Европейский суд по правам человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Россия вступила в Совет Европы в 1996 году, приняв на себя обязательства о приведение своего законодательства и практики его применения в соответствие европейским стандартам. Тем не менее, всякое искусственное форсирование законодательной базы без ее реального социально-экономического наполнения могло бы лишь скомпрометировать Россию как несерьезного партнера по Совету Европы и осложнить ситуацию с гарантией прав и свобод личности. В настоящий момент наблюдается весьма интенсивный и подчас очень непростой процесс налаживания взаимодействия России с Европейским Судом по правам человека.

Файлы: 1 файл

doklad.docx

— 56.71 Кб (Скачать файл)

Драголюб Попович 

Изабелла Берро-Лефевр 

Андрас Сайо 

Ишыл Каракас 

Гвидо Раймонди 

Пауло Пинто де Альбукерке 

Хелен Келлер 

Секретарь секции: Стенли Найсмит

Заместитель секретаря секции: : Франсуаза Эленс-Пассос  

Третья секция

Председатель (президент): Жозэп Касадеваль 

Заместитель председателя (вице-президент): Эгберт Мийер 

Корнелиу Бирсан 

Альвина Гюлумян 

Ян Шикута 

Луис Лопес Герра 

Нона Цоцория 

Кристина Пардалос 

Секретарь секции: Сантьяго Кесада

Заместитель секретаря секции: Мариалена Цирли  

 

Четвертая секция

Председатель (президент): Лех Гарлики 

Заместитель председателя (вице-президент): Дэвид Тор Бьоргвинссон 

 Николас Братца 

Пяиви Хирвель 

Георг Николау 

Леди Бианку 

Здравка Калайджиева 

Небойса Вучинич 

Винсент Энтони Де Гаетано 

Секретарь секции: Лоренс Эрли

Заместитель секретаря секции: Фатош Араци  

Пятая секция

Председатель (президент): Дин Шпильманн 

Заместитель председателя (вице-президент): Марк Виллигер 

Карел Юнгвирт 

Боштьян Цупанчич 

Энн Пауэр-Форде 

Ганна Юдкивська 

Ангелика Нюссбергер 

Андрэ Потоки 

Пол Лемменс 

Хелена Ядерблом 

Секретарь секции: Клаудия Вестердик

Заместитель секретаря секции: Стефен Филлипс 4.

2.2 Структура Европейского  суда по правам человека

Пленарное заседание Суда – высший распорядительный орган. В его состав входят все судьи. В компетенцию пленарного заседания Суда входят только организационные вопросы. Пленарное заседание правомочно при условии, что в нем участвует не менее двух третей от общего числа избранных судей.

Председатель Суда является ключевой фигурой, наделенной обширной компетенцией, среди которой: осуществляет руководство работой Суда и управление его делами; отвечает за отношения с руководящими органами Совета Европы; председательствует на пленарных заседаниях Суда, большой Палаты и комитетов. Председатель избирается сроком на три года и может быть переизбран.

Секции и палаты являются структурными подразделениями Суда. Секция как таковая в полном своем составе дела не рассматривает, но из ее состава образуются палаты для рассмотрения конкретных дел. Всего в Суде пять секций с равным распределением судей. Они образуются на пленарном заседании Суда сроком на три года. Там же избирается председатель секции.

Непосредственное рассмотрение конкретных дел с вынесением решения  по существу - функция палат Суда и Большой Палаты Суда. По каждому делу, которое по распределению передано в одну из секций, она образует для его рассмотрения палату. Переданные им жалобы палаты рассматривают в порядке очередности в зависимости от готовности дела к рассмотрению. В компетенцию палаты так же входит пересмотр ранее рассмотренного ею дела по вновь открывшимся обстоятельствам в течение 6 месяцев с момента, когда стороне стали известны эти обстоятельства. Однако ни одного случая пересмотра в практике не было.

Большую Палату можно назвать высшей судебной инстанцией в рамках Суда. Состоит она из 17 судей и трех запасных судей. Председательствует на ее заседаниях Председатель Суда или один из его заместителей, а так же туда могут входить председатели секций. В компетенцию Большой палаты входит рассмотрение наиболее значительных и сложных дел, какие именно, определяется в каждом конкретном случае. На ее рассмотрении могут также оказаться дела в результате «уступки юрисдикции» или «обращения стороны о передаче дела в Большую Палату». Здесь Большая Палата выступает в качестве Суда второй инстанции, однако, только в исключительных случаях. Под «исключительными» Регламент понимает случаи, требующие толкование или применение Конвенции, а так же «существенный общезначимый вопрос», требующий внимания Палаты.

Существует и другой вид  комитетов - комитеты по фильтражу. Общее число комитетов определяется Председателем Суда. Основная и единственная задача комитета - решение вопроса о том, является ли жалоба, переданная в секцию, при которой он создан, приемлемой к рассмотрению, или она должна быть отклонена. При этом он не рассматривает жалобу по существу.

Грефье - руководитель аппарата Суда, и его заместители избираются на пленарном заседании Суда тайным голосованием присутствующих судей сроком на пять лет с правом переизбрания. При вступлении в должность они приносят присягу.

Персонал секретариата, включая  референтов, назначается Генеральным  секретарем Совета Европы с согласия Председателя Суда или по его поручению - Грефье. На секретариат ложится задача адекватности всех официальных документов Суда, публикуемых в обязательном порядке на английском и французском языке, равно как и подготовительных материалов к судебным заседаниям.

2.3 Компетенция Европейского  суда по правам человека

«Каждое государство-участник обеспечивает каждому человеку, находящемуся под его юрисдикцией, гарантированные  Конвенцией права и свободы».5 Юрисдикция государства распространяется, прежде всего, на территорию, и соответственно юрисдикция Суда распространяется на территорию, охватывающую всех участников Конвенции. Суд компетентен, рассматривать только те дела, где речь идет о нарушениях прав и свобод, гарантированных Конвенцией, и решения Суда могут основываться только на ее нормах.

Юрисдикция Европейского международного суда включает в себя все вопросы, касающиеся толкований и употреблений Конвенции и протоколов. Суд рассматривает индивидуальные обращения, а также наделен полномочиями по предоставлению консультативных  выводов относительно изъяснению Конвенции  и Протоколов к Конвенции.

Осуществление Судом своей  компетенции является беспристрастным, что обусловлено его наднациональным  характером. Суд неоднократно подчеркивал  в своих решениях, что он не дает никаких указаний, тем более обязательных, государствам ответчикам в отношении  их законодательной, судебной или иной деятельности.

Следует сказать и о  принятом в 1963 году Протоколе № 2, который  ввел институт консультативных заключений Суда. Впоследствии Протокол был инкорпорирован в текст Конвенции (ныне ст. 47-49, детализированные Регламентом, ст.82-90).

Нормы института консультативных заключений Суда6 установлено, что:

консультативные заключения Суда могут иметь своим предметом  юридические вопросы, касающиеся толкования только самой Конвенции и Протоколов к ней; тем самым все иные акты Совета Европы не охватываются этой компетенцией Суда;

Суд может давать консультативные  заключения только по запросам Комитета министров, куда и должны обращаться заинтересованные государства;

все, что должно быть рассмотрено  в судебном порядке не может решаться с помощью консультативных решений  Суда;

вопрос о том, относится  ли данный запрос Комитета министров  к компетенции Суда, решает сам  Суд.

Однако эта компетенция  не используется и хотя, в течение 30 лет после вступления в силу Протокола № 2 Суд не дал ни одного консультативного заключения, эта компетенция  в 1998г. была сохранена в новой  редакции Конвенции и детализирована в Регламенте.

3. Обращение в Европейский Суд и рассмотрение жалобы

Для того чтобы заявление  было принято к рассмотрению Европейским  судом по правам человека, необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Суд рассматривает петиции,  направленные в его адрес от  любого лица, неправительственной  организации или группы лиц,  которые утверждают, что в отношении  их были нарушены права, предусмотренные  Европейской конвенцией или протоколами  к ней.

2. Жаловаться можно только  на те нарушения, которые имели место после ратификации Конвенции. На это положение следует обратить особое внимание. Ни один российский гражданин или неправительственная организация не имеют права настаивать на удовлетворении даже самых справедливых требований, если сам факт нарушения тех или иных прав произошел до ратификации Россией Конвенции о защите прав человека (5 мая 1998г.). Исключение может быть сделано для длящихся нарушений, т.е. таких которые начались до момента ратификации и продолжаются после нее.

3. Суд рассматривает жалобы, связанные с нарушением только  тех прав, которые гарантированы  Конвенцией и протоколами к  ней. В остальных случаях жалобы  отклоняются.

4. В качестве определяющего  условия принятия жалоб к рассмотрению  Конвенция формулирует требование  об исчерпании всех внутригосударственных  правовых средств защиты. Таким  образом подчеркивается, что защиты прав человека должны обеспечивать прежде всего государственные органы, включая национальные суды, которые обязаны признавать принципы и нормы Конвенции в качестве приоритетной основы своей деятельности.

5. Особое внимание следует  обратить на правило, по которому  Суд может принять дело к  рассмотрению лишь в течение  шести месяцев с дня принятия окончательного решения на национальном уровне.

6. Поскольку Суд рассматривает  жалобы только против действий  или решений государственных  органов власти, он не принимает  жалобы, направленные против частных  лиц или негосударственных учреждений.

Суд не рассматривает жалобы, которые:

  1. являются анонимными;
  2. являются по существу теми же, которые уже были рассмотрены Судом ранее или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и не содержат относящейся к делу новой информации;
  3. являются несовместимыми с положениями Конвенции или Протоколами к ней;
  4. являются необоснованными;
  5. представляют собой злоупотребление правом подачи петиции.
  6. Суд может на любой стадии разбирательства принять решение об исключении жалобы из своего списка дел, т.е. определить ее как неприемлемую, если обстоятельства приводят его к выводу о том, что:
  7. жалоба не соответствует вышеперечисленным правилам;
  8. заявитель более не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы;
  9. вопрос был решен или по любой другой причине, если Суд посчитает неоправданным продолжать рассмотрение петиции.

Суд может принять решение  восстановить жалобу в списке дел, если он сочтет, что обстоятельства оправдывают  такой шаг.

Решения Суда относительно приемлемости жалоб являются окончательными и обжалованию не подлежат. Однако заявитель может представить  на рассмотрение новую жалобу, если в деле возникли дополнительные обстоятельства.

Конвенция различает два  вида дел, подлежащих рассмотрению Европейского суда по правам человека: споры между  государствами («Межгосударственные  дела», ст.33 Конвенции) и споры, основанные на индивидуальных жалобах, ответчиком по которым является государство («Индивидуальные  жалобы» - ст.34 Конвенции).

Для обращений первого  типа характерно, что сторонами такого спора могут быть только государства - члены Совета Европы, участники  Конвенции. Предметом спора могут  быть только нарушения прав и свобод человека, причем только тех, которые  признаны Конвенцией и протоколами  к ней. К тому же обращение в  Суд не предполагает обязательного  предварительного уведомления о  том государства, против которого направлена жалоба, причем такие обращения возможны не только тогда, когда затронуты  права и свободы его граждан, но и во всех случаях, когда оно  полагает, что государство-ответчик нарушает признанные Конвенцией права  и свободы.

Примером таких дел  может служить обращение Дании, Норвегии, Швеции и Нидерландов в  конце 60-х гг. в Европейский суд  по правам человека по поводу тотального нарушения прав человека и массовых репрессий в Греции с приходом к власти «черных полковников». Тогда  до разбирательства в суде дело не дошло. Комитет министров приостановил членство Греции в Совете Европы, а Греция со своей стороны, денонсировала Конвенцию.

Однако, как уже отмечалось, основную массу дел составляют споры, инициированные индивидуальными жалобами. В соответствии со ст.34 Конвенции  Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной  организации или любой группы частных лиц.

Круг физических лиц, которые  могут подать жалобу предельно широк, так как такому заявителю не предъявляются  ограничительные условия, связанные  с возрастом, грамотностью или гражданством. Однако некоторые страны при ратификации  Конвенции сделали оговорку по поводу жалоб военнослужащих. Заявителем может  быть гражданин государства, не являющегося  членом Совета Европы, но находящийся  в пределах юрисдикции Суда.

В случае принятия дела к  рассмотрению Суд проводит расследование  по фактам нарушений прав человека и направляет материалы заинтересованным сторонам для дружественного решения спора.

Важная роль в справедливом и дружественном разрешении жалоб  принадлежит представителю Российской Федерации в Европейском суде. Он должен не только отстаивать интересы государства, но и искать пути и способы  дружественного урегулирования разногласий  между участниками спора. Если усилия по дружественному урегулированию спора  увенчаются успехом, Суд исключает  дело из своего списка, вынося решение, в котором дается только краткое  изложение фактов и суть достигнутого урегулирования. И лишь в том случае, когда стороны не приходят к согласию, их спор разрешается судом.

Заявитель, если его жалоба принята, может выразить желание  участвовать в процедуре рассмотрения своего дела в Европейском суде. Если необходимо, а это случается  весьма часто, заявитель может быть представлен адвокатом.

Процесс рассмотрения жалобы Европейским судом не предполагает никаких расходов, так как процедура  является бесплатной и не требует  обязательного участия адвоката (тем не менее, это рекомендуется). Благодаря финансовым средствам, предоставляемым  Советом Европы, Суд при определенных условиях может оказывать бесплатную юридическую помощь заявителю, не располагающему достаточными финансовыми средствами. В этом случае заявитель должен документально  подтвердить отсутствие у него необходимых  средств.

Информация о работе Европейский суд по правам человека