Контрольная работа по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:57, контрольная работа

Описание работы

В данной работе рассматривается тема "Правовой режим земель населенных пунктов". Правовой режим земель населенных пунктов (поселений) определяется ст. 83-86 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), а также другими федеральными законами: в части обеспечения рационального использования городской территории для нужд строительства - Градостроительным кодексом Российской Федерации; по вопросам охраны земель и соблюдения экологических требований - Федеральным законом "Об охране окружающей среды".

Содержание работы

Теоретический вопрос. Правовое положение земель населенных пунктов
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и правовой режим земель населенных пунктов……………….4-12
1.1 Понятие и виды населенных пунктов в Российской Федерации…………4
1.2 Границы населенных пунктов и проблемы их изменения………………..7
1.3 Понятие правового режима земель населенных пунктов…………………9
1.4 Законодательство о правовом режиме земель населенных пунктов и сфера его действия………………………………………………………………….......11
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………14
Задачи…………………………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО.docx

— 33.26 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уральский государственный экономический университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Земельное право»

Вариант № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал: студент группы

                      Юру-12Пр

                      Муратшин В.В.     

 

 

 

 

   Проверил: Троценко О.С.


 

 

 

 

                                      Екатеринбург

                                            2013

                                            

Содержание

Теоретический вопрос. Правовое положение земель населенных пунктов

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие и правовой  режим земель населенных пунктов……………….4-12

1.1 Понятие и виды населенных  пунктов в Российской Федерации…………4

1.2 Границы населенных  пунктов и проблемы их изменения………………..7

1.3 Понятие правового режима  земель населенных пунктов…………………9

1.4 Законодательство о  правовом режиме земель населенных пунктов и сфера его действия………………………………………………………………….......11

Заключение……………………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………………14

Задачи…………………………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

      В данной работе рассматривается тема "Правовой режим земель населенных пунктов". Правовой режим земель населенных пунктов (поселений) определяется ст. 83-86 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), а также другими федеральными законами: в части обеспечения рационального использования городской территории для нужд строительства - Градостроительным кодексом Российской Федерации; по вопросам охраны земель и соблюдения экологических требований - Федеральным законом "Об охране окружающей среды". В целом названное законодательство и дополняющие его федеральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации направлены на решение комплекса задач в интересах всех проживающих на территории поселений людей. К этим общим задачам относятся: территориальная организация расселения, оптимальное размещение производительных сил, устойчивое развитие городов, других поселений и их социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом состояния окружающей среды; экологически безопасное развитие городов, других поселений и их систем, обеспечивающее реализацию прав граждан на укрепление здоровья, гармоничное физическое и духовное развитие; планировка, застройка, реконструкция, благоустройство и озеленение городов, других поселений и их систем; рациональное землепользование, охрана природы, ресурсосбережение, инженерная подготовка городов, других поселений и защита территорий от опасных природных и техногенных процессов; развитие санаторно-курортных и других рекреационных территорий в границах поселений и прилегающих к ним зонах; сохранение, восстановление и защита историко-культурного наследия, памятников градостроительства, архитектуры и монументального искусства, ландшафтов и других охраняемых территорий. Такова общая концепция использования и охраны земель поселений, которая является основой сложившегося в настоящее время правового режима земель современного города и села. Важность четкого и недвусмысленного определения правового режима земель населенных пунктов очевидна, потому актуальность темы работы не вызывает сомнений.

      Цель работы - анализ правового режима земель населенных пунктов. Объект исследования - правовой режим земель населенных пунктов. Предмет исследования - понятие и состав земель населенных пунктов, зонирование территорий, пригородные зоны и их правовой режим.

1. Понятие и  правовой режим земель населенных  пунктов

1.1 Понятие и  виды населенных пунктов в  Российской Федерации

    Термин «населенный пункт» (поселение) имеет широкое толкование в литературе. В Словаре русского языка С.И. Ожегова под поселением понимается «населенный пункт, а также вообще место, где кто-нибудь живет, обитает». В свою очередь, населенным пунктом является «общее название мест, где живут люди (город, деревня, поселок и т. п.)». Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов. - М., 1985. - С. 334; 490. Ряд авторов предлагает понимать под поселением «место, где компактно (на определенной ограниченной территории) проживают люди». Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. - М., 1998. - С. 94. По мнению других исследователей, населенный пункт - это «место постоянного проживания людей, приспособленное для жизни, хозяйственной деятельности и отдыха, где сосредоточены жилье, административные и хозяйственные постройки». Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. - М., 1999. - С. 115. Таким образом, понятия «поселение» и «населенный пункт» практически совпадают. До недавнего времени федеральное законодательство не раскрывало понятия «населенный пункт», а также не устанавливало (и не устанавливает) административно-территориальное устройство и порядок его изменения в субъектах РФ. Причиной этого является отнесение Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросов административно-территориального устройства к числу полномочий законодательного органа субъекта РФ. Из этого, в свою очередь, вытекает проблема соотношения понятия «муниципальное образование» с понятием «административно-территориальная единица». Годовальник В.Н. Практика и проблемы местного самоуправления на современном этапе. - Краснодар, 2000. - С. 16. Муниципальное образование «может быть, а может и не быть административно-территориальной единицей, а одно лишь наличие административно-территориальной единицы само по себе не влечет в обязательном порядке осуществления в ее границах местного самоуправления». Черкасов А.И. Сравнительное местное самоуправление: теория и практика. - М., 1998. - С. 48.

 

Границы, в которых осуществляется местное самоуправление, не всегда могут совпадать с границами  административно-территориальных единиц, поэтому следует различать понятия  «территория населенного пункта»  и «территория муниципального образования». На территории населенного пункта может  находиться одно муниципальное образование («городской округ»), и тогда эти  понятия совпадают, но могут находиться и несколько муниципальных образований («внутригородских территорий»), либо несколько населенных пунктов входить  в состав одного муниципального образования («сельского поселения»). Тогда у  этих понятий разная смысловая нагрузка. В законах субъектах РФ классификация  населенных пунктов на ряд видов  осуществляется сегодня в рамках административно-территориального устройства. Законодательство большинства субъектов Российской Федерации в настоящее время различает города (областного (краевого, республиканского) и районного значения либо без такой конкретизации); рабочие поселки (поселки городского типа), дачные и курортные поселки; сельские населенные пункты (село, деревня, станица, хутор, сельский поселок и т.д.). К городам областного значения региональные законы относят населенные пункты, являющиеся экономическими и культурными центрами, имеющие развитую промышленность и численность населения от 25 000 человек и более. К рабочим поселкам могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения не менее 3 000 человек, на территории которых имеются промышленные предприятия, железнодорожные узлы, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты и с долей занятых вне сельского хозяйства не менее 85 процентов трудоспособного населения.

      Курортные поселки - населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с численностью населения не менее двух тысяч человек, при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти населенные пункты составляет не менее 50 процентов от количества постоянно проживающего населения. Дачные поселки - населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание населения городов в качестве мест летнего отдыха. По общему правилу, дачные поселки не утрачивают своего характера, если часть населения постоянно проживает в них. По причине небольшой численности населения, иногда такие поселки не включают в перечни населенных пунктов муниципального образования, что влечет за собой ряд серьезных гражданско-правовых последствий (например, отказ в государственной регистрации прав на земельные участки, как это случилось с одной из собственниц земельного участка в дачном поселке Старых большевиков Наро-Фоминского района). Эйдлин И. В Подмосковье пропал поселок // Российская газета. - 2003. - 31 мая.

      Сельским населенным пунктом является село, деревня, аул, хутор и иной населенный пункт, расположенный в сельской местности, который не отнесен к категории городских населенных пунктов, и жители которого заняты преимущественно сельскохозяйственным производством. В ряде субъектов РФ проведена следующая градация таких населенных пунктов: поселок - крупный, большой и средний сельский населенный пункт; село - большой, средний и малый сельский населенный пункт; поселок железнодорожной станции - крупный, большой и средний сельский населенный пункт, расположенный вблизи железнодорожной станции; хутор - средний и малый сельский населенный пункт.

1.2 Границы населенных  пунктов и проблемы их изменения

     В соответствии с действующим земельным законодательством, границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (ст.83 ЗК РФ).

Существует ряд проблем  в сфере изменения границ населенных пунктов по действующему законодательству:

а) граждане и юридические  лица, земельные участки которых  включаются в границы населенного  пункта (города), будут платить земельный  налог по более высокой ставке. Как известно, ставка земельного налога исчисляется исходя из кадастровой  стоимости земельного участка; включение  сельскохозяйственного земельного участка в границы города влечет изменение вида его разрешенного использования, и, соответственно, кадастровой стоимости. Увеличение ставки земельного налога отдельным категориям граждан и юридических лиц есть ухудшение имущественного положения названных субъектов, которое налагается на них при полном отсутствии их вины, причем никаких компенсаций расходов, возникших у названных субъектов, действующее законодательство не предусматривает. Поэтому обычно не дает никакого результата их обращение в суд (арбитражный суд). Можно возразить, что рыночная стоимость такого земельного участка при включении его в границы города возрастает, однако правовое значение это имеет только для собственника и при осуществлении сделок с земельным участком, что является правом, а не обязанностью в отличие от уплаты земельного налога.

б) действующее законодательство не требует разработки социально-экономических  обоснований изменения границ населенного  пункта, их опубликования и обсуждения в открытой печати, обязательность работы местных органов по этому  вопросу с населением. Население  не воспринимает предложения по изменению  границ города как благо, а склонно  рассматривать такие намерения  как удовлетворение политических амбиций  «сильных» соседей. В итоге существующий опыт учета мнения населения по вопросу  изменения границ городов показывает, что это мнение всегда отрицательное.

в) нуждается в уточнении  используемая законодателем терминология, определяющая состав земель населенного  пункта и земель, расположенных за границами населенного пункта. Так, согласно п.3 ч.1 ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. «территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования…» и т.д., то есть земли общего пользования могут существовать за границами населенного пункта. Согласно и старому ЗК РСФСР, и п. 12 ст. 85 действующего ЗК РФ, земли общего пользования входят в состав категории земель населенных пунктов. За границами городского или сельского населенного пункта располагаются земли сельскохозяйственного назначения, либо земельные участки, принадлежащие к иной категории земель в земельном фонде Российской Федерации (например, земли особо охраняемых территорий и объектов или земли лесного фонда).

г) включение части земель одних муниципальных образований  в состав других (городских) посягает на экономические основы местного самоуправления, гарантированные Конституцией РФ. Дело в том, что одним из основных источников наполнения местных бюджетов является земельный налог и арендная плата, взимаемые за земельные участки, находящиеся в муниципальной (а  чаще неразграниченной государственной) собственности. Отсюда ограничением экономической основы местного самоуправления будет являться не компенсируемое уменьшение (снижение) поступлений в местный бюджет и ограничение возможности реализации права муниципальной собственности на землю и иные природные ресурсы. Действующее законодательство подчеркивает гарантии самостоятельности местного бюджета и право требовать возмещения ущерба, причиненного решениями органов государственной власти или других органов местного самоуправления.

1.3 Понятие правового  режима земель населенных пунктов

Правовой режим земель населенных пунктов - это особый порядок  регулирования жизнедеятельности  в границах городских и сельских населенных пунктов, осуществляемый посредством  установления субъектам земельных  правоотношений стимулов и ограничений, дозволений и запретов в области  разрешенного использования и охраны земель, а также особенностей управления на данной территории в порядке, определяемом градостроительным, земельным, экологическим  и иным законодательством Российской Федерации и субъектов РФ, а также муниципальными правовыми актами. Категория «правовой режим» тесно взаимосвязана с понятием «механизм правового регулирования», которое означает систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Если механизм правового регулирования - юридическая категория, показывающая, как осуществляется правовое регулирование, то правовой режим - в большей мере содержательная характеристика конкретных нормативных средств, призванных организовать определенный участок жизнедеятельности людей. Правовой режим представляет собой специфический механизм правового регулирования, его особый порядок, направленный на конкретные виды субъектов и объектов, «привязанный» не столько к отдельным ситуациям, сколько к более широким общезначимым социальным процессам (состояниям), в рамках которых эти субъекты и объекты взаимодействуют. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. - 1996. - № 4. - С. 25-26.

       Как отмечали А.В. Малько и О.С. Родионов, правовым режимам присущ ряд признаков: «1) они устанавливаются законодательством и обеспечиваются государством; 2) имеют целью специфическим способом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; 3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием; 4) создают конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов и их объединений». Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. - 2001. - № 9. - С. 19.

      По критерию органа власти, установившего правовой режим, выделяют федеральные, региональные и муниципальные правовые режимы. По критерию отрасли права, установившей соответствующие нормы, можно различать отраслевые режимы: гражданско-правовые, земельно-правовые и т.д. При этом необходимо иметь в виду, что некоторые правовые режимы определены как комплексные, что подчеркивает участие в их конституировании норм различных отраслей права. Маилян С.С. О классификации административно-правовых режимов // Современное право. - 2002. - № 10. - С. 25-26.

1.4 Законодательство  о правовом режиме земель населенных  пунктов и сфера его действия

        Правовой режим земель населенных пунктов определяется нормативно-правовыми актами, имеющими различную юридическую силу и отраслевую принадлежность. При этом, с точки зрения задач конкретной отрасли права установление правового режима части территории населенного пункта преследует свою, «отраслевую» цель, далеко не всегда логически вписанную в предусмотренные иными нормативно-правовыми актами правовые режимы для той же территории. Объясняется данная ситуация многообразием общественных отношений на локальной по площади территории городских населенных пунктов. На 1 января 2008 г. площадь земель населенных пунктов составляла 19,2 млн. га или 1,1% от общей площади земельного фонда РФ // Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2007 г. - М., 2008. - С.8. и агломераций, обусловленных концентрацией населения и средств производства с одной стороны, и необходимостью решения социальных задач (экологических, рекреационных и иных) с другой.

      В части «условий и порядка пользования и владения» земельными участками поселений следует руководствоваться градостроительным и земельным законодательством, а в части «распоряжения» - земельным и гражданским законодательством. Другими словами, градостроительное законодательство определяет посредством установления градостроительных регламентов как можно использовать земельный участок, из каких имеющихся параметров и видов использования собственник (пользователь, арендатор) может выбрать устраивающий его вариант. Земельное законодательство устанавливает оборотоспособность земельных участков поселений, порядок проведения торгов, приватизации участков и т.д. Гражданское законодательство определяет форму сделок с землей, обязательность государственной регистрации (а в ряде случаев и нотариального удостоверения) сделок с землей и т.д. Таким образом, следует иметь в виду, что правовой институт земель поселений является комплексным (межотраслевым), регулируемым нормами, в первую очередь, градостроительного и земельного права, а также экологического, гражданского, муниципального и иных отраслей права. Установление отраслевым законодательством «субрежимов» использования и охраны территории поселений учитывается при градостроительном зонировании территории поселений и установлении для каждой территориальной зоны градостроительных регламентов. Поэтому, например, при образовании в поселении национального парка, данная часть территории не будет относиться к категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», а войдет в состав рекреационной территориальной зоны поселения.

Информация о работе Контрольная работа по "Земельному праву"