Задачи земледелия на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:19, реферат

Описание работы

Важнейшей задачей современного земледелия, является увеличение производства зерна и других видов продукции полеводства. В выполнении данной задачи большая роль принадлежит правильному использованию минеральных и органических удобрений, защита растений от вредителей и болезней, которые могут быть причиной недобора 15—20% урожая и более.

Значимость и роль защиты растений особенно возрастают в условиях концентрации и специализации сельскохозяйственного производства, так как при этом нередко создаются условия, благоприятные для накопления и развития вредных организмов.

Файлы: 1 файл

3 курс.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)
  •  
    в вещественном плане: в состав живого обязательно входят высокоупорядоченные макромолекулярные органические соединения – биополимеры.
  •  
    Свойство хиральности (англ. chirality, от греч. chéir — рука).
  •  
    в структурном плане: живое отличается от неживого клеточными строением
    •  
      в функциональном плане: для живого характерно воспроизводство самих себя с помощью наследственной информации, материальным носителем которой являются молекулы ДНК.

 
Вывод: 
 
Анализ истории науки показывает, что поиск ответа на вопрос о происхождении жизни не был и не может быть результативным ни на уровне абстрактного философствования, ни на уровне естественнонаучного эксперимента. Сущность явлений жизни невозможно понять без решения вопроса о происхождении. 
 
 
Проблема происхождения и сущности жизни является одной из важнейших философских проблем биологии. Необходимо различать философский и биологический подход к решению этой проблемы. С одной стороны, познание живого – это специфический предмет биологии. Биология раскрывает существенные признаки живого и конкретные механизмы зарождения жизни. С другой стороны, данная проблема имеет важное мировоззренческое значение, т.к. с нею связаны другие вопросы мировоззрения. Человек издавна пытался познать тайну жизни, чтобы понять своё место в мире. Философия связывает проблему происхождения и сущности жизни с решением основного вопроса философии и ряда других вопросов мировоззрения. Что первично: материя или сознание? И, следовательно, является ли жизнь в основе своей материальным или духовным явлением? Стала ли она продуктом саморазвития материи или сотворена высшими нематериальными силами? Познаваем ли мир, а, следовательно, и тайна жизни? Случайно или закономерно появилась во Вселенной жизнь? В чём единство и различие живой и неживой природы? 
Т.о. философский поход к решению проблемы происхождения и сущности жизни отличается от биологического большей степенью обобщения и связью с мировоззренческими вопросами. В тоже время, философский подход тесно связан с биологическим, что проявляется в следующем: 1) В основе конкретных биологических теорий происхождения жизни лежит то или иное философское мировоззрение. Философские взгляды учёных влияли на создаваемые ими теории. За дискуссией биологов скрывалось столкновение материализма с идеализмом, диалектики с метафизикой. 2) Открытия в области биологии вели к уточнению философских теорий, доказывали или опровергали их. 
По мере развития философии и биологии менялись представления о сущности и происхождении жизни. Сторонники идеалистического подхода считают жизнь творением или проявлением каких-либо нематериальных сил (Пифагор, Сократ, Платон, Шопенгауэр). Наибольшее распространение получил религиозный вариант идеалистического подхода, в основе которого лежат принципы креационизма и телеологии. Креационизм – это религиозный принцип, согласно которому жизнь является творением бога. Телеология – это религиозное учение о целесообразности в природе. В частности, телеологи утверждают, что сложность и целесообразность живой природы доказывают наличие творца.  
Сторонники материалистического подхода считают жизнь результатом саморазвития неживой материи. Но до начала ХХ века не удавалось достоверно объяснить механизм зарождения жизни. Уже в античной философии возникла материалистическая гипотеза самопроизвольного зарождения жизни. Её сторонники утверждали, что живые существа могут постоянно возникать из неживой материи. Эта гипотеза противостояла идеализму, доказывала связь живой и неживой природы, но соответствовала крайне примитивному уровню науки и была опровергнута в  60-х гг. XIX века.   
Во второй половине XIX века кризис материалистического подхода привёл к распространению витализма – разновидности идеалистического учения в биологии. Сторонники витализма считали жизнь проявлением особых, нематериальных жизненных сил. Виталисты отрывали живую природу от неживой и противопоставляли их. 
В 60-х гг. XIX века возникает новая материалистическая гипотеза, согласно которой жизнь могла быть занесена на Землю из космоса («панспермия»). Эта гипотеза сохраняется и в настоящее время, но имеет мало сторонников, т.к. не объясняет происхождение жизни во Вселенной. 
Во второй половине XIX века формируется диалектико-материалистическая философия, которая, с одной стороны, доказывала генетическую связь живой и неживой природы, физико-химическую основу биологических процессов, а с другой стороны, подчёркивала специфику биологической формы движения, качественно несводимой к физико-химическим процессам в неживой природе. Принципы диалектико-материалистической философии легли в основу теории биохимической эволюции, возникшей в биологии в 20-х гг. ХХ века (А.И. Опарин). В настоящее время данная теория продолжает развиваться, корректируясь и пополняясь новыми данными.

    1. Основные архетипы эволюционного мышления и их исторические модификации. Эволюционное учение как методология биологии и как «метафизическая исследовательская программа». (доц. Брызгалина Е.В.)

 
^ Архетипы эволюционного мышления 
 
Архетипы эволюционного мышления – базисные элементы концепций развития природы, формирующие конкретные модели эволюционного процесса; устойчивые структуры обработки, хранения и репрезентации информации об эволюции. 
 
^ Эктогенез - Автогенез 
 
Эктогенез (от экто... и ...генез), направление в эволюционном учении, рассматривающее биологическую эволюцию как результат изменяющего организмы воздействия условий среды (сами организмы при этом представляют собой лишь пассивный материал, формируемый этими воздействиями). Ламаркизм, некоторые разновидности неоламаркизма.  
 
Автогенез (от авто... и греческого génesis — возникновение) учение, стремящееся объяснить эволюцию организмов действием только внутренних факторов, например адаптивных мутаций или абсолютной целесообразности как первичного и имманентного свойства жизни. Элементы автогенеза имелись в теории Ж. Б. Ламарка; более последовательно идею А. развивали зоологи К. Бэр, А. Кёлликер и Л. С. Берг, ботаники К. Негели и С. И. Коржинский, палеонтолог Э. Коп, генетики Х. де Фриз и Ю. А. Филипченко.  
 
^ Тихогенез – Номогенез 
 
Тихогенез (от греч. týche - случай и... генез), гипотеза, согласно которой эволюция организмов основана на случайных изменениях.  
 
Номогенез (от греч. nomos закон и ...генез), концепция биологической эволюции как процесса, протекающего по определенным внутренним закономерностям, не сводимым к воздействиям внешней среды.  
 
Выводы: 
 
Новые эмпирические данные (молекулярная генетика, биохимия, палеонтология) разрушают определенную иллюзию теоретиков и философов, будто решение специфических эволюционных проблем может быть дедуцировано из общих философских изложений. В эволюционно-биологических конструкциях философско-методологические установки тесно переплетены с теоретическими постулатами. Но порядок изменения эволюционных представлений ныне таков: изменение фактической базы вызывает необходимость формирования новых теоретических постулатов. 
 
 
В концепции глобального эволюционизма Вселенная представляется в качестве развивающегося во времени природного целого. Вся история Вселенной от "Большого взрыва" до возникновения человечества рассматривается как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции имеют генетическую и структурную преемственность. 
Историю становления эволюционных взглядов в науке до настоящего времени условно можно разбить на следующие этапы:

  •  
    Антиэволюционизм. Абсолютное отрицание каких-либо эволюционных изменений. Характерно для классической картины мира. В основе лежало представление, что Вселенная бесконечна во времени и пространстве.
  •  
    Локальный эволюционизм. Характерен для науки второй половины XIX начала XX веков. В этот период возможность самоорганизации вещества была доказанным эмпирическим фактом (биологическая эволюция, развитие космологических объектов), но все эволюционные процессы не рассматривались, как некоторые взаимосвязанные этапы развития Вселенной. Сама Вселенная признавалась бесконечной во времени, а все эволюционные процессы рассматривались как независимые случайно возникающие и затухающие в различных её частях.
  •  
    Формальный глобальный эволюционизм. Представление о едином, последовательном процессе эволюции. Стал складываться в конце XX века (Л. М. Гинделис, И. Пригожин, Тейар де Шарден, Э. Янч, Г. М. Идлис, Н. Н. Моисеев, В. В. Казютинский, А. П. Назаретян и другие). Этот подход получил называние глобального (или универсального) эволюционизма.

 
Основные положения формального  глобального эволюционизма:

    •  
      Мир имеет начало во времени или циклически "рождается" и "гибнет", проходя через состояние сингулярности (гипотеза пульсирующей Вселенной),
    •  
      Мир состоит из иерархических систем, последовательно появляющихся с момента начала Мира, как этапы его эволюции,
    •  
      Законы функционирования систем признаются неизменными на всём протяжении эволюции Мира (из-за этого концепция получила название формального глобального эволюционизма).

 
Слабым место этой концепции является предопределенность фундаментальных законов мироздания. В связи с этим существует ряд вопросов: могут ли существовать законы системы до возникновения самой системы. Вселенная развивается и усложняется, следовательно, законы, описывающие систему в начале развития, должны быть самые простые, но в настоящий момент, законы, описывающие начальные этапы существования вселенной, постоянно усложняются. Еще одним вопросом является то, какие законы считать фундаментальными, а какие производными и возможно ли такое разделение. 
Решить проблемы формального эволюционизма можно одним из следующих способов: либо согласится с предопределенностью всех мировых законов, тем самым отказаться от эволюционных взглядов, либо отвергнуть предопределенность и искать принципы становления уровней организации вселенной и, самое главное, последовательного возникновения соответствующих им законов. 
Глобальный эволюционизм поддерживает второй вариант и его основным предположением является то, что не существует статичных, абсолютных законов Вселенной. То есть на начальный момент времени Вселенная не обладала никакими физическими параметрами, характеристиками — ни массой, ни энергией, ни зарядом, и, следовательно, не существовало никаких законов, связывающих эти параметры. 
                Говоря о единичности и элементарности начала Вселенной, в рамках глобального эволюционизма выдвигают гипотезу направленности эволюции. Согласно которой, с самого начала мир был разделен на бытие и небытие, а развитие происходило за счет противоположных процессов: дифференциации элементов и интеграции их в новые системы. 
                Основные положения глобального (не формального) эволюционизма следующие:

  •  
    В начальный момент Вселенная не обладала никакими параметрами,
  •  
    Единая теория взаимодействий может быть построена как иерархическая структура, в которой отдельные теории рассматриваются, как последовательные звенья в цепочке вывода, а не как частные решения некоторой обобщающей системы,
  •  
    Направление эволюционного движения задается двумя процессами: дифференциацией исходного неопредёленного состояния и интеграцией "продуктов" распада.

 
В рамках глобального эволюционизма  выдвигается гипотеза последовательного  возникновения и изменения законов  Вселенной. Которая не только позволяет  рационально подойти к пониманию начала вселенной, но и по-новому взглянуть на возможность объединения существующих законов в единую систему. Согласно парадигме глобального эволюционизма единая теория физических взаимодействий должна представлять собой не некоторую стационарную систему, частными решениями которой являются законы элементарных взаимодействий, а последовательную цепочку законов, предыдущие звенья которой являются основанием для вывода последующих. Фактически эта система должна выглядеть, как иерархическая последовательность уравнений, имеющих изменяемый параметр. 
Глобальный эволюционизм сегодня существует в виде огромного количества вариантов и версий, которые характеризуются различной степенью концептуальной проработанности: от малообоснованных утверждений, наполняющих обыденное сознание до развернутых концепций, подробно рассматривающих весь ход универсальной эволюции м

ЛИТЕРАТУРА:

1. Спиркин А.Г.  Философия. – М., 2004.

2. Фролов И.Т.  и др. Введение в философию.  Кн. 1. – М., 1989.

3. Трифонов  Г.Ф. Сознание и познание. Тексты лекций. – Чебоксары, 1994.

 

 

ТЕМА № 30.  ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

 

  1. Социальные функции науки.

Cоциальные функции  науки

Есть две основные функции.

Познавательная и мировоззренческая  функция науки.

Познавательная функция задана самой сутью науки. Её главное назначение - познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира,  открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания.

Цель мировоззренческой функции - разработка научного мировоззрения  и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения  человека к миру, обоснование научного миропонимания. Ученые призваны разрабатывать  мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия.

Практическая функция науки  как непосредственной производственной силы.

Отвечая на экономические потребности  общества, наука реализует себя в  функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Именно крупное машинное производство, которое возникло в результате индустриального переворота XVIII—XIX вв., составило материальную базу для превращения науки в непосредственную производительную силу.

Социально-управленческая функция.

Она связана с тем, что наука  используется для управления социальными  процессами. Данные и методы науки  используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

Культурно-мировоззренческая функция.

Связана с тем, что наука выполняет  просветительские цели. Формирование материалистического мировоззрения.

Культурная, образовательная функция  заключается главным образом  в том, что наука является феноменом  культуры, заметным фактором культурного  развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения.

Социальные  функции науки 

Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное. Напротив, они исторически изменяются и развиваются, как и сама наука; более того, развитие социальных функций представляет собой важную сторону развития самой науки.

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом.

Говоря о современной науке  в ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития,,

Порядок, в котором перечислены  эти группы функций, в сущности отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, то есть возникновения и упрочения все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Так, в период становления науки как особого социального института (а это период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирования капитализма, то есть эпоха Возрождения и Новое время) ее влияние обнаруживалось прежде всего в сфере мировоззрения, где в течение всего этого времени шла острая и упорная борьба между теологией и наукой.

Информация о работе Задачи земледелия на современном этапе