Реформирование жилищно-коммунального комплекса в системе городского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить основные проблемы реформы жилищно-коммунального комплекса в условиях перехода к модели управляющей компании в структуре ЖКХ.
Задачи исследования:
· дать общую характеристику муниципальному управлению в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
· охарактеризовать общие проблемы реформы ЖКХ в постсоветских странах;
· проанализировать основные направления государственной политики в сфере ЖКХ;
· рассмотреть проблемы муниципального управления инженерным обеспечением поселений и общегородским коммунальным хозяйством;
· проанализировать опыт г. Краматорска (Республика Украина) по созданию управляющей компании в системе городского ЖКХ;
· рассмотреть характер, основные направления деятельности и проблемы финансирования управляющей компании в системе ЖКХ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом. Общие проблемы управления и реформирования ЖКК
1.1 Государственная политика реформирования ЖКК
1.2 Задачи органов местного самоуправления по реформированию ЖКК
1.3 Участие граждан в управлении жилищным фондом
1.4 Муниципальное управление инженерным обеспечением поселений
1.5 Муниципальное управление общегородским коммунальным хозяйством
Глава 2. Программный подход к реформированию жилищно-коммунального хозяйства г. Краматорска (Республика Украина)
2.1 Общая характеристика программы развития ЖКХ г. Краматорска
2.2 Развитие жилищно-коммунального хозяйства г. Краматорска как системы жизнеобеспечения города
2.3 Регулирование качества окружающей среды, модернизация системы управления её охраны
2.4 Назначение и основные принципы экономической деятельности ЖКХ г. Краматорска
2.5 Экономическая целесообразность реформ ЖКХ. Реструктуризация задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги
Глава 3. Организация управления и развития экономики и производственной базы жилищного хозяйства города
3.1 Назначение и структура существующего жилищного фонда. Характер и основные направления деятельности управляющей компании
3.2 Финансирование деятельности Управляющей организации
Глава 4. Экономические проблемы развития коммунального хозяйства города Краматорска
4.1 Существующая организация и структура коммунального хозяйства. Пути реформирования коммунального хозяйства в условиях рыночных отношений
4.2 Оценка эксплуатационных расходов в системе коммунального хозяйства и формирование тарифов на коммунальные услуги
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Реформа.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Город имеет удобную  планировку, значительные площади зеленых  насаждений.

Жилищно-коммунальное хозяйство г. Краматорска представляет собой сложную социально-экономическую систему, обеспечивающую жизнь и работу населения, а также предприятий различных отраслей хозяйствования необходимыми ресурсами воды, тепла, энергоносителей и т.д.

Система ЖКХ г. Краматорска  представлена жилыми и общественными зданиями, жилищными и коммунальными предприятиями.

Предприятия ЖКХ представлены: КП «Служба единого заказчика», 7 частными, 2 коммунальными и ведомственными, осуществляющими жилищные услуги, КПП  «Краматорский водоканал», 3 теплоснабжающими организациями (КПП «Теплосеть», «КМРТС», «Мега-ресурс»), ПЭНО, Горсвет, 2 дорожно-ремонтных предприятия, КАТП, Краматорское ТТУ, пассажирских АТП, Озеленитель, БТИ и др. На них работает 3077 человек. Еще 2 предприятия: УГГ и РЭС, хотя и не находятся в коммунальной собственности, но оказывают услуги населению.

Результативность  функционирования данной системы в  настоящее время не вполне соответствует  проектам развития города и улучшению  среды обитания его жителей.

Современная финансово-экономическая  ситуация в городе требует продолжения ранее начатых сбалансированных изменений системы финансирования и управления жилищно-коммунальной сферой, которая предполагает рыночный спрос на услуги и жилье, повышение активности населения и хозяйствующих субъектов в формировании требований к качеству жилищно-коммунальных услуг.

Техническое состояние  основных фондов ЖКХ города неудовлетворительное, из-за нехватки средств в местном  бюджете на реновацию - 68% жилья и 70% инженерных сетей требуют капитального ремонта. Предприятиям, обслуживающим жилой фонд средств, поступающих от населения для содержания домов недостаточно. Мощностей коммунальных предприятий для оказания качественных услуг не хватает, особенно когда в городе продолжается прием ведомственного жилья в коммунальную собственность в условиях отсутствия дотаций из бюджетов всех уровней на развитие производственной базы коммунальных предприятий и покрытие разницы между фактическими затратами в ЖКХ и платежами населения.

Необходимость реформирования ЖКХ вызывается также убыточностью этого сектора экономики города, тяжелым бременем, «лежащим» на местном бюджете, незначительные поступления из которого ситуации не меняют.

Краматорск довольно крупный и компактно расположенный  населенный пункт, фактически является промышленным, торговым и культурным центром Северного региона области.

Здесь сосредоточены  производственные и другие объекты, относительно обособленные, с многоэлементной  структурой и сложными экономическими связями. Функционирование ЖКХ города, как системы, требует объединения разрозненных, ведомственно и экономически разобщенных предприятий и структур в единый хозяйственный механизм, способный обеспечивать нормальные условия для населения.

Характер размещения жилья, сосредоточение рабочих мест, расположение различных по роду деятельности и функциям предприятий, учреждений, организаций и обслуживающих форм относительно центра и транспортных сетей, дает основание отнести его к моноцентрическому типу. В ближайшие годы развитие города в сторону полицентрического типа не предполагается. Из этой же схемы видно, что расположение жилищно-эксплуатационных предприятий соответствует месту нахождения жилых массивов, что удобно как для предприятий, так и для населения.

Итак, месторасположение  г. Краматорска, наметившаяся в последние годы и сохранившаяся в настоящее время устойчивая тенденция к его экономическому развитию за счет увеличения уровня производства расположенных на его территории предприятий, достаточно высокий уровень развития транспортных сетей, природно-климатические условия, особенности проживающего населения, структура жизнеобеспечения и другие факторы позволяют городу занять лидирующее положение на пути к созданию Северо-Донецкой агломерации. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что еще в марте 1997 года на состоявшемся в г. Киеве международном семинаре «Перспективы муниципальной реформы в Украине» г.Краматорск был назван в числе нескольких других как возможный полигон украинской муниципальной реформы.

Управление городом - способ приведения в необходимое  соответствие всех внутренних структур системы «город», внешних связей с другими территориальными и производственными образованиями как общим условиям и тенденциям развития, так и конкретным задачам функционирования и развития данной системы.

Рыночные отношения, формирование в городе многоукладной экономики, осуществляемое за счет перераспределения властных функций и собственности от государства городской громаде, а от них -к частным предпринимателям, - вот одни их тех обстоятельств, которые требуют пересмотра отношений города с государством, областью, предприятиями или иными юридическими структурами и частными лицами.

Ранее органы городского управления, по объективным причинам, были лишены возможности непосредственно  влиять на работу предприятий и непроизводственных структур, расположенных в городе, исключали эффективное их взаимодействие в интересах его развития, использование финансовых ресурсов.

Все это вместе со слабой координацией предприятий и  их обособленностью вызывало диспропорции в развитии города, обостряло социальные, демографические и экономические проблемы. Развитие социальной структуры значительно отставало от развития производственной сферы.

В связи с принятием  в 1997 году Закона Украины «О местном  самоуправлении», город, используя  налоговую политику и другие инструменты, получил возможность формировать новую организационно-управленческую структур, задачей которой стало не только формирование и исполнение бюджета, но и эффективное функционирование городских предприятий, особенно находящихся в коммунальной собственности, в интересах большинства населения.

Особое значение в  управленческой деятельности приобретает  управление объектами ЖКХ города. В рыночных условиях функционирование данных объектов может базироваться на качественно новых отношениях в распределении результатов общественного труда и должно быть направлено на максимальное удовлетворение нужд горожан.

Специфика коммунальной инфраструктуры заключается в том, что она обслуживает не только население (обеспечение водными, энергетическими  и другими ресурсами, услугами благоустройства, транспорта, связи), но и предприятия, учреждения, расположенные на территории города.

Ко времени разработки настоящей программы в г. Краматорске  сложилась коммунальная инфраструктура, в состав которой входят предприятия некоммунальной формы собственности.

До 2002 года система  управления ЖКХ в г. Краматорске  носила в основном административный характер, что не соответствовало  сложившейся в городе специфической  ситуации.

Как видно, указанная  структура не могла обеспечить решение проблем экономического роста жилищно-коммунального сектора, его поддержки местными органами власти и управления, а также наиболее полного удовлетворения потребностей населения и хозяйственного комплекса города в услугах отрасли. Причина - отсутствие единой программы развития отрасли и Управляющей организации, противоречие интересов потребителей и поставщиков и, как следствие, отсутствие эффективной системы хозяйственно-правовых отношений между элементами всей системы Производитель (Поставщик) - Исполнитель - Потребитель.

Эта специфика привела  к необходимости создания новых  городских отдельных предприятий, служб предприятий и организаций  в системе коммунального хозяйства.

Было создано Управление жилищно-коммунального хозяйства  Исполкома горсовета, КП «Служба единого заказчика» как Управляющая организация, появились частные коммерческие предприятия, обслуживающие жилой фонд, занимающиеся вывозом и утилизацией ТБО и другие, оказывающие коммунальные услуги.

 

2.3 Регулирование качества  окружающей среды, модернизация системы управления её охраны

Проблема регулирования  качества окружающей среды в городской  черте Краматорска имеет огромное значение. Важную роль в природоохранной  деятельности играет ЖКХ. От его деятельности во многом зависит состояние окружающей среды и - как следствие - социальный микроклимат.

В результате жизнедеятельности  города и развития его экономики  возникали следующие экологические  проблемы (в динамике 2000-2003 гг.):

1. Загрязнение воды.

2. Загрязнение воздуха,  вызванное, прежде всего, наличием крупного металлургического и машиностроительного производства, значительного числа автотранспорта, вторичным запылением.

3. Накопление твердых  отходов, образующихся как в  сфере производства, так и потребления  (преимущественно бытовые отходы).

4. Шум и вибрации, вызванные транспортом, строительством, отчасти промышленностью.

5. Нарушение природной  среды, связанное с порчей или  уничтожением ландшафта в результате  не координированного строительства,  например рекреационных объектов  в непосредственной близости от зон проживания. Кроме этого, для разрешения транспортных проблем необходимо учитывать пропускную способность улиц, дорог, количества транспортных средств по их типам, наличие мест парковки и т.д.

С переходом к рыночной экономике складываются особые условия формирования системы управления окружающей средой, реализуются две формы воздействия:

1. Административное (централизованное  и принудительное) регулирование  природопользования.

2. Развитие саморегулирования.

При этом политика в  области регулирования окружающей среды должна строится комплексно на принципе «кто загрязняет, тот платит», подкрепляется соответствующим законодательством, в т.ч. о местном самоуправлении и иметь три уровня управления: государственный, региональный и на уровне предприятия.

С целью популяризации  идей развития общества, повышения  общественного экологического сознания, привлечения общественности в природоохранную  деятельность в городе ежегодно проводятся мероприятия в соответствии с  требованиями Указа Президента Украины  от 06.08.98 № 855/98 «О дне окружающей среды».


Информация о работе Реформирование жилищно-коммунального комплекса в системе городского хозяйства