного регулирования; заключение, изменение, регистрация и прекращение коллективного договора.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО – ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНО – ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Понятие социального партнёрства
1.2. Понятие и правовая природа коллективного договора
1.3. Коллективный договор как основной инструмент регулирования социально-трудовых отношений
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
2.1. Порядок ведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора2.2. Процедура регистрации коллективного договора
2.3. Порядок изменения и прекращения действия коллективного договора..
ГЛАВА 3. КОЛЛЕКТИВНО – ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
3.1. Международные правовые стандарты
3.2. Правовое регулирование коллективно-договорных отношений в странах дальнего зарубежья
3.3. Правовое регулирование коллективно-договорных отношений в РФ: сравнительно-правовой аспект
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

KURS10.docx

— 73.06 Кб (Скачать файл)
    • Каждый из них от имени объединённых в нём работников;
    • Профсоюз, объединяющий большинство работающих у нанимателя работников или имеющий наибольшее число членов и которому это право добровольно предоставлено остальными профсоюзами;
    • Совместный орган, добровольно созданный этими профсоюзами.

Второй стороной, заключающей коллективный договор, является наниматель или уполномоченный им представитель [14, c.76].

Каждая из сторон коллективно трудовых отношений вправе направить другой стороне письменное требование о  начале коллективных переговоров. Темой  переговоров может быть не только заключение нового коллективного договора (соглашения), но и дополнение или  изменение действующего. Как правило, инициатором переговоров традиционно  выступает профсоюз как представитель  работников и трудовых отношениях. Вторая сторона, получив такое уведомление, обязана начать коллективные переговоры в семидневный срок. За односторонний отказ от ведения переговоров наниматель может быть оштрафован в размере от 50 до 100 базовых величин [9, c.649].

Для ведения переговоров сторонами  на равноправной основе создаётся специальная  комиссия  из уполномоченных представителей. Состав комиссии, сроки и место  проведения переговоров  определяется сторонами. Поскольку законодатель не устанавливает численность комиссии, следует полагать, что она также  определяется сторонами [12, c.84].

Наниматели, их объединения, соответствующие  государственные органы управления обязаны предоставлять информацию, необходимую для ведения переговоров. Участники переговоров не имеют  права разглашать сведения, являющиеся государственной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие такие сведения, привлекаются к ответственности  согласно законодательству Республики Беларусь. Иные вопросы ведения переговоров определяются сторонами[15, c.208].

Проект коллективного договора разрабатывается на основе предложений  работников с учётом конкретных условий  организации, заключающей коллективный договор[14, c.89].

Состав  комиссии, сроки и место проведения коллективных переговоров определяются сторонами. Стороны не имеют права  прекратить коллективные переговоры в  одностороннем порядке.

Моментом  окончания коллективных переговоров  является момент подписания коллективного  договора, соглашения, протокола разногласия. Подписание протокола разногласий  является началом коллективного трудового спора[4, c. 216].

Одобренный проект коллективного  договора, соглашения предписывается уполномоченными представителями  сторон. При этом должна быть подписана  каждая страница коллективного договора, соглашения.

После подписания проект приобретает  юридическую силу и становится обязательным к исполнению правовым актом [11, c. 1053].

 

 

    1. Процедура регистрации коллективного договора

 

Для регистрации  коллективного договора, соглашения наниматель предоставляет в соответствующий  орган следующие документы:

  1. Заявления с просьбой о регистрации
  2. Коллективный договор, соглашения, каждая страница которого подписана сторонами
  3. Копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора, соглашения.

Не позднее  двух недель со времени поступления  коллективного договора (соглашения) на регистрацию уполномоченным на это  органом производится соответствующая  запись в специальном журнале. На первой странице коллективного договора (соглашения) ставится штамп о регистрации [12, c.114].

Один экземпляр  зарегистрированного коллективного  договора (соглашения) остаётся в органе, осуществлявшем его регистрацию.

В случае непредставления  необходимых документов либо представления  ненадлежащее оформленных документов органы, осуществляющие регистрацию коллективных договоров (соглашений), могут отказать в их регистрации. Отказ в регистрации коллективного договора (соглашения) может быть обжалован сторонами в вышестоящий орган, а в случае его отказа – в суд. В этом же порядке регистрируются и внесённые в коллективный договор (соглашение) изменения и дополнения к этим актам [14, c.236].

Коллективный  договор, соглашение, зарегистрированные в установленном порядке, хранятся в течении 5 лет после истечения срока их действия.

Действующий коллективный договор – важный правовой документ заключившей его организации  и обязателен к исполнению. Содержание  договора должно быть известно всем работникам, в том числе и вновь принятым на работу. Срок действия коллективного договора (соглашения) определяется сторонами, однако в соответствии с законодательством не может длиться менее одного года и превышать трёхлетний период[4, c.317].

          Основания для отказа в регистрации коллективного договора, соглашения:

    • непредставление необходимых документов;
    • представление ненадлежащее оформленных документов.

Отказ в регистрации может быть обжалован сторонами в вышестоящий  орган, а в случае его отказа –  в суд.

Коллективный договор, соглашение, зарегистрированные в установленном  порядке, хранятся в течение 5 лет  после истечения срока их действия.

Срок  действия коллективного договора (соглашения) определяется сторонами, но не может  быть меньше 1 года и больше 3 лет [5, c.402].

 

 

    1. Порядок изменения и прекращения действия коллективного договора

 

В соответствии со ст. 371 ТК изменения  и дополнения в коллективный договор, соглашение вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, установленном  настоящим Кодексом для их заключения.

Действие коллективного договора распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен, а также на работников, от имени которых он не заключался, при условии, если они выразят  согласие на это в письменной форме [12, c.118].

Все работники, в том числе впервые  принятые, должны быть ознакомлены  нанимателем с действующими у  него коллективными договорами, соглашениями.

Об исполнении коллективного договора, соглашения в сроки, определённые в  них, но не реже одного раза в полугодие, информируются работники, от имени  которых они заключены.

Способы и порядок информирования определяются сторонами [16, c.174].

Контроль за исполнением коллективного договора осуществляется сторонами, а также специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Согласно ст. 376 ТК за неисполнение норм и обязательств, предусмотренных  договором, соглашением, стороны несут  ответственность в соответствии с законодательством, коллективным договором, соглашением [1, c 163].

 

 

 

 

ГЛАВА 3 КОЛЛКТИВНО-ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

3.1 Международные правовые стандарты

 

Акты ООН не предусматривают  право на коллективные переговоры и  договоры. Европейская социальная хартия провозглашает право на коллективные переговоры и обязует участников Хартии поощрять консультации работников и предпринимателей, а также там, где это необходимо и возможно, коллективных переговоров с целью регулирования условий труда посредством коллективных договоров.

Большое внимание коллективным переговорам  и договорам уделяет МОТ. Филадельфийская  декларация провозглашает одной  из задач МОТ способствование  действительному признанию права  на коллективные переговоры.

Положения и нормы, относящиеся  к коллективным договорам, содержатся в Рекомендации № 91. Она определяет такие договоры, как письменные соглашения относительно условий труда и найма, заключаемые, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими такими организациями предпринимателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся или при отсутствии таких организаций – представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными в соответствии с законодательством страны.[17, c. 251]

Всякий коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых  он заключён. Предприниматели и трудящиеся не должны включать в трудовые договоры условия, противоречащие положениям коллективного  договора. Условия трудовых договоров, противоречащие коллективному договору, должны считаться недействительными  и заменяться автоматически соответствующими положениями коллективного договора; вместе с тем условия трудовых договоров, которые более благоприятны для трудящихся, не считаются противоречащими  коллективному договору.

Положения коллективного договора должны распространяться на всех трудящихся, работающих на охватываемых коллективным договором предприятиях, если в самом  договоре не предусмотрено иное.[18]

В случае необходимости и с учётом действующей в каждой стране системы  коллективных договоров в национальном законодательстве должны предусматриваться  меры по распространению всех или  некоторых положений коллективного  договора на всех предпринимателей и  трудящихся, входящих по производственному и территориальному признаку в сферу действия договора. Распространение действия коллективного договора может быть обусловлено выполнением следующих требований:

  • чтобы коллективный договор уже охватывал достаточно представительное, по мнению компетентного органа власти, число соответствующих предпринимателей и трудящихся;
  • чтобы требование о распространении действия коллективного договора по общему правилу исходило от одной или нескольких участвующих в договоре организаций трудящихся и предпринимателей;
  • чтобы предпринимателям и трудящимся, на которых предстоит распространить коллективный договор, была предоставлена возможность высказать предварительно свои замечания.[17, c.254]

Рекомендация № 91 считает целесообразным предусмотреть в национальном законодательстве:

  • обязанность предпринимателей, связанных коллективными договорами, принимать необходимые  меры для сообщения заинтересованным трудящимся текста коллективного договора;
  • регистрацию или сдачу на хранение коллективных договоров и текстов всех вносимых в них изменений;
  • установление минимального срока, в течение которого коллективные договоры должны считаться действительными, если они не предусматривают иного и не будут до истечения срока их действия измены или отмены участвующими сторонами.

Контроль за соблюдением коллективных договоров Рекомендация считает необходимым возложить на участвующие в них организации предпринимателей и трудящихся, или органы инспекции, или органы, специально создаваемые для этой цели. [18]

 

3.2. Правовое регулирование коллективно-договорных отношений в странах дальнего зарубежья

 

Поскольку в странах Запада акцент в правовом регулировании труда смещен в сторону локального регулирования (в рамках отраслей и предприятий), коллективные договоры выступают как равный или почти равный законодательный источник трудового права, а в некоторых странах их значение в правовом регулировании труда превосходит роль законодательства.

Система коллективных договоров, действующих  в каждой отдельной стране, представляет собой сочетание так называемых крупномасштабных и заводских коллективных договоров. Крупномасштабные коллективные договоры — это общенациональные отраслевые договоры, а также межконфедеральные соглашения, охватывающие промышленность в целом. В отдельных странах (ФРГ, Франция) распространены региональные коллективные договоры, включающие в сферу своего действия предприятия определенной отрасли в рамках земли или департамента.

Традиционное отличие структуры  коллективно-договорного труда в  США и в европейских странах  заключалось в том, что в первом случае преобладали заводские (фирменные) коллективные договоры, а во втором — общенациональные отраслевые договоры, дополненные в ряде стран межконфедеральными соглашениями. Хотя это отличие остается, за последние десятилетия в структуре коллективно-договорного регулирования труда произошли изменения. Чрезмерная децентрализация коллективных договоров в США и их чрезмерная централизация в европейских странах вошли в противоречие с современными экономическими и социальными условиями, и прежде всего с требованиями научно-технического прогресса. Отсюда противоположная тенденция: в США — к централизации, в европейских странах — к децентрализации. Очевидно, оптимальная структура коллективно-договорного регулирования труда находится где-то посредине между американской и европейской моделями.

Информация о работе Коллективно – договорное регулирование отношений в сфере труда в Беларуси и за рубежом