Государственное управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы – дать развернутую характеристику системе государственных органов управления жилищно-коммунального хозяйства и их полномочий. В ходе работы будут рассмотрены следующие вопросы:

- организационно-правовые основы управлением жилищно-коммунальным хозяйством;

- система органов управления жилищно-коммунальным хозяйством и их компетенция;

- основные тенденции по реформированию управления жилищно-коммунальным хозяйством;

- региональная реформа управления жилищно-коммунальным хозяйством (на примере г. Одесса).

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


Раздел 1. Организационно-правовые основы управления
жилищно-коммунальным хозяйством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


Раздел 2. Система органов управления

жилищно-коммунальным хозяйством и их компетенция. . . . . . . . . . . . .

§ 1. Управление жилищно-коммунальным хозяйством центральными

органами исполнительной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 2. Управление жилищно-коммунальным хозяйством исполнительных

органов районных, городских и районных в городах советов. . . . . . .

§ 3. Участие в управлении жилищно-коммунальным хозяйством

профессиональных союзов и общественных организаций. . . . . . . . . . . .


Раздел 3. Жилищно-коммунальное хозяйство: ситуация
в Украине и направления реформирования . . . . . . . . . . . . . .

§ 1. Проблемы организационно-экономического обеспечения

эффективного функционирования ЖКХ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

§ 2. Общегосударственная программа реформирования управления

жилищно-коммунальным хозяйством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

§ 3. Региональная реформа управления жилищно-коммунальным

хозяйством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………………. . .



Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

     Основное назначение объектов коммунальной собственности вытекает из характера деятельности органов местного самоуправления, которые призваны удовлетворять потребности территориальной громады, а следовательно, ее членов – жителей областей, районов, городов, поселков, сел, районов в городе.

     Исходя из изложенного выше, в интересах всех жителей поселений обеспечить свои территории дорогами, освещением, местами общего пользования (парками, площадями, улицами, кладбищами и т.д.), теплом, электроэнергией и прочими благами. Для создания материальных благ, необходимых территориальным громадам, и оказания им услуг служат объекты коммунальной собственности. С целью их эксплуатации создаются коммунальные предприятия, учреждения и организации. Таким образом, материально-техническая функция территориальных громад состоит в управлении объектами коммунальной собственности, в заботе о поддержке систем, которые обеспечивают жизнедеятельность населенных пунктов (водоснабжение, пожарная безопасность, канализация и т.д.). Свое социальное предназначение, местное самоуправление,  может осуществить лишь эффективно управляя коммунальным имуществом, рационально его используя. Государство признает за местным самоуправлением право самостоятельно решать все эти вопросы. Поэтому территориальные громады, осуществляя местное самоуправление берут на себя ответственность за эффективность управления коммунальным имуществом[1].

     Территориальные громады представляют свои интересы через органы местного самоуправления, то есть через районные, областные и местные советы.

     Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством охватывает две важные составные части экономики Украины: строительство и жилищную сферу.

    Строительство является отраслью материального производства, которое обеспечивает создание и реконструкцию объектов производственного, коммунально-бытового, социально-культурного и жилого предназначения.

    Управление строительством охватывает проведение единой технической политики в отрасли, планирование и разработку организационно- правовых основ проектирования и строительства, их материально-техническое и финансовое обеспечение, нормирование, работу с кадрами, организацию технической безопасности и охрану труда, проведение мероприятий по повышению качества архитектурных и строительных работ, осуществлению контроля за соблюдением строительных правил, норм и стандартов. Основными задачами в отрасли строительства в современных условиях, является коренное изменение инвестиционной политики, значительное сокращение одновременно строящихся объектов, существенное уменьшение уровня незавершенного строительства, развитие малых и средних населенных пунктов.

     Жилищная сфера включает в себя управление жилым фондом и объектами коммунального хозяйства, их содержание, строительство и ремонт.

     Жилищный фонд Украины является национальным богатством, которое создавалось многими поколениями людей. Он составляет 25% основных фондов страны и включает в соответствии  с формами собственности следующие жилищные фонды:

1.      государственный жилищный фонд, который включает жилые здания и жилые помещения в других строениях, принадлежащих государству;

2.      общественный жилой фонд, включающий жилые здания и жилые помещения в других строениях, которые принадлежат юридическим лицам, их объединениям, профсоюзам и другими общественным организациям;

3.      фонд ЖСК, который включает жилые здания, принадлежащие ЖСК;

4.      частный жилой фонд, включающий жилые дома (части домов), квартиры, которые принадлежат гражданам на праве частной собственности.

Как отмечают В. Гопанчук и Ю. Заика, - данная классификация является устаревшей и требует адаптации к жилищному законодательству современности. Работа в этом направлении ведется достаточно давно, и,  проект нового Жилищного кодекса предусматривает деление жилищного фонда по формам собственности следующим образом: 1) частный жилой фонд (поскольку удельный вес этой формы собственности жилого фонда неуклонно растет); 2) государственный жилой фонд; 3) коммунальный жилой фонд (собственником которого является территориальная громада); 4) жилые здания, жилые помещения, находящиеся в совместной собственности разных субъектов:  частной, государственной, коммунальной).[1]

Коммунальное хозяйство подразделяется на такие группы объектов: 1) санитарно-технические (водоотводы, канализация, предприятия по очистке городов); 2) энергетические (электростанции, котельные, тепловые, электрические и газовые сети); 3) транспортные (троллейбусы, трамваи); 4) объекты внешнего благоустройства (путеводы, зеленые насаждения, мостовые, набережные и др.).

В соответствии с Концепцией государственной жилищной политики от 30 июня 1995 года, сооружения, реконструкция и содержание жилья является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития страны, важным фактором снижения социальной напряженности в обществе.

     Государственные социальные стандарты и нормативы позволяют определить приоритеты государственной социальной политики и гарантии оказания жилищно-коммунальных услуг, размеров платы за них. К социальным нормам в сфере жилищно-коммунальных услуг принадлежат: предельная норма оплаты услуг на содержание жилища жилищно-коммунальных услуг в зависимости от  получаемого дохода; социальная норма жилья и нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами, по оплате которых государство предоставляет льготы и субсидии малообеспеченным гражданам; показатели качества жилищно-коммунальных услуг.

          Государство оставляет за собой функцию определения общих принципов и направлений по развитию, регулированию и  реформированию жилищно-коммунального хозяйства страны. Так, Законом Украины от 24 июня 2004 года принята Общегосударственная программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы. Цель программы состоит в «осуществлении государственной политики по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, повышению эффективности и надежности его функционирования, обеспечению устойчивого развития для удовлетворения нужд населения и хозяйственного комплекса в жилищно-коммунальных услугах в соответствии с установленными нормативами и национальными стандартами»[1]. 

    Нормативно-правовое обеспечение выполнения Программы предусматривает:  в течение 2004-2006 и 2007-2010 годов проектов, нормативно-правовых актов по вопросам регулирования отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства; проведение гармонизации национальных стандартов и других нормативно-правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства с директивами Европейского Союза.

    Организацию выполнения программы осуществляют в соответствии со своими полномочиями:

1)     на государственном уровне – центральный орган исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и другие центральные органы исполнительной власти;

2)     на региональном уровне –  Республиканский комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Автономной Республики Крым, управления (главные управления) жилищно-коммунального хозяйства местных администраций;

3)     на местном уровне – структурные подразделения/ должностные лица исполнительных органов городских, поселковых, сельских советов.

     Органы управления жилищно-коммунальным хозяйством организуют выполнение программ развития отрасли, обеспечивают деятельности жилищно-коммунальных объектов, подбор и расстановку кадров, проводят единую техническую политику, осуществляют меры по усовершенствованию коммунального обслуживания населения, промышленных и социально-культурных объектов, разработку и организационное обеспечение управленческих решений.

   Таким образом, особенностью управления жилищно-коммунальным хозяйством  Украины является то, что значительные полномочия по управлению этой отраслью имеют местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые в свою очередь принимают региональные программы развития предприятий отрасли, организуют их выполнение.

     Правовые  и организационные основы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, кроме указанных выше,   закреплены в ряде других актов, среди которых важное значение для данной отрасли имеют:      Законы  Украины « Об основах градостроительства» от 16.11.92 г.,

« О жилищно-коммунальных услугах» от 24.06.2004 г., Указ Президента « Об ускорении реформирования жилищно-коммунального хозяйства» от 19. 10. 1999 г.,  и др.

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ

 

§ 1. Управление жилищно-коммунальным хозяйством центральными органами исполнительной власти

 

          

     Центральным органом исполнительной власти  в Украине является Кабинет Министров Украины, который призван реализовывать государственную политику во всех сферах жизнедеятельности государства, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере. Кабинет Министров осуществляет меры по совершенствованию управления жилищно-коммунальным хозяйством; разрабатывает и утверждает схемы управления жилищным хозяйством, находящихся в ведении исполкомов местных Советов; способствует укреплению материально-технической базы, повышению эффективности использования материальных и финансовых ресурсов.

      Центральным органом управления жилищно-коммунальным хозяйством и в том числе жилищным фондом является Государственный комитет Украины по строительству, архитектуре и жилищной политике. (Госстрой Украины) Он создан с целью усовершенствования структуры управления в сфере градостроительства, повышения эффективности жилищной политики на базе Государственного комитета Украины по делам градостроительства и архитектуры и Государственного комитета Украины по жилищно-коммунальному хозяйству, и является правоприемником прав и обязанностей указанных выше ликвидированных ведомств. Положение о Госстрое утверждено Указом Президента Украины от 20 августа 2002г.

     Специальным центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства является Государственный комитет Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (Госжилкоммунхоз), деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины. Согласно Указу Президента Украины от 19 августа 2002 года «О Положении о Государственном комитете Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства», основными задачами Госжилкоммунхоза является:

-         участие в формировании и обеспечении реализации государственной жилищной политики, государственной научно-технической и экономической политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и городского электротранспорта;

-         регулирование деятельности в сфере централизованного водоведения и водо-,теплоснабжения;

-         осуществление управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, питьевой воды и водоснабжения, а также межотраслевой координации и функционального регулирования по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

     К полномочиям центрального органа исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, других центральных органов исполнительной власти в сфере жилищно-коммунальных услуг относятся:

-         подготовка  предложений относительно формирования проектов государственной политики по вопросам, относящихся к их компетенции и обеспечение  их реализации;

-         участие в разработке проектов Государственного бюджета Украины, Программы деятельности Кабинета Министров Украины, Государственной программы экономического и социального развития Украины;

-         обеспечение организации работ по выполнению государственных и региональных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

-         разработка научно обоснованных нормативов расходов и потерь ресурсов, используемых при производстве, транспортировке и поставке жилищно-коммунальных услуг;

-         разработка в пределах полномочий системы нормативно-правовых актов по формированию цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги,  стандартов, нормативов, норм, порядка и правил в сфере жилищно-коммунальных услуг, а также  эксплуатации, текущему и капитальному ремонтам, реконструкции объектов жилищного фонда;

-         обеспечение  контроля за соблюдением исполнителями/ производителями требований стандартов, нормативов, норм, порядков и правил и издание предписаний по устранению нарушений в пределах, установленных законодательством;

-         разработка типовых договоров;

-         координация деятельности местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

-         лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности в сфере жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законом;

-         проведение мониторинга состояния расчетов за жилищно-коммунальные услуги;

-         нормативно-правовое обеспечение деятельности местных государственных администраций для осуществления контроля цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

-         решение других вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законом.

      Госжилкоммунхоз Украины в процессе исполнения возложенных на него задач взаимодействует с другими  центральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с соответствующими органами иностранных государств; в границах своих полномочий на основании и исполнения законодательных актов издает приказы, организует и контролирует их выполнение. В случае необходимости издает приказы совместно с другими центральными органами исполнительной власти совместные акты.

Информация о работе Государственное управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства