Правовой режим иностранных инвестиций в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 12:16, контрольная работа

Описание работы

Экономическая концепция иностранных инвестиций опосредуется законом и становится реальной движущей силой общества и государства. К сожалению, эта концепция, по мнению специалистов, не кажется продуктивной, а потому решение проблемы иностранных инвестиций остаётся актуальной.
Концепция иностранных инвестиций должна предстать в реальности стройной, целостной законодательной программой. Эта программа альтернативная, так как противостоит уже существующим законам и иным актам, вводит нечто новое в их содержании.

Содержание работы

Введение
1.Понятие правового режима иностранных инвестиций в РФ
2.Особенности правового режима иностранных инвестиций
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

правовое обеспеч.docx

— 29.40 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ В Г. ЭЛЕКТРОСТАЛЬ

 

Финансы и кредит

 

 

Лыганова Юлия Анатольевна

Контрольная  работа по курсу: Правовое обеспечение инвестиционной деятельности

на тему: «Правовой режим иностранных инвестиций в РФ»

Студентки 5 курса, группа ФК

 

 

 

 

 

Преподаватель

Пчелинцева М.В

 

 

 

Электросталь 2012

Содержание

Введение

1.Понятие правового режима  иностранных инвестиций в РФ

2.Особенности правового  режима иностранных инвестиций

Заключение

Список источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Особую актуальность в современных условиях приобретает привлечение иностранных инвестиций в экономику России, которые в свою очередь характеризуются либерализацией внешнеэкономических связей, и увеличением важности межгосударственного сотрудничества в сферы транснационального движения капитала. Любое государство, заинтересованное в привлечении иностранных капиталовложений в национальную экономику, старается построить наиболее подходящие условия для реализации инвестиционной деятельности. Это достигается главным образом посредством определения правового режима иностранных инвестиций, устанавливающего начало деятельности иностранных предпринимателей в условиях национальной экономики, что, в свою очередь, определяет уязвимость иностранного инвестора, реализовывающего предпринимательскую деятельность на территории постороннего государства и подчиняющегося его юрисдикции. Именно вследствие такой уязвимости существенной задачей инвестиционного законодательства должно являться определение отчетливых правил, касающихся механизма допуска иностранного инвестора в национальную экономику, организационно-правовых форм реализации инвестиций, а также предоставления гарантий защиты иностранной собственности. Компетенция судов конкретного государства по разрешению гражданских дел с иностранным участием составляет в международном частном праве определение понятия "международная подсудность". Она определяется с содействием норм национального законодательства данной страны и международных договоров. Следует подчеркнуть, что при возникновении спорных отношений в области международного частного права с помощью норм о международной подсудности устанавливается не судебный орган, имеющий право разрешить такой спор, а компетенция судебной системы государства в целом в отношении рассмотрения предоставленной дискуссионной ситуации. Только после свидетельства такой компетенции на начале процессуального законодательства надлежащей страны может быть установлена конкретная судебная инстанция, правомочная рассматривать спор, завязавшийся между сторонами. Следует иметь в виду и тот факт, что нормы национального права о международной подсудности очерчивают пределы компетенции только своих собственных судебных органов и не решают вопрос о возможности и способах разрешения споров с иностранным участием в судах других государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие правового  режима иностранных инвестиций  в РФ

       Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации относится к довольно сложному комплексному институту. Это в свою очередь предполагает, что правовое регулирование данного явления осуществляется на разных уровнях (национальном и международном) и имеет межотраслевой характер, предполагающий применение положений различных отраслей права (гражданского, предпринимательского, международного частного, валютного, налогового, и др.).

          Согласно общим теоретико - правовым положениям, термин «правовой режим» обозначает специфику юридического регулирования определенной сферы общественных отношений. Исходя из этого, употребляя понятие «правовой режим иностранных инвестиций»,  прежде всего, имеется в виду вся система норм права, регулирующих правовой статус, права и обязанности участников инвестиционного процесса, а также специфику осуществления деятельности по инвестированию на территории конкретного государства и существующий на основе этих нормативных установлений порядок осуществления инвестиционной деятельности. В части норм, содержащихся в международных документах и вступивших в силу, правовой режим иностранных инвестиций является общим для всех инвесторов, а в части норм национального законодательства - специфичным для каждой конкретной страны. Отсюда, под правовым режимом иностранных инвестиций, действующим в государстве, в широкой его трактовке мы будем понимать систему норм, регулирующих правовой статус иностранного инвестора и определяющих его специфическое правовое положение (или не специфическое) в рамках национального законодательства, составной частью которого являются те или иные признанные данным государством нормы международного права.

         Правовой режим иностранных инвестиций  можно трактовать также как  некое правоотношение, то есть  общественное отношение, в котором  государство, устанавливая те  или иные нормы, адресованные  иностранному инвестору и стимулирующие  его деятельность на собственной  территории, приглашает иностранных  хозяйствующих субъектов осуществлять  капиталовложения, декларируя собственную  в этом заинтересованность. Определяя  содержание возможных правоотношений, государство не только закрепляет  правовой статус иностранного  инвестора, но и устанавливает  свои права и обязанности в  отношении иностранного инвестора,  создает правовую базу, регулирующую инвестиционные отношения, раскрывает содержательную составляющую правового режима.

        Таким образом, правовой режим иностранных инвестиций можно определить как особый порядок юридической регламентации правового положения иностранных инвестиций, правового статуса иностранного инвестора и корреспондирующих им прав и обязанностей государства, то есть тех гарантий (обязательств) государства, которые оно на себя принимает при вступлении в правоотношения и тех прав (например, на национализацию), которые оно имеет. Тем самым содержание этих правоотношений, их специфика, соотношение прав субъектов этих отношений, их взаимные обязательства и ответственность составляют основную характеристику правового режима иностранных инвестиций в конкретной стране.

         Возможен еще один аспект при  рассмотрении понятия правового  режима — методологический. Характеризуя  систему законодательства конкретной  страны регулирующую иностранные инвестиции, говоря о содержательной характеристике этих отношений в этой сфере, необходимо прибегать к определенным оценочным выводам об использовании данным законодательством тех или иных методов и условий осуществления деятельности иностранного инвестора. От того, какие это методы - императивные или диспозитивные, либеральные или прогосударственные, будет также зависеть содержательная сторона правового режима иностранных инвестиций.

         Раскрытие элементов правоотношений  по инвестированию позволяет  выявить содержание правового  режима иностранных инвестиций  в Российской Федерации, составить  представление об объекте и  форме регулирования инвестиционных  отношений, определить специфику  его субъектного состава.

        В  структурно-содержательном плане  понятие и характеристика правового  режима иностранных инвестиций  базируется, прежде всего, на определении  объекта инвестиционных отношений,  а именно — на уяснении смысла  и содержания термина «иностранные  инвестиции». Это ключевая категория  для нормативного регулирования  инвестиционной деятельности. В  данной связи важно проанализировать  все многообразие терминологических  подходов к определению понятия  «иностранные инвестиции», исследовать  генезис его зарождения и эволюции.

        Россия  в этом отношении имеет собственную  историю возникновения и развития  института иностранных инвестиций, стимулирующую в свою очередь  формирование определенных доктринальных  установок и правовой основы  инвестиционных отношений с участием  иностранного капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Особенности  правового режима иностранных  инвестиций

           Становление и развитие правового  регулирования иностранных инвестиций  в новых рыночных условиях  отражает особенности сложного  переходного периода, переживаемого  современной Россией. Это объективная  реальность, с которой необходимо  считаться при усовершенствовании  отечественного инвестиционного  законодательства.

         Значительный вклад в создание  международно-правового механизма  защиты иностранных инвестиций  внес Международный банк реконструкции  и развития (МБРР), или просто Мировой  банк. По инициативе последнего  были учреждены Международный  центр по урегулированию инвестиционных  споров (МЦУИС), действующий в соответствии  с Вашингтонской конвенцией от 18 марта 1965 г., а также Международное  агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), действующее на основании  Сеульской конвенции от 11 октября 1985 г., участниками которого являются около 150 государств. Россия подписала Сеульскую конвенцию в 1992 г. и путем ратификации стала участницей Конвенции с 29 декабря 1992 г. Задачей МАГИ является стимулирование потока инвестиций в производственных целях между странами-членами, и особенно в развивающихся государствах, и регулирование тем самым деятельности МБРР, Международной финансовой корпорации и других международных учреждений.

           Действие созданного Мировым  банком международно-правового механизма  защиты прав иностранных инвесторов  обеспечивается двусторонними инвестиционными  договорами, в которых юридически  закреплено обязательство договаривающегося  государства применять международно-правовые формы и методы разрешения инвестиционных споров. Например, МАГИ восполняет пробел в международном публичном праве в отношении подсчета суммы компенсации, выплачиваемой иностранному инвестору в случае наступления политических рисков с принятием государством мер по национализации иностранной собственности и равнозначных по своему эффекту акту национализации иных мер регулирования иностранных инвестиций.

          Принятие нового Закона об  иностранных инвестициях было  вызвано тем, что акт 1991 г.  давно уже не соответствовал  практике инвестиционной деятельности  и не выполнял задачи привлечения  и защиты иностранных инвестиций  в новых экономических условиях.

          Новый Закон об иностранных  инвестициях исходит из другой  концепции. В преамбуле закреплено, что «Закон определяет основные  гарантии прав иностранных инвесторов  на инвестиции и получаемые  от них доходы и прибыль,  условия предпринимательской деятельности  иностранных инвесторов на территории  Российской Федерации». Другими  словами, предмет регулирования  этого закона ограничен отношениями,  связанными с государственными  гарантиями прав иностранных  инвесторов. Смысл п. 2 ст. 1 означает, что новый закон отказался  регламентировать все стороны  деятельности предприятий с иностранными  инвестициями и сосредоточил  свое внимание на регулировании  гарантий сохранности капиталовложений  со стороны государства и стабильности  условий их осуществления.

           О том, что действующий в  настоящее время Закон об иностранных  инвестициях серьезно сузил область  своего применения, чем предыдущий  аналог, прямо свидетельствует также  п. 2 ст. 1, озаглавленной «Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и сфера его применения». Законодатель исключил из его действия инвестиции в банковской сфере, в области страхования и инвестиции в некоммерческие организации. Здесь прямо говорится, что настоящий федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также страховые организации, которые регулируются, соответственно, законодательством Российской Федерации о страховании, а также на отношения, связанные с иностранными инвестициями в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, отсылая к законодательству Российской Федерации о некоммерческих организациях.

           Можно сделать вывод о том,  законодатель учел высказанную  в адрес предшествующего закона  критику относительно неопределенности  сферы его применения.

          В отличие от Закона об иностранных  инвестициях (1991), в нем не упоминаются  концессионный договор и схожие  с ним договорные формы инвестиций  как правовые формы, объединяющие  по некоторым общим признакам  гражданско-правовые договоры при  осуществлении инвестиций российскими  и иностранными физическими лицами. Кстати, к категории таких гражданско-правовых  договоров относится, например, соглашение  о разделе продукции. Новый закон предусматривает определенные гарантии и льготы иностранным инвесторам, которые не содержал предшествующий акт. Например, введена стабилизационная оговорка, или так называемая дедушкина оговорка.

          Однако Закон об иностранных  инвестициях вызывает критические  замечания как у инвесторов, так и у зарубежных и отечественных юристов. Некоторые основные положения этого закона сформулированы, по мнению А.Н. Кучер и М.С. Никитина, недостаточно четко, он является фрагментарным и затрагивает лишь часть отношений, возникающих в процессе иностранного инвестирования и нуждающихся в особом урегулировании. Также в законе не упоминается о портфельных инвестициях, свободных экономических зонах, он регулирует в основном лишь прямые инвестиции (точнее, один их подвид — приоритетные инвестиционные проекты).

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Правовой режим иностранных инвестиций в РФ