Рецензия на курсовую работу Х. Алиева «Правовой режим Каспийского моря»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:36, творческая работа

Описание работы

Работа выполнена на интерсную и важную как в правовом, так и в политическом отношении тему. Определение правового режима Каспийского моря важно для реализации экономических интересов прикаспийских государств, стабилизации политической ситуации в регионе, удовлятворения потребностей населения прикаспийских областей. С точки зрения международного права данный режим является режимом sui generis, созданным главным образом посредством многосторонних и двусторонних договоров при незначительной роли обычая.

Файлы: 1 файл

каспийское море.docx

— 240.67 Кб (Скачать файл)

Рецензия на курсовую работу Х. Алиева «Правовой режим  Каспийского моря»

Работа выполнена на интерсную  и важную как в правовом, так  и в политическом отношении тему. Определение правового режима Каспийского  моря важно для реализации экономических  интересов прикаспийских государств, стабилизации политической ситуации в  регионе, удовлятворения потребностей населения прикаспийских областей.  С точки зрения международного права  данный режим является режимом sui generis, созданным главным образом посредством многосторонних и двусторонних договоров при незначительной роли обычая.

Работа состоит из трех глав. В первой автор рассматривает  положения различных договоров, закрепляющих правовой режим Каспийского  моря. Как правило, речь идет о договорах  между Россией и Ираном, кроме  того, останавливается на последствиях для данного режима распада СССР и односторонних актов прикаспийских  государств.

Во второй главе автор  рассматривает дискуссию относительно квалификации Каспийского моря в  качестве моря или озера. Данная дискуссия  имеет большое значение. К сожалению  здесь и в других местах автор  не предлагает собственного аргументированного мнения, предпочитая констатировать неопределенность ситуации.  
Наконец, в третьей главе рассматриваются позиии прикаспийских государств, закрепленные в официальных документах и отраженные в выступлениях высших должностных лиц.

Работа очень хорошая, если рассматривать ее как совокупность данных о договорах, позиициях, доктринальных  позициях. Одновременно автор не выдвигает  собственной концепции относительно содержания правового режима и обуславливающих  его особенностей акватории Каспийского  моря. В результате работа приобретает  реферативный характер.

Однако, если рассматривать  ее как первую часть дипломного проекта, то результаты очень хорошие.

Литература, оформление, последовательность изложения – все это не вызывает возражений. Однако, присутсвует некоторая  тяжеловесность стиля.

Научный руководитель,

Д.ю.н., проф. В.Л. Толстых

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………...1

    1. Становление правового режима чего?…………………………………….....5
    1. Правовой режим по Туркаманчайскому и Гюлистанскому мирным договорам года………………………………………………………………………..6
    1. Договоры, заключенные СССР и практика их применения…………...8
    2. Правовой режим Каспийского моря после распада СССР  и вопросы правопреемства………………………………………………………………14
    3. Двусторонние соглашения………………………………………………….15
    1. Споры относительно квалификации Каспийского моря как закрытого моря и как пограничного озера..........................................20
    1. Квалификация в качестве закрытого моря…………………………….20
    1. Квалификация Каспийского моря в качестве пограничного озера и международного озера……………………………………………………...24
    1. Международно-правовой анализ позиций прикаспийских государств по вопросу правового статуса Каспийского моря…………………..28
    1. Правовая позиция Российской Федерации…………………………..29
    1. Правовая позиция Ирана…………………………………………………...32
    2. Правовая позиция Азербайджана………………………………………...34
    3. Правовая позиция Казахстана……………………………………….36
    4. Правовая позиция Туркмении………………………………………………38

Заключение…………………………………………………………………...40

Список использованных источников……………………………………….45

Приложение…………………………………………………………………..48

 

 

Введение

Более 70-ти лет в бассейне Каспийского  моря сохранялся стабильный политический компромисс между СССР и Ираном - двумя прикаспийскими государствами, использующими этот бассейн. После распада СССР Азербайджан, Казахстан и Туркменистан заявили о себе, по правопреемству, как полноправные участники международно-правового режима Каспийского моря и были признаны таковыми. В это же период США объявили Каспийский регион зоной своих национальных интересов, а некоторые другие европейские государства - о намерении участвовать в разработке углеводородных ресурсов. Отвечая на эти притязания, Россия завила, что Каспийский регион - зона национальных интересов России, а право пользования Каспийским морем принадлежит только прикаспийским государствам. Это утверждение оправдано исторически сложившимся географическим и геополитическим положением России как государства, в которое входили все территории"* новых независимых прикаспийских государств и все минеральные ископаемые разрабатывались русскими промышленниками, а сложившиеся связи сохранились после распада Советского союза и продолжали развиваться дальше. Предложение нечитабельное

Несмотря на все вышеизложенное, новые суверенные прикаспийские  государства сразу же заявили  о том, что не признают юридическую  силу российско-персидских и советско-иранских договоров 1921-1940 годов определяющих статус и режим Каспия, поскольку  положения этих договоров ущемляют их законные права на использование бассейна этого моря, т.к. якобы закрепляют права только России и Ирана. Однако, новые прикаспийские государства Азербайджан, Казахстан и Туркменистан были признаны Россией и Ираном полноправными участниками. При этом новые прикаспийские государства предпринимают попытки изменить в одностороннем порядке исторически сложившийся статус Каспия. Такая позиция неправомерна, поскольку до заключения нового многостороннего соглашения прибрежных государств - правопреемников действующие международные договоры должны полностью сохранять свою силу в соответствии с Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года.

В наше время конкуренция прикаспийских  государств особенно остро проявляется  в энергетической сфере, т.е. в основном в установлении контроля над энергоносителями. Первоочередной задачей прикаспийских  государств, по нашему мнению, является поиск путей обеспечения своих  собственных национальных интересов  без ущемления интересов каждого  из пяти прикаспийских государств. Решение этих проблем непосредственно  зависит от того, насколько эффективно, на согласованной основе, удастся урегулировать на межгосударственном уровне вопрос о статусе и режиме Каспийского моря.

В современных условиях, когда установление правового статуса Каспия - задача ближайшего времени, другим направлением взаимодействия прикаспийских государств становится вопрос развития многогранного международного экономического сотрудничества, в частности по вопросам добычи газа и минеральных ресурсов, судоходства и рыболовства, защиты окружающей среды. Именно поэтому в диссертации особое внимание уделяется этим вопросам.

Проблема определения правового  статуса и режима международного экономического сотрудничества в отношении  водных пространств и недр Каспийского  моря остается, таким образом, стратегически  важным вопросом для Российской Федерации, которая, в первую очередь, заинтересована в развитии Каспийского региона за счет сохранения и умножения его природных богатств и за счет использования географического положения Каспийского моря для развития судоходства, с учетом наиболее эффективного решения вопроса о транспортном коридоре Север - Юг. Очень тяжеловесный стиль

  Несмотря на то, что тема  правового статуса Каспийского  моря достаточно широко освещается  в средствах массовой информации  и на международных конференциях, однако следует отметить, что  в науке в большей мере рассматриваются  лишь геополитические и геоэкономические аспекты проблемы, чем международно-правовые. Здесь допущена стилистическая ошибка, которая называется «плеазм»

Если обратиться к международно-правовой науке советского периода, то следует  назвать диссертационное исследование юриста-международника из Азербайджана Р.Ф. Мамедова «Международно-правовой режим Каспийского моря». В данном исследовании, которое проводилось  в 1989 г., предлагается рассматривать  Каспийское море как пограничное  озеро, к которому не применяются  нормы международного морского права и обосновывается необходимость делимитации Каспийского моря по линии Астара - Гасан-Кули. В развитии положений действующих советско-иранских договоров Мамедовым предлагается установить разрешительный порядок захода судов одного государства в воды другого, относящиеся к его внутренним водам. Эти положения не отвечают реальной обстановке в современном мире и требуют новых подходов к затрагивавшимся в диссертации проблемам.

Отдельные аспекты юридического статуса  Каспия рассматривались в трудах советских юристов А.Т.Уусталя и А.Н. Николаева, которые в пятидесятые годы в своем исследовании также пришли к выводу, что Каспийское море является пограничным озером, а не замкнутым морем, и что следовало бы подчинить его правовому режиму пограничных озер, и в соответствии с этим разделить на советский и иранский участки. Причем в своем исследовании необходимость отнесения Каспия к пограничному озеру они обосновывали, прежде всего, политическими критериями и интересами безопасности СССР.

Проблемы правового статуса  Каспийского моря исследовались  в трудах российских ученых Ю.Г. Барсегова, К.А. Бекяшева, А.Н. Вылегжанина, С.А.

Гуреева, С.Б. Дьяченко, Ф.Н. Ковалева, A.JI. Колодкина, Ю. Мерзлякова, И.Н.Тарасовой, А.Ю.Урнова, Ю.Е.Федорова и др.

Особо следует отметить книгу «Море проблем. Опыт системного исследования Каспийского региона». Москва: СОПС, 2001г., в которой обобщены материалы большого числа исследователей, а автором международно-правового раздела является профессор А.Н. Вылегжанин. Вопросам исследования статуса Каспия уделяется определенное внимание в книге С.А. Гуреева и И.Н. Тарасовой «Международное речное право».

В 2005 году казахстанский ученый А. Салимгерей опубликовал монографию «Правовой статус Каспийского моря».

Среди других юристов, занимающихся правовыми  проблемами Каспийского моря, следует  назвать английского ученого  У. Батлера, иранского юриста М. Р. Дабири и итальянского юриста-международника С.Романо.

Цель диссертации заключается  во всестороннем исследовании правового  статуса Каспийского моря и развития международного экономического сотрудничества прикаспийских государств, прежде всего  в сфере торгового судоходства, добычи минеральных ресурсов, рыболовства, а также выработки предложений  по этим вопросам.

Поставленная диссертантом цель определила следующие задачи исследования:

- проанализировать исторические  этапы формирования статуса Каспийского  моря на основе договоров, заключенных  в период XVII - XX веков; 

- выявить основные позиции прикаспийских  государств, выдвинутые после 1991 года в отношении статуса Каспия;

- проанализировать современный  правовой режим Каспийского моря;

- провести анализ различных  аспектов экономического сотрудничества  прикаспийских государств: торгового  судоходства, добычи рыбных и  минеральных ресурсов и некоторых  других проблем международного  экономического сотрудничества  в Каспийском море; - предложить  международный механизм управления  ресурсами Каспийского моря и  охраны его окружающей среды. 

Объектом исследования являются международные  отношения прикаспийских государств по вопросам правового статуса и  установления режима использования  Каспийского моря.

Предметом исследования является межгосударственное экономическое сотрудничество прикаспийских  государств по отмеченным выше направлениям, на основе сложившегося статуса и  режима, формировавшегося с XVII века до наших дней. Тяжеловесный стиль. У Вас другой предмет. Объект – отношения. Предмет, - нормы, идеи, практика.

Научная новизна работы заключается  в том, что проблемы международного экономического сотрудничества прикаспийских  государств по обозначенным выше направлениям, после распада СССР, впервые подвергаются комплексному исследованию с учетом правового статуса Каспийского  моря и режима его использования. Вносимые автором предложения учитывают  политические, экономические и природоресурсные интересы России.

 

I. Становление правового режима 

Из дошедших до нас исторических памятников следует, что Каспийское море изучали и, следовательно, характеризовали  еще ученые и путешественники  античных времен, полагавшие, что легендарные  герои песен древнегреческого поэта  Гомера – аргонавты – совершали  переход через Маныческий пролив из Черного моря в Каспийское.  В трудах ученых и географов более позднего времени, таких как  Гекатий Милетский, Геродот, Аристотель, Эратосфен, Каспийское море рассматривалось как залив океана. В свою очередь, у Страбона оно изображалось как бассейн, вытянутый до параллели с запада на восток.

Вплоть до начала XIX века ни Иран, ни Россия не проявляли своей заинтересованности  в установлении какого-либо правового режима в отношении Каспийского моря. Существовавшие отношения между государствами касались только условий пользования ресурсов и торгового судоходства, отчего и не вызывали необходимости определения общего правового режима. Однако, все же было бы неверно игнорировать исторически сложившийся договорный режим Каспийского моря, определенный в XVIII-XIX веках, а именно: Русско-Персидским договором 1723 г., заключенным в С-Петербурге; Рештским договором 1732 г.; Гюлистанским договором 1813 г. и заменившим его Туркманчайским договором 1828 г.

Информация о работе Рецензия на курсовую работу Х. Алиева «Правовой режим Каспийского моря»