Контрольная работа по "Судоустройству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:41, контрольная работа

Описание работы

Одним из направлений судебно-правовой реформы, предусмотренных её Концепцией, является развитие судейского самоуправления, создание автономной и влиятельной судейской корпорации, способной содействовать утверждения в стране независимой и самостоятельной судебной власти.
Поскольку судебная власть отделена от исполнительной невозможно административное управление судами со стороны любого исполнительного органа, в том числе и Министерства юстиций и его управлений на местах. Как не раз отмечалось, должно быть исключено всякое вмешательство в процессуальную деятельность органов судебной власти.

Файлы: 1 файл

кср 4-8 судоустройство..doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

Согласно ст.4 Положения о Республиканском совете судей в его состав могут быть избраны судьи, имеющие стаж работы в должности судьи не менее трех лет. Судья не может быть избран одновременно в Республиканский совет судей и квалификационную коллегию судей Верховного Суда или квалификационную коллегию судей хозяйственных судов.

Республиканский совет судей осуществляет свою деятельность коллегиально и гласно.

Основные его  задачи: соблюдение и укрепление законности в деятельности судов и судей, утверждение авторитета судебной власти; обеспечение соблюдения судьями в их профессиональной деятельности и личном поведении требований, предъявляемые к ним Конституцией, иными актами законодательства, Кодексом чести судьи Республики Беларусь.

Республиканский совет судей ставит своей задачей защиту прав и законных интересов судей, гарантии их независимости и неприкосновенности. Он обсуждает проекты законов и иных нормативных актов, касающихся организационного, кадрового и материально-технического обеспечения деятельности судов. Одной из главных задач этого органа судейского самоуправления является содействие поведению судебно-правовой реформы в Республике Беларусь, совершенствования судебной системы и судопроизводства.

В целях осуществления  перечисленных задач Республиканский  совет судей: обсуждает вопросы судебной практики и совершенствования законодательства; проводит общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся устройства судебной системы, судопроизводства, деятельности судов, статуса судей и представляет свои заключения в соответствующие государственные органы; рассматривает и решает в пределах своей компетенции актуальные проблемы работы судов, их организационного, кадрового и материально-технического обеспечения, а также правового, материального и социального положения судей; обращается к субъектам права законодательной инициативы, в иные государственные органы с предложениями о принятии новых либо изменении и дополнении действующих актов законодательства; представляет интересы судей в государственных органах, общественных объединениях и международных организациях; созывает съезды судей с согласия Президента Республики Беларусь; проводит работу с судьями-ветеранами; утверждает регламент Республиканского совета судов и организации самоуправления судей.

Республиканский совет судей вправе запрашивать  и получать от государственных органов  сведения, касающиеся организационного, кадрового и материально-технического обеспечения деятельности соответствующих  судов, иную информацию, необходимую  для его работы.

Республиканский совет судей созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Его  заседания считаются правомочными при условии присутствия на нем  более половины судей, избранных  в состав совета. Решения принимаются  простым большинством голосов.

В республиканском  совете судей создаются секции Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов. Кроме того, в совете могут быть образованы постоянные и временные  комиссии, в состав которых могут  входить судьи, не являющиеся членами  совета, а также должностные лица иных государственных органов.

На первом заседании  Республиканского совета судей созданы  следующие комиссии:

  • По пересмотру Концепции судебно-правовой реформы;
  • Проведению общественной экспертизы и подготовке проектов законов и иных нормативных актов, касающихся судебной деятельности и статуса судей;
  • По вопросам организационного, кадрового и материально-технического обеспечения работы судов, защите прав и законных интересов судей;
  • По судебной этике и отношениях со средствами массовой информации.

Председатель  Республиканского совета судей и  его заместители (по одному из числа  судей Конституционного Суда, общих  и хозяйственных судов — членов совета) избираются советом и ему  подчинены. Заместители председателя совета являются одновременно председателями соответствующих секций совета. Председатель проводит заседания совета, организует и руководит его деятельностью, представляет совет в государственных органах, общественных объединениях и международных организациях. Полномочия председателя совета по его поручению может выполнять один из его заместителей.

Республиканский совет судей осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Конституционным  Судом, Верховным Судом, Высшим Хозяйственным  Судом и Министерством юстиции, которые оказывают ему необходимую помощь. Члены совета могут по приглашению председателей соответствующих судов присутствовать на заседаниях Пленумов Верховного и Высшего Хозяйственного судов, а также на заседаниях Конституционного Суда.

В работе Республиканского совета судей вправе по должности принимать участие Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Хозяйственного Суда и их заместители с правом совещательного голоса, если не избраны в состав совета. На заседании совета могут присутствовать судьи судов Республики Беларусь.

В ст.18 Положения  о Республиканском совете судей  указано, что совет в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с органами судейского сообщества и профессиональными  объединениями судей других государств, с международными юридическими организациями и сотрудничает с ними.

 

 

Кср 5.

  1. Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов

Организационного  и материально-технического обеспечения  деятельности судов. Она включает кадровое, организационное, ресурсное и информационное обеспечение органов судебной власти в целях создания надлежащих условий для отправления правосудия, выполнения задач суда при строгом соблюдении его независимости и самостоятельности.

Эта деятельность носила разные наименования:

  • С 1917 по 1957г. она называлась судебным управлением и включала также такие функции, как ревизии, позже – проверки деятельности судов, их инструктирование;
  • С 1958 по 1989г. – организационное руководство судами;
  • С 1989 по 1994г. – организационное обеспечение деятельности судов;
  • С 1995г. по настоящее время – организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов.

Это не простая  замена понятий и терминов, а отражение  положения суда в государстве  и в системе юстиций, постепенное повышение его роли, укрепление независимости.

В самом деле, в условиях административно-командной  системы – это судебное управление; после проведения некоторых демократических  преобразований в середине 50-х годов  – организационное руководство судами; в годы перестройки и строительства демократического правового государства – организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов.

  1. Органы, осуществляющие организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов

Организационное и материально-техническое обеспечение  деятельности судов в разные периоды  осуществляли суды и органы юстиции.

С первых дней установления советской власти вопросы управления в области юстиции, в том числе  и судами, входили в компетенцию: в центре – Наркомата РСФСР, на местах – юридического отделов и секций исполкомов Советов и военно-революционных комитетов, губернских комиссаров юстиции.

В Беларуси большую  работу по организации нового судебного  аппарата, органов следствия, обвинения, защиты, нотариата и других юридических учреждений повел Комиссариат юстиции Западной области, деятельность которого направлялась Наркоматом юстиции РСФСР. После образования БССР 5 января 1919г. был основан Народный комиссариат юстиции БССР. Проводникам организационно-административных мероприятий Наркомата юстиции на местах являлись уездные совещания судей и уездные бюро юстиции.

По Положению  о Наркомюсте БССР от 3 ноября 1924г. на Наркомюст возлагались задачи:

  • Организация, руководство и инструктирование судов, прокуратуры, а также других органов юстиции;
  • Надзор за законностью действий государственных органов, учреждений, предприятий, отдельных лиц;
  • Наблюдение за деятельностью арбитражной и земельной комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, коллегий защитников;
  • Надзор за законностью в местах лишения свободы.

В эти годы параллельно  с Наркоматом юстиции некоторые  функции судебного управления осуществляли вышестоящие суды. Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 1938г. освободил от функции судебного управления все суды. Вся их деятельность была сосредоточена на осуществлении правосудия.

Управление  в области юстиции стало исключительной компетенцией Наркомата юстиции  СССР, учрежденного 20 июля 1936г., наркоматов юстиции союзных республик(в том числе БССР) и их управлений на местах, образованных в 1939г. Система органов управления в области юстиции, установленная в конце 30-х гг., просуществовало без изменений до 1956г. В том году для ликвидации излишней централизации в руководстве судами и расширения прав союзных республик, сокращения государственного аппарата Министерство юстиции СССР было упразднено, а управления юстиции на местах ликвидированы. Позднее упразднены и Министерства юстиции союзных республик. 20 февраля 1960г. – Министерство юстиции БССР. Руководство народными и областными судами, государственными нотариальными конторами и ведение судебной статистики вновь стали входить в компетенцию соответственно областных судов и Верховного Суда БССР. Для работы по кодификации и систематизации законодательства была образована Юридическая комиссия при Правительстве республики. Эта комиссия, кроме того, осуществляла руководство адвокатурой, органами ЗАГСа и Институтом судебной экспертизы. Однако проведенная реформа себя не оправдала.

В связи с  образованием союзно-республиканского Министерства юстиции СССР Основы законодательства о судоустройстве 1958г. были дополнены ст.38(1), специально посвященной вопросам организационного руководства судами. В ней указывалось, что организационное руководство судами в пределах и порядке, предусмотренных законом, осуществляется: Министерством юстиции СССР – в отношении судов союзных республик и военных трибуналов; министерствами юстиции союзных республик – в отношении верховных судов автономных республик, областных, краевых, городских судов, судов автономных областей и национальных округов, районных(городских) народных судов; министерствами юстиции автономных республик, отделами юстиции исполкомов областных, краевых, городских Советов – в отношении районных(городских) народных судов.

В 1972г. утверждаются положения об органах юстиции, в  том числе и Положение о  Министерстве юстиции БССР.

Основы законодательства о судоустройстве 1989г. предусмотрели  значительное суждение полномочий органов  юстиции в отношении судов, возложив на них лишь организационное обеспечение их деятельности.

Статья 15 Закона «О судоустройстве и статусе судей  в Республике Беларусь» уточнила функции Министерства юстиции Республики Беларусь в отношении общих и  военных судов, назвав их организационным  и материально-техническим обеспечением деятельности судов. Еще более конкретизируются они в Положениях о Министерстве юстиции от 25 ноября 1992г. и от 1 декабря 1995г. с последующими изменениями и дополнениями.

  1. Роль Министерства юстиции и управлений юстиции исполкомов областных Советов в организационном и материально-техническом обеспечении деятельности судов, руководстве деятельностью адвокатуры, нотариата, загсов.

Согласно ст. 15 Закона о судоустройстве и статусе  судей организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов в Республике Беларусь осуществляется:

  • Министерством юстиции Республики Беларусь - в отношении областных, Минского городского, районных (городских) и военных судов;
  • управлениями юстиции исполнительных комитетов областей, города Минска - в отношении районных (городских) судов;
  • Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь - в отношении хозяйственных судов.

Перечисленные органы в соответствии со своей компетенцией: разрабатывают и вносят предложения  по вопросам организации судов; осуществляют с участием соответствующих судов подбор и подготовку кандидатов в судьи, повышение квалификации судей и работников судов; организуют работу по материально-техническому обеспечению и созданию надлежащих условий для их деятельности, ведению судебной статистики, исполнению судебных решений; разрабатывают и осуществляют меры, направленные на укрепление независимости судей; осуществляют иные полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов в соответствии с действующим законодательством.

Представители органов юстиции с правом решающего  голоса включаются в состав квалификационных коллегий судей, участвуют в утверждении  персональных составов экзаменационных  комиссий по приему квалификационного  экзамена у лиц, претендующих на должность судьи, в определении порядка подготовки и проведения этого экзамена, в даче заключения о рекомендации на судебную должность или об отказе в этом, в проведении квалификационной аттестации судей и принятии решения о присвоении им квалификационного класса и т.д. Совместно с председателем Верховного Суда Министр юстиции вносит представления Президенту республики об организации районных (городских) судов, их количественном составе, кандидатурах председателей, их заместителей и судей этих судов, а также о количественном составе областных и Минского городского судов, составе президиумов (совместно с председателем областного, Минского городского судов), кандидатурах председателей и заместителей председателей данных судов.

Информация о работе Контрольная работа по "Судоустройству"