Систематизация (кодификация) украинского права 1958-1985 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей, нововведений, недостатков, при-чин введения и перспектив второй кодификации украинского права.
Заданиями работы являются следующие:
1) изучить механизм подготовки и принятия Верховным Советом СССР обще-союзных основ законодательства по всем наиболее важным отраслям права;
2) определить их значение, а также усиление унификации законодательства для укрепления единства регулирования общественных отношений на территории союзных республик;
3) проанализировать степень негативного влияния на дальнейшее развитие зако-нодательства противоречивость процессов развития советского общества, со-хранение жестокого централизма, командно-административного стиля управ-ления;
4) определить роль Конституции СССР и УССР и их значение в осуществлении дальнейшей кодификации законодательства;
5) осветить нововведения, связанные с формированием новых экономических и общественно-политических условий;
6) провести анализ основных черт криминального права и выявить причины вве-дения понятия тяжкого преступления и его видов;
7) дать характеристику нововведенных институтов (условного осуждения, отсроч-ка исполнения приговора), оснований и условий их применения;
8) раскрыть виды криминального наказания, их изменение и дополнение соот-ветственно указов Президиума Верховного Совета СССР от 26.07. и 15.10.1982г.
9) проанализировать расхождение демократических принципов процессуальных правовых норм в теории (Конституции Украинской ССР 1979 г.) и на практи-ке;
10) сделать выводы насчет состояния, уровня развития, степени совершенства от-дельных институтов криминального и криминально-процессуального права УССР в 60-80-е гг. ХХ века.

Содержание работы

Введение 3
1. Систематизация законодательства. Основные понятия 5
2. Причины второй кодификации, механизм ее осуществления 8
3. Основы законодательства СССР и их значение в проведении кодификации 11
4. Конституция СССР и Конституция УССР 1979 г. Их юридическая особенность в урегулировании кодификации законодательства 12
5. Основные положения криминального и криминально-процессуального кодексов УРСР 15
а) период 50-х годов 15
2) период 60-х годов. 19
6. Кодификация в период 60-70-х годов (окончание) 23
Заключение 26
Список используемой литературы: 29
Приложение 30

Файлы: 1 файл

K_Sistematizachiya (kodifikachiya) ykrainskogo prava 1958-1985 gg.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)


Систематизация (кодификация) украинского  права 1958-1985 гг.

 

 

 

П л а н 

 

 

 

 

 

Введение

 

В данной курсовой работе рассматривается вопрос о  систематизации (кодификации) украинского права 1958-1985 гг.  

Люди с древних  пор вступали в различные отношения  друг с другом. По мере цивилизации  человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. Дальнейшее развитие этих отношений требует создания специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений. Понятие «система права» появилось тогда, когда общество пришло к выводу о том, что для рационального регулирования общественных отношений необходимо разбить право по специфике области регулирования общественных отношений. Таким образом, появляются отрасли права, а следовательно и кодексы как законодательство этой отрасли.

Система права - это строение права, которое позволяет  ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и принимать соответствующие меры воздействия так как главная особенность каждой отрасли это наличие особого юридического режима - метода регулирования.

Преобразование  права в систему путем деления  его на отрасли, институты права  позволяет оперативно ориентироваться  в законодательстве.

Целью работы является изучение особенностей, нововведений, недостатков, причин введения и перспектив второй кодификации украинского права.

Заданиями работы являются следующие:

    1. изучить механизм подготовки и принятия Верховным Советом СССР общесоюзных основ законодательства по всем наиболее важным отраслям права;
    2. определить их значение, а также усиление унификации законодательства для укрепления единства регулирования общественных отношений на территории союзных республик;
    3. проанализировать степень негативного влияния на дальнейшее развитие законодательства противоречивость процессов развития советского общества, сохранение жестокого централизма, командно-административного стиля управления;
    4. определить роль Конституции СССР и УССР и их значение в осуществлении дальнейшей кодификации законодательства;
    5. осветить нововведения, связанные с формированием новых экономических и общественно-политических условий;
    6. провести анализ основных черт криминального права и выявить причины введения понятия тяжкого преступления и его видов;
    7. дать характеристику нововведенных институтов (условного осуждения, отсрочка исполнения приговора), оснований и условий их применения;
    8. раскрыть виды криминального наказания, их изменение и дополнение соответственно указов Президиума Верховного Совета СССР от 26.07. и 15.10.1982г.
    9. проанализировать расхождение демократических принципов процессуальных правовых норм в теории (Конституции Украинской ССР 1979 г.) и на практике;
    10. сделать выводы насчет состояния, уровня развития, степени совершенства отдельных институтов криминального и криминально-процессуального права УССР в 60-80-е гг. ХХ века.

Методом исследования темы служил сравнительный  анализ документов и законодательных норм, статистический анализ данных, историко-концептуальный подход к изучению материала.

Объем работы составляет 29 страниц. При  ее написании было использовано 22 наименования правовых источников. В работе содержится 1 таблица и 1 приложение, иллюстрирующих приведенный материал.

 

1. Систематизация законодательства. Основные понятия

 

Законодательство, как известно, должно быть внутренне согласованным, не допускать логических противоречий. Обеспечение согласованности правовых норм, устранение раздробленности и множественности актов достигаются с помощью систематизации законодательства.

Систематизация  имеет своей целью упорядочить  действующие нормативные акты, устранить противоречия между ними, отменить те акты, которые перестали действовать, обеспечить доступность законодательства для всех граждан, органов и организаций, д также создать единые, сводные акты — кодексы, уставы, положения, объединяющие ранее изданные нормы в одном акте.

В науке и  практике различаются две основные формы систематизации законодательства: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация — простейшая форма упорядочения законодательства, состоящая во внешней обработке всех изданных нормативных актов без изменения содержания правого регулирования. Результатом инкорпорации является издание сборников или собраний законодательства с различной степенью его внешней обработки (внесение официальных изменений, исключение актов, утративших силу и т. п.). Инкорпорация с простейшей обработкой путем распределения актов по темам и внесения состоявшихся ранее официальных изменений может осуществляться любым учреждением или отдельными специалистами. Это неофициальная или «авторская» систематизация. Примером ее могут служить сборники по отдельным отраслям законодательства («Жилищное законодательство», «Решения по вопросам народного хозяйства») либо для определенного круга лиц (например, «Сборник законодательства для работников исполкомов местных Советов») и т. п.

Инкорпорация  может осуществляться и специально уполномоченными на то органами с приданием ее результатам тех или иных официальных последствий. Такую инкорпорацию принято называть официальной. Ее могут осуществлять только специально уполномоченные органы (министерства юстиции, юридические комиссии). При этой форме инкорпорации возможна более сложная обработка законодательства с достижением более глубокого его анализа и упорядочения.

По системе  расположения актов собрания законодательства делятся на хронологические и систематические. Хронологические собрания обеспечивают распределение законодательства по времени принятия или опубликования актов. Систематические собрания строятся по предмету регулирования данной отрасли законодательства. Они обеспечивают наибольшие возможности для глубокого анализа законодательства и. удобного пользования им в правоприменительной практике.

В отличие от инкорпорации кодификация законодательства, т. е. создание сводных актов (кодексов, положений, уставов) по тем или иным вопросам, предполагает не только внешнюю обработку, но и изменение содержания правового регулирования путем включения в кодекс, устав или положение новых норм и изменения старых. Такая систематизация по существу происходит в самом процессе правотворчества и является его разновидностью.

Таким образом, согласно определению, «кодификация (от позднелат. Codioficatio, от лат. codex – собрание законов и facio – делаю) – процесс сведения к единству нормативно-правовых актов путем переработки их содержания. Кодификация всегда носит официальный характер. В процессе кодификации отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием»1.

Кодификация – наиболее эффективная, высшая форма  систематизации, в результате которой происходит отделение действующих норм права от недействующих, а также создаются совершенно новые нормы данной отрасли.

Результатом кодификации обычно является кодекс – систематизированный свод всех законов страны или законов, регулирующих какую-либо область общественных отношений: например, Гражданский кодекс, регулирующий имущественные отношения; Криминальный кодекс, Административный и др.

Наиболее  известными примерами кодификации  являются: кодификация Юстиниана в Древнем Риме, Французский гражданский кодекс 1804, Русская правда, русский Судебник 1497 г. В Украине история кодификации права отличалась крайней противоречивостью и непоследовательностью, вызванными особенностями исторического развития и длительной колонизации украинского этноса разными странами. Ее развитие кратко отражает табл. 1.1.

Год

Название сборника

автор

Распорядитель

Источники

Комментарии

1743-1767

«Права, по которымъ судится малоросійській народъ»

 

Российское  правительство, ст. 20 «Рішительных пунктiв» 1728 г.

разные

Так и не был утвержден Сенатом.

1750-1758

«Суд  и расправа в правах малороссийских обширно в разных местах показанная, а зведе еден краткий и ясный экцерпт, в прекращение горкой в судах волокиты, собранная, в полезное исе употребление малороссиянам списанная року от Р. Хр. 1750, 8 окт.»

Ф. Чуйкевич

Гетьман К. Розумовский

Польско-литовское  и российское законодательство, нормы обычного права Лево- и Правобережной Украины

Частная кодификация закрепляла права украинских государственников на землю и усадьбы, непосредственно применялась в судебной практике.

1767

«Экстракт малороссийских прав»

 

П. Румянцев, президент малороссийской коллегии

 

За  необходимость автономного состояния Украины

1786

«Экстракт из указов, инструкций и учреждений»

   

Украинское  и российское право

Утвержден Сенатом, выпущен в связи с ликвидацией автономии

1807

«Собрание гражданских законов, действующих в Малороссии»

Группа  Ф. Давыдовича

Кодификационная комиссия России, 6-е отд. 2-й экспедиции

Сборники  польско-литовского и немецкого  права и «Сансанське зерцало»

Первый  систематизированный сборник реально действующих норм гражданского права

           
 

Проект  «Свода местных законов губерний и областей, присоединенных от Польши»

Группа  А. Повстанского

То  же

Право Правобережья

 

1830-33

«Свод местных законов западных губерний», Свод законов Российской империи

   

Систематизация действующих правовых норм

По  Украине распространена российская система права до ХХ в.

1922-26

Кодексы прав

 

В. Ленин

Первая  кодификация советского законодательства

 

 

 

2. Причины второй кодификации,  механизм ее осуществления

Право, как известно, отображает и закрепляет особые черты общественного порядка того или иного государственного образования и определенного периода его развития. А законы и прочие нормативные акты в той или другой мере освещают соответствующие процессы, происходившие в экономической, политической и общественной сферах СССР и УССР на протяжении периода 50-х-70х годов. В них явным образом прослеживаются противоречивые процессы в развитии советского общества, руководящая роль КПРС, жесткий централизм, административно-командный стиль управления обществом.

Законодательство  того времени строилось на принципах приоритета всего государственного над личностью: государство — все, личность — ничто. Бесправие гражданина, его правовая беззащитность — наиболее характерные особенности советского законодательства.

C середины 50-х  годов намечается некоторое ослабление  репрессивного характера советского криминального законодательства. В 1956 г. Президиум Верховного Совета СССР отменил постановления от 1934 г. о порядке ведения дел о террористических актах и от 1937 г. об изменениях в процессуальном законодательстве. В соответствии с законом СССР об основах криминального законодательства в 1961 г. был введен в действие Уголовный кодекс УССР, который с некоторыми изменениями и дополнениями действует и ныне.

Формирование  же и реализация всей внутренней и  внешней политики СССР осуществлялась центральными органами КПСС. Формы организации и методы деятельности КПСС во многом напоминали формы и методы деятельности мафиозной организации.

КПСС была одной  из разновидностей государственного механизма, вернее, голой властью, которая держалась исключительно на насилии. Устав КПСС был реальным основным законом государства и общества, а Политбюро — высшим законодательным, исполнительно-распорядительным и судебным органом страны.

КПСС, имея собственные  центральные и местные органы в виде партийных комитетов, осуществляла через них контроль и руководство высшими и местными органами государственной власти и управления, суда, прокуратуры. Решение как высших центральных партийных органов, так и местных партийных комитетов по любым вопросам социально-экономической и политической жизни страны, а также указания партийных функционеров были обязательными для выполнения всеми как государственными органами, так и общественными организациями. Имея свой собственный аппарат насилия, которое в разные года назывался Чрезвычайная комиссия, ОДПУ, НКВС, КГБ, партия относительно непокорных и инакомыслящих применяла репрессии.

XX съезд КПСС  вызвал начало демократических  процессов в недрах КПСС, призывая все партийные и советские органы пристально стоять на стороже законности на пути проведения демократизации общества. Гарантией укрепления законности должна была стать кодификация общесоюзного и республиканского законодательства. В истории права УССР это была уже вторая кодификация.

Как известно, завершение первой комплексной кодификации законодательства Украинской ССР знаменовало собой создание республиканской социалистической системы права. В последующие годы развитие законодательства УССР осуществлялось практически путем текущего правотворчества.

В конце 50-х лет сложились социально-экономические, политические и технико-юридические предпосылки для проведения новой кодификации советского законодательства. Впервые в официальном порядке на необходимость проведения кодификационных работ было указано на шестой сессии Верховного Совета СССР четвертого созыва, которая 11 февраля 1957 г. приняла Закон об отнесении к ведению союзных республик законодательства о судоустройстве союзных республик, принятие гражданского, криминального и процессуальных кодексов. Этот акт фактически признал нецелесообразным принятие общесоюзных кодексов, попытка подготовки которых была осуществлена в конце 30-х и в начале 50-х лет, и закрепил за Союзом ССР право издания Основ законодательства Союза ССР и союзных республик, а за союзными республиками — кодексов законов по определенным областям права.

Кодификационные работы начинаются здесь в мае 1956 г. В особенности они оживились после того, как Верховный Совет СССР 11 февраля 1957 г. отнес к ведению союзных республик законодательство об устройстве судов союзных республик и принятии гражданского, криминального и процессуального кодексов. В ведении Союза ССР осталось лишь издание Основ законодательства в этих областях. Это нововведение имело цель укрепить демократизм федеративной структуры советского права.

Вводился такой  порядок кодификации: относительно принципа верховности союзного закона сначала разрабатывались и принимались Основы законодательства Союза ССР и союзных республик, а со временем, в развитие этих Основ, в союзных республиках разрабатывали и принимали кодексы.

Кодификация велась внимательно, обеспечивалась высококвалифицированной  подготовкой актов, которые кодифицировались. Постепенно кодификация превратилась в постоянную часть повседневной законодательной деятельности Украины.

В ходе кодификации в УССР были приняты и стали действующими: закон о судоустройстве УССР (1959 г.), криминальный и уголовно-процессуальные кодексы (вступили в силу с 1 апреля 1961 г.), гражданский и гражданско-процессуальный кодексы (вступили в силу с 1 января 1964 г.)2, исправительно-трудовой кодекс (1971) и др., а также много принципиальных нормативных актов почти из всех областей законодательства. Однако не все они имели последовательно демократический характер, немало из них были консервативными, что объективно отображало усилия командно-административной системы сохранить свои позиции. В частности, сохранялась такая из ее основ, как участие партии, ее центральных органов в нормотворческом процессе, их руководящее влияние на эту деятельность.

Информация о работе Систематизация (кодификация) украинского права 1958-1985 гг