Шпаргалка по "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:06, шпаргалка

Описание работы

1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
2. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА.
3. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ источников МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Файлы: 1 файл

Лукин Е.. Шпаргалка по международному праву - royallib.ru.doc

— 592.50 Кб (Скачать файл)

Основными органами ЕС являются Европейский парламент, Комиссия, Совет, Суд, Палата аудиторов, Европейский совет. Членами ЕС являются 15 государств. Штаб-квартира организации расположена в г. Брюсселе.

Российская Федерация  и Европейский Союз заключили  соглашение о партнерстве и сотрудничестве, целями которого являются обеспечение  соответствующих рамок для политического  диалога между сторонами соглашения; содействие торговле, инвестициям и гармоничным экономическим отношениям между сторонами, базирующимися на принципах рыночной экономики, и, таким образом, поощрение устойчивого развития сторон; укрепление политических и экономических свобод; поддержка усилий России по укреплению ее демократии, развитию ее экономики и завершению перехода к рыночной экономике.

 

44. СОВЕТ ЕВРОПЫ

 

Совет Европы основан  в соответствии с Уставом в  мае 1949 г.

Целью Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Цель достигается усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.

Деятельность  Совета Европы сконцентрирована на следующих проблемах: правовое обеспечение прав человека; содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности; поиск совместных решений социальных проблем (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, биоэтика, СПИД, наркомания); развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы.

В рамках Совета Европы разработано  большое количество международно-правовых документов, являющихся источниками  международного публичного права. Среди  них Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколы к ней; Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. и протоколы к ней; Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.

В рамках Совета Европы создан механизм контроля предотвращения нарушений  прав человека в государствах-участниках – Европейский Суд по правам человека, который рассматривает жалобы граждан  государств – участников СЕ при условии, что они использовали все эффективные национальные методы защиты и восстановления нарушенных прав.

Руководящими  органами Совета Европы являются Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещания отраслевых министров и Секретариат.

Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств-членов и является высшим органом Совета Европы. Он принимает решения по поводу программы работы организации, одобряет рекомендации Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается обычно два раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных представителей государств – членов Совета Европы. Консультативная ассамблея состоит из депутатов и их заместителей. Количество представителей от каждой страны зависит от численности ее населения. В ассамблее имеется пять фракций: демократы и реформаторы, демократы, либералы и социалисты.

Согласно ст. 4 Устава Совета Европы государство, желающее вступить в Совет Европы, должно выполнить  следующие условия: соответствие своих  институтов и правового устройства основополагающим принципам демократии, а также соблюдение прав человека; избрание народных представителей путем свободных, равных и всеобщих выборов.

Членами Совета Европы является 41 государство, в том числе Россия. Штаб-квартира организации расположена в г. Страсбурге.

 

45. ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ

 

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) функционирует с 1 января 1995 г.

Целями ОБСЕ являются:

1) содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира;

2) поддержка разрядки международной напряженности;

3) признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами;

4) признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире;

5) вклад в соблюдение прав человека, экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов.

Главным органом  ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств. Каждые два года оно собирается на сессию. ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинкский акт 1975 г. и Парижскую хартию 1990 г. Парламентская ассамблея обсуждает вопросы, поднятые на встречах Совета министров и на встречах на высшем уровне государств-членов ОБСЕ; разрабатывает и содействует осуществлению механизмов по предупреждению и разрешению конфликтов; оказывает поддержку укреплению и консолидации демократических институтов в государствах – участниках ОБСЕ.

Органами ОБСЕ являются Совет, Комитет старших должностных лиц, секретариат, центр по предотвращению конфликтов и др. Совет, состоящий из министров иностранных дел государств-участников, является центральным форумом для проведения регулярных консультаций в рамках процесса ОБСЕ, Совет рассматривает вопросы, имеющие отношение к ОБСЕ, и принимает соответствующие решения. Он занимается подготовкой встреч глав государств и правительств государств-участников и выполняет определенные на этих встречах задачи и принятые на них решения, проводит свои заседания регулярно, не реже одного раза в год.

Комитет старших должностных  лиц подготавливает заседания Совета, выполняет его решения, проводит обзор текущих проблем и рассматривает  вопросы будущей работы ОБСЕ, в  том числе вопросы его отношений с другими международными форумами. Заседания Комитета проводятся в месте расположения Секретариата в г. Праге.

Секретариат ОБСЕ обеспечивает административное обслуживание заседаний  Совета и Комитета старших должностных  лиц. Он ведет архив с документацией ОБСЕ и распространяет документы по просьбе государств-участников. Секретариат состоит из четырех департаментов и административно-технического персонала. Генеральный секретарь назначается Советом министров на 3 года.

Центр по предотвращению конфликтов оказывает Совету содействие в деле уменьшения опасности возникновения конфликтов. Система мирного урегулирования ОБСЕ складывается из следующих четырех элементов: механизма ОБСЕ по урегулированию споров (принят в Валлетте в 1991 г.), Конвенции по примирению и арбитражу (принята в Стокгольме в 1992 г.), Комиссии ОБСЕ по примирению (положение принято в Стокгольме в 1992 г.) и Положения о директивном примирении (принято в Стокгольме в 1992 г.). Членами ОБСЕ являются 53 государства, в том числе Россия.

 

46. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

 

Международно-правовая ответственность – обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором.

Существуют два вида международно-правовой ответственности  государств – политическая и материальная. Политическая ответственность сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью.

Наиболее распространенной формой политической ответственности  являются:

1) санкции – это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю международными организациями, применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления;

2) реторсии – это принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого (отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства);

3) репрессалии – это правомерные принудительные действия одного государства против другого государства, применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права (приостановление или разрыв дипломатических отношений, введение эмбарго на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя);

4) сатисфакция (удовлетворение) – это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству (официальное принесение извинения, выражение сожаления или сочувствия, заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь места в будущем, оказание почестей флагу потерпевшего государства или исполнение его гимна в соответствующей торжественной обстановке);

5) ресторация предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).

Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме:

1) репарации – представляет собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций определяются на основе международных договоров;

2) реституции – это возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Объектом реституции может быть также возвращение неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное время, т. е. вне связи с военными действиями;

3) субституция – разновидность реституции – замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества.

 

47. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

Существуют два вида международно-правовой ответственности:

1) политическая – заключается в применении санкций в отношении государства-правонарушителя и связана с материальной ответственностью;

2) материальная – наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба.

Формы политической ответственности:

1) реторсии;

2) репрессалии;

3) сатисфакция;

4) ресторация;

5) приостановление членства;

6) исключение из международной организации;

7) подавление агрессора силой.

Формы политической ответственности  реализуются посредством применения санкций.

Санкции – принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю международными организациями (ООН, ИКАО, ОАЕ), группой государств или отдельными организациями. Виды санкций – временное ограничение суверенитета, отторжение части территории, послевоенная оккупация, полная или частичная демилитаризация всей или части территории, запрещение иметь тот или иной вид вооружений или вооруженных сил, сокращение вооруженных сил и вооружений и др.

Реторсии – принудительные меры одного государства, направленные против другого государства в ответ на нарушение интересов первого.

Виды реторсий:

1) отзыв посла;

2) выдворение из страны дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства;

3) запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций и др.

Репрессалии – правомерные принудительные действия одного государства против другого государства, которые применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерны ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения.

Сатисфакции – предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству.

Виды сатисфакций: 1)принесение официального извинения;

2) выражение сожаления или сочувствия;

3) заверения в том, что подобные неправомерные действия не повторятся;

4) оказание почестей флагу потерпевшего;

5) исполнение гимна в торжественной обстановке и т. д.

Ресторация – восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта. Например, восстановление качества и чистоты экологии, которая была загрязнена по вине государства-нарушителя.

Виды материальной ответственности: 1) репарации;

2) реституции;

3) субституции.

Репарации – возмещение материального ущерба государством-нарушителем в денежном выражении, товарами, услугами. Вид и размер репараций применяется на основе международных договоров.

Реституции – возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Реституции может быть подвержено имущество, неправомерно захваченное или задержанное в мирное время.

Субституция – замена неправомерно поврежденного или уничтоженного имущества, а именно – личного имущества, транспортных средств, объектов инфраструктуры, художественных ценностей и т. д.

 

48. ПОНЯТИЕ СРЕДСТВ МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

 

Все участники международных  отношений обязаны решать возникающие  между ними споры мирными способами, дабы не подвергать угрозе мир и  безопасность международного сообщества.

Институт мирного  разрешения международных споров межотраслевой, так как его нормы содержатся в праве международной безопасности, в праве международных организаций, а также в праве ряда других отраслей международного права.

Источники института мирного разрешения международных споров:

1) Конвенция о мирном разрешении международных столкновений 1907 г.;

2) пересмотренный Общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 г. (в редакции 1949 г.);

Информация о работе Шпаргалка по "Международное право"