Жилищно-коммунальное хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 21:11, реферат

Описание работы

Жилищно-коммунальное хозяйствоявляется одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации,охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребностьв продукции которого практически не ограничена.

Содержание работы

1. Введение
2. Проблемыразвития ЖКХ региона
2.1 Москва
2.2 Камчатка
2.3Костромская область
3.Финансовое состояние организаций ЖКХ
4. Источники финансирования организаций ЖКХ. Реформа ЖКХ и еёвлияние на улучшение состояния ЖКХ
4.1 Цели и задачи реформирования отрасли4.2Цены и тарифы4.3Доходы населения, инфляция и тарифы на коммунальные услуги
5.Заключение
6. Библиографический список

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 59.10 Кб (Скачать файл)

Реферат: Жилищно-коммунальное хозяйство

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Проблемыразвития ЖКХ региона

2.1 Москва

2.2 Камчатка

2.3Костромская область

3.Финансовое состояние  организаций ЖКХ

4. Источники финансирования организаций  ЖКХ. Реформа ЖКХ и еёвлияние на улучшение состояния ЖКХ

4.1 Цели и задачи реформирования  отрасли4.2Цены и тарифы4.3Доходы населения, инфляция и тарифы на коммунальные услуги

5.Заключение

6. Библиографический список

 

1. Введение

Жилищно-коммунальное хозяйствоявляется одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации,охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребностьв продукции которого практически не ограничена.

Система ЖКХ представлена жилыми,общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными,транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложнуюсоциально-экономическую систему, от результативности, функционирования которойзависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.

ЖКХ города — это самостоятельнаясфера в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которойявляется удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах,обеспечивающих нормальные условия жизни и работы.

Экономику городского хозяйствазачастую отождествляют в ЖКХ, тем самым, подчеркивая первостепенность дляместных властей задач обеспечения населения теплом, водой, электричеством переддругими вопросами. Эта важнейшая сфера, накопленная множеством проблем,представляет собой благодарное поле для инноваций и применения специальногоэкономического инструментария.

Жилищно-коммунальное хозяйствосегодня – это по данным федеральной статистики 2004 г. элементами национальногобогатства (без учета стоимости земли, недр и лесов) являются: основные фонды(36 669 млрд. руб.), материальные оборотные средства (3042 млрд. руб.) идомашнее имущество (4866 млрд. руб.), что составляет, соответственно, 82, 7 и11% от итога. Таким образом, основным элементом национального богатства встране являются основные фонды, включая незавершенное строительство.

Основные фонды жилищного хозяйствасоставили 7274 млрд. руб., коммунального хозяйства – 1164 млрд. руб., всего –8438 млрд. руб., что равно 23,0% их стоимости в России. Следовательно, основныефонды ЖКХ – это почти четвертая часть экономического потенциала страны.

Коэффициенты обновления основныхфондов низкие: в жилищном хозяйстве – 2,6%; в коммунальном хозяйстве – 0,9%;коэффициенты выбытия, соответственно, – 0,5 и 0,3%.

По данным 2006 г. среднемесячнаячисленность работников ЖКХ – 3,0 млн. человек. Среднемесячная заработная платав 2003 г. по отношению к среднероссийскому уровню составляла 87%. В 2006 г.уровень заработной платы в этой сфере экономики приблизился к среднероссийскому(результат повышения тарифов на услуги ЖКХ).

 

2. Проблемы развития ЖКХ региона

Проблемы регионального коммунальноговсегда обостряются с приходом холодов. Зима 2004-2005 гг. во многих регионахстраны выдалась довольно холодная, с обильными снегопадами и ураганнымиветрами.

Наиболее сложная ситуация сложилась втрадиционно проблемных регионах – Корякском АО, на Камчатке, в Магаданскойобласти, Приморском крае. В середине осени 10 субъектов федерации были занесеныв так называемый «красный список», в них было завезено менее 60%требуемого топлива. Ситуация усугубляется еще и аховым положением вэнергетических системах — процент физического износа электрических сетей итрансформаторного хозяйства в регионах Крайнего Севера, Сибири, ДальнегоВостока превышает 70%.

Если взять Омск и омскую область, тоситуация следующая главная проблема – это очистные сооружения омскогоВодоканала. Проблемы, с которыми сталкивается «Водоканал», характерныдля всей отрасли ЖКХ — это старение фондов, отставание в развитии инженерныхкоммуникаций, несбалансированная тарифная политика. Плюс ко всему, Иртыш — рекатрансгенная. На ее берегах расположены крупные промышленные предприятия. Причемне только на территории России, но и в сопредельных государствах, влиять нахозяйственную деятельность которых практически нет возможности. Единственныйвыход в подобной ситуации — строительство современных очистных сооружений имодернизация уже имеющихся.

2.1 Москва

Даже в самом благополучном городестраны жилищно-коммунальное хозяйство по-прежнему остается одним из самыхпроблемных секторов экономики. Так считает Геннадий Лобок, председателькомиссии по жилищной политике и жилищно-коммунальной реформе Мосгордумы. Нехватает средств и контроля Москвы. Основные проблемы этой отрасли связаны сфинансированием. «Нет средств на эксплуатационную технику, одежду длясотрудников, моющие средства и так далее. За 4-5 тыс. рублей в месяц никтосегодня работать не хочет, в результате в ЖКХ вынуждены братьнеквалифицированных работников», — говорит Геннадий Лобок. По его словам,дефицит средств на сегодня составляет около 700 млн. рублей. Деньги, которыемосквичи перечисляют в виде квартплаты, покрывают только стоимость самих услуг(водоснабжение, отопление, свет). В эту сумму не входят расходы на обслуживаниеинженерных сетей. «Вот почему сектор ЖКХ работает в основном в аварийномрежиме, а средств на постоянную профилактику у города нет», — утверждаетдепутат.

По оценкам мэра Москвы Юрия Лужкова,чтобы привести ЖКХ в порядок, нужно 50-70 млрд. долларов.

По мнению Лобка, усугубляет ситуациюи недостаточный контроль за эксплуатирующими организациями. Большинство из нихработает без сметы, что позволяет тратить деньги не по назначению.«Сегодня ЖКХ — это черная дыра. И если средства, перечисляемые Московскимказначейством, жестко контролируются, то полученная ДЕЗами доходная часть (тоесть платежи от населения) не контролируется вовсе», — сказал председателькомиссии Мосгордумы. Что касается частных инвестиций в ЖКХ, то, по словамГеннадия Лобка, все средства идут на ремонтные работы в домах, а не накоммунальные объекты.

На сегодняшний день все москвичи,кроме льготных категорий граждан, платят за коммунальные услуги 60% от ихреальной стоимости, остальное дотируется из городского бюджета. Еще два годаназад в правительстве Москвы заговорили о необходимости поднять квартплату до100% и даже рассылали по две квитанции, чтобы сознательные горожане моглиплатить по-новому. Эксперимент не удался. Нежелание москвичей платить по полнойпрограмме объясняется не только желанием сэкономить, но и недовольствомкачеством предоставляемых услуг.

Между тем, городские власти не видятиного выхода, кроме повышения оплаты коммунальных услуг до 100%. Экспертысчитают, что проблему можно решить иначе: разрушить монополию на рынкеэксплуатационных организаций и дать жителям возможность самим выбиратьобслуживающую компанию. Сейчас в Москве на рынке ЖКХ работает всего 1559 малыхпредприятий, которые обеспечивают лишь 10% рынка коммунальных услуг города.Причина слабого проникновения бизнеса в коммунальную сферу в том, что этапотенциально рыночная сфера деятельности пока малопривлекательна с точки зрениябизнеса.

В округах столицы активно ведетсявнедрение современных информационных технологий в сферу жилищно-коммунальногохозяйства. Одна из таких новаций на Юго-Востоке Москвы — платежная система«Рапида», позволяющая существенно усовершенствовать процесс расчетовза жилищно-коммунальные услуги. Участником системы является Банк Москвы. Оплатапроисходит по телефону, через Интернет (в том числе по электронной почте), SMS или пейджинговые сообщения. ПомимоЖКУ, с помощью системы можно оплатить услуги сотовой связи, доступ в Интернет,коммерческое телевидение, городской телефон и междугородние переговоры,подписку на газеты и журналы, покупки в интернет-магазинах, страховые услуги.

Что касается приборов учетапотребления воды, то, по словам руководителя Комплекса городского хозяйстваПетра Аксенова, на сегодняшний день они установлены в 30% жилых домов города, в70% учреждений социальной сферы и в 80% коммерческих структур.

2.2 КамчаткаВ Елизовскую районную Думу за подписью главы Елизовского РМО НиколаяПискуна поступил пакет документов о необходимости увеличения в 3,6 раза тарифовна жилищно-коммунальные услуги в Елизовском районе. В тот же день вопрос былобсужден на заседании комитета Елизовской районной Думы по экономике ипредпринимательству. Изменится ли качество коммунальных услуг при доведениитарифов до федерального стандарта? Этот вопрос депутаты задают руководствурайона не впервые. Представленные главой Елизовского РМО документы вовсе недоказывают экономической целесообразности повышения тарифов. Зато результатыпроведенной летом текущего года ревизионным отделом финуправления Елизовскойадминистрации проверки на предприятиях ЖКХ Елизовского района ясно показаливозможность снижения фактической стоимости предоставляемых коммунальных услуг.Ревизия выявила ряд серьезных нарушений в деятельности коммунально-жилищныхпредприятий. Глава исполнительной власти и руководство жилищно-коммунальнымхозяйством района видят в повышении тарифов и доведении их до федеральногостандарта «единственно реальный источник оздоровления ситуации вотрасли». Однако депутаты считают, что надежды лишь на повышение тарифов исубсидии, которые, кстати, покроют лишь одну десятую часть затрат вкоммунальном хозяйстве, не исправят в лучшую сторону ситуацию в коммунальномхозяйстве. В качестве решения коммунальных проблем необходимо искать путиуменьшения себестоимости коммунальных работ и услуг, развивать конкурентнуюсреду в сфере коммунального хозяйства, а не идти только по пути увеличениятарифов, «подгоняя» их под федеральный стандарт.2.3 Костромская область

Платить или не платить закоммунальные услуги? Оказывается, на этот вопрос можно ответить и отрицательно.Коммунальщики города Нерехта Костромской области подали в суд на некоегоквартиросъемщика Жукова за то, что тот вовремя не платил за горячую воду.Казалось бы, ситуация с юридической точки зрения для коммунальщиковбеспроигрышная. Однако дело приняло неожиданный поворот. Грамотный жительНерехты подал встречный иск, утверждая, что местная теплосеть оказывает емунекачественные услуги. И что самое интересное, выиграл его! Одна из основныхпретензий истца заключалась в том, что местные коммунальщики не проводят такназываемую химподготовку воды. Эта абсолютно безвредная для здоровья процедурапозволяет значительно увеличить срок службы труб, по которым подается горячаявода в квартиры. Дело в том, что кислород и углекислый газ, которые содержатсяв воде в большом количестве, ускоряют процесс коррозии металла и образуют настенках труб накипь. Существуют нормативные документы, обязывающиекоммунальщиков проводить так называемую деаэрацию воды, позволяющую уменьшить вней содержание кислорода и углекислого газа до предельного минимума. Болеетого, сразу два ведомства — Госгортехнадзор и Госэнергонадзор — обязаныследить, чтобы эти требования выполнялись неукоснительно. Однако на самом делев подавляющем большинстве случаев такая процедура не производится. В результатерезко снижается нормативный срок службы труб и теплосетей горячеговодоснабжения: сейчас он составляет от 5 до 9 лет, в то время как должендостигать 20 — 25 лет. Стоит ли после этого удивляться тому, что тарифы накоммунальные услуги в городах год от года растут как на дрожжах. — Почему-топринято считать, что рост тарифов на коммунальные услуги напрямую зависит от ростацен на топливо и электричество. На деле же львиная доля денег расходуется наремонт котлов и теплосетей, — считает эксперт в области ЖКХ кандидаттехнических наук Владимир Ванин. — Безусловно время от времени такие работыпроводить нужно. Однако в большинстве случаев такие траты относятся ксверхнормативным и напрямую зависят от того, как эксплуатируются коммуникации.Яркий пример — деаэрация воды, которая во многих случаях попросту непроизводится. В результате срок службы систем горячего водоснабжениясокращается в 2-3 раза. Характерно, что государственные инспекции строго следятза тем, чтобы химподготовка воды производилась на крупных теплоэнергетическихпредприятиях, и практически не контролируют ЖКХ. Сами же коммунальщики,пользуясь монопольным положением, в снижении потерь, связанных саварийно-ремонтными работами, не заинтересованы, поскольку это приведет кзначительному сокращению финансирования. По некоторым оценкам, экономия можетдостигать 60%. Таким образом, поставщик, поставляя продукцию низкого качества,буквально вынуждает потребителя оплачивать свои явно завышенные затраты. Такчто вполне логичным выглядит право каждого гражданина не идти на поводу убезответственных коммунальщиков, а обращаться в суды и не платить. Не платитьза услуги, которые нам просто не предоставляются. Более того, по мнениюспециалистов, чем больше людей таким образом заявят о своем несогласии снедопустимым положением дел в ЖКХ, тем скорее пойдет реформа этой сферыроссийской действительности, которая так необходима всем нам. Что же касаетсянерехтинских коммунальщиков, то с них хватило и одного суда. Местная теплосетьв срочном порядке наладила химподготовку воды в котельной.

Итак, из перечисленныхпримеров видно, что техническое состояние коммунальной инфраструктуры,характеризующееся высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низкимкоэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей,привело к тому, что планово-предупредительный ремонт уступил местоаварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше, чемзатраты на проведение планово-предупредителдьного ремонта.

Проблема усугубляется иогромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере,которая является источником цепочки неплатежей, охватывающей практически всеотрасли экономики.

Основными причинамисложившегося на сегодняшний день тяжелого положения с кредиторскойзадолженностью в жилищно-коммунальном хозяйстве являются:

· многолетнее занижениемуниципальными образованиями уровня платежей граждан в совокупности с ихбюджетной неплатежеспособностью, выразившееся в несоответствии установленныхпоказателей уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержаниеи ремонт жилья и инженерной инфраструктуры и установленного областного уровняпри формировании бюджетных средств;

· секвестирование иневозмещение до сегодняшнего дня бюджетных средств, запланированныхжилищно-коммунальному хозяйству в 1997-1998 годах;

· хронически возрастающиенеплатежи граждан за физически потребленные ими жилищно-коммунальные услуги впериод изменения их уровня оплаты при проведении жилищно-коммунальной реформы;

· крайне замедленный ходустановки приборов учета теплоэнергии и воды, сдерживаемый исполнительнымиорганами власти муниципальных образований и учрежденными ими муниципальнымипредприятиями, монопольно предоставляющими коммунальные услуги, посколькупотери ресурсов (теплоэнергии и воды), связанные с крайней изношенностью иплохой теплоизоляцией инженерных сетей, как правило, списываютсяжилищно-коммунальными предприятиями на потребителей, а при фиксированном уровнеих оплаты населением — на неплатежеспособный муниципальный бюджет;

· несовершенство тарифнойполитики в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг и систематическоеизменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы с последующимсоответствующим изменением тарифов на коммунальные услуги в течение одногофинансового года без корректировки утвержденного на этот год финансирования;

· высокая дебиторскаязадолженность за потребленные жилищно-коммунальные услуги организациями,финансируемыми из бюджетов различного уровня;

· отсутствие вмуниципальных образованиях системы договорно-экономических взаимоотношений всфере предоставления жилищно-коммунальных услуг на основе муниципального заказав соответствии со статьями 71 и 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Информация о работе Жилищно-коммунальное хозяйство