Задачи земледелия на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:19, реферат

Описание работы

Важнейшей задачей современного земледелия, является увеличение производства зерна и других видов продукции полеводства. В выполнении данной задачи большая роль принадлежит правильному использованию минеральных и органических удобрений, защита растений от вредителей и болезней, которые могут быть причиной недобора 15—20% урожая и более.

Значимость и роль защиты растений особенно возрастают в условиях концентрации и специализации сельскохозяйственного производства, так как при этом нередко создаются условия, благоприятные для накопления и развития вредных организмов.

Файлы: 1 файл

3 курс.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

Вторая часть включает в себя теоретическое знание. Напомним, что  теоретическое знание – это такой уровень развития науки, когда через знание фундаментальных законов можно объяснить, привести в определенную систему разрозненные факты, явления и процессы. Современное теоретическое знание возникло сравнительно недавно, 300–400 лет тому назад. Именно тогда ученые, прежде всего, естествоиспытатели, впервые начали постигать законы, помогающие постигнуть суть природы. Так, человечеству, задолго до Ньютона, были известные механические процессы, происходившие в окружавшем его мире, но только этот английский ученый придал механике значение науки, открыв в конце XVII века основные законы движения тел и представив их в виде целостной системы.

Помимо законов, которые составляют основу теоретического знания, к этому  разделу науки также относятся идеи и гипотезы. Именно с них, собственно, и начинается формирование научного знания. Каждая теория вначале выступает в качестве идеи или гипотезы, которые, благодаря новым фактам, в том числе добытым с помощью экспериментов, превращаются (или нет) в научную концепцию.

Третью часть составляет философско-мировоззренческий  компонент науки. Раньше мы уже показали роль философии как методологии  для других наук, что предопределено универсальным характером законов, которые она изучает. Но и сама философия нуждается в достижениях конкретных наук, без знаний которых она не может существовать. Поэтому, чем выше степень универсальности и всеобщности закона конкретной науки, открытого учеными, тем он ближе к философии, тем легче философии выступать в роли методологии познания. Так, открытие закона сохранения и превращения энергии, который охватывает огромное количество явлений и процессов, предоставило дополнительные веские доводы философским положениям о бесконечности и вечности материи и движения.

Мировоззренческий аспект науки отражает истолкование фактов, использование теории для подтверждения существующей картины мира или же дает основания для ее критики и поддержки новых гипотез. В качестве примера можно привести уже упоминавшиеся геоцентрическую систему Аристотеля-Птолемея. В течение столетий вновь обнаруживаемые факты использовались для ее подтверждения, а вот, Коперник, впрочем, как и некоторые астрономы до него, начал трактовать открытые им и известные до него факты для критики геоцентрической системы и обоснования своей астрономической концепции.

В общественной жизни мировоззренческий  аспект науки проявляется в подтверждении  или отрицании основополагающих принципов общественного устройства и межчеловеческих отношений, например, того или иного типа государственного устройства или различных форм собственности.

В практическую часть науки входят инструменты, приборы, технологии, созданные  и используемые человеком для  получения новых знаний. Каждому, кто имеет отношение к производству или лабораторным исследованиям, хорошо известно, что без соответствующих инструментов и приборов они практически не приспособлены к исследовательской деятельности.

Например, существует принцип экономической  интерпретации (трансформации) Шевчука, согласно идее которого экономические  законы можно выводить из законов  других наук. Например, закономерности движения денежных потоков из законов физики и математики. Автор принципа – Денис Шевчук.

Вообще, надо прямо сказать, что  в наше время никакой род деятельности человека невозможен без технических  средств, созданных человеком. Не в последнюю очередь из-за их широкого использования науку сейчас справедливо относят к одной из производительных сил. Но это ее новое качество ни в коей мере не подрывает суть науки как духовного проявления деятельности человека и особой формы общественного сознания.

 

  1. Наука и практика.

 

 

  • Философское понимание практики. Роль практики в познавательной деятельности.

Главная особенность диалектико-материалистической теории познания, ее коренное отличие  от всех предшествующих эпистемологических концепций заключается в том, что практика включена в теорию познания, стала ее важнейшей категорией, а философия в целом преодолела созерцательность, стала средством не только правильного объяснения действительности, но и орудием ее изменения.

Что же такое практика, как понимать эту центральную, исходную категорию познания?

Субъективный идеалист под практикой  понимает духовную деятельность субъекта, ограничивает ее сферой переживаний  либо вообще игнорирует эту категорию. Объективный же идеалист рассматривает  практику тоже как духовную теоретическую деятельность, реализующую цели, относящиеся к области абсолютного (к Абсолютной идее Гегеля, например).

Не смогли дать верное толкование практике и метафизически мыслящие материалисты. Они противопоставляли  мысль и бытие, в лучшем случае сводя практику к опытам ученого в области эмпирического познания (наблюдение, эксперимент). Между тем основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не сама природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек изменял природу.

Интериоризация внешнепредметной деятельности оказывается условием формирования способности мыслить, которая, в свою очередь, выступает  необходимым условием дальнейшей практической деятельности человека. Мышление в  конечном итоге можно рассматривать как сокращенную и обобщенную (с элементами фантазии и воображения) внешнепредметную деятельность человека.

У материалистов домарксовского периода  сказывалось и отсутствие понимания  того, что производство, благодаря  которому человек создает необходимые ему для жизни материальные блага (жилище, пишу, одежду и т. п.), является необходимой и решающей сферой практической деятельности людей.

Практика не сводится к своей  главной сфере — материальному  производству, в котором, конечно же, задействуется большая часть ресурсов общества. Практической и тоже материальной, по существу, является деятельность людей, направленная на преобразование общественных отношений — социальная борьба, революционное движение и т. д. К практике относится и научный эксперимент, часто предполагающий широкое использование дорогостоящего оборудования (синхрофазотрона, ЭВМ и других сложных устройств).

Итак, практика представляет собой  материальные действия людей, направленные на изменение внешнего мира. Структура практики сложна и многоуровневая. Практика — это не только внешнепредметная, чувственная деятельность отдельного человека, а прежде всего общественно-исторический процесс, в котором так или иначе интегрируется деятельность миллионов людей. Впрочем, и познание только первоначально, в период становления человеческого общества, было вплетено в повседневную деятельность людей, в практику. Со временем оно тоже превращалось в особый вид духовной деятельности, обретало самостоятельность, становилось многоуровневым.

В силу того, что практика есть общественно-исторический, непрерывный, целостный процесс, где  субъектом выступают сменяющие  друг друга поколения людей, удается  преодолеть единичность, фрагментарность  отдельных действий, операций и обнаружить общие и существенные моменты действительности, которые выявляются именно благодаря, а не вопреки практическому взаимодействию человека и природы. Осуществляя свои цели, человек „сталкивает" созданные им орудия деятельности с предметами внешнего мира, „заставляя" их взаимодействовать по объективным законам и тем самым раскрывать эти законы.

Кроме того, повторение, воспроизводство, выделение в процессе практической деятельности каких-то значимых предметных ситуаций, свойств и отношений  в истории общества закрепляются, фиксируются в языке, переносятся в идеальный план (категории и нормы логики).

Практика является основой и  движущей силой, а так конечной целью  познания. В этом смысле она выше теории. Познание, как правило, не самоцель, оно осуществляется для последующего использования полученных знаний в практической деятельности людей. Когда у общества появляется практическая потребность, то она значительно дальше продвигает науку, чем сотня университетов. И хотя любознательное желание раскрыть тайны природы, общества, мышления придают соответствующее ускорение познанию, все же именно практика ставит задачи перед теорией, так или иначе направляя ход дальнейшего познания, является конечной целью теоретических изысканий, главной точкой приложения знаний. Короче говоря, практика является исходным пунктом и естественным завершением процесса познания. Но это завершение следует понимать как относительное, поскольку практика ставит последующие задачи познанию, придает импульс дальнейшим усилиям мысли, направленным на объяснение сущности более глубокого порядка.

Сложность взаимодействия познания и  практики далеко не исчерпывается сказанным. Практика и познание взаимопереплетаются, взаимопроникают друг в друга  на всех уровнях. Так, например, любой  трудовой акт предполагает наличие  каких-либо знаний, замысла. Создавая своими руками предметы, мир культуры, „опредмечивая" свои знания, человек тем самым двигается от познания к практике, к внешнепредметной деятельности путем своеобразной экстериоризации своих знаний. Наоборот, его трудовые операции переносятся в сокращенном и свернутом виде в умственный план (интериоризация). А если человек исследует, изучает предметы духовной и материальной культуры, то происходит процесс „распредмечивания", движение опять-таки в направлении субъекту познания путем наращивания его знаний. Естественно, что в молодом возрасте человек занимается больше „распредмечиванием", а в более зрелом „опредмечиванием".

На уровне общества мы наблюдаем  ту же самую картину. Потребности  практики, как известно, породили различные науки. Геометрия, например, возникла как ответ на практическую потребность земледелия; астрономия была в звана к жизни нуждами мореплавания и земледелия; кибернетика — практической необходимостью автоматизации производства и управления путем моделирования счета и логических операций; развитие здравоохранения потребовало внедрения биотехнологии, на основе которой теперь получают инсулин, гормоны роста и другие препараты, необходимые человеку, а также домашним животным, сельскохозяйственному производству.

В свою очередь, итоги познания, научные  знания постоянно используются в  практической деятельности людей. Более  того, успехи наук, потребности дальнейшего  развития тоже часто ставят задачи перед практикой, значительно опережая ее. Успехи атомной физики, например, необходимость осуществления управляемой термоядерной реакции (кстати, это и практическая потребность) поставили перед практикой задачу создания материала, способного выдержать огромные температуры; достижения молекулярной генетики, биологии в целом породили генную инженерию, создали возможность направленного изменения наследственности, что уже сегодня используется практикой для улучшения племенного стада, селекции культурных растений и т. д.

Таким образом, теория и практика постоянно  „подстегивают друг друга, тесно взаимодействуют между собой, стимулируя развитие обеих противоположностей. В связи с этим очень важно добиваться их соразмерности, единства теории и практики.

Обладая внутренней логикой развития, теория не всегда и не во всех своих  частях непосредственно определяется потребностями практики; ее связь с практикой часто оказывается опосредованной множеством промежуточных звеньев. Некоторые фундаментальные открытия и научные разработки вообще никакой видимой связи с практикой не имеют; тем не менее так или иначе, рано или поздно они находят свое, иногда довольно неожиданное использование в практической деятельности человека. Особенно много примеров подобного рода имеется в математике, которая чаще всего применяется в практике опосредованно, через достижения естественных и технических наук. (Теория функций комплексного переменного, например, нашла свое применение в электротехнике только спустя столетие после ее разработки.)

Хотя в итоге практика лежит  в основе познания, любое практическое действие предполагает побудительный мотив, в роли которого выступают потребности и интересы, осознание которых обычно принимает форму идеи как концентрированной мысли, воплощающей единство прошлого, настоящего и будущего. Реализация идеи и соответствующей ей цели предполагает волю, убежденность, а также необходимые практические действия.

Практика включает в себя необходимый  идеальный, духовный компонент; она  не исчерпывается материальным и  тем отличается от обычных материальных процессов (схема 5). Точно так же познание не исчерпывается духовными процессами, идеальным. Оно в какой-то степени всегда предполагает предметную, чувственную деятельность (при использовании технических средств и приборов в особенности)

Существенно, что реализацию идей, целей и планов в ходе практической деятельности людей нельзя рассматривать как буквальное превращение идеального в материальное. Воплощение идеи в действительность надо понимать как претворение в жизнь замысла субъекта по преобразованию объекта, будь то перестройка материального производства или социальные изменения в обществе. Успех практической реализации имеющих обычно большой социальный смысл, вучание идей и планов предполагает, таким образом, сплав знаний, убеждений и действий, единство слова и дела. 

 

 

  

  • Главное меню

  • Главная
  • Билеты с ответами по философии науки
  • Вопросы и ответы для поступающих в аспирантуру
  • Кандидатский минимум по философии науки
  • Философия науки - Конспект лекций
  • Подготовка к экзамену по Философии науки
  • Ответы для сдачи кандидатского экзамена по философии науки
  • Философия науки для студентов
  • Дополнительная информация
  • Вопросы с ответами по философии науки
  • Шпаргалки по философии науки
  • Лекция по дисциплине История и методология науки и производства
  • Ответы на вопросы по истории и философии науки
  • Лекции по истории философии
  • Управление бизнес процессами

Здесь - набор сервисов, который  позволит организовать управление бизнес процессами Компании.

Информация о работе Задачи земледелия на современном этапе