Шпаргалка по "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:06, шпаргалка

Описание работы

1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
2. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА.
3. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ источников МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Файлы: 1 файл

Лукин Е.. Шпаргалка по международному праву - royallib.ru.doc

— 592.50 Кб (Скачать файл)

Принцип самоопределения  народов – это право народов, но не обязанность, и осуществление этого права может быть многовариантным. Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб территориальной целостности и политическому единству суверенных государств. Если же народ создает орган, который его официально представляет и выполняет публично-правовые функции, то всякие насильственные действия, препятствующие извне процессу самоопределения, могут рассматриваться как нарушающие принципы невмешательства и суверенного равенства государств.

Право народов на самоопределение  теснейшим образом связано со свободой политического выбора. Самоопределившиеся народы свободно выбирают не только свой внутриполитический статус, но и свою внешнеполитическую ориентацию. Уважение свободы политического выбора становится фундаментом сотрудничества, а не соперничества и противоборства. С этим связано право освободившихся государств на проведение политики неприсоединения, на участие в решении как общемировых, так и региональных проблем.

11. ПРИНЦИП СУВЕРЕННОГО РАВЕНСТВА ГОСУДАРСТВ

Поддержание международного правопорядка может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано  уважать суверенитет других участников системы, т. е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что в обобщенном виде отражено в ст. 2 Устава ООН – «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов».

Данный принцип закреплен  в уставах международных организаций  системы ООН, в уставах подавляющего большинства региональных международных организаций, многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций. С наибольшей полнотой принцип отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 г., Парижской хартии для Новой Европы 1990 г.

Социальное назначение принципа состоит в обеспечении  юридически равного участия в международных отношениях всех государств независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

В Декларации принципов  Заключительного акта СБСЕ государства  обязались не только соблюдать принцип  суверенного равенства, но и уважать  права, присущие суверенитету, т. е. в своих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

В настоящее время государства все чаще передают часть своих полномочий, которые ранее считались неотъемлемыми атрибутами государственного суверенитета, в пользу создаваемых ими международных организаций. Происходит это по разным причинам, в том числе в связи с возрастанием числа глобальных проблем, расширением сфер международного сотрудничества и увеличением количества объектов международно-правового регулирования.

12. ПРИНЦИП ДОБРОСОВЕСТНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ

Одним из важнейших принципов современного международного права является принцип добросовестного выполнения международных обязательств по международному праву. Этому принципу предшествовал принцип соблюдения международных договоров – pacta sunt servanda, появление и развитие которого тесно связано с римским правом, а затем с возникновением и развитием межгосударственных отношений и международного права.

Принцип добросовестного  соблюдения международных договоров  имеет длительную историю. Заключение первых международных договоров  обусловило необходимость их выполнения, поскольку нарушение обязательств, предусмотренных международными договорами, приводило бы к неустойчивости международных отношений. В ХХ столетии этот принцип приобрел новое юридическое значение – он распространил свое действие и на иные нормы международного права.

В настоящее время  в качестве общепризнанной нормы  поведения субъектов указанный  принцип закреплен в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость  членов ООН «создать условия, при  которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Согласно п. 2 ст. 2 Устава «все члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации». Содержание этого принципа раскрывается в Декларации о принципах международного права 1970 г., где подчеркивается, что добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, имеет важнейшее значение для поддержания международного права и безопасности.

В силу принципа добросовестного соблюдения международных договоров субъекты международного права должны выполнять обязательства, вытекающие из международного права, добросовестно. Выполнение обязательств должно осуществляться честно и точно. Только в этом случае исполнение международно-правовых обязательств может квалифицироваться как добросовестное. Государство не может уклоняться от выполнения обязательств, вытекающих из международно-правовых норм, и не может ссылаться ни на положения внутреннего права, ни на иные обстоятельства как на причину неисполнения или отказа от исполнения своих обязательств. Государство может отказаться от исполнения международно-правовых обязательств, однако такой отказ должен осуществляться только на основании международного права, что отражено в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

Значение принципа добросовестного  соблюдения международных обязательств заключается в том, что он является основой международного права, поскольку  без такого принципа действенность  международного права была бы проблематичной. В силу своей значимости и роли в системе международного права данный принцип приобрел императивный характер jus cogens.

13. ПРИНЦИП НЕРУШИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ

Принцип нерушимости  государственных границ означает обязанность государств уважать установленные в соответствии с международным правом границы каждого иностранного государства. Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности государства.

Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1 970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств – участников упомянутых договоров. В этих договорах выражены два существенных элемента: признание существующих границ и отказ от каких-либо территориальных притязаний.

Принцип нерушимости  границ был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и  сотрудничеству в Европе 1975 г.: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

Посягательство  на государственные границы – это односторонние действия или требования, направленные на изменение линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линий границы на местности. Поэтому признание этого принципа означает также и отказ от каких-либо территориальных притязаний, т. е. государства «будут воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват или узурпацию части или всей территории любого государства-участника».

Принцип нерушимости  границ тесно связан с другим принципом  международного права – принципом неприкосновенности государственных границ. Последний входит в нормативную систему общего международного права, имея универсальный характер, независимо от наличия специальных соглашений по данному вопросу между конкретными государствами, поскольку непосредственно вытекает из других общепризнанных принципов международного права, содержащихся в Уставе ООН и Декларации принципов международного права 1970 г., а первый носит региональный характер. Содержание принципа неприкосновенности границ включает обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности; не допускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил; право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границы людьми и транспортными средствами.

Принцип нерушимости  границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия. Принцип нерушимости  границ согласно Заключительному акту 1975 г. действует только в отношениях государств – участников этого акта, т. е. европейских государств, а также США и Канады. Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, поскольку является принципом общего международного права и действует на всех континентах независимо от того, существуют или нет специальные соглашения по этому вопросу.

14. ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ

Данный принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 г., но процесс его развития продолжается. Само наименование принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности. Оба эти понятия близки по смыслу, однако их правовое содержание различно. Понятие территориальная неприкосновенность шире понятия территориальная целостность: несанкционированное вторжение иностранного самолета в воздушное пространство государства будет нарушением его территориальной неприкосновенности, притом что территориальная целостность государства не будет нарушена.

Назначение этого принципа в современном мире велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях – это защита территории государства от любых посягательств. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции РФ «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

В Декларации о принципах  международного права 1970 г. при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности) и установлено, что каждое государство «должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Содержание данного  принципа в Заключительном акте СБСЕ выходит за рамки положений о запрещении использования силы или угрозы силой, либо превращения территории в объект военной оккупации, либо приобретения территории с использованием силы или ее угрозы. Согласно Заключительному акту государства, обязываясь уважать территориальную целостность друг друга, должны «воздерживаться от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН». Сюда могут относиться любые действия против территориальной целостности или неприкосновенности – транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения территориального суверена является нарушением не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной территории, поскольку именно она используется для транзита. Все природные ресурсы являются составными компонентами территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты, т. е. природные ресурсы в их естественном виде. Поэтому их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения территориального суверена также является нарушением территориальной неприкосновенности.

В мирном общении сопредельных государств нередко возникает проблема защиты государственной территории от опасности нанесения ей ущерба путем какого-либо воздействия из-за границы, т. е. опасности ухудшения естественного состояния этой территории или отдельных ее компонентов. Использование государством своей территории не должно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства.

15. ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД

Становление принципа всеобщего уважения прав человека и  основных свобод для всех в качестве одного из основных международно-правовых принципов относится к послевоенному времени и связано непосредственно с принятием Устава ООН, хотя само понятие прав человека появилось в политико-правовой терминологии с конца XVIII в. и связано с эпохой буржуазных революций.

В преамбуле Устава члены  ООН подтвердили «веру в основные права человека... в равноправие  мужчин и женщин». В ст. 1 Устава в качестве цели членов Организации предусматривается сотрудничество между государствами «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «Организация Объединенных Наций содействует:

1) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

2) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех». В ст. 6 предусматривается, что «все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения уставных целей».

Информация о работе Шпаргалка по "Международное право"