Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:18, курсовая работа
Основная цель работы – дать развернутую характеристику системе государственных органов управления жилищно-коммунального хозяйства и их полномочий. В ходе работы будут рассмотрены следующие вопросы:
- организационно-правовые основы управлением жилищно-коммунальным хозяйством;
- система органов управления жилищно-коммунальным хозяйством и их компетенция;
- основные тенденции по реформированию управления жилищно-коммунальным хозяйством;
- региональная реформа управления жилищно-коммунальным хозяйством (на примере г. Одесса).
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Раздел 1. Организационно-правовые основы управления
жилищно-коммунальным хозяйством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Раздел 2. Система органов управления
жилищно-коммунальным хозяйством и их компетенция. . . . . . . . . . . . .
§ 1. Управление жилищно-коммунальным хозяйством центральными
органами исполнительной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 2. Управление жилищно-коммунальным хозяйством исполнительных
органов районных, городских и районных в городах советов. . . . . . .
§ 3. Участие в управлении жилищно-коммунальным хозяйством
профессиональных союзов и общественных организаций. . . . . . . . . . . .
Раздел 3. Жилищно-коммунальное хозяйство: ситуация
в Украине и направления реформирования . . . . . . . . . . . . . .
§ 1. Проблемы организационно-экономического обеспечения
эффективного функционирования ЖКХ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 2. Общегосударственная программа реформирования управления
жилищно-коммунальным хозяйством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 3. Региональная реформа управления жилищно-коммунальным
хозяйством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………………. . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Выполнение первого этапа реализации Программы предусматривает:
- ликвидацию коммунальных предприятий Дирекции единого заказчика;
- создание районных управлений жилищно-коммунального хозяйства;
- определение исполнителей услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- достижение улучшения финансово-экономического состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства, создание условий для их безубыточной деятельности;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций с целью технического переоснащения предприятий жилищно-коммунального хазяйства и развития коммунальной инфраструктуры;
- составление договоров об оказании жилищно-коммунальных услуг с нанимателями и собственниками квартир в соответствии с действующим законодательством Украины;
- обеспечение полного возмещения субъектам хозяйственной деятельности экономически обоснованных затрат, проведение энергетического и технического обследования объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- содействие созданию ОСМД;
- постепенное выведение из эксплуатации аварийного жилого фонда;
Таким образом, подготовлена достаточно продуманная программа дальнейшего реформирования управления жилищно-коммунальным хозяйством.
Однако, начиная с середины 2004 года все более явно стали проявляться моменты, свидетельствующие о пробуксовке, разрекламированной на всю Украину одесской реформе.
К середине процедуры подписания договоров на оказание населению жилищно-коммунальных услуг (подписано более 45% договоров) подоспел Закон об общегосударственной программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы. Один из его пунктов ставит задачу перед Кабинетом Министров в течение трех месяцев разработать типовой договор, который будет обязательным для всех, кто живет в муниципальных домах. Поэтому дальнейшее подписание договоров было приостановлено.
Остро встал вопрос о дальнейшем функционировании ДЭЗов, на которые со стороны жителей участились жалобы, тем более, что ДЭЗы являлись лишь посредниками в поставке услуг городскому коммунальному хозяйству, а следующий этап реформирования жилищно-коммунального хозяйства города предполагает избавится от посредников. Было принято решение отменить функционирование данных организаций с 1 января 2005г.
Договоры с непосредственными исполнителями услуг считаются более действенными. Уже с 1 августа 2004 года ряд предприятий в разных районах города перешли на прямые договоры с жильцами домов, деньги за услуги поступают на их расчетные счета, минуя посредников. На неопределенное время за ДЭЗами оставили контролирующие функции, а персонал было решено значительно сократить .
Но уже в начале 2005 года депутаты горсовета опять вернулись к рассмотрению вопроса о ДЭЗах. Образовалась коллизия.: часть правовых актов, касающихся реформы принята, часть – нет… И если создавать вместо ДЭЗов новые структуры, снова запрограммировав затраты, можно получить опять таки временный вариант, который просуществует до принятия нового Жилищного кодекса. Было предложено реанимировать ДЭЗы.
Решили, что ДЭЗы остаются, а о создании новых структур разговор будет продолжен после принятия законодательной базы.
Несмотря на то, что в начале реформирования жилищно-коммунального хозяйства города, население довольно активно приступило к созданию ОСМД, этот процесс замедлился и почти вовсе прекратился. Причины в основном в отсутствии четкой законодательной базы, несогласовании оплаты услуг по оформлению документации, отсутствие кадров.
Таким образом, на втором этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства города исключена формулировка «пилотного проекта». Первыми решить проблему реформирования управления жилищно-коммунального хозяйства одесситам не удалось.
Изучив и проанализировав законодательные и нормативно-правовые акты Украины, литературу по данному вопросу можно прийти к такому заключению.
Жилищно-коммунальное хозяйство - это многоотраслевая структура, которая обеспечивает жизненно важные потребности населения в услугах водо-, теплоснабжения, водоотведения, санитарного очищения и благоустройство городов и населенных пунктов, содержание и эксплуатацию жилищного фонда, содержание и эксплуатацию городского электротранспорта и ряда других.
На протяжении длительного времени отрасль финансировалась по остаточному принципу и никогда не имела достаточного финансирования на внедрение передовых технологий. Именно поэтому жилищно-коммунальное хозяйство всегда отставало от требований времени и на сегодняшний день является наиболее отсталой отраслью экономики Украины, что в значительной степени затрудняет ее реформирование и переход к более качественному и эффективному управлению.
Система управления жилищно-коммунальным хозяйством Украины складывается из центральных органов исполнительной власти, исполнительных органов районных, городских, районных в городах, привлеченных к управлению общественных организаций граждан.
Учитывая многофункциональную структуру жилищно-коммунального хозяйства, в управлении отрасли задействованы Кабинет Министров Украины, Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство топливной и энергетической промышленности, Госстрой Украины, Государственный комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и ряд других органов исполнительной власти.
К полномочиям центральных органов исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, относятся: подготовка предложений относительно формирования проектов государственной политики по вопросам, относящихся к их компетенции и обеспечение их реализации; участие в разработке проектов Государственного бюджета Украины, Программы деятельности Кабинета Министров Украины, Государственной программы экономического и социального развития Украины; обеспечение организации работ по выполнению государственных и региональных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства; разработка в пределах полномочий системы нормативно-правовых актов по формированию цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, стандартов, нормативов, норм, порядка и правил в сфере жилищно-коммунальных услуг, а также эксплуатации, текущему и капитальному ремонтам, реконструкции объектов жилищного фонда; обеспечение контроля за соблюдением исполнителями/ производителями требований стандартов, нормативов, норм, порядков и правил и издание предписаний по устранению нарушений в пределах, установленных законодательством; разработка типовых договоров;
координация деятельности местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства; нормативно-правовое обеспечение деятельности местных государственных администраций для осуществления контроля цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги и другие вопросы согласно законодательству.
К полномочиям местных органов исполнительной власти относятся:
подготовка предложений в отношении комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства городов Киева и Севастополя с целью удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства во всех видах жилищных и коммунальных услуг; разработка системы мероприятий для обеспечения стойкого развития и бесперебойной работы жилищного хозяйства городов в условиях стихийных бедствий и ликвидации их последствий; рассмотрение предложений в отношении усовершенствования структуры управления жилищным и коммунальным хозяйством указанных городов, размещение, специализация и развитие предприятий, организаций и объектов жилищного хозяйства независимо от форм их собственности и ряд других полномочий.
Законодательные акты Президента Украины и Кабинета Министров Украины, принятые в последние годы, дали возможность начать реформирование управления жилищно-коммунальной сферой. Общегосударственная Программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы от 24 июня 2004 года, наметила основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства, среди которых наиболее важными являются:
усовершенствование системы управления предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства всех форм собственности; размежевание функций органов власти; углубление децентрализации и демонополизации жилищно-коммунального хозяйства; формирование единой социальной и финансовой политики на территории самоуправления; формирование новых институтов управления жилыми домами и органов самоорганизации населения.
Перед местными органами исполнительной власти поставлены задачи разработки Программ социально-экономического развития населенных пунктов и специализированных программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства территорий.
Одесса стала одним из первых городов, который приступил к реформированию управления жилищно-коммунальным хозяйством. За полтора года была проделана немалая работа. Была создана финансовая база для реанимации отрасли; введены дифференцированные тарифы на оказание услуг по содержанию домов и придомовых территорий; созданы советы микрорайонов; впервые в штатные расписания введены должности управляющих домами, в функции которых входит контроль за состоянием жилого фонда; организованы первые Объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) и домовые комитеты; демонополизирован рынок на предоставление коммунальных услуг.
Однако, многие руководители-практики вынуждены на сегодня констатировать, что реформирование управления жилищно-коммунальным хозяйством проходит не столь успешно, как это виделось на первом этапе реформы, и не только в Одессе, но и в стране в целом.
Главная проблема – отсутствие средств. Процесс реформирования в Украине предусматривает 37 миллиардов гривень, а их нет. Поэтому, ни введение дифференцированных тарифов даже при 100% оплате, ни заключение договоров не решат проблему реформирования ЖКХ.
Не все нормативно-правовые документы для проведения реформы приняты. Есть Закон Украины «Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы», но до сих пор не принят Жилищный кодекс и если сейчас принимать какие-либо решения, то они, возможно, просуществуют только до принятия нового Жилищного кодекса.
Созданные на базе ЖЭКов ДЭЗы в обслуживании домов ситуации не изменили, а наоборот, оказание услуг жильцам многоквартирных домов ухудшилось. Отмечена инертность и безразличие некоторых ДЭЗов в решении нужд, заявок даже аварийных, зато штаты в ДЭЗах значительно расширились, помещения они имеют благоустроенные, обеспечены техническими средствами.
И, наконец, не малый тормоз в продвижении реформирования управления ЖКЖ – отсутствие подготовленных кадров.
Таким образом, эффективно реформировать управление жилищно-коммунальным хозяйством можно только при наличии полной и необходимой законодательной базы, государственной помощи в финансировании капитального ремонта и реконструкции изношенного жилого фонда, слаженной и четкой системе управления муниципальной собственностью. Успех реформы зависит и от поддержки ее населением.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. Житловий кодекс : Офіційний текст зі змінами та доповненнями станом на 23 березня 2004 р.// Кодекси України.-№4.-К.: Форум, 2004.
2. Проект ЖК України //Голос України.-2001.-№63.-7 квітня.
3. Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24.06. 2004 г. //Голос Украины.-2004.-30 июня.
4. Закон України “Про об’єднання співвласників багатоквартирного будинку” від р. //Офіційний вісник.-20
5. Закон Украины «Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы» от 24.06. 2004 г. //Голос Украины.- 2004.- 30 июня.
6. Указ Президента України “Про прискорення реформування житлово-комунального господарства” від 19.10 1999 р. //Орієнтир.-1999.-№44.
7. Постанова КМУ «Про затвердження Програми проведення житлово-комунальної реформи на 1999-2001 роки”
8. Основні напрямки соціально економічного розвитку м. Одеси на 2005-2015 роки: затверджено Рішенням Одеської міської ради №3 від 11.10.2004 р. //Думська полоща.-2004.- 22 жовтня.
9. Програма соціально-економічного розвитку м. Одеси на 2005 рік: Затверджено Рішенням №1 Одеської міської ради від 28.01.2005р. //Думська площа.-2005.-11 березня.
10. Програма розвитку міського електричного транспорту м. Одеси на 2003-2006 роки від 20.01.2003р. //Думська полоща.-2003.-31 січня.
11. Борденюк В. Децентралізація державної влади і місцеве самоврядування: поняття, суть та форми (види) //Право України.-2005.-№1.-С.21-25.
Информация о работе Государственное управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства