Жилищно-коммунальное хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 21:11, реферат

Описание работы

Жилищно-коммунальное хозяйствоявляется одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации,охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребностьв продукции которого практически не ограничена.

Содержание работы

1. Введение
2. Проблемыразвития ЖКХ региона
2.1 Москва
2.2 Камчатка
2.3Костромская область
3.Финансовое состояние организаций ЖКХ
4. Источники финансирования организаций ЖКХ. Реформа ЖКХ и еёвлияние на улучшение состояния ЖКХ
4.1 Цели и задачи реформирования отрасли4.2Цены и тарифы4.3Доходы населения, инфляция и тарифы на коммунальные услуги
5.Заключение
6. Библиографический список

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 59.10 Кб (Скачать файл)

Неспособность органовместного самоуправления выполнять свои договорные обязательства привела кповсеместному рецидиву административного принуждения подрядчиков в нарушениисуществующего в Российской Федерации законодательства и фактическому отходу отвыполнения в полном объеме контрольных функций за производством ипредоставлением населению качественных и технически и экономически обоснованныхжилищно-коммунальных услуг.

По тем же причинам неудалось в полной мере обеспечить действенный государственный контроль качествапредоставления населению жилищно-коммунальных услуг, проводимый органамигосударственной жилищной инспекции Свердловской области.

Недофинансированиежилищно-коммунальной сферы обуславливает и отсутствие интереса в созданиитовариществ собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективыразвития конкуренции.

Невыполнение бюджетныхобязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменениятарифов обуславливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса длячастных инвестиций.

Все это говорит о наличиисистемного кризиса в регионах и в отрасли, в целом, и о межотраслевом характеревозникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода кновой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса вусловиях рыночной экономики необходимо использование программно-целевогометода.

 
3. Финансовое состояние организаций  ЖКХ

В2004–2006 гг. количество убыточных предприятий ЖКХ медленно уменьшалось, однакофинансовое состояние отрасли в целом осталось неудовлетворительным. Суммарнаязадолженность организаций ЖКХ в эти годы продолжала расти.

Анализсостояния основных фондов и финансового обеспечения организаций ЖКХсвидетельствует о недостаточности объемов финансирования и их неэффективномиспользовании. Кроме того, иностранный капитал не идет в ЖКХ, посколькуорганизации в этой сфере малорентабельны и убыточны. Кроме того, ЖКХхарактеризуется большой затратностью, значительными материальными потерями,низкой зарплатой и отсутствием увеличения прибыли.

 

4. Источникифинансирования организаций ЖКХ. Реформа ЖКХ и её влияние на улучшение состоянияЖКХ

Рыночнаяэкономика охватывает целый ряд отраслей, особое место среди которых занимаетЖКХ. Рынок жилья и коммунальных услуг открывает возможности для свободногоперелива капиталов, притока финансовых ресурсов в отрасль. Одновременнофункционирование рынка жилья создает заинтересованность работников в результатахсвоего труда. Рыночные принципы хозяйствования осуществляются в рамкахначавшейся жилищно-коммунальной реформы.

Финансовыеотношения предприятий жилищно-коммунального комплекса не соответствуюттребованиям рыночной экономики. Их состав и, главное, структура должны бытьусовершенствованы с учетом развития финансово-кредитных отношений в отраслях,где предприятия были приватизированы, а экономические реформы начаты еще в 1992г.

Главнаязадача экономической реформы ЖКХ состоит в переходе от бесплатного или почтибесплатного предоставления жилья и коммунальных услуг к оплачиваемомунаселением, с учетом его качества.

Выполнениеэтой задачи началось с 1997 г. в условиях снижения реального уровня жизнинаселения, сложившейся привычки людей к бесплатному предоставлению жилья инизкой, в пределах 4%, оплаты населением коммунальных услуг. На начальном этапереформы наблюдались коренное изменение жилищного законодательства, изменениеструктуры жилищного фонда и предприятий отрасли по формам собственности,переход на договорные отношения собственников жилищного фонда и предприятийЖКХ, совершенствование финансовых отношений в отрасли. Повышение размера оплатыжилья и коммунальных услуг сочеталось с одновременным применением мерсоциальной защиты населения в виде предоставления субсидий на оплату жилья икоммунальных услуг, антимонопольного регулирования и развития конкуренции всфере жилищно-коммунального обслуживания.

Основнымиисточниками финансирования организаций ЖКК России являются:

– платежи коммерческихпредприятий, пользующихся услугами ЖКХ;

– платежи бюджетныхорганизаций – потребителей коммунальных услуг;

– платежи граждан –потребителей коммунальных услуг;

– дотации федеральногобюджета;

– дотации региональныхбюджетов.

Дореформы (1991 г.) платежи населения на содержание ЖКХ составляли 4%, платежипредприятий и организаций – 20%, остальными финансовыми источниками предприятийжилищно-коммунального комплекса были бюджетные, т. е. государственные, финансы.Таким образом, за потребляемые населением жилищно-коммунальные услугирасплачивалось государство.

Причинамитого, что фактические платежи населения оказались значительно нижеэксплуатационных издержек, стали:

– экономическая политикасоветской власти;

– низкаяплатежеспособность работающего населения России;

– наличие 43 категорийграждан, пользовавшихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг вгосударственном и муниципальном жилищном фонде;

– отсутствие должногоконтроля за установлением цен и тарифов для населения по различным видамкоммунальных услуг.

Запериод реформы ЖКХ структура источников финансирования предприятий отраслиизменилась, в конце 2006 г. платежи населения в составе финансов ЖКХ составили80%. Однако проблемы оптимизации состава и структуры финансов ЖКХ пока нерешены, а реформирование финансовых взаимоотношений в отрасли должно бытьпродолжено.

ПредприятияЖКХ по-прежнему остаются одним из крупнейших бюджетополучателей. Во многихгородах и муниципальных образованиях эти расходы составляют до 40% от бюджетов.Преобразования жилищно-коммунальной отрасли – важнейшая составляющая всегокомплекса проводимых государственных реформ. Трудно назвать еще одну отрасль,где так тесно переплелись финансовые, технические, социальные, политическиеаспекты, непосредственно затрагивающие интересы каждого жителя. Анализактуальности широкого круга вопросов реформирования ЖКХ, таких как состояниежилищного фонда, обновление производственно-технической базы предприятийкоммунального хозяйства, экономия теплоэнергоресурсов, обеспечение должногоуровня качества жилищно-коммунальных услуг и приемлемых расценок на них всоответствии с уровнем доходов населения, свидетельствует о том, что все ониявляются первоочередными и требуют комплексного подхода к своему решению. Несмотряна произошедшие в 2004–2006 гг. при поддержке федерального центра положительныеизменения на местах, в целом положение дел в отрасли нельзя признатьудовлетворительным. Нарастает комплекс нерешенных финансовых проблем, основнымииз которых являются зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг отбюджетных дотаций; значительный объем недофинансирования отрасли и прочие.Увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный жилищный фонд (4% от общейплощади жилищного фонда в России); износ основных фондов предприятийжилищно-коммунального хозяйства составляет около 70%. Наблюдаются значительныепотери энергоресурсов (в тепловых сетях свыше 30%).

4.1 Целии задачи реформирования отрасли

Основныецели реформирования ЖКХ России:

– обеспечение населениюусловий проживания, отвечающих стандартам качества;

– снижение издержекпроизводителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартовкачества предоставляемых услуг;

– смягчение для населенияпроцесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходеотрасли на режим безубыточного функционирования;

– переход отрасли насамоокупаемость.

Основныеспособы достижения указанных целей:

– совершенствованиесистемы управления, эксплуатации и контроля;

– переход на договорныеотношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможностивлиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отборорганизаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание;

– совершенствованиесистемы оплаты жилья и коммунальных услуг, в т.ч. установление повышенныхтарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потреблениекоммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества иместоположения жилья;

– совершенствованиесистемы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот,усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

РеформаЖКХ предполагает:

– переход ксамофинансированию отраслевых организаций путем снижения, а в будущем ипрекращения бюджетных ассигнований на предоставление дотаций, ликвидациюперекрестного субсидирования;

– увеличение тарифов нажилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня,определяемого в основном путем конкурсного отбора организаций, предоставляющихэти услуги.

Защитанаселения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услугсостоит в недопущении со стороны органов государственной власти субъектов РФ,органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций:

– сдерживанияразвития программы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услугсемьям с низким доходом;

– необоснованногоснижения качества услуг по сравнению с тем, которое предусмотрено договораминайма;

– введения неоправданновысокого уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальнуюнорму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.

РеформаЖКХ носит комплексный, крупномасштабный характер и затрагивает все сферыдеятельности муниципального образования: хозяйственно-финансовую, организационно-правовую,социально-политическую, экологическую, техническую, кредитную и другие стороныдеятельности. Главное направление реформирования – совершенствование финансовыхотношений предприятий ЖКХ.

Длядостижения поставленных целей необходимо выполнить следующие ключевые задачи:

– создать иусовершенствовать экономические и организационные механизмы снижения стоимостижилищно-коммунальных услуг при сохранении и повышении их качества иустойчивости работы отрасли;

– совершенствоватьтарифную политику на жилищно-коммунальные услуги с целью достижения балансамежду финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностьюпотребителей;

– повысить инвестиционнуюпривлекательность ЖКХ;

– сократить бюджетноедотирование отрасли и использовать высвобождающиеся бюджетные ресурсы насоциальные цели;

– повысить долювнебюджетного финансирования ЖКХ за счет средств населения при обеспеченииэффективной адресной помощи малообеспеченным семьям.

 
4.2 Цены и тарифы

ЖКХ –одна из наиболее затратных отраслей экономики, где крайне расточительнорасходуются и потребляются вода, тепловая и электрическая энергия, другиематериальные ресурсы.

Издержкипредприятий, производящих коммунальные услуги, не покрываются установленныминормами и тарифами. Между тем ценовая политика в жилищно-коммунальной сферепредставляет собой регулирующий механизм между производителями, потребителямиуслуг и муниципальным бюджетом, который обеспечивает дотирование наиболеезатратных статей отрасли.

Основуэффективной ценовой политики должен составить комплекс мер, стимулирующихпроизводителей к снижению непроизводительных расходов и потерь, а потребителей– к рациональному использованию коммунальных услуг.

Оплатакоммунальных услуг в настоящее время производится по тарифам. Норматив пооплате (тариф) определяется себестоимостью услуги и установленнойрентабельностью. Общие тенденции формирования этих показателей подчиненыкорпоративным интересам производителя. Тариф оплаты услуг устанавливают иутверждают органы местного самоуправления в зависимости от климатической зоны,национальных традиций, сложившейся культуры водопользования,санитарно-гигиенических требований, наличия энергетических и водных ресурсов,производственных мощностей и ряда других факторов.

Сложившаясянормативная система оплаты не позволяет учитывать реально понесенныепроизводителем затраты, объемы фактического потребления и уровень потерьпродукта в процессе его получения и доставки. Характерной особенностьюкоммунальных систем является существенное расхождение между объемами подачипродукта в систему, объемами его потребления и фактическими объемами оплатыуслуг водопровода и канализации, тепло- и электроснабжения.

Производительне контролирует объемы фактического потребления и не может предъявлять счета засверхнормативное использование своих услуг, а потребитель, не зная баланса пофактической подаче и фактическому потреблению, не может отказаться от оплатысверхнормативных непроизводительных потерь и выделить объемы продуктадействительно подлежащие включению в состав себестоимости и тариф.Следовательно, все потери коммунальных услуг оплачивает потребитель.

Всеэто свидетельствует о несовершенстве существующей процедуры ценообразования. Невызывает сомнений, что эффективный анализ процессов нормирования и тарифообразованияв ЖКХ должен быть основан на соотношении сложившегося уровня издержекпроизводителей и уровня потребления конкретного вида продукции.

Проблемаценообразования в ЖКХ вызвана несовершенством существующей нормативной базы нафедеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на местах.

Систематарифного регулирования должна обеспечивать выполнение производственной иинвестиционной программ предприятия, утверждаемых на очередной период тарифногорегулирования, в т. ч.:

– стимулироватьпредприятия ЖКХ к снижению издержек, повышению качества оказываемых услуг;

– способствоватьпривлечению инвестиций в предприятия ЖКХ;

– обеспечиватьформирование необходимого объема финансовых ресурсов для предприятий ЖКХ;

– учитывать формированиеконкурентных отношений в ряде подотраслей ЖКХ;

– создавать механизмыснижения политизированности процесса установления тарифов на коммунальныеуслуги.

Информация о работе Жилищно-коммунальное хозяйство