Коллективно – договорное регулирование отношений в сфере труда в Беларуси и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы является совокупность регулируемых правом общественных отношений, возникающих в процессе заключения, изменения, исполнения коллективных договоров и соглашений. Предметом является социальное партнёрство, его формы и принципы (в т.ч. принципы ведения коллективных переговоров); функции, действие, юридическая природа коллективного договора, соглашения; субъекты коллективных трудовых отношений; содержание коллективных договоров и соглашений; соотношение индивидуального и коллективно-договорного регулирования; заключение, изменение, регистрация и прекращение коллективного договора.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО – ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНО – ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Понятие социального партнёрства
1.2. Понятие и правовая природа коллективного договора
1.3. Коллективный договор как основной инструмент регулирования социально-трудовых отношений
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
2.1. Порядок ведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора2.2. Процедура регистрации коллективного договора
2.3. Порядок изменения и прекращения действия коллективного договора..
ГЛАВА 3. КОЛЛЕКТИВНО – ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
3.1. Международные правовые стандарты
3.2. Правовое регулирование коллективно-договорных отношений в странах дальнего зарубежья
3.3. Правовое регулирование коллективно-договорных отношений в РФ: сравнительно-правовой аспект
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

KURS10.docx

— 73.06 Кб (Скачать файл)

Учреждение  Образования Федерации Профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»»

 

 

Рег. № ___________                                                    Кафедра частного права

Дата «___» _________2012г.

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему «Коллективно – договорное регулирование отношений в сфере труда в Беларуси и за рубежом»

по  дисциплине: Трудовое право

 

 

Основные замечания:______________           Студент___________________

_________________________________          

_________________________________           Курс 2, группа 1033

_________________________________           Факультет Юридический

_________________________________           Специальность Правоведение

_________________________________

_________________________________           Научный руководитель:

_________________________________         преподаватель кафедры

_________________________________           частного права

_________________________________          

_________________________________   

_________________________________

 

 

Отметка о допуске курсовой работы к защите:

________________________________________

Дата: «__»__________________________2012г.

Подпись научного руководителя:_____________

 

 

 

 

Минск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО – ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНО – ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1. Понятие социального партнёрства

1.2. Понятие и правовая природа коллективного договора

1.3. Коллективный договор как основной инструмент регулирования социально-трудовых отношений

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК  ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ  КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

2.1. Порядок ведения коллективных  переговоров по заключению коллективного  договора2.2. Процедура регистрации коллективного договора

2.3. Порядок изменения и прекращения  действия коллективного договора..

ГЛАВА 3. КОЛЛЕКТИВНО – ДОГОВОРНОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

3.1. Международные правовые стандарты

3.2. Правовое регулирование коллективно-договорных  отношений в странах дальнего  зарубежья

3.3. Правовое регулирование коллективно-договорных  отношений в РФ: сравнительно-правовой  аспект

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Осуществляемое государством централизованное регулирование трудовых отношений  предусматривает, как правило, социально  необходимый уровень прав и гарантий для работников. Однако регулирование  трудовых отношений может осуществляться не только на уровне кодекса, закона, иных нормативных правовых актов, но и  на уровне договора, заключаемого между  нанимателем и работниками. Таким  средством локального регулирования  является коллективный договор.

Разрабатываемые и заключаемые  социальными партнёрами коллективные договоры – важнейший инструмент регулирования отношений в социально-трудовой сфере и согласования социально-экономических  интересов работников и нанимателей, разрешения путём переговоров наиболее острых вопросов социальной защиты работников.

Коллективно-договорной метод, обладающий большим динамизмом, способен учесть особенности отрасли в целом и каждой конкретной организации в частности, учесть интересы различных категорий работников, рыночную конъюнктуру в значительно большей степени, чем законодательство.

Право граждан на заключение коллективных договоров провозглашено в ст. 41 Конституции Республики Беларусь. Институт коллективных договоров и  соглашений является одним из старейших  институтов отечественного трудового  права. Однако современное белорусское  и российское законодательство о  коллективно-договорном регулировании, разработанное с учётом международных  трудовых стандартов, сформировалось лишь в последние 10 лет.

Трудовой кодекс во многих случаях  допускает возможность регулирования  трудовых отношений посредством  коллективных договоров и соглашений, что свидетельствует об изменениях в методе трудового права: соотношении  между централизованным и децентрализованным регулированием труда, расширением  последнего. Однако комплексный анализ национального законодательства о  коллективных договорах и соглашениях  свидетельствует о нарушениях правил законодательной техники, коллизиях и пробелах в правовом регулировании указанных актов, которые сдерживают возможности коллективно-договорного регулирования.

Объектом данной работы является совокупность регулируемых правом общественных отношений, возникающих в процессе заключения, изменения, исполнения коллективных договоров  и соглашений. Предметом является социальное партнёрство, его формы и принципы (в т.ч. принципы ведения коллективных переговоров); функции, действие, юридическая природа коллективного договора, соглашения; субъекты коллективных трудовых отношений; содержание коллективных договоров и соглашений; соотношение индивидуального и коллективно-договорного регулирования; заключение, изменение, регистрация и прекращение коллективного договора.

При написании данной работы была поставлена цель: всесторонне исследовать коллективный договор, как локальный нормативный акт.

Основными задачами являются:

    • изучить понятие социального партнерства;
    • определить порядок заключения, изменения и прекращения коллективного договора;
    • выявить особенности регулирования коллективно-договорных отношений в странах дальнего зарубежья;
    • исследовать коллективно-договорные отношения в РФ в сравнительном аспекте.

Литература, используемая при написании  данной работы относится,  в основном к литературе, носящей теоретический характер, в которой содержатся актуальные на сегодняшний день темы, касающиеся всего трудового права. Такой литературой являются книги, учебники, под издательством таких авторов, как: Т.Н.Важенкова, В.А.Круглов, В.И.Семенков, Г.А.Василевич. Также материал для данной работы был взят из учебных пособий «Очерки трудового права»  Томашевского К.Л., «Трудовое право» В.И.Семенкова, Г.А.Василевича, Г.Б.Шишко и др. Для более полного понимания темы были использованы и источники правотворческой литературы – это в основном Конституция Республики Беларусь, Трудовой Кодекс Республики Беларусь, Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, указ Президента Республики Беларусь «О развитии социального партнёрства в Республике Беларусь», указ Президента Республики Беларусь, которым утверждено Положение о Национальном совете по трудовым вопросам. Тексты нормативных правовых актов взяты из консультационно-справочной компьютерной системы КонсультантПлюс.

 

ГЛАВА 1СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО – ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

 

    1. Понятие социального партнёрства

 

В Республике Беларусь постепенно формируется  система социального партнерства, которая оказывает существенное влияние на регулирование социально-трудовых отношений. В трудовом законодательстве под социальным партнерством понимается форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов [1, c.156].

Из данного определения видно, что социальное партнёрство –  это совместная деятельность участников общественных отношений в социально-трудовой сфере. Фактически социальное партнёрство  означает консультации и сотрудничество между наёмными работниками, нанимателем  на разных уровнях по поводу определения  и установления взаимоприемлемых условий  найма рабочих и служащих и  оплаты труда.

Специальным органом, призванным развивать  и координировать социальное партнёрство  в республике, является Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. Совет создаётся в целях осуществления  взаимодействия Правительства Республики Беларусь, республиканских объединений  нанимателей и профсоюзов по реализации социально-экономической политики, защите трудовых прав, экономических и социальных интересов граждан [2].

Основной целью социального  партнерства в республике является совместное осуществление конкретных мер, направленных на повышение доходов  и уровня жизни населения, обеспечение  занятости, создание здоровых и безопасных условий труда.

Важнейшей задачей социального  партнерства на данном этапе развития экономики республики является объединение  усилий сторон коллективных трудовых отношений на преодоление кризиса  и стабилизацию социально-экономической  ситуации, поэтапное повышение доходов  населения на основе роста производительности труда и повышения эффективности производства [3, ч.1 ст.2].

Значение социального партнерства заключается в том, что оно:

а) в трудовом праве является новым  методом правового регулирования  труда, служащим для урегулирования противоречий интересов работников и нанимателей, органов государства;

б) призвано налаживать взаимоотношения  работников и нанимателей согласно формам и принципам, предусмотренным  ТК РБ [4, c.214].

В соответствии со ст. 353 основными принципами социального партнёрства являются:

    • равноправие сторон;
    • соблюдение норма законодательства;
    • полномочность принятия обязательств;
    • добровольность принятия обязательств;
    • учёт реальных возможностей принятия реальных обязательств;
    • обязательность выполнения договорённостей и ответственность за принятые обязательства;
    • отказ от односторонних действий, нарушающих договорённости;
    • взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации [1, ст.353].

Принципы социального партнёрства  – это основополагающие положения, определяющие характер и общую направленность правового регулирования отношений, складывающихся при осуществлении социально диалога [4, c.215].

В Республике Беларусь, как и в  зарубежных странах, ключевая роль в  защите интересов работников принадлежит  коллективным договорам и соглашениям, которые, как правило, содержат результаты коллективных переговоров сторон социального  партнёрства по вопросам условий, организации  и оплаты труда, охраны и безопасности труда, обеспечения занятости, профессиональной подготовки кадров, социальных гарантий [5, c. 307].

В соответствии с действующим в  Республике Беларусь законодательством  по социальному партнёрству в  сферу коллективно-договорного регулирования трудовых отношений могут входить практически все вопросы, по которым руководящие органы на соответствующем уровне имеют право принимать решения [6, с.54].

Основными субъектами (сторонами) социального  партнёрства являются работники  и наниматели, которые объединены в соответствии с самоорганизацией в рамках внутренне ориентированного действия в союзы (профессиональные союзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев и т.д.)

Посредниками между этими двумя  субъектами в соответствии с законодательством  о социальном партнёрстве являются органы государственной власти, которые  к субъектам социального партнёрства  относятся лишь постольку, поскольку выступают в качестве нанимателей и бюджетных организациях [7, c.280].

Третьей стороной социального партнерства  является государство.

Государство призвано играть различные  роли в социальном партнерстве: гаранта, контролера, арбитра, законодателя. Государство  участвует в социально-партнерских  отношениях: на переговорах и в  консультациях целей выработки  и проведения в жизнь социальной и экономической политики [4, c.217].

Взаимодействие в социальном партнёрстве  – это взаимодействие на основе консенсуса, предполагающее достижение целей и реализацию интересов  социальных субъектов через сближение  позиций и достижение согласия при  проведении коллективных переговоров  без какого-либо давления со стороны  одного из субъектов партнёрства [6, c.57].

Органами социального партнерства  являются комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений. Эти  комиссии создаются для ведения  коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях [8, c.9].

Исходя из ст.ст. 356, 359 ТК РБ система  социального партнерства включает четыре уровня:

  • Республиканский уровень;
  • Отраслевой уровень;
  • Местный (территориальный) уровень;
  • Уровень организации.

Правовую основу системы социального  партнерства в настоящее время  помимо Конституции Республики Беларусь составляют: Кодекс законов о труде, законы "О профессиональных союзах", "О коллективных договорах и  соглашениях", "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)", "О Кабинете Министров Республики Беларусь", "Об общественных объединениях", Конвенция 144 "О трехсторонних  консультациях для содействия применения международных трудовых норм", Конвенция 154 "О содействии коллективным переговорам" и другие.

Информация о работе Коллективно – договорное регулирование отношений в сфере труда в Беларуси и за рубежом