Контрольная работа по "Судоустройству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:41, контрольная работа

Описание работы

Одним из направлений судебно-правовой реформы, предусмотренных её Концепцией, является развитие судейского самоуправления, создание автономной и влиятельной судейской корпорации, способной содействовать утверждения в стране независимой и самостоятельной судебной власти.
Поскольку судебная власть отделена от исполнительной невозможно административное управление судами со стороны любого исполнительного органа, в том числе и Министерства юстиций и его управлений на местах. Как не раз отмечалось, должно быть исключено всякое вмешательство в процессуальную деятельность органов судебной власти.

Файлы: 1 файл

кср 4-8 судоустройство..doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

Кср 4.

1.Понятие  судейского самоуправления и  его развитие

Одним из направлений  судебно-правовой реформы, предусмотренных  её Концепцией, является развитие судейского самоуправления, создание автономной и влиятельной судейской корпорации, способной содействовать утверждения в стране независимой и самостоятельной судебной власти.

Поскольку судебная власть отделена от исполнительной невозможно административное управление судами со стороны любого исполнительного  органа, в том числе и Министерства юстиций и его управлений на местах. Как не раз отмечалось, должно быть исключено всякое вмешательство в процессуальную деятельность органов судебной власти.

Судейское самоуправление – это решение вопросов внутренней жизни судейского корпуса через  выборные органы или непосредственно коллективами. В первую очередь это активное участие в формирование судейского корпуса, контроль за выполнением судьями их обязанностей по осуществления правосудия и вне службы, представление интересов судов в государственных и общественных объединениях и т.п.

Первый шаг  в развитии судейского самоуправления был сделан в 1989г., когда в соответствии с Законом СССР «О статусе судей  в СССР» были предусмотрены конференции  и квалификационные коллегии судей  в целях обсуждения возникающих  в судебной практике вопросов, выдвижения на судебную работу достойных кандидатов  и усиление независимости судей.

2 февраля 1990г.  Указом Президиума Верховного  Совета БССР было утверждено  Положение о квалификационных  коллегиях судей судов БССР.

Некоторый период времени в республике действовала Ассоциация судей Беларуси, Устав которой был принят 15 февраля 1992г.

Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» 1995г. Посвятил конференциям и квалификационным коллегиям судей  главу 3 раздела III, в которой более полно регламентировал порядок формирования и полномочия этих органов судейского самоуправления.

Принципиальной  значение для развития судейского Сообщества в республике, его организационного оформления имели Декреты Президента Республики Беларусь от 21 октября 1997г. №20 «О квалификационных коллегиях и дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь», а также Положение о квалификационных коллегиях судей судов Республики Беларусь  и Положение о квалификационной аттестации и квалификационных классах, утвержденные Указами Президента Республики Беларусь от 4 декабря того же года, 5 декабря 1997г. Первый съезд судей Республики Беларусь принял Положение о Республиканском совете судей.

В стране, таким  образом, созданы системы органов  судейского самоуправления и правовой механизм решения ими кадровых и иных актуальных вопросов профессиональной деятельности, воспитания судейских кадров. Для завершения системы органов судейского самоуправления предлагается образовать на принципах выборности и подотчётности Республиканскому совету судей Высшую квалификационную коллегию судей Республики Беларусь, а также Суд чести судей.

2.Конференции  и квалификационные коллегии  судей

Важное место  в системе органов судейского самоуправления отводится конференциям и квалификационным коллегия судей, полномочия и порядок организации которых определяются ст.69-71 Закона «О судоустройстве и статусе судей Республики Беларусь» и Положениями о квалификационных коллегиях судей судов Республики Беларусь и о квалификационной аттестации и квалификационных классах судей судов Республики Беларусь от 4 декабря 1997г.

Судьи районных(городских), областных, Минского городского, военных  и хозяйственных судов собираются на областные, Минскую городскую  конференции, которые:

  • Обсуждают вопросы судебной практики и вносят предложения по совершенствования законодательства;
  • Проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся судебной деятельности и статуса судей;
  • Рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного обеспечения, правового и социального статуса судей;
  • Представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;
  • Избирают квалификационные коллегии судей областных, Минского городского, районных(городских), военных судов.

В республике создаются  квалификационные коллегии:

  • Судей Верховного суда;
  • Судей областных(Минского городского), районных(городских)судов, то есть квалификационные коллегии судей областей(г. Минска);
  • Судей Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов, то есть  квалификационная коллегия судей военных судов;
  • Судей хозяйственных судов.

Квалификационная  коллегия судей Верховного Суда избирается на Пленуме этого суда из числа  его членов; квалификационные коллегии областей(г. Минска) и судей военных судов избираются на конференциях судей соответствующих судов из числа судей этих судов; квалификационная коллегия судей хозяйственных судов – на Пленуме Высшего Хозяйственного Суда из числа судей хозяйственных судов.

Количественный  состав коллегий судей, норма представительства в них судей нижестоящих судов, порядок голосования определяется соответствующими пленумами судов и конференциями судей по согласованию с Министерством юстиции.

В состав квалификационных коллегий с правом решающего голоса включается по одному представители соответствующих органов юстиции в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь .

Представители органов юстиции утверждаются приказом Министра юстиции в составе квалификационных коллегий:

  • Судей Верховного суда, судей военных судов – по согласованию с Председателем Верховного Суда из числа членов коллегии Министерства юстиции;
  • Судей хозяйственных судов – по согласованию с Председателем Высшего Хозяйственного Суда из числа членов коллегии Министерства юстиции;
  • Судей областей(г. Минска)− из числа руководителей подразделений юстиции соответствующих местных исполкомов или их заместителей.

Квалификационные  коллегии судей формируются сроком на три года( ранее по Закону о  судоустройстве и статусе судей 1995г. – на 5 лет) и отчитываются перед соответствующими пленумами судов и конференциями судей не реже одного раза в год, а также по окончании полномочий.

Как и прежде, в состав квалификационных коллегий не могут быть избраны председатели судов и их заместители, кроме  председателей районных(городских) и межгарнизонных военных судов.

Председатель  квалификационной коллегии судей и  его заместитель избираются соответствующем  пленуме судов и конференции  судов при избрании коллегии.

Полномочия  квалификационных коллегий судей:

  • Утверждают персональный состав экзаменационных комиссий по приёму квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на должность судей;
  • Совместно с председателями соответствующих судов определяют порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов, причём судьи, входящие в состав квалификационных коллегий, не могут являться членами экзаменационных комиссий;
  • Рассматривают заявления лиц, претендующих на должности судей, и с учётом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации этих лиц об отказе в ней;
  • Направляют председателю соответствующего суда заключения: о возможности назначения лица на должность судьи; о возможности назначения на должности председателя или заместителя председателя суда (кроме Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Хозяйственного Суда), об освобождении от этих должностей; о возможности приостановления или прекращения полномочий судьи;
  • Поводят квалификационную аттестацию судей и принимают решения о присвоении им квалификационных классов;
  • Рассматривают вопросы о дисциплинарной ответственности судей;
  • Дают заключения по вопросам о возбуждении в отношении судьи уголовного дела, привлечении его к уголовной ответственности, освобождении от должности, приостановлении полномочий судьи, признании его находящимся в отставке по основаниям, предусмотренным законодательством;
  • Рассматривают жалобы и представления на действия судьи, умаляющие авторитет судебной власти, либо на его бездействие;
  • Дают заключения по вопросам представления судей к государственным наградами и присвоения им почётных званий Республики Беларусь;
  • Осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Квалификационная  коллегия судей Верховного Суда осуществляет соответствующие полномочия в отношении  судей Верховного Суда; судей, входящих в состав квалификационных коллегий судей областей(г. Минск) и военных судов; председателей и заместителей председателей областных (Минского городского) и Белорусского военного судов. Кроме того, указанная квалификационная коллегия рассматривает жалобы и представления на решения квалификационных коллегий судей областей(г. Минска) и военных судов.

Лица, входящие в состав квалификационных коллегий судей, освобождаются от выполнения своих служебных обязанностей на период подготовки вопросов и участия  в заседаниях коллегий с сохранением заработной платы.

Заявления, обращения, представления, иные материалы, поступившие  в квалификационную коллегию судей  и относящиеся к её компетенции, должны быть рассмотрены в течение  месяца со дня их поступления, не считая времени отсутствия по уважительной причине судьи, в отношении которого решается вопрос. При необходимости дополнительной поверки поступивших материалов срок их рассмотрения может быть продлён, но не более чем на 15 дней.

Судье, в отношении  которого решается вопрос, должна быть дана возможность не позднее чем за семь дней до дня заседания квалификационной коллегии ознакомиться о всеми материалами и представить свои возражения и замечания.

Квалификационная  коллегия судей даёт заключение или  принимает решение большинством голосов участвующих в заседании членов коллегии. Копия заключения или решения направляется заинтересованным лицам в течение трёх дней после провозглашения заключения или решения.

Заключения  и решения квалификационной коллегии судей по вопросам назначения на должности судьи, председателя, заместителя председателя суда, представления судьи к государственной награде или присвоению почётного звания, присвоения квалификационного класса обжалованию не подлежат. Решения и заключения квалификационных коллегий судей(г. Минска) и военных судов по другим вопросам могут быть обжалованы в квалификационную коллегию судей Верховного Суда, решение которой является окончательным. Решения и заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда, принимаемые в отношении лиц её ведения, и квалификационной коллегии судей хозяйственных судов могут быть обжалованы соответственно в Пленум Верховного Суда и Пленум Высшего Хозяйственного Суда.

Организационное и материально-техническое обеспечение  деятельности квалификационных коллегий судей возлагается на соответствующие суды и органы юстиции.

 

3. Съезд  судей. Республиканский Совет  судей

В соответствии со ст.69 Закона «О судоустройстве и  статусе судей Республики Беларусь»  высшим республиканским органом  самоуправления судей в Республике Беларусь признавалась конференция судей Республики Беларусь. Декретом Президента Республики Беларусь от 21 октября 1997г. №20 в качестве высшего органа самоуправления судей страны стал объявлен Съезд судей Республики Беларусь.

Съезд судей  осуществляет свои полномочия в составе судей Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов республики.

Съезд судей:

  • Рассматривает вопросы деятельности судебной системы, судебной практики и в необходимых случаях вносит предложения органам и лицам, обладающим правом законодательной инициативы;
  • Обсуждает проекты законов и иных нормативных актов, касающихся статуса судей, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения работы судов и других вопросов их деятельности;
  • Представляет интересы судей в государственных органах, общественных объединениях и международных организациях;
  • Избирает из числа судей Республиканский совет, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Съезд судей  созывается Республиканским советом  судей не реже одного раза в четыре года. В период между съездами судей полномочия съезда осуществляет Республиканский совет судей. Съезд считается правомочным при условии участия в его работе не менее двух третей всех судей Республики Беларусь. Решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины присутствующих на съезде.

Материально-техническое  и иное обеспечение съездов судей  Республики Беларусь возложено на Совет  Министров Республики Беларусь.

Первый съезд  судей утвердил Положение о Республиканском совете судей и избрал его состав, поручив подготовить проект Закона Республики Беларусь «Об органах судейского самоуправления», принял Кодекс чести судьи Республики Беларусь и Резолюцию первого съезда. Словом, Первый съезд судей Республики Беларусь имеет историческое значение для развития судебной системы республики, совершенствования национального правосудия и, в частности, оказал активное влияние на процессы, связанные с формированием судейского сообщества и его органов, повышение статуса судьи.

Республиканские совет судей избирается съездом судей сроком на четыре года из числа судей Конституционного суда, общих и хозяйственных судов. Количественный состав совета и норма представительства в нем суде й соответствующих судов определяется съездом судей.

Информация о работе Контрольная работа по "Судоустройству"