Реформирование жилищно-коммунального комплекса в системе городского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить основные проблемы реформы жилищно-коммунального комплекса в условиях перехода к модели управляющей компании в структуре ЖКХ.
Задачи исследования:
· дать общую характеристику муниципальному управлению в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
· охарактеризовать общие проблемы реформы ЖКХ в постсоветских странах;
· проанализировать основные направления государственной политики в сфере ЖКХ;
· рассмотреть проблемы муниципального управления инженерным обеспечением поселений и общегородским коммунальным хозяйством;
· проанализировать опыт г. Краматорска (Республика Украина) по созданию управляющей компании в системе городского ЖКХ;
· рассмотреть характер, основные направления деятельности и проблемы финансирования управляющей компании в системе ЖКХ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом. Общие проблемы управления и реформирования ЖКК
1.1 Государственная политика реформирования ЖКК
1.2 Задачи органов местного самоуправления по реформированию ЖКК
1.3 Участие граждан в управлении жилищным фондом
1.4 Муниципальное управление инженерным обеспечением поселений
1.5 Муниципальное управление общегородским коммунальным хозяйством
Глава 2. Программный подход к реформированию жилищно-коммунального хозяйства г. Краматорска (Республика Украина)
2.1 Общая характеристика программы развития ЖКХ г. Краматорска
2.2 Развитие жилищно-коммунального хозяйства г. Краматорска как системы жизнеобеспечения города
2.3 Регулирование качества окружающей среды, модернизация системы управления её охраны
2.4 Назначение и основные принципы экономической деятельности ЖКХ г. Краматорска
2.5 Экономическая целесообразность реформ ЖКХ. Реструктуризация задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги
Глава 3. Организация управления и развития экономики и производственной базы жилищного хозяйства города
3.1 Назначение и структура существующего жилищного фонда. Характер и основные направления деятельности управляющей компании
3.2 Финансирование деятельности Управляющей организации
Глава 4. Экономические проблемы развития коммунального хозяйства города Краматорска
4.1 Существующая организация и структура коммунального хозяйства. Пути реформирования коммунального хозяйства в условиях рыночных отношений
4.2 Оценка эксплуатационных расходов в системе коммунального хозяйства и формирование тарифов на коммунальные услуги
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Реформа.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Реформирование  жилищно-коммунального комплекса  в системе городского хозяйства

 

Содержание

Введение

Глава 1. Муниципальное  управление жилищно-коммунальным комплексом. Общие проблемы управления и реформирования ЖКК

1.1 Государственная  политика реформирования ЖКК

1.2 Задачи органов  местного самоуправления по реформированию  ЖКК

1.3 Участие граждан  в управлении жилищным фондом

1.4 Муниципальное управление  инженерным обеспечением поселений

1.5 Муниципальное управление  общегородским коммунальным хозяйством

Глава 2. Программный подход к реформированию жилищно-коммунального хозяйства г. Краматорска (Республика Украина)

2.1 Общая характеристика  программы развития ЖКХ г. Краматорска

2.2 Развитие жилищно-коммунального  хозяйства г. Краматорска как  системы жизнеобеспечения города

2.3 Регулирование качества  окружающей среды, модернизация  системы управления её охраны

2.4 Назначение и  основные принципы экономической  деятельности ЖКХ г. Краматорска

2.5 Экономическая целесообразность  реформ ЖКХ. Реструктуризация  задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги

Глава 3. Организация  управления и развития экономики  и производственной базы жилищного  хозяйства города

3.1 Назначение и  структура существующего жилищного  фонда. Характер и основные  направления деятельности управляющей компании

3.2 Финансирование  деятельности Управляющей организации

Глава 4. Экономические  проблемы развития коммунального хозяйства  города Краматорска

4.1 Существующая организация  и структура коммунального хозяйства.  Пути реформирования коммунального  хозяйства в условиях рыночных отношений

4.2 Оценка эксплуатационных  расходов в системе коммунального  хозяйства и формирование тарифов  на коммунальные услуги

Заключение

Литература

 

Введение

Проблематика реформирования жилищно-коммунального комплекса  в течение долгого времени «обречена» на особую актуальность. Во-первых, потому что затрагивает в той или иной форме всех граждан страны, во-вторых, потому что является социально «чувствительной», в-третьих, поскольку количество проблем в данной отрасли в среднесрочной перспективе будет только возрастать.

В этой связи проблемы реформы ЖКХ находятся в поле научного анализа. Реформу ЖКХ в  разных аспектах изучают экономисты, социологи, представители управленческих наук. В подробном рассмотрении нуждается  и опыт реформирования комплекса, который уже имеется в различных регионах страны и в других постсоветских странах. Последнее особо значимо, поскольку характер проблем в России и, например, в Украине, идентичен, поскольку исходной точкой состояния системы ЖКХ в этих странах стало советское «наследство». Последние обстоятельства обусловили объект, предмет, цели и задачи нашего исследования.

Объектом исследования выступает городское жилищно-коммунальное хозяйство как единый экономический  комплекс и сфера управления.

Предмет исследования - реформирование жилищно-коммунального комплекса города посредством создания управляющей компании в системе ЖКХ.

Цель исследования - определить основные проблемы реформы  жилищно-коммунального комплекса  в условиях перехода к модели управляющей  компании в структуре ЖКХ.

Задачи исследования:

· дать общую характеристику муниципальному управлению в сфере  жилищно-коммунального хозяйства;

· охарактеризовать общие  проблемы реформы ЖКХ в постсоветских  странах;

· проанализировать основные направления государственной политики в сфере ЖКХ;

· рассмотреть проблемы муниципального управления инженерным обеспечением поселений и общегородским  коммунальным хозяйством;

· проанализировать опыт г. Краматорска (Республика Украина) по созданию управляющей компании в  системе городского ЖКХ;

· рассмотреть характер, основные направления деятельности и проблемы финансирования управляющей  компании в системе ЖКХ.

Методологическую  основу исследования составили системный  и структурно-функциональный анализ, метод оценки издержек, сравнительный метод.

Источниковую базу исследования образуют нормативно правовые акты по местному самоуправлению Российской Федерации и Республики Украина, жилищное законодательство обеих стран, статистические данные, деловые материалы  о состоянии ЖКХ в Украине и г. Краматорске, правовые акты и другая деловая документация органов местного самоуправления Краматорска и органов управления ЖКХ города.

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы.

 

Глава 1.

Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом. Общие проблемы управления и реформирования ЖКК

1.1 Государственная  политика реформирования ЖКК

Уровень обеспечения  населения жилищно-коммунальными  услугами (ЖКУ) - один из самых важных показателей качества жизни на территории муниципального образования. Управление жилищно-коммунальным комплексом, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» 2003 г., относится в основном к компетенции поселений. На муниципальные районы возложены межпоселенческие функции: организация электро- и газоснабжения в границах муниципального района, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами муниципального района с соответствующими инженерными сооружениями, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, содержание межпоселенческих мест захоронения и оказание ритуальных услуг. В состав ЖКК входят три основных блока:

¦ жилищное хозяйство, т. е. жилые и нежилые здания с  сетью обслуживающих их предприятий и организаций;

¦ системы инженерного  обеспечения поселений, или коммунальная энергетика (электроэнергия, тепло, газ, вода);

¦ общегородское коммунальное хозяйство (дороги, благоустройство  территории, вывоз и переработка  бытовых отходов и ряд других хозяйств).

В настоящей главе  излагаются общие проблемы управления ЖКК и его реформирования, а  также вопросы управления жилищным хозяйством. Вопросы инженерного  обеспечения поселений и общегородского коммунального хозяйства рассматриваются в следующих главах.

Кризисное состояние  жилищно-коммунального комплекса  в большинстве муниципальных  образований России стало проблемой  общегосударственного значения. Причинами  кризиса являются многолетнее недофинансирование, тарифная политика, предопределяющая дотационность отрасли, высокие затраты ни оказание услуг, отсутствие у обслуживающих предприятий экономических стимулов снижения затрат, а у получателей ЖКУ -- возможности влиять на их количество и качество, неэффективная система централизованного управления, неразвитость конкурентной среды, высокая степень износа основных фондов, большие потери теплоэнергии, воды и других ресурсов.

Возникновение и нарастание технологических и финансовых проблем  ЖКК было связано с тем, что  до начала массовой приватизации России основная часть объектов ЖКК поселений находилась на балансе примышленных и других предприятий и финансировалась по титулам соответствующих отраслевых министерств и ведомств. В ходе приватизации эти объекты были переданы в муниципальную собственность, причем в крайне запущенном техническом состоянии и без должной финансовой компенсации расходов на их содержание; некоторые объекты оказались просто «брошенными» прежними владельцами. Во избежание полного краха систем жизнеобеспечения поселений муниципалитеты 6ыли вынуждены взять на свой баланс ветхий и аварийный жилищный фонд, изношенные трубопроводы, устаревшие котельные и насосные станции и т. д. Средств для их поддержания (и тем более для технического перевооружения) у местных властей не было, вследствие чего стала резко нарастать аварийность в системах жизнеобеспечения. Финансовый кризис и банкротство градообразующих предприятий поставили многие города и поселки с моноструктурным характером экономики на грань вымирания. В результате начал нарастать объем задолженности местных бюджетов и муниципальных жилищно-коммунальных предприятии перед ресурсоснабжающими и другими организациями, что стало источником цепочки неплатежей, охвативших практически все отрасли экономики.

По данным Госстроя РФ, разрабатывающего и реализующего государственную политику в сфере ЖКК, его недофинансирование в 2000 г. составило около 20 % объема необходимых средств. Существенную часть стоимости жилищно-коммунальных услуг, не покрываемых платежами населения и бюджетных организаций, компенсируют промышленные предприятия за счет установления дли них более высоких тарифов (так называемое перекрестное финансирование), что удорожает себестоимость их продукции и снижает ее конкурентоспособность. Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования граждан приводит к ситуации, когда конечными получателями субсидий выступают не только малоимущие, но и группы граждан с высокими и средними доходами. В результате ЖКК превратился в источник серьезных угроз для социального и экономического развития муниципальных образований, регионов и страны в целом.

За последнее время  внимание государства к проблемам  ЖКК усилилось. В 2001 г. Правительством РФ принята подпрограмма «Реформирование  и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ на период 2002-2010 гг.» в составе федеральной целевой программы «Жилище». Финансовое оздоровление предприятий ЖКК включает в себя инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию накопившейся многолетней задолженности. Без решения этой первоочередной задачи никакие другие мероприятия не дадут положительного эффекта.

Передача распоряжения бюджетными средствами на дотирование  отрасли от предприятий к жителям  осуществляется в комплексе с  мерами социальной защиты малоимущих граждан. Вместо дотирования предприятий ЖКК вводятся адресные жилищные субсидии, зачисляемые на персонифицированные счета граждан. При этом готовится отмена федерального стандарта, касающегося доли платежей граждан в стоимости жилищно-коммунальных услуг; и будет установлен единый показатель для получения жилищных субсидий - доля расходов на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи.

Изменение экономических  отношений в отрасли предполагает разделение функций собственника, управляющего муниципальным жилищным фондом (балансодержателя) и обслуживающих организаций на основе договорных отношений между ними, что позволит создать конкурентную среду в сфере управления и обслуживания жилищного фонда.

Изменение тарифной политики включает в себя введение государственного регулирования тарифов на услуги естественных монополий (электроэнергию и природный газ) и ежегодное установление федеральным законом предельной стоимости ЖКУ на один кв. м жилой площади дифференцированно по субъектам РФ.

Содержание жилищного  фонда и систем инженерного обеспечения поселений потенциально привлекательно для инвесторов. Предусматривается в основное переход с бюджетной на заемную основу инвестирования отраслей ЖКК (концессионные механизмы) с частичным бюджетным софинансированием.

1.2 Задачи органов  местного самоуправления по реформированию ЖКК

Реализация реформационных мероприятий существенно повлияет на деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКК, избавит их от непосредственного  выполнения хозяйственных функций  по управлению и обслуживанию жилищного фонда, позволит существенно сократить расходы местных бюджетов на дотирование предприятий ЖКК. В то же время в условиях реформирования ЖКК перед местными органами возникает много новых задач.

В каждом муниципальном  образовании должна быть разработана  собственная экономически и социально обоснованная программа реформирования жилищно-коммунальной сферы, учитывающая местную специфику. В результате ее реализации будет осуществлен переход на систему договорных отношений между органами местного самоуправления, собственниками и нанимателями жилищного фонда, управляющими организациями и исполнителями жилищно-коммунальных услуг, и создана конкурентная среда в сферах управления жилищным фондом и его эксплуатации. На этой основе должно быть обеспечено существенное повышение качества предоставления ЖКУ и сдерживание роста, а в ряде случаев - снижение тарифов на отдельные виды ЖКУ.

В структурах практически  всех муниципальных администраций  есть подразделения, отвечающие за вопросы  ЖКК. Важно их укреплять, осуществляя  переподготовку специалистов применительно к новой экономической и управленческой ситуации в сфере ЖКК, обучая их работе с населением, немуниципальными управляющими и эксплуатирующими организациями. В администрациях некоторых городов созданы специальные структурные подразделения по вопросам реформирования ЖКК.

Содержание и ремонт жилищного фонда - потенциально рентабельная и конкурентная сфера деятельности. Между тем во многих муниципальных  образованиях все эти работы выполняются  муниципальными унитарными предприятиями, подчиненными местной администрации. Она выступает в этом случае как прямой участник хозяйственной деятельности и как местный монополист.

В условиях многообразия форм собственности на жилищный фонд и нежилые помещения все собственники, включая органы местного самоуправления, юридические и физические лица, вправе самостоятельно определять организации для целей управления и обслуживания принадлежащего им жилищного фонда. Создание конкурентной среды в этой сфере, как отмечалось, служит ключевой задачей муниципальной власти. Для этого необходимо разделение функций и формирование договорных отношений между собственником жилья (или уполномоченной им организацией), управляющими компаниями и подрядными эксплуатирующими организациями. Особенно важным для этого перехода является разделение функций органов местного самоуправления как собственников муниципального жилищного фонда и организаций, управляющих жилищным фондом. Как отмечалось, управляющая организация может иметь любую форму собственности, определяться на конкурсной основе и функционировать на основе договора с уполномоченным органом местного самоуправления. Покажем в обобщенном виде разграничение функций между органом местного самоуправления как собственником муниципального жилищного фонда и управляющей организацией.

Информация о работе Реформирование жилищно-коммунального комплекса в системе городского хозяйства