Реформирование жилищно-коммунального комплекса в системе городского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить основные проблемы реформы жилищно-коммунального комплекса в условиях перехода к модели управляющей компании в структуре ЖКХ.
Задачи исследования:
· дать общую характеристику муниципальному управлению в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
· охарактеризовать общие проблемы реформы ЖКХ в постсоветских странах;
· проанализировать основные направления государственной политики в сфере ЖКХ;
· рассмотреть проблемы муниципального управления инженерным обеспечением поселений и общегородским коммунальным хозяйством;
· проанализировать опыт г. Краматорска (Республика Украина) по созданию управляющей компании в системе городского ЖКХ;
· рассмотреть характер, основные направления деятельности и проблемы финансирования управляющей компании в системе ЖКХ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом. Общие проблемы управления и реформирования ЖКК
1.1 Государственная политика реформирования ЖКК
1.2 Задачи органов местного самоуправления по реформированию ЖКК
1.3 Участие граждан в управлении жилищным фондом
1.4 Муниципальное управление инженерным обеспечением поселений
1.5 Муниципальное управление общегородским коммунальным хозяйством
Глава 2. Программный подход к реформированию жилищно-коммунального хозяйства г. Краматорска (Республика Украина)
2.1 Общая характеристика программы развития ЖКХ г. Краматорска
2.2 Развитие жилищно-коммунального хозяйства г. Краматорска как системы жизнеобеспечения города
2.3 Регулирование качества окружающей среды, модернизация системы управления её охраны
2.4 Назначение и основные принципы экономической деятельности ЖКХ г. Краматорска
2.5 Экономическая целесообразность реформ ЖКХ. Реструктуризация задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги
Глава 3. Организация управления и развития экономики и производственной базы жилищного хозяйства города
3.1 Назначение и структура существующего жилищного фонда. Характер и основные направления деятельности управляющей компании
3.2 Финансирование деятельности Управляющей организации
Глава 4. Экономические проблемы развития коммунального хозяйства города Краматорска
4.1 Существующая организация и структура коммунального хозяйства. Пути реформирования коммунального хозяйства в условиях рыночных отношений
4.2 Оценка эксплуатационных расходов в системе коммунального хозяйства и формирование тарифов на коммунальные услуги
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Реформа.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Приборы учета расходов теплоэнергии, холодной и горячей  воды необходимо устанавливать поэтапно: в первую очередь для бюджетных  организаций и квартирных жилых  домов в целом, а в дальнейшем -- индивидуальных приборов учета в квартирах. Последняя задача технически сложна, поскольку предполагается переустройство внутридомовых инженерных сетей, особенно сетей отопления. По мере установки таких приборов необходим переход от оплаты за ресурсы по нормативам потребления к оплате на основе показаний приборов учета.

Задача сокращения потерь тепла в жилых и общественных зданиях может быть решена при  их капитальном ремонте и реконструкции, наряду с переустройством внутридомовых  сетей и установкой индивидуальных приборов учета. Организация, управляющая жилищным фондом, должна оценить эффективность такой реконструкции.

Формирование местных  рынков тепловой энергии в городах  предполагает разделение ее монопольной  транспортировки по единым муниципальным  городским сетям и конкурентного производства на различных теплоисточниках. Это предполагает передачу муниципальных теплосетей и источников теплоэнергии в управление разным хозяйствующим субъектам. Такая схема может дать значительный экономический эффект, поскольку во многих крупных городах есть избыток мощности по тепловой энергии и существует объективная возможность покупать ее у производителя, предлагающего более низкую цену. Созданию конкурентной среды будет способствовать также внедрение новых технологий, позволяющих эффективно обслуживать относительно небольшие группы потребителей, в частности, компания, управляющая жилищным фондом, будет иметь возможность рассматривать альтернативные варианты - создать собственный локальный источник теплоснабжении или воспользоваться услугами централизованной системы.

Поиск инвесторов для  модернизации муниципальных объектов и коммуникаций в системах инженерного  обеспечения городов должен решаться в совокупности с поиском наиболее эффективной формы участия частного капитала в решении этой задачи.

Как уже отмечалось, такой формой служат концессионные  соглашения, однако конкретные условия  подобных соглашений определим определяются местной спецификой. Муниципальная  власть должна создать для инвесторов благоприятные условия.

 

1.5 Муниципальное управление общегородским коммунальным хозяйством

Управление общегородским  коммунальным хозяйством включает деятельность органов местного самоуправления в  таких сферах, как строительство  и содержание и дорог, обустройство и содержание мест массового отдыха, инженер щита территории, ее санитарная очистка, благоустройство, озеленение, создание малых архитектурных форм, вывоз, утилизация и переработка бытовых и частично промышленных отходов, организация уличного освещения, банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, содержание мест захоронения, они ритуальных услуг и т. п.

Большинство из перечисленных  сфер муниципальной деятельности обеспечивают предоставление муниципальных услуг  общественного характера. Заказчиком этих работ выступает муниципальное  образование, и финансируются они из местного бюджета. Отдельные услуги частично или полностью оплачиваются их потребителями, например вывоз бытовых отходом, гостиницы, ритуальные услуги.

Основная цель муниципального управления общегородским коммунальным хозяйством заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в соответствующих услугах. Количественная оценка степени реализации поставленных целей и задач определяется с помощью системы муниципальных нормативов или стандартом, устанавливаемых органами местного самоуправления. Система этих нормативов может включать:

- степень технического  состояния и объемы содержания  территории муниципального образования,  соответствующие предъявляемым  требованиям, по отношению к  общей площади территорий, отдельно  по магистралям, проездам, внутриквартальным территориям;

- уровень качественного  санитарного состояния территорий, определяемых как отношение периода  времени (месяц, недели), при котором  состояние площадей, улиц, проездов  и т. д. соответствовало санитарным  нормам, к общему годовому (квартальному) времени;

- объем отходов,  подлежащих обработке (ликвидации, утилизации);

- уровень площади  озеленении территории, определяемый  соотношением фактически достигнутого  и нормативного уровни, при обеспечении  условий соответствия требованиям качества зеленых насаждений;

- уровень освещенности  территорий;

- нормативы содержания  рекреационных зон, развития гостиничного  и банно-прачечного хозяйства  и т.д.

Исполнителями перечисленных  работ и услуг могут быть муниципальные  унитарные предприятия, муниципальные  казенные предприятия и частные  фирмы всех организационно-правовых форм. Муниципальная власть должна позаботиться о четкой координации  этих работ, создании конкурентной среды, своевременной выдаче муниципального заказа на бюджетные услуги и его финансировании.

В крупном городе может  существовать большое количество специализированных муниципальных и частных предприятий  по выполнению отдельных перечисленных  видов работ и услуг. Например, содержанием зеленого хозяйства крупных городов занимаются специализированные предприятия, в составе которых есть теплицы для выращивания цветов, питомники древесных и кустарниковых растений. В ряде городов существуют специальные службы инженерной защиты территории и т. д. В малом муниципальном образовании может быть всего одно многопрофильное муниципальное предприятие, обеспечивающее весь комплекс работ.

Размещено на Allbest.ru

Размещено на Allbest.ru

Размещено на Allbest.ru

Размещено на Allbest.ru

Рис. 1. Задачи органов  местного самоуправления в сфере  городского коммунального хозяйства.

При планировании работ  по техническому содержанию площадей, улиц, сбору, вывозу и утилизации бытовых  отходов, озеленению и благоустройству  необходимо сбалансировать требуемые нормативы и стандарты обслуживания с наличием финансовых средств. При этом возможно получение доходов от использования вторичных ресурсов при переработке отходов, создания безотходных технологий, при санитарной очистке территорий и т.д.

Повышение эффективности  муниципального управления общегородским  коммунальным хозяйством должно происходить  за счет совершенствования организационного обеспечения, создания индикативного  экономического механизма и системы  мероприятий по достижению установленных нормативов и стандартов качества содержания, внедрения современных технологий и технических систем и оборудования для снижения удельных затрат при проведении работ.

Курирование деятельности общегородских коммунальных служб  в местной администрации обычно осуществляет отдел (комитет, департамент и т. п.) жилищно-коммунального хозяйства.

муниципальное жилищное коммунальное

 

Глава 2. Программный  подход к реформированию жилищно-коммунального  хозяйства г. Краматорска (Республика Украина)

2.1 Общая характеристика программы развития ЖКХ г. Краматорска

Программа развития жилищно-коммунального  хозяйства г. Краматорске (далее - Программа) разработана в соответствии с  задачами реформирования и развития ЖКХ Украины на 2002 - 2005 гг. и на период до 2010 года, вытекающими из Закона Украины «Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы» № 1869-IV от 24.06. 2004, одобренной соответствующими Постановлениями КМУ Украины от 14.02. 2002г. № 139, а также Жилищного Кодекса Украинской ССР с изменениями и дополнениями, решениями Краматорского городского совета, других законодательных и нормативных актов.

Основными целями реформирования городского ЖКХ являются:

- повышение эффективности  и надежности функционирования;

- обеспечение его  постоянного развития для удовлетворения  потребностей населения и хозяйственного  комплекса в жилищно-коммунальных  услугах, соответствующих установленным  нормативам и национальным стандартам, позволяющим создать комфортные  условия для проживания и удовлетворения иных жизненно важных потребностей;

- снижение издержек  производителей, поставщиков и исполнителей  услуг, управляющих структур;

- сдерживание роста  тарифов на услуги и товары  при поддержании стандартов их  качества и переходе отрасли на режим безубыточного и бездотационного функционирования с применением ресурсосберегающих технологий;

- создание условий,  смягчающих для жителей города  процесс реформирования ЖКХ;

- усовершенствование  системы управления ЖКХ денежными,  людскими и материальными ресурсами;

- стимулирование инвестиционной  деятельности в сфере ЖКХ;

- создание условий  для формирования структур эффективного  собственника в жилищном хозяйстве.

Достижение указанных  целей в условиях, сложившихся  к 2001 году в структуре г. Краматорска, возможно следующими основными способами, некоторые из которых уже используются:

- совершенствование  системы управления, эксплуатации  и контроля в ЖКХ посредством  дальнейшего развития Управляющей  организации - КП «СЕЗ»;

- продолжение политики по переходу на договорные отношения, демонополизацию и развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурентный отбор организаций, осуществляющих управление и его обслуживание, поставщиков материалов, оборудования для нужд ЖКХ и обслуживающих его банковских структур, выполняющих проектно-строительные работы;

- совершенствование  тарифной политики в ЖКХ, создание  эффективной системы тарифного  регулирования, заинтересовывающей коммунальные предприятия - естественные монополисты в сокращении собственных затрат и привлечении инвестиций;

- совершенствование  системы социальной защиты населения,  предоставления льгот и субсидий, адресной помощи.

Программа предусматривает  основные направления развития ЖКХ на ближайшие 3-5 лет с учетом следующих требований:

- комплексный подход  к решению задачи;

- учет специфики  работы (предоставление услуг) жилищных  и коммунальных предприятий;

- обеспечение максимально  возможной конкуренции хозяйствующих субъектов, отсутствие дискриминации по признакам формы их собственности, а также защиты прав и интересов потребителей услуг;

- мониторинг производимых  преобразований в ЖКХ;

- обеспечение гласности  проводимых мероприятий и их  результатов.

Для реализации задач Программы предусматривается:

- при необходимости  возможность реформирования существующего  Управления ЖКХ горисполкома;

- создание оптимального  количества субъектов хозяйствования  различных форм собственности  в сфере заказа (управления) и  предоставление жилищно-коммунальных услуг;

- завершение перехода  к договорным отношениям между  заказчиками, исполнителями, поставщиками  услуг в сфере ЖКХ и Управляющей  организацией по исполнению коммунального  заказа;

- организация информационного  обеспечения мероприятий, осуществляемых в соответствии с Программой, в т.ч. через средства массовой информации и городской портал.

2.2 Развитие жилищно-коммунального  хозяйства г. Краматорска как  системы жизнеобеспечения города

Краматорск с населением около 215 тыс. человек расположен на территории 35566 га в северном регионе Донецкой области.

Основные производства - предприятия машиностроения («НКМЗ», «СКМЗ», металлургии ОАО «КМЗ», ОАО  «ЭМСС»), завод металлоконструкций («КЗМК»), цементно-шиферный комбинат («КЦШК-Пушка»).

В городе работает значительное число более мелких производственных предприятий электроэнергетики, легкой и пищевой промышленности, строительных материалов. Агропромышленный комплекс г.Краматорска представлен 5 крупными сельхозпредприятиями, более чем 30 фермерскими хозяйствами и кооперативами.

В целом по городу осуществляют хозяйственную деятельность свыше 2000 различных предприятий  и более 3 тысяч частных предпринимателей. Широко развита банковская сеть.

Наметившаяся в  последние годы устойчивая тенденция  к улучшению работы промышленных предприятий позволила городской громаде успешно решать социальные вопросы в сфере медицины, образования и культуры.

В городе функционируют 3 ВУЗа, 1 колледж, 2 техникума, 6 ПТУ, 32 общеобразовательные  школы и одна гимназия. Медицину представляют специализированные региональные центры: онкологический, ожоговый, кардиологический, урологический, туберкулезный и другие, всего 16 лечебно-профилактических учреждений на свыше 1750 больничных коек.

В Краматорске 18 Дворцов  культуры и клубов, 80 библиотек, 4 школы эстетического воспитания, 2 городских и 3 заводских музея, имеются давние и славные спортивные традиции.

Информация о работе Реформирование жилищно-коммунального комплекса в системе городского хозяйства