Государственное управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы – дать развернутую характеристику системе государственных органов управления жилищно-коммунального хозяйства и их полномочий. В ходе работы будут рассмотрены следующие вопросы:

- организационно-правовые основы управлением жилищно-коммунальным хозяйством;

- система органов управления жилищно-коммунальным хозяйством и их компетенция;

- основные тенденции по реформированию управления жилищно-коммунальным хозяйством;

- региональная реформа управления жилищно-коммунальным хозяйством (на примере г. Одесса).

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


Раздел 1. Организационно-правовые основы управления
жилищно-коммунальным хозяйством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


Раздел 2. Система органов управления

жилищно-коммунальным хозяйством и их компетенция. . . . . . . . . . . . .

§ 1. Управление жилищно-коммунальным хозяйством центральными

органами исполнительной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 2. Управление жилищно-коммунальным хозяйством исполнительных

органов районных, городских и районных в городах советов. . . . . . .

§ 3. Участие в управлении жилищно-коммунальным хозяйством

профессиональных союзов и общественных организаций. . . . . . . . . . . .


Раздел 3. Жилищно-коммунальное хозяйство: ситуация
в Украине и направления реформирования . . . . . . . . . . . . . .

§ 1. Проблемы организационно-экономического обеспечения

эффективного функционирования ЖКХ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

§ 2. Общегосударственная программа реформирования управления

жилищно-коммунальным хозяйством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

§ 3. Региональная реформа управления жилищно-коммунальным

хозяйством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………………. . .



Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Предусмотрено, что Программа будет выполняться в два этапа: первый (2004-2006 годы); второй (2007-2010 годы). Приоритетными задачами  реформирования, относительно организации и эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством являются:

1)    Разграничение полномочий органов местного самоуправления, местных государственных администраций в сфере жилищно-коммунального хозяйства. С этой целью предполагается:

-         внести предложения относительно законодательного закрепления разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основе соблюдения принципов субсидиарности и децентрализации, финансового и материального обеспечения функций громады относительно содержания  и развития коммунальной инфраструктуры;

-         законодательного урегулирования статуса общей собственности территориальных громад районов и областей в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

-         разработать проекты законов Украины, которые бы регулировали  в сфере городского электротранспорта, теплоснабжения, благоустройства территорий и санитарной очистки населенных пунктов;

-         разработать и утвердить нормативно-правовые акты по вопросам оказания населению жилищно-коммунальных услуг, содержания жилых домов и придомовых территорий;

-         обеспечить разработку методических рекомендаций относительно подготовки и принятия региональных (местных)  программ реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства.

     2) Формирование институтов управления жилыми домами и органов самоорганизации населения. Основными задачами в этом направлении является:

-         подготовка законопроекта о внесении изменений в Закон Украины « Об объединении совладельцев многоквартирного дома», (ОСМД) который будет регулировать вопросы управления совместной собственностью;

-         подготовить нормативно-правовой акт о стимулировании создания  ОСМД путем усовершенствования тарифной политики;

-         разработать и утвердить типовой статус организаций, осуществляющих управление жилим фондом, находящемся в коммунальной собственности;

-         обеспечить усовершенствование системы управления жилым фондом путем создания служб единого заказчика, руководящих жилищным фондом организаций, формирование института управляющих, органов самоорганизации населения.

3) Обеспечение эффективного управления и регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Для этого предусматривается:

-         разработать концепцию государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

-         разработать нормативно-правовые акты относительно передачи  в управление, аренду, концессию объектов тепло-, и водоснабжения водоотводов, пребывающих в коммунальной собственности;

-         контроля за соблюдением предприятиями – субъектами естественных монополий лицензионных условий;

-         Предусмотреть внедрение делегированного управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства путем передачи их в управление, аренду или концессию.

     Учитывая комплексный характер поставленных задач, возникла необходимость их нормативно-правового обеспечения различными центральными исполнительными органами и в первую очередь, Госстроем Украины, Министерством экономики, Министерством финансов и др. С этой целью был утвержден Перечень  необходимых нормативно-правовых актов для содействия реформы управления  в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Среди них первоочередного решения требуют: скорейшая доработка и принятие нового Жилищного кодекса; внесение изменений в Законы Украины «О местном самоуправлении в Украине» и «О местных государственных администрациях». Согласно Плану Госжилкоммунхоза по подготовке регуляторных актов на 2005 год, предполагается принять новый Закон Украины « Об упорядочении предоставления льгот по квартирной плате, плате за коммунальные услуги и топливо»; постановления КМУ «О порядке предоставления на утверждение органа местного самоуправления исполнителем/производителем расчетов экономически обоснованных затрат на производство жилищно-коммунальных услуг», «Об утверждении порядка формирования цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги первой и второй групп» и др.

     Таким образом, Общегосударственная программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства в качестве основной задачи предусматривает:  организацию эффективного управления центральных и местных органов исполнительной власти и органов самоуправления на основе дальнейшей децентрализации финансового и материального обеспечения;  повышение  полномочий и ответственности органов местного самоуправления;  взаимодействие органов местного самоуправления с общественными организациями и предприятиями для решения проблемных вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

 

 

§ 3. Региональная реформа управления жилищно-коммунальным хозяйством (на примере г. Одесса)

 

     Одесса одной из первых в Украине приступила к осуществлению реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Ее даже назвали «Пилотный вариант» реформы. В ходе реформирования пришлось принимать решения по проблемам, которые еще не рассматривались на уровне государства.

Специфика Одессы, в которой 45% жилищного  фонда построено до 1917 года, отсутствие текущего ремонта из-за острого дефицита средств, «вымывание» специалистов с предприятий отрасли в связи с очень низким уровнем заработной платы -  привело к кризису в жилищном хозяйстве города.

   Реформирование жилищно-коммунального хозяйства началась в 2003 году.

Основным базовым финансовым элементом реформирования была признана необходимость обновления тарифов на жилищно-коммунальные услуги.  Тарифы и все системы расчетов за жилье разрабатывались специалистами Киевской Государственной Академией жилищно-коммунального хозяйства. В основу положены утвержденные Кабинетом Министров Украины документы по расчету квартирной платы. На балансе местного совета на тот период находились 6 382 дома. Практически половина жилого фонда – постройки второй половины ХІХ века. Почти все они изношены. 2146 домов находилось в аварийном состоянии. Была проделана большая работа по обследованию более 300 домов-представителей, в ходе которой определены объемы необходимых расходов для нормального  содержания дома того или иного класса.

Весь жилой фонд города был классифицирован на 5 классов:

1.      Дома 1-4 этажные с материалом стен из ракушечника (класс- «Р»);

2.      Дома 3-5 этажные с материалом стен из камня (класс – «С»);

3.      Дома пятиэтажные, (первые массовые серии –«хрущевки»), материалы стен – панели, кирпич, блоки (класс – «М»);

4.      Дома 9 – 10 этажные, материалы стен – панели, кирпич (класс –«В-1»);

5.      Дома 11-16 этажные, материал стен – панели, кирпич (класс-«В-2».

     Согласно этим классам домов был произведен обсчет базовой стоимости их содержания. Впервые в Украине на научной основе была разработана для каждого дома методика расчета тарифов, состоящего из двух частей – эксплуатационной и ремонтной.

    Эксплуатационная составляющая включила: уборку и вывоз мусора, обслуживание лифтов, внутридомовых систем водопровода и теплоснабжения, дымовентиляционных каналов, ливневой канализации, дератизацию, дезинсекцию и пр.

     Ремонтная составляющая была рассчитана для домов представителей на основании дефектных актов и смет на текущий ремонт, а также экспертной оценки с последующим усреднением для всех классов домов.

     Предполагалось, что в Дирекциях единого заказчика откроют специальные счета, с которых будут финансироваться ремонтные работы в каждом доме. Одновременно со структурой и размерами базовой платы на содержание домов и придомовых территорий горисполком утвердил и объем средств, необходимых на текущий ремонт жилого фонда. На 2004 год он составил 26 млн. 600 тыс.818 грн. Большая часть дотаций на ремонт оказывается домам, находящимся в неудовлетворительном состоянии.

     Однако ввод новых тарифов не был с энтузиазмом воспринят жителями города, поскольку квартплата и коммунальные услуги выросли вдвое, а результатов ремонта, обещанных дезинсекции и дезинфекции не было видно.

      Проведенная в 2004 году по Указу Президента Украины проверка подтвердила правильность выбранного пути. Однако, в то же время стало очевидно, что новые тарифы имеют свои недостатки: они фиксированные, и при изменении, например, размера минимальной заработной платы или других показателей, влияющих на размер тарифа, следует их снова переутверждать. Поэтому, как отмечает  начальник управления ЖКХ В. Матковский в интервью с журналистами, - необходима государственная система расчета тарифов, которая бы позволила оперативно изменять стоимость услуг. Кроме того, не предусмотрено возмещение жилищным предприятиям затрат на содержание бесхозных территорий, а в сметах на проведение текущего ремонта не учтены затраты на проведение профилактических осмотров[1].

      Одним из основных вопросов на первом этапе жилищно-коммунальной реформы стала демократизация системы ЖКХ, создание условий для рынка услуг в этой сфере. Однако, как отмечает председатель содействия муниципальным реформам и защиты прав городской громады В. Максимович,- процесс не «пошел». Разработчики программы полагали, что достаточно разделить функции Заказчика (ДЭЗ) и Подрядчика (малые и частные предприятия), что конкурентную среду можно создать состязательностью Подрядчиков, которые будут работать через ДЭЗы. Было упущено существенное звено системы – эффективный собственник жилья. Пытаясь создать конкурентную среду среди подрядчиков, сохранялась вольно или невольно монополия собственника[1].

Начавшаяся с января 2003 года административно-хозяйственная реформа поставила непосредственно перед жителями вопрос, как лучше содержать свое жилье. Наиболее оптимальным выходом в данной ситуации стало создание объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД).

Начало этого движения в Одессе инициировал городской совет. Как и во всяком новом деле, первопроходцам пришлось столкнуться с большими сложностями. Одна из них – побор грамотного, инициативного и ответственного управляющего, поскольку их не готовит ни одно учебное заведение страны. По инициативе горисполкома специалисты факультета переподготовки и повышения квалификации Одесской государственной академии строительства и архитектуры разработали программу трехмесячных курсов руководителей ОСМД. Состоялось несколько выпусков и многие слушатели курсов уже работают управляющими и председателями ОСМД.

На конец января 2004 года в городе было создано и функционировало более 92 объединений совладельцев многоквартирных домов. 17 домов местных советов переданы на баланс ОСМД. Опт показал, что там, где граждане взяли на себя ответственность за содержание своего жилища, проблемы технической эксплуатации, ремонта домов и благоустройства прилегающей территории решаются гораздо эффективнее.

По решению горсовета подготовка технических паспортов квартир, геоподосновы, отвод земли производится на безоплатной основе. Сегодня уже отработана четкая система: при передаче дома на баланс ОСМД правление заключает договор с городским советом об участии в капитальном ремонте. Члены кондоминимумов пользуются всеми льготами предусмотренными законодательством.

На XVIII сессии городского совета, прошедшей в июне 2004г., были рассмотрены отдельным вопросом органы самоорганизации населения (СОН). На сессии было принято решение «О наделении органов самоорганизации населения города Одессы отдельными полномочиями Одесского городского совета, передачи финансов и имущества». Проводя курс на вовлечение населения в процесс управления городом и поддержка органов самоорганизации населения – это стремление усилить власть в городе снизу доверху, дать одесситам возможность самим решать многие вопросы квартального и микрорайонного значения, отмечает А. Володин[1]. Здесь же на сессии был принят проект решения «О механизме наделения органов самоорганизации населения города Одессы отдельными полномочиями городского совета, передачи финансов и имущества» . Данное решение, по мнению участников сессии  открывает перспективу для дальнейшего развития процесса самоорганизации населения в Одессе. Однако, как отметил секретарь горсовета  А.А. Прокопенко,  в данном случае речь не идет о конкретной передаче каких-либо полномочий горсовета СОН, а принята лишь технология этого процесса, которая может быть востребована в дальнейшем[2].

Одновременно с реформированием управления жилищным фондом и коммунальными услугами Одесским городским советом была принята Программа развития городского электрического транспорта г. Одессы на 2003-2006 годы, которая была разработана в соответствии с Законами Украины «О местном самоуправлении в Украине», «О транспорте» и других законодательных и нормативных актов. В Одессе сеть городского электротранспорта состоит из 39 маршрутов, в том числе 24 трамвайных и 15 троллейбусных. Ежегодно городской электрический транспорт осуществляет 163 335 тыс. пассажиров, из них платных –72917 тыс., льготных –90 418 тыс.

Целью Программы  является комплексное решение вопросов пассажирских перевозок электрическим транспортом и повышение качества управления КП «ОМЕТ». В ходе реализации этой Программы предусматривается достижение качественного и надежного обслуживания пассажиров, которые пользуются городским электротранспортом; создание условий для функционирования городского электротранспорта; приведение системы управления транспортным процессом в соответствии с современными требованиями хозяйствования[1].

За полтора года реформирования достигнуты определенные положительные достижения в вопросе водоснабжения города. Предполагалось, что перевод Одессы на круглосуточное водоснабжение удастся к началу 2005 года. Однако усилиями «Инфоксводоканала» бесперебойное водоснабжение началось на полгода раньше. Это не только создает комфорт для жителей города, но и выполняет техническую функцию, поскольку очень важно, чтобы трубы не простаивали всухую. В этом случае они меньше подвержены коррозии и реже выходят из строя. Как отметил на пресс-конференции директор «Инфоксводоканал» В.Карев, - В мае-июне текущего (2004г) количество аварий, по сравнению с тем же периодом прошлого года уменьшилось на 5-6%[2].

Информация о работе Государственное управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства