Государственное управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы – дать развернутую характеристику системе государственных органов управления жилищно-коммунального хозяйства и их полномочий. В ходе работы будут рассмотрены следующие вопросы:

- организационно-правовые основы управлением жилищно-коммунальным хозяйством;

- система органов управления жилищно-коммунальным хозяйством и их компетенция;

- основные тенденции по реформированию управления жилищно-коммунальным хозяйством;

- региональная реформа управления жилищно-коммунальным хозяйством (на примере г. Одесса).

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


Раздел 1. Организационно-правовые основы управления
жилищно-коммунальным хозяйством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


Раздел 2. Система органов управления

жилищно-коммунальным хозяйством и их компетенция. . . . . . . . . . . . .

§ 1. Управление жилищно-коммунальным хозяйством центральными

органами исполнительной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 2. Управление жилищно-коммунальным хозяйством исполнительных

органов районных, городских и районных в городах советов. . . . . . .

§ 3. Участие в управлении жилищно-коммунальным хозяйством

профессиональных союзов и общественных организаций. . . . . . . . . . . .


Раздел 3. Жилищно-коммунальное хозяйство: ситуация
в Украине и направления реформирования . . . . . . . . . . . . . .

§ 1. Проблемы организационно-экономического обеспечения

эффективного функционирования ЖКХ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

§ 2. Общегосударственная программа реформирования управления

жилищно-коммунальным хозяйством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

§ 3. Региональная реформа управления жилищно-коммунальным

хозяйством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………………. . .



Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

«Инфоксводоканал» ведет также работы по использованию средств из тарифной инвестиционной составляющей на 2003-2007 годы.

Таким образом, можно сказать, что  задачи первого этапа реформирования жилищно-коммунального хозяйства в основном выполнены. За полтора года фактически создана новая концепция системы ЖКХ и управления им.  Проведен анализ тарифов на жилищно-коммунальные услуги, определены статьи расходов, разработаны и утверждены новые тарифы, произошла частичная демонополизация системы управления и содержания жилого фонда. А главное -  появились условия для привлечения горожан к обслуживанию своих домов, что в итоге позволит передать жилфонд в собственность жителям Одессы.

В связи с вступившей  в силу общегосударственной Программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы, Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» возникла необходимость наметить новые ориентиры для продолжения реформ в этой отрасли.

Постоянной комиссией горсовета по жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике и тарифной политике были представлены на рассмотрение два варианта Программы реформирования управления ЖКХ[1].

Первый проект,  предполагает на первом этапе (2005-2006 годы) проведение реорганизационных мероприятий в системе управления жилищно-коммунальным хозяйством. В частности, предлагается ликвидировать коммунальные предприятия – Дирекции единого заказчика – и создать управления ЖКХ при райадминистрациях.

Сейчас в управлении отрасли нет районного звена, и это негативно сказывается на координации действий жилищно-коммунальных предприятий. Такое звено тем более необходимо, считают разработчики программы, что распределение бюджетных средств на ремонт жилого фонда идет через райадминистрации. Нуждается в реорганизации и само Управление жилищно-коммунальным хозяйством Одесского горсовета. Основной функции для этой структуры должно стать программное обеспечение развития отрасли, вопросы же эксплуатации жилого фонда следует передать на районный уровень, считают разработчики программы.

Альтернативный вариант программы предусматривает вместо ликвидации ДЭЗов их реорганизацию. В частности, предполагается слияние управления микрорайона и ДЭЗов в одно коммунальное предприятие. По количеству управлений микрорайонов и ДЭЗов таких предприятий должно быть 16. При этом они унаследуют дислокацию и названия нынешних ДЭЗов. На баланс новых организаций под условным названием «Управление микрорайона» предлагается передать жилой фонд. На каждый большой дом или группу небольших домов (в среднем на 600-700 квартир) следует иметь управдома, штатного работника «управления микрорайона». Далее предусматривается постепенный перевод жилого фонда на самоуправление.

Рациональное зерно члены профильной комиссии увидели в обоих вариантах Программы реформирования ЖКХ. И пришли к выводу, что если взять из них наиболее оптимальные предложения, то получится  общая программа реформирования управления жилищно-коммунальным хозяйством.

На втором этапе реформирования ЖКХ предполагается решить ряд проблем. Так предстоит доработать программу реформирования с учетом всех выявленных недочетов и предложений, создать программы сноса аварийного жилья и ремонта внутриквартальных проездов, а также программу предоставления адресной помощи населению на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Планируется также создание районных управлений ЖКХ и жилищных отделов при управлениях микрорайонов.

Предстоит определить исполнителя услуг, а также организацию по содержанию бесхозных территорий. Основное внимание будет уделено созданию советов микрорайонов, комитетов народного контроля и домовых комитетов.

Необходимо активизировать процесс создания объединений совладельцев многоквартирных домов, обеспечить выполнение программы энергосбережения и поэтапного оснащения жилищного фонда приборами учета потребления воды и тепловой энергии. Предстоит также разработать и внедрить проект создания социального жилья, сформировать единый муниципальный рынок жилья и т.д.

Время показало и то, что новые тарифы имеют недостатки, поскольку они являются фиксированными и при изменении уровня минимальной заработной платы, подорожания энергоресурсов, потребуют внесения определенных изменений. Необходим механизм расчета тарифа на государственном уровне, что позволило бы оперативно регулировать стоимость услуг отрасли. На государственном уровне требуется и решить задачу исключения из перечня услуг необязательных, а также проблему финансирования ремонта.

По-прежнему серьезной остается проблема ведомственного жилья. За полтора года в  коммунальную собственность города было передано около 170 домов в том техническом состоянии, в котором они находились на момент передачи их от обанкротившихся предприятий.

     Таким образом, проблема реформирования жилищно-коммуналь­ного хозяйства города состоит из многих составляю­щих, от решения каждой из которых зависит успех реформ в целом.

     Одна из главных  – это проблема срочного, неотложного финансирования капитального ремонта и реконструкции на 60-70% изношенного жилого фонда.
    Проблема чрезвычайно серьезная с учетом того, что на ка­питальный ремонт жилого фонда Одессы сегодня необходимо более 650 млн. гривен.
При катастрофически быстром старении жилья - эта сумма с каждым годом возрастает в геометрической прогрессии. Обру­шение домов в старой части города становится печальной за­кономерностью для Одессы.
При этом 85% городского бюджета идет на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы, на решение социальных проблем и различные пособия. Реально из бюджета города можно еже­годно выделять на капитальный ремонт жилья - до 10 млн. гривен. Вопрос поиска источников привлечения средств на капиталь­ный ремонт жилья, диверсификация этих источников, создание системы и механизма реализации этой программы поставлен в повестку дня с начала 2004 года[1].

      Идет   поиск  оптимальных   путей   решения   этой   проблемы   с   учетом рыночных    условий    су­ществования    жилищно-коммунального   хозяйства города.  К этой работе привлечены специалисты в сфере ЖКХ, представители научных  и   исследовательских организаций,  депутаты   город­ского   совета, общественные организации города.  
     Вторая - управленческая проблема.     Она    связана    с    необходи­мостью создания стройной и четко работающей системы эффек­тивного  управления, которая   обеспечивает   качественное об­служивание жилья   и оказание  всех жилищно-коммунальных   ус­луг,   проведение   своевременных   текущих   и капитальных ремон­тов, благоустройство прилегающих территорий, контроль за качеством услуг и полнотой их оплаты.

Над решением данной проблемы работает депутатская ко­миссия по усовершенствованию структуры управления городом и общественный Совет экспертов по проблемам реформирования жилищно-коммунального хозяйства города. Рекомендации данного Совета в августе будут вынесены на публичное обсуждение жителей города.

      И, наконец, третья - социально-психологическая проблема. Это проблема изменения отношения граждан к управлению при­надлежащим им имуществом - жилыми домами, преодоление без­различия людей и формирование гражданской позиции, широкое участие жителей в работе домовых комитетов и Объединений совладельцев многоквартирных домов, бережное, заинтересо­ванное отношение к лифтам, парадным, подъездам, клумбам на придомовой территории.

      Из этих 3-х главных составляющих одной большой про­блемы, которую мы называем «Реформирование ЖКХ», наиболее важной и сложной все же является проблема социально-пси­хологическая - формирование общественного мнения и гражданской позиции, готовность жителей взяться за решение этой проблемы в своих домах.
Вполне очевидно, что ни введение дифференцированных та­рифов на коммунальные услуги, ни заключение новых догово­ров, ни даже 100% их оплата автоматически не решают проблему формирования жилищно-коммунального хозяйства.

     Очень важен вопрос формирования «культуры общежития» и чувства сопричастности с происходящим, готовность лично принять участие в реформировании системы управления жильем города и своим домом в частности.
      Поэтому, успешное реформирование жилищно-коммунального хозяйства города напрямую зависит от решения всех трех со­ставляющих и в первую очередь – от поддержки граждан.

Во многом решающее значение имеет подключение к этой работе общественных организаций и депутатов горсовета.

     Главной движущей силой данной реформы (как и ее целью) все же являются жители, граждане Одессы.

     Безусловно, наряду с привлечением жителей города к про­ведению реформ, необходимо срочно разработать действенную систему управления как городским жильем в целом (на макро­уровне), так и систему самоуправления жилым домом ее сов­ладельцами (рекомендации по управлению для управдома, положение о домовом комитете, положение об общественном комитете народного контроля).

      Система управления должна вытекать из Программы реформи­рования ЖКХ города. В существующую программу реформирова­ния жилищно-коммунального хозяйства города необходимо вне­сти изменения, скорректировать ее с учетом избранного на­правления реформ и необходимости решения главных проблем.

    Система управления жилищно-коммунальным хозяйством го­рода должна быть эффективной в любых погодных условиях, способной к прогнозированию тенденций в развитии ситуации с жильем, самосовершенствованию при изменении этой ситуа­ции и при этом не допускать нерационального расходования средств.
Система должна работать четко как часы, планируя заранее на основе самофинансирования, самоуправления и саморегули­рования проведение работ по содержанию жилья и прилегающей территории, текущему и капитальному ремонтах, активно уча­ствовать в развитии всей сферы городского хозяйства с ми­нимальными дотациями из местного бюджета.
Необходимо провести экспертизу этого жилья и разрабо­тать отдельную «Программу по сохранению старого жилого фонда».
Целесообразно разработать план капитального ремонта всего жилого фонда города с четким указанием сроков, не­обходимых сумм и их источников.
Часть средств можно привлечь в Одессе, но большую часть все же надо искать в Киеве, в республиканском бюджете.

     «Пилотный вариант» реформы - это наш шанс привлечь сред­ства из республиканского бюджета и провести реформу жилищ­но-коммунального хозяйства города и  этим вопросом надо за­ниматься серьезно, подчеркнул заместитель городского головы В. Максимович[1].

    При посещении Одессы премьер-министром, представители общественности города вручили ему наш проект реформ и по­лучили обещание в оказании реальной помощи.      При централизованной финансовой поддержке, мы за 5 лет реформируем сферу жилищно-коммунального хозяйства, а наш опыт можно будет использовать во всех городах Украины[2].

     Отдельная проблема - договора на оказание коммунальных услуг.
Заключение договоров с владельцами квартир на оказание коммунальных услуг - очень важный этап в реализации про­граммы реформ. Он во многом будет формировать отношение людей к городской власти, которая проводит реформу.
     По большому счету - этот вопрос в данный момент самый важный во всей работе по реформированию жилищно-коммуналь­ного хозяйства.
Договора должны в максимальной степени удовлетворять требования жителей города, ставить обе стороны в равные отношения и безусловно способствовать выводу жилого фонда из аварийного, полу-аварийного и «удручающего» состояния.

     Договора должны заложить основу равноправных, доверительных, взаимоуважительных и честных отношений. Они должны способствовать формированию чувства заинтересованного и заботливого собственника жилья. А это уже будет первая ступенька гражданского общества и «нового качества жизни», о котором так любят говорить политики.
К сожалению, предложенный одесситам к подписанию проект договора имеет ряд недостатков, т.к. при его разработке за основу был взят типовой договор.
Объективный анализ поступивших замечаний и предложений позволяет нам уже в ближайшее время внести соответствующие коррективы, что позволит усилить взаимную ответственность. Инициаторам создания объединений совладельцев многоквартирных домов надо оказать всемерную помощь и поддержку.
     Поэтому главное внимание в своей работе сегодня городская власть уделяет поиску единомышленников, разработке модели реформирования ЖКХ, которая основывается на рыночных методах, системном и научном подходе, в максимальной степени учитывая эконо­мические, социально бытовые, культурные и духовные потреб­ности жителей города при их непосредственном участии в управлении городом.

     11 октября 2004 г. Одесским городским советом утверждены Основные направления социально-экономического развития г. Одессы на 2005 – 2015 годы.

     Среди приоритетных направлений развития, большое внимание уделено вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства, а также топливно-энергетическому комплексу и городскому транспорту.

    Особое место в Основных направлениях социально-экономического развития занимает дальнейшая работа по привлечению к управлению жилищно-коммунальным хозяйством  территориальной громады населения.

     Так предусмотрено «постоянное привлечение территориальной громады к усовершенствованию системы жилищно-коммунального хозяйства; к осуществлению градостроительной политики и  сохранению жилого фонда на основе содействия правового, организационного и документального обеспечения деятельности территориальной громады; привлечения территориальной громады к осуществлению контроля относительно использования средств, которые выделяются для реформирования жилищно-коммунального хозяйства, путем включения отдельных членов территориальной громады в состав создаваемых комиссий, рабочих групп по направлениям деятельности»[1].

     В соответствии с указанной Программой, Одесский горсовет  утвердил Программу социально-экономического развития г. Одессы на 2005 год [2], которой в сфере жилищно-коммунального хозяйства предусматривается вступление в действие обновленной Программы реформирования управления жилищно-коммунальным хозяйством г. Одессы.

Информация о работе Государственное управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства