Европейский суд по правам человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Россия вступила в Совет Европы в 1996 году, приняв на себя обязательства о приведение своего законодательства и практики его применения в соответствие европейским стандартам. Тем не менее, всякое искусственное форсирование законодательной базы без ее реального социально-экономического наполнения могло бы лишь скомпрометировать Россию как несерьезного партнера по Совету Европы и осложнить ситуацию с гарантией прав и свобод личности. В настоящий момент наблюдается весьма интенсивный и подчас очень непростой процесс налаживания взаимодействия России с Европейским Судом по правам человека.

Файлы: 1 файл

doklad.docx

— 56.71 Кб (Скачать файл)

Введение

В мире на протяжении многих лет права человека не признавались даже основные, естественные права: на жизнь и свободу. Но с развитием общества люди стали обращать все большее внимание на эту проблему.

Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Значение Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека и деятельность Европейского Суда по правам человека невозможно переоценить. Они стали зримым, практическим воплощением несомненного прогресса защиты прав. Европейский Суд по правам человека стал уникальным наднациональным органом правосудия. В настоящие время решения Европейского Суда по правам человека пользуются значимым авторитетом для властей, и служат руководством в повседневной практике государственных органов членов Совета Европы. С каждым годом все более глубоко и непосредственно влияют на развитие национальных правовых систем, а также формирование и развитие европейского правого пространства.

Россия вступила в Совет  Европы в 1996 году, приняв на себя обязательства  о приведение своего законодательства и практики его применения в соответствие европейским стандартам. Тем не менее, всякое искусственное форсирование законодательной базы без ее реального  социально-экономического наполнения могло бы лишь скомпрометировать  Россию как несерьезного партнера по Совету Европы и осложнить ситуацию с гарантией прав и свобод личности. В настоящий момент наблюдается весьма интенсивный и подчас очень непростой  процесс налаживания взаимодействия России с Европейским Судом по правам человека.

Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что в современном  мире возросла необходимость защиты прав и свобод человека, но у многих еще существует абстрактное представление  об этом институте и порядке обращения  в него

 

 

 

1.Основы деятельности  Европейского суда по правам  человека

1.1 История образования  Европейского суда по правам  человека

На рубеже второй половины XX в. Большое число государств демократической ориентации, исходя из горького опыта тоталитарных режимов, на только осознали необходимость международно-правовой защиты прав человека, но и предприняли в этом направлении важные практические шаги. В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека ООН (Организация Объединённых Наций), а в 1950 году - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Конвенция отразила идею «единения  Европы», ради чего и был создан Совет  Европы как форма общественно-политического  объединения.

Участник подготовки Конвенции  лорд Лейтон писал: «Наша Конвенция будет иметь реальное значение только в том случае, если мы переведем ее в режим действия, и чтобы сделать это быстро и эффективно, следует наделить ее четкими юридическими санкциями». Такие санкции должен был налагать Страсбургский суд и Европейская комиссия, созданные в соответствии Конвенцией и ее протоколами.

Созданию специализированного  механизма реализации Европейской  конвенции предшествовала довольно острая дискуссия, развернувшаяся как  на доктринальном, так и на политическом уровне. Тем не менее, не смотря не первоначальное сопротивление со стороны некоторых  стран и национальных судебных органов, в конечном итоге удалось найти  приемлемое и, как показала практика, почти оптимальное решение.

Период становления Суда занял почти два десятилетия. И причин тому было несколько:

Во-первых, тем, что ратификация  Конвенции государством - участником не означала автоматического признания  юрисдикции Суда.

Во-вторых, Суд по своему тогдашнему статусу не мог сам  получать жалобы от заявителей. Поэтому  с момента создания (21 января 1959г.) и до середины 70-х гг. Суд действовал весьма не активно. С середины 70-х  гг. до рубежа 90-х число рассмотренных  дел подошло к 200 и соответственно увеличивалось и количество решений  суда.

В качестве государств-ответчиков за это время выступали: Великобритания, Италия, ФРГ, Нидерланды,  Австрия,  Бельгия и Франция, Норвегия.

Период с начала 1990г. до конца 1998г. характеризовался резким увеличением  числа государств - участников Совета Европы, а так же дел, поступивших в Суд и рассмотренных им. В этот период Совет Европы пополнился 17 новыми членами, и соответственно на момент реформы 1998г. в его составе было 40 судей. В этом же году Суд вынес решения по 106 делам, а за предшествующие семь лет (1990-1997гг.) - около 600 решений.

4 мая 1994г. Президент  Франции Ф. Миттеран в присутствии  министров иностранных дел и  других представителей 34 государств - членов Совета Европы заложил  первый камень в фундамент  здания, получившего название Дворец  прав человека (архитектор англичанин  Ричард Роджерс). Выступая на церемонии,  председатель Страсбургского Суда  Р. Рисдал сказал: «Это новое  сооружение, прежде всего для  тех, кто считает, что его  права и свободы нарушены, и  кто придет сюда в надежде  найти ответ Европы на свои  проблемы и трудности». Менее  чем через два года строительство  дворца было завершено, и он  стал резиденцией Европейского  Суда.

Реформа, проведенная в  соответствии с Протоколом № 11, упразднила Европейскую комиссию и лишила Комитет  министров функции досудебного  рассмотрения жалоб. Вместе с тем  на комитет министров по-прежнему возложен надзор за исполнением решений  Суда.

Таким образом, первый аспект реформы - преобразование юрисдикционного (контрольного) механизма Совета Европы, в результате чего этот достаточно сложный и громоздкий механизм был заменен единым органом - Судом.

Второй ее аспект, тесно  связанный с первым, - серьезные  изменения в организации и  порядке деятельности самого Суда, а именно, во-первых, Суд теперь работает на постоянной основе (а не в порядке  ежемесячных непродолжительных  сессий, как это было ранее), во-вторых, на Суд ложится формирование «судебного досье» по каждому принятому к  рассмотрению делу; в-третьих, теперь Суд  сам решает вопрос о приемлемости жалобы и сам должен содействовать  процедуре мирного урегулирования споров. Все это ранее делала Комиссия.

Основная цель реформы - увеличение «пропускной способности» Суда. Теперь он должен решать больше дел и к  тому же сократить сроки их рассмотрения.

1.2 Права и свободы,  охраняемые Европейским судом  по правам человека

Государствами - участниками  международных отношений после  Второй мировой войны разработаны  и приняты многие универсальный  и региональные документы, которые  обязывают их соблюдать основные права и свободы личности. К числу таких документов относятся Всеобщая декларация прав человека 1948г., впервые закрепившая перечень основных прав и свобод личности, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г., Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979г. и Факультативный протокол к ней 1999г., Конвенция о правах ребенка 1989г., а также Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г. и Протоколы к ней. Согласно перечисленным пактам и конвенциям учреждены международные органы, которые контролируют выполнение государствами взятых на себя обязательств.

28 февраля 1996г. наша  страна вступила в Совет Европы  и взяла тем самым на себя  обязательство признавать «принцип  преимущества права и принцип,  в силу которого любое лицо, находящееся под его юрисдикцией,  должно пользоваться правами  человека и основными свободами».1На этих принципах должно строиться любое демократическое государство. Верховенство закона и соблюдение основных прав и свобод человека - это суть демократии. Не может быть демократии, если в обществе господствует беззаконие и нарушаются права человека.

Вступив в Совет Европы, Россия обязалась в течение года подписать и ратифицировать важнейшие  европейские соглашения, включая  Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, на которой основывается вся европейская правозащитная система.

Как подчеркивается в преамбуле  Конвенции, ее участники поставили  перед собой цель предпринять  «первые шаги» для осуществления  «некоторых прав», зафиксированных  во Всеобщей декларации прав человека ООН. Действительно в документе  содержится лишь часть прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации и позднее - в Международных пактах о правах человека. Однако достоинство  системы, созданной на основе этой Конвенции, состоит в том, что она непрерывно эволюционирует и пополняется новыми документами. Дополнительные протоколы  к Конвенции включили в систему  европейской защиты практически  весь перечень гражданских и политических прав, а также некоторые социально-экономические  права.

Права и свободы, закрепленные в Конвенции, постоянно насыщаются новым содержанием, уточняются, конкретизируются как посредством принятия очередных  протоколов к ней, так и в результате решений Европейского Суда по правам человека, имеющих силу прецедента. Решения Суда оказывают значительное влияние на формирование и развитие европейского правового пространства, или руководствуются в повседневной практике законодательные, судебные и иные органы государств - членов Совета Европы.

Анализируя Европейскую  Конвенцию и учрежденные ею контрольные  механизмы, многие ученые и государственные  деятели приходят к выводу о том, что она «стала самым совершенным  и эффективным договором в  области прав человека в мире». Для  России этот документ особенно важен  с учетом пережитого ею длительного  периода тоталитаризма и наличия  в стране сил, выступающих за возвращение  в прошлое. Нормы и принципы, содержащиеся в Конвенции, существенно ограничивают сферу правовой компетенции государства, они служат базой для формирования демократических структур гражданского общества. Благодаря созданным в ее системе контрольным механизмам, Конвенция является действительным гарантом защиты прав человека и основных свобод.

На основе Конвенции были образованы два органа - Европейская  Комиссия по правам человека и Европейский  Суд по правам человека. Однако в  конце 1998г. в связи с реорганизацией контрольного механизма Конвенции  Комиссия прекратила свое существование, и отныне функционирует только Суд.

Принципы, закрепленные в Конвенции, действующие в Европейском Суде по правам человека:

  1. Права человека и основные свободы являются естественными и принадлежат каждому от рождения; в силу этого они признаются неотъемлемыми и неотчуждаемыми.
  2. Признаваемые Конвенцией права и свободы гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией государства - члена Совета Европы (тем самым Конвенция утверждает всеобщий характер прав человека и защищает не только граждан данной страны, но также иностранцев и лиц без гражданства).
  3. Официальные власти государств - членов Совета Европы обязаны соблюдать законность и нормы права.
  4. Обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому бы то ни было признаку.
  5. Основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства, а их обеспечение и защита являются предметом федерального законодательства и принимаемых в соответствии с ним нормативно правовых актов местных органов власти.
  6. Коллективные права граждан вытекают из прав и свобод личности и не должны им противоречить.
  7. Фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой
  8. ситуации, в том числе во время войны или иного чрезвычайного
  9. положения.

Следовательно, на основе Конвенции о защите прав человека и основных свобод под защитой Европейского суда по правам человека находятся следующие права и свободы: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство, право на уважение частной и семейной жизни, свобода мысли, совести и религии, свобода выражения мнения, свобода собраний и объединений, право на вступление в брак, право на эффективное средство правовой защиты и смежные сними права. Запрещаются пытки, рабство и принудительный труд; наказание, назначенное кроме как на основании закона, дискриминация, злоупотребление правами.

2. Европейский суд по  правам человека:

2.1 Состав Европейского  суда по правам человека

В состав Суда входит такое  же число судей, как и число  государств-членов в составе Совета Европы. На данный момент это 46 государств. Каждое государство представлено, таким  образом, одним судьей. Однако слово  «представлено», не означает, что судья  является «представителем» данного  государства, как его часто, но неточно  называют в средствах массовой информации. Его статус иной, он участвует в  работе Суда «в личном качестве»2, и его деятельность не может иметь целью защиту интересов своего государства.

Каждое государство-участник подает список из трех кандидатов на должность  судьи Европейского суда. Парламентская  Ассамблея Совета Европы, избирает одного из них, большинством поданных за него голосов.

Наряду с моральными и  профессиональными и профессиональными  требованиями, предъявляемыми к судье, кандидат, включенный в список государства, должен отвечать и некоторым другим обязательным требованиям: свободно владеть  одним из официальных языков Совета Европы – французским или английским, на которых работает Суд; не попадать под возрастной предел пребывания в  должности судьи – 70 лет3.

После избрания перед вступлением  в должность избранный судья  приносит присягу не перед Парламентской  Ассамблеей, избравшей судью, а на первом пленарном заседании суда или в исключительном случае –  Председателю Суда.

Состав суда:

Первая секция

Председатель (президент): Нина Вайич 

Заместитель председателя (вице-президент) : Анатолий Ковлер 

Пер Лоренсен 

Элизабет Штайнер 

Ханлар Гаджиев 

Мирьяна Лазарова Трайковска 

Юлия Лаффранк 

Линос-Александр Сицильянос 

Эрик Мос

Секретарь секции: Сёрен Нильсен

Заместитель секретаря секции: Андрэ Вампаш 

Вторая секция

Председатель (президент): Инета Зиемеле 

Заместитель председателя (вице-президент): Данутэ Йочиенэ 

Информация о работе Европейский суд по правам человека