Систематизация (кодификация) украинского права 1958-1985 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей, нововведений, недостатков, при-чин введения и перспектив второй кодификации украинского права.
Заданиями работы являются следующие:
1) изучить механизм подготовки и принятия Верховным Советом СССР обще-союзных основ законодательства по всем наиболее важным отраслям права;
2) определить их значение, а также усиление унификации законодательства для укрепления единства регулирования общественных отношений на территории союзных республик;
3) проанализировать степень негативного влияния на дальнейшее развитие зако-нодательства противоречивость процессов развития советского общества, со-хранение жестокого централизма, командно-административного стиля управ-ления;
4) определить роль Конституции СССР и УССР и их значение в осуществлении дальнейшей кодификации законодательства;
5) осветить нововведения, связанные с формированием новых экономических и общественно-политических условий;
6) провести анализ основных черт криминального права и выявить причины вве-дения понятия тяжкого преступления и его видов;
7) дать характеристику нововведенных институтов (условного осуждения, отсроч-ка исполнения приговора), оснований и условий их применения;
8) раскрыть виды криминального наказания, их изменение и дополнение соот-ветственно указов Президиума Верховного Совета СССР от 26.07. и 15.10.1982г.
9) проанализировать расхождение демократических принципов процессуальных правовых норм в теории (Конституции Украинской ССР 1979 г.) и на практи-ке;
10) сделать выводы насчет состояния, уровня развития, степени совершенства от-дельных институтов криминального и криминально-процессуального права УССР в 60-80-е гг. ХХ века.

Содержание работы

Введение 3
1. Систематизация законодательства. Основные понятия 5
2. Причины второй кодификации, механизм ее осуществления 8
3. Основы законодательства СССР и их значение в проведении кодификации 11
4. Конституция СССР и Конституция УССР 1979 г. Их юридическая особенность в урегулировании кодификации законодательства 12
5. Основные положения криминального и криминально-процессуального кодексов УРСР 15
а) период 50-х годов 15
2) период 60-х годов. 19
6. Кодификация в период 60-70-х годов (окончание) 23
Заключение 26
Список используемой литературы: 29
Приложение 30

Файлы: 1 файл

K_Sistematizachiya (kodifikachiya) ykrainskogo prava 1958-1985 gg.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

На усиление борьбы с разворовыванием  государственного и общественного  имущества был направлен указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1982 г. «Об усилении борьбы с мелкими разворовываниями государственного или общественного имущества», согласно которому лица, которые совершили мелкое разворовывание государственного или общественного имущества, вместе с привлечением к административной или уголовной ответственности или применением к ним мер общественного влияния администрацией по согласованию с профкомом могли лишаться полностью или частично премий, вознаграждений по итогам годовой работы предприятий (учреждений), льготных путевок в дома отдыха или санатории, им могло быть перенесена очередь на получение жилплощади.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1985 г. «О внесении изменений и дополнений в Основы криминального законодательства Союза ССР и союзных республик и Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик» было введено отбытие наказания в виде лишения свободы в исправительно-трудовых колониях-поселениях для лиц, совершивших намеренные преступления, изменены некоторые положения закона об условно-досрочном освобождении.

В УК Украины  наиболее распространенным криминальным наказанием было лишение свободы, что рассматривалось как универсальное средство достижения цели криминального наказания, как панацея от практически абсолютного большинства преступлений. Однако такой подход привел к переполнению исправительно-трудовых заведений, которые по причине объективного и субъективного характера не обеспечивали полностью выполнения положенных на них функций исправления и перевоспитания осужденных10. Во многих случаях лица, находясь в среде исправительно-трудовых заведений, обретали антисоциальную ориентацию.

11 июля 1969 г.  было утверждено Положение о  предварительном взятии под стражу. До этого времени данный вопрос регулировался в КПК и ВТК союзных республик. Теперь предварительное взятие под стражу допускалось как исключительная мера: только в случаях, если существовали основания предполагать, что обвиненный спрячется от следствия или будет препятствовать установлению истины при расследовании преступления, будет продолжать преступную деятельность или может уклониться от выполнения приговора.

Указами Президиума Верховной Рады СССР от 11 июля 1969 г. и 3 февраля 1970 г. было расширено участие  защитника в криминальном процессе. Защитник допускался к участию в  деле с момента объявления обвиненному об окончании предварительного следствия и предъявления ему для ознакомления всех материалов дела, но по постановлению прокурора защитник мог быть допущен к участию в деле и с момента предъявления обвинения.

Основные принципы процессуального права были закреплены в Конституции УССР 1978 г. Это такие, как осуществление правосудия только судом на основах равенства всех граждан перед законом; участие в суде первой инстанции народных заседателей; коллегиальность рассмотрения гражданских и уголовных дел во всех судах; независимость судий и народных заседателей и подчинение их только закону; гласность судебного разбирательства; право лиц, которые принимают участие в деле, выступать в суде родным языком, а также знакомиться с делом через переводчика; право обвиненного на защиту. Конституционное закрепление получил и такой принцип, как участие общественных организаций и трудовых коллективов в судопроизводстве по гражданским и уголовным делам.

Тем не менее  многие из перечисленных демократических принципов далеко не всегда осуществлялись на практике. Уголовно-процессуальное законодательство не обеспечивало надлежащих юридических гарантий прав лица. Недостаточная требовательность судов к качеству расследования приводила к тому, что случались случаи, когда следователи разными средствами требовали у подследственных признания своей вины. Широкое распространение получил арест как мера пресечения, даже в тех случаях, если в этом не было необходимости. Арест на самом деле стал универсальной мерой пресечения, при этом нередко увеличивались установленные законом сроки следствия и соответственно сроки пребывания под стражей до суда. Необеспеченность прав обвиненных увеличивалась тем, что советское уголовно-процессуальное законодательство в рассматриваемый период не предусматривало обязательного участия адвоката на предварительном следствии (хотя во всех цивилизованных странах это было нормальным явлением). Отказ подследственному в праве пользоваться услугами адвоката на стадии предварительного следствия — наследие сталинско-бериевской «юстиции», серьезно ущемляющей гарантии прав граждан.

6. Кодификация в период 60-70-х  годов (окончание)

Важный этап в истории второй комплексной  кодификации законодательства УССР открыло постановление Совета Министров  республики от 12 декабря 1972 г. «Об издании Систематического собрания действующего законодательства Украинской ССР»11. Им с целью обеспечения министерств, ведомств, исполкомов местных Советов и других государственных и хозяйственных органов законодательством Совет Министров республики обязал Министерство юстиции УССР приступить, начиная с 1973 г., к подготовке указанного издания с тем, чтобы на протяжении 1975—1978 гг. выдать разделы по вопросам народного хозяйства. Необходимость усовершенствования хозяйственного законодательства, как было указано в постановлении ЦК Компартии Украины и Совета Министров УССР от 23 июля 1973 г.12 была обусловлена тем, что оно не полностью отвечало потребностям развития экономики.

Подготовку  этого издания Министерство юстиции  УССР проводило вместе с министерствами, государственными комитетами республики, научными учреждениями АН УССР и высшими юридическими учебными заведениями. Непосредственное руководство осуществляла главная редакция из шести лиц, которую возглавлял министр юстиции УССР. При этом широко использовался опыт, накопленный во время работы как над общесоюзным, так и республиканским законодательством. Главным источником, нормативной основой создания Систематического собрания было Хронологическое собрание. Одновременно разрабатывались и новые законодательные акты.

Работа по созданию Систематического собрания проводилась  соответственно методическим правилам, одобренных коллегией Министерства юстиции УССР 29 декабря 1972 г., а также инструкции, одобренной коллегией Министерства юстиции УССР 12 мая 1976 г. Изучались все законодательные акты и постановления правительства республики, начиная с 1918 г. Из более чем 160 тыс. нормативных актов для дальнейшей работы было отобрано свыше 12 тыс. После их обработки в Систематическое собрание было включено 4315 этих и новых актов13, которые были вмещены в 24 тома. Кроме того, был выдан справочный, 25-й том.

С целью постоянного  поддержания Систематического собрания в контрольном состоянии постановлением от 28 мая 1981 г.14 Совет Министров республики вменил в обязанность Министерство юстиции УССР готовить к нему дополнение. В 198З г. были выданы 26-й, 27-й и 28-й тома Систематического собрания, в которых помещено по разделам законодательство республики по состоянию на 1 января 1981 г.

Новым этапом второй комплексной кодификации республиканского законодательства стало создание Свода законов УССР. Начало ему положила принятая на выполнение решения XXV съезда партии 2 сентября 1976 г. ЦК КПСС, Президиумом Верховной Рады СССР и Советом Министров СССР общее постановление «О подготовке и издании Свода законов СССР»15, которым, в частности, было признано за целесообразное вместе с созданием Свода законов СССР в каждой союзной республике подготовить и выдать свой Свод законов. Общим постановлением ЦК Компартии Украины, Президиума Верховной Рады УССР и Совета Министров УССР от 28 сентября 1976 г. «О подготовке и издании Свода законов УССР»16 на Министерство юстиции республики были положены обязанности, связанные с подготовкой с участием соответствующих министерств и ведомств проектов нормативных актов, которые подлежат включению в Свод законов. Для осуществления общего руководства подготовкой и изданием Свода законов соответственно этому же постановлению была создана специальная комиссия, возглавляемая министром юстиции УССР. При ней действовал научно-консультативный совет, который осуществлял предварительное рассмотрение некоторых вопросов.

Комиссии належало выполнить значительный объем работ. Поэтому вместе с вопросами организационного характера она в соответствии с этим же постановлением решала вопрос методического обеспечения работы по созданию Свода законов. Общим постановлением ЦК Компартии Украины, Президиума Верховной Рады УССР и Совета Министров УССР от 4 августа 1978 г. были одобрены схема Свода законов УССР и основные принципы формирования его материалов17.

Исходя из своих  полномочий, Комиссия по изданию Свода  законов УССР 4 июня 1979 г. утвердила  правила его подготовки. Они, перечни  действующих республиканских актов  и рекомендации относительно разработки актов были присланы министерствам, государственным комитетам и ведомствам для руководства во время проведения работ по подготовке материалов Свода законов.

Ряд организационных мероприятий  осуществило Министерство юстиции  УССР. В частности, проводился семинар с заместителями министров, представителями государственных комитетов, руководителями ведомств и начальниками юридических отделов. Приказом министра от 3 декабря 1981 г. были утверждены детальные методические указания по подготовке Свода законов Украинской ССР. В аппарате министерства были образованы специальное подразделение - управление хозяйственного законодательства, которое дало возможность закрепить за каждым разделом Свода законов группу специалистов, которые занимались изучением законодательства и разработкой предложений относительно его упорядочения и усовершенствования. В подготовке Свода законов активное участие принимали научные работники.

Такой высокий  уровень организационного обеспечения  процесса формирования материалов Свода  законов позволил оперативно и успешно завершить все запланированные подготовительные работы18.

Создание Свода  законов Украинской ССР стало, с  одной стороны, завершающим этапом второй комплексной кодификации  законодательства республики, а с  другой,—начальным этапом третьей  кодификации, поскольку сердцевиной Свода является Конституция УССР 1978 г.

Обращает на себя внимание тот факт, что республиканские  кодексы не остались «застывшими» законодательными актами. Так, по состоянию на 1 января 1985 г. с момента введения в действие в Уголовный кодекс УССР было внесено свыше 340 изменений и дополнений, Уголовно-процессуальный — более 270, Гражданский — свыше 70, Гражданский процессуальный — более 130. Это свидетельствует, во-первых, про постоянное и оперативное реагирование законодателя на потребности практики правового регулирования общественных отношений и, во-вторых, о влиянии на этот процесс субъективного фактора.

 

 

Заключение

 

Вторая комплексная  кодификация нормативных актов  украинского законодательства была проведена в 60-80-е годы ХХ в. основным заданием ее было приведение правовой системы в соответствие с уровнем развития общества. Считалось, что социализм победил полностью и окончательно, а государство диктатуры пролетариата постепенно приближается к коммунистическому самоуправлению. Была сделана попытка к устранению чрезмерной централизации, душившей экономику страны, однако начатые реформы не подкрепились глубинными демократическими преобразованиями, в результате чего силы бюрократии и консерватизма еще более окрепли. В жизни создался двойной стандарт: провозглашение демократических принципов на словах, а на деле авторитарность, трибунные призывы к народовластию, а на практике волюнтаризм и субъективизм, дефицит гласности и критики. Был создан единый народно-хозяйственный комплекс как централизованная, командно-административная система, противостоявшая инициативе республик. Это было основой политической и национальной зависимости украинской государственности. Теоретической базой второй кодификации стала Конституция СССР 1976 г. и Конституция Украины 1978 г., пересмотревшая многие правовые нормы и понятия, и закреплявшая отмеченную тенденцию экономики страны.

В этих конкретно-исторических условиях вторая кодификация отличалась следующими особенностями:

  1. сохранение союзных принципов, централизации законодательного регулирования и унификации законодательства. Это проявилось прежде всего в принятии Верховным Советом СССР Основ законодательства по всем важным отраслям права, которые считались основой для подготовки соответствующих республиканских кодексов. При этом иное, нежели в Основах, решение вопросов не допускалось. Доминирующим – в случае расхождения республиканского и союзного законов или указов - был общесоюзный закон (указ). За 1958-1984 гг. было принято 16 Основ законодательства СССР и республик, ряд важных общесоюзных актов – Законов, статутов и кодексов по различным отраслям права. Это привело к так называемой интеграции правовых норм и принципов на территории СССР как единого государства. Эта тенденция еще более усилилась с принятием в 1977 г. новой Конституции, от которой мало чем отличались новые конституции союзных республик, в том числе Конституция Украины 1978 г.
  2. в ходе второй кодификации нередко использовались разные способы правового регулирования, обнаружилась недостаточная эффективность действия рада законов, вследствие чего отдельные нормы на протяжении малого отрезка времени подлежали изменениям, нередко в противоположных направлениях. Например, в Основы криминального законодательства с момента введения их в действие в 1959 г. до 1982 г. включительно было внесено свыше 50 изменений; в криминальный кодекс УССР с 1961 по 1984 гг. – свыше 340; в Криминально-процессуальный за тот же период – свыше 270; в Гражданско-процессуальный – с 1964 по 1984 гг. – свыше 130; в Основы гражданского законодательства с 1962 по 1981 гг. – свыше 80 изменений.

Информация о работе Систематизация (кодификация) украинского права 1958-1985 гг