Систематизация (кодификация) украинского права 1958-1985 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей, нововведений, недостатков, при-чин введения и перспектив второй кодификации украинского права.
Заданиями работы являются следующие:
1) изучить механизм подготовки и принятия Верховным Советом СССР обще-союзных основ законодательства по всем наиболее важным отраслям права;
2) определить их значение, а также усиление унификации законодательства для укрепления единства регулирования общественных отношений на территории союзных республик;
3) проанализировать степень негативного влияния на дальнейшее развитие зако-нодательства противоречивость процессов развития советского общества, со-хранение жестокого централизма, командно-административного стиля управ-ления;
4) определить роль Конституции СССР и УССР и их значение в осуществлении дальнейшей кодификации законодательства;
5) осветить нововведения, связанные с формированием новых экономических и общественно-политических условий;
6) провести анализ основных черт криминального права и выявить причины вве-дения понятия тяжкого преступления и его видов;
7) дать характеристику нововведенных институтов (условного осуждения, отсроч-ка исполнения приговора), оснований и условий их применения;
8) раскрыть виды криминального наказания, их изменение и дополнение соот-ветственно указов Президиума Верховного Совета СССР от 26.07. и 15.10.1982г.
9) проанализировать расхождение демократических принципов процессуальных правовых норм в теории (Конституции Украинской ССР 1979 г.) и на практи-ке;
10) сделать выводы насчет состояния, уровня развития, степени совершенства от-дельных институтов криминального и криминально-процессуального права УССР в 60-80-е гг. ХХ века.

Содержание работы

Введение 3
1. Систематизация законодательства. Основные понятия 5
2. Причины второй кодификации, механизм ее осуществления 8
3. Основы законодательства СССР и их значение в проведении кодификации 11
4. Конституция СССР и Конституция УССР 1979 г. Их юридическая особенность в урегулировании кодификации законодательства 12
5. Основные положения криминального и криминально-процессуального кодексов УРСР 15
а) период 50-х годов 15
2) период 60-х годов. 19
6. Кодификация в период 60-70-х годов (окончание) 23
Заключение 26
Список используемой литературы: 29
Приложение 30

Файлы: 1 файл

K_Sistematizachiya (kodifikachiya) ykrainskogo prava 1958-1985 gg.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Резко снижался максимальный срок лишения свободы с 25 до 15 лет. С 1959 г. широко практикуется и условное осуждение. Оно было известно советскому праву с 1918 г., но с середины 30-х лет применялось редко.

Успехи в  борьбе с преступностью и предупреждении преступлений подготовили возможность  правильного и целесообразного применения условного осуждения. Его главное назначение - перевоспитать виновного, поддать его моральному осуждению общества, прежде всего трудового коллектива. Условное осуждение допускало обязательное привлечение общественности к перевоспитанию осужденного, в особенности тогда, когда она ходатайствовала перед судом о смягчении приговора путем условного осуждения.

В 1959—1960 гг. условное осуждение  по ошибке применялось к злостным преступникам, в некоторых случаях — даже к опасным рецидивистам. Но в скором времени такие ошибки стали устраняться, когда Верховный Суд СССР постановлением от 4 марта 1961 г. предостерег против применения условного осуждения к лицам, совершившим тяжелые преступления. Снижение преступности привело к изменениям в порядке освобождения судом от уголовной ответственности и наказания. Одним из оснований для этого было такое изменение обстоятельств до времени расследования или рассмотрения в суде, вследствие которого действие теряло характер общественно опасного или субъект переставал быть социально опасным. Другим основанием могло быть признание, что вследствие последующего безупречного поведения и честного отношения к работе лицо ко времени рассмотрения дела в суде не может больше считаться общественно опасным.

Тем не менее суровая криминальная репрессия не исключалась. Она применялась к небольшому количеству общественно опасных действий и к маленькому количеству лиц, которые тяжело или совсем не поддавались исправлению и перевоспитанию (шпионов, диверсантов и других вражеских элементов, а также рецидивистов).

С 1959 г. были усилены  наказания за такие преступления, как изготовление и сбыт фальшивых  денег или ценных бумаг и нарушение  правил валютных операций, разворовывание государственного или общественного имущества в особенности в больших размерах, преднамеренное тяжелое повреждение и изнасилование, взяточничество, посягательство на жизнь работника милиции и народного дружинника в связи с их деятельностью по охране общественного порядка.

Наказание назначалось  лишь по приговору суда. Придерживался  принцип индивидуализации наказания. Гуманизация криминального права отразилась в новом порядке условно-досрочного освобождения от наказания и замены наказания более мягким.

Лицо, которое  было осуждено к лишению свободы, исправительно-трудовым работам, ссылке, высылке или направлению в дисциплинарный батальон и доказало образцовым поведением и честным отношением к работе свое исправление, могло быть досрочно освобождено от наказания после фактического отбытия не менее половины назначенного срока. Неотбытая часть наказания могла также заменяться более мягким наказанием.

В борьбе с рецидивной преступностью указанные сроки  увеличивались. К особенно опасным рецидивистам условно-досрочное освобождение не применялось.

Как всегда, в  необходимых случаях выдавались акты общей или отдельной амнистии. Тем не менее в марте 1953 г. общая амнистия была объявлена без достаточных оснований, проведена второпях, неквалифицированно. Ее следствием стала вспышка преступности. Именно поэтому нельзя относить эту амнистию к первым шагам десталинизации. В 1955 г. были амнистированы некоторые граждане, которые сотрудничали с немецкими оккупантами. Тогда же были досрочно уволены немецкие граждане, осужденные советским судом за содеянные ими в годы войны преступления.

Криминальное  судопроизводство. Для демократического развития криминального судопроизводства большое значение имела отмена в 1956 г. антигуманных, антинародных законов, которые санкционировали особый порядок ведения следствия и судебного разбирательства в делах о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти (постановление ЦВК СССР от 1 декабря 1934 г.) и в делах о шпионаже и диверсиях (постановление ЦВК СССР от 14 сентября 1937 г.)8.

Основное внимание криминального судопроизводства, в  особенности во второй половине 50-х  лет, отводилось установлению справедливости относительно незаконно репрессированных, регулированию процесса реабилитации невинно осужденных в годы массовых репрессий.

Начало процесса реабилитации положил указ Президиума Верховной Рады СССР, изданный в  сентябре 1953 г. Он предоставил воинской коллегии Верховного Суда СССР право  рассматривать по протестам генерального прокурора решения бывших коллегий ОДПУ, «троек» и так называемого «особого совещания» при НКВС-МВС СССР. Вместе с тем в 1954 г. была создана комиссия президиума ЦК КПСС по рассмотрению преступлений Сталина в период «большой чистки» (1936— 1939) (это так называемая комиссия А. Микояна, который был ее председателем). В то же время были реабилитированы известные в Украине лица — партийные и государственные деятели В. Затонский, Э. Квиринг, С. Косиор, Ю. Коцюбинский, М. Скрыпник, С. Постышев, И. Якорь.

Для ускорения  реабилитации было создано приблизительно 100 комиссий, которые имели право реабилитации и помилования. Они выезжали в места заключения и там пересматривали дела политзаключенных. И хотя не все было хорошо в работе этих комиссий, все же они восстановили честное имя сотням тысяч невинно осужденных. Но эта работа не дошла тогда к пересмотру фальсифицированных судебных процессов над известными деятелями партии, государства и науки. Логическим следствием процесса реабилитации и отказа от политики массовых репрессий и преследования инакомыслящих постоянная стало ликвидация концлагерей.

Чтобы повысить роль местных судебных органов в  осуществлении судебного надзора и одновременно усилить значение этой стадии процесса, было увеличено количество судебных инстанций, которые пользовалось правом просмотра дел в порядке надзора. Надзорные функции были предоставлены Верховному Суду УССР и областным судам. Во всех этих судах был создан специальный надзорный орган — президиум. Он рассматривал гражданские и уголовные дела в порядке надзора по протестам председателя своего суда или прокурора соответствующего уровня.

Преимущество  такого порядка судебного надзора  очевидно — он упрощал и ускорял надзорное проведение, повышал ответственность нижестоящих судов и гарантировал правосудие.

Был проведен ряд судебных процессов над лицами, виновными в организации массовых репрессий, применении неразрешенных средств следствия. Первым таким процессом в СССР предстало дело Берии и его подручных Гоглидзе, Деканозова, Кобулова и др. В некоторых случаях привлекали к судебной ответственности и осуждали при наличии неопровергнутых доказательств их вины следователей-садистов, активных участников массовых репрессий (таких, как Родос). Но этих процессов было немного.

Как это не досадно, все более затягивался реабилитационный процесс. Фамилии воров, виновных в массовых репрессиях, издевательствах над миллионами честных граждан, оставались тайной. Более того, в начале 60-х лет по всей стране, в том числе в Украине, снова начались преследование инакомыслящих. Горький пример этого — судилище над талантливым адвокатом Л. Лукьяненко. Он создал организацию «Украинский рабоче-крестьянский союз», которая добивалась выхода Украины из состава СССР мирным путем. Лукьяненко в январе 1961 г. был осужден за измену Родины к расстрелу. Потом это наказание было заменено лишением свободы на 15 лет. Судов над диссидентами было много.

В осуществлении  исправительно-трудовой политики все  большее участие принимает общественность. Она хлопотала о смягчении наказания, условное осуждение, условное досрочное увольнение. Ей поручалась работа с лицами, которые уже отбыли наказания или были досрочно освобождены. Именно общественность должна была помогать бывшему узнику в трудовом и бытовом устройстве, войти нему к коллективу, почувствовать себя полноценным, нужным обществу человеком. Суд мог положить на трудовой коллектив, исходя из его согласия, обязанности по надзору за условно-досрочным увольнением на протяжении неотбытой части наказания и проведению с ним воспитательной работы.

Работу общественности с лицами, отбывшими наказание, направляли надзорные комиссии и комиссии в делах несовершеннолетних. Последние, например, могли отдать несовершеннолетнего, освобожденного из колонии, на поруки или под надзор коллектива трудящихся, общественной организации или отдельных граждан по их ходатайству.

2) период 60-х годов.

В рассматриваемый  период законодательство о криминальном судопроизводстве состояло из Основ  криминального судопроизводства Союза  ССР и союзных республик, принятых 25 декабря 1958 г., и уголовно-процессуального кодекса УССР, утвержденного 28 декабря 1960 г.

КПК УССР устанавливал общие положения об уголовной  ответственности и содержал нормы: о возбуждении уголовного дела, дознании и предшествующем следствии; о проведении дел в суде первой инстанции; о проведении дел в кассационной и надзорной инстанциях; о выполнении приговоров, постановлений и постановлений суда; о применении мер принуждения медицинского характера.

Задачами советского криминального судопроизводства провозглашались  быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения законов с тем, чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осуждению.

Криминальное  законодательство. В стране крепла тенденция, наметившаяся еще в начале 60-х лет, на усиление уголовно-правового принуждения как метода управления обществом. Задача криминального законодательства, как и раньше, носила во многом репрессивный характер. Это выражалось, например, в принятии 23 июля 1966 г. Президиумом Верховной Рады СССР указа «Об уголовной ответственности иностранцев и лиц без гражданства за злостное нарушение правил передвижения на территории СССР», которым без особой на то потребности устанавливалась ответственность иностранцев и лиц без гражданства за злостное нарушение правил передвижение в СССР9. Соответственно этому были внесены изменения и дополнения к УК УССР.

Наиболее значительные и важные изменения в советское  криминальное законодательство внес закон СССР «О внесении дополнений и изменений в Основы криминального законодательства Союза ССР и союзных республик», принятый 11 июля 1969 г. Этим законом к Основам были внесены ст. 231 и 441 об особенностях опасного рецидивиста и неприменении условно-досрочного увольнения, измененные ст. .23, 44, 45, 47 о правилах определения вида исправительно-трудового заведения осужденным к лишению свободы, об условно-досрочном освобождении от наказания, о снятии судимости и др. Соответствующие изменения и дополнения были внесены также в УК УССР.

Указом Президиума Верховной Рады СССР от 12 июня 1970 г. «Об условном осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к работе» в советском криминальном праве введен новый институт — условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к работе, определены основания и условия его применения к осужденным. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1972 г. «О внесении дополнений и изменений в Основы криминального законодательства Союза ССР и союзных республик» было введено понятие преступления, которое послужило причиной особенно тяжелых последствий (ст. 23). Основы дополняла также еще ст. 71, где давалось определение понятия тяжелого преступления и приводился исчерпывающий перечень его видов.

Весьма существенные изменения и дополнения к криминальному законодательству СССР и УССР были введены указами Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля и 15 февраля 1977 г. Этими законодательными актами вводилось отбытие наказания в колониях-поселениях для лиц, которые совершили преступление из неосторожности, расширялся круг осужденных, к которым могли применить условно-досрочное освобождение и замену неотбытого наказания более мягким наказанием. Основы были дополнены ст. 232 и 442 об условном осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением к работе и об условном освобождении из мест лишения свободы с обязательным привлечением к работе. В криминальном законодательстве вводился новый институт — отсрочка выполнения приговора к лишению свободы относительно несовершеннолетних осужденных. Позднее, в 1982 г., возможность применения отсрочки исполнения приговора по лишению свободы была распространена и на совершеннолетних лиц. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1980 г. в состав изнасилования как особо отягчающего обстоятельства вводилось изнасилование малолетних, к которым относились девчата, которым не исполнилось 14 лет. Соответствующие изменения и дополнения были внесены и в УК УССР.

В связи с  принятием Конституции СССР 1977 г. и необходимостью приведения криминального законодательства в соответствие с нею указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1981 г. «О внесении дополнений и изменений в Основы криминального законодательства Союза ССР и союзных республик» в этом законе были осуществлены изменения и дополнения, главным образом терминологического характера.

Указом Президиума Верховной Рады СССР от 5 июня 1981 г. «Об  усилении ответственности за хулиганство» была повышена уголовная ответственность за это действие, установлены сжатые сроки расследования и судебного разбирательства дел о хулиганстве. Устанавливалась более суровая ответственность за хулиганство, в особенности связанное с применением или попыткой применения оружия.

С целью сокращения применения наказания в виде лишения  свободы и усиления борьбы с рецидивной преступностью указами Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля и 15 октября 1982 г. в Основы криминального законодательства и другие законодательные акты СССР были внесены соответствующие изменения и дополнения, суть которых в основном состояла в увеличении срока работ до двух лет, повышении размера штрафа, внедрении нового правила о возможности отмены условного осуждения в случае нарушения во время условного осуждения в период испытательного срока обещания образцовым поведением и добросовестным отношением к работе доказать свое исправление, а также при изменении условий, при которых назначалось наказание по правилам ст. 36 Основ криминального законодательства в случаях совершения нового преступления условно осужденным с обязательным привлечением к работе и др. В связи с этим значительные изменения и дополнения были внесены и в УК УССР.

Информация о работе Систематизация (кодификация) украинского права 1958-1985 гг