Контрольная работа по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

1. Защита прав землевладельцев, землепользователей, собственников земли 3
2. Правовой режим земель, предоставленных сельскохозяйственным предприятиям 6

Файлы: 1 файл

Земельное право.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Земельное право»

вариант  10

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 5 курса,

заочно-правового факультета,

на базе среднего специального образования,

специализация хозяйственно-правовая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2010

 

Содержание

 

 

 

1. Защита прав землевладельцев,  землепользователей, собственников  земли

 

Нарушенные права землепользователей, землевладельцев и собственников  земельных участков подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Убытки, причиненные нарушением прав землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков подлежат возмещению в полном объеме.

Права землепользователей, землевладельцев  и собственников земельных участков могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законодательными актами республики Беларусь.

Защита нарушенных земельных прав осуществляется судом, хозяйственным судом, третейским судом и в административном порядке. Действующее законодательство относит, право собственности на землю, право пожизненного наследуемого владения земельным участком и сервитуты к числу вещных прав. Защита права собственности и других вещных  осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 282-286 ГК Республики Беларусь. Статьей 11 ГК устанавливаются следующие общие способы защиты, используемые и при защите земельных прав:

  1. признание права;
  2. восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
  3. пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  4. признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, установление факта ничтожности сделки и применение последствий ее недействительности;
  5. признание недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;
  6. самозащита права;
  7. присуждение к исполнению обязанности в натуре;
  8. возмещение убытков;
  9. взыскание неустойки;
  10. компенсация морального вреда;
  11. прекращение или изменение правоотношения;
  12. неприменение судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления.

Новым способом защиты прав является неприменение судом противоречащего законодательству акта. Статья 12 ГК раскрывает содержание данного способа защиты прав. В ней установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного управления и самоуправления, а также акт законодательства, не соответствующий иному законодательному акту и нарушающий гражданские права и охраняемые законодательными актами интересы гражданина и (или) юридического лица, признается судом недействительным по требованию лица, чьи права нарушены, а в случаях, предусмотренных законодательством, — по требованию иных лиц. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 11 ГК.

Признание земельных прав осуществляется судом или хозяйственным судом. Они выносят решения об установлении соответствующего права. Судебное решение, которым установлено, например, право собственности на земельный участок, является обязательным для всех физических и юридических лиц. Оно является юридическим основанием для выдачи документов, удостоверяющих такое право (плана земельного Участка и государственного акта на право частной собственности на землю).

Среди способов защиты земельных прав - восстановление положения, существовавшего  до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Нарушенные права землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков подлежат восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка или его части, а также в иных случаях.

Действия, нарушающие земельные права  граждан и юридических лиц  или создающие угрозу их нарушения, должны быть пресечены. Юридическое или физическое лицо, чьи права нарушены, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Возмещение убытков, причиненных  государственными органами, органами местного управления и самоуправления, осуществляется в порядке, предусмотренном  ст. 15 ГК.

Права собственников земли, землепользователей, землевладельцев могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Следует различать ограничения, установленные в государственных интересах, и ограничения, установленные в интересах частных лиц. Например, ограничения в государственных интересах устанавливаются путем принятия решений о зонировании территории. Оно предполагает выделение в пределах соответствующей территории специальных целевых зон. Это могут быть зеленые зоны; охранные зоны или округа санитарной охраны вокруг земель природоохранного, оздоровительного назначения. Такими зонами являются зоны санитарной охраны источников и систем питьевого и водоснабжения; водоохранные зоны и прибрежные полосы на землях, прилегающих к руслам водотоков или акваториям водоемов, и другие специальные целевые зоны.

Ограничения земельных прав юридических  и физических лиц могут иметь  место при установлении публичных  сервитутов и в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.    Кроме того, земельные права юридических и физических лиц могут быть ограничены установлением сервитутов в интересах и по требованию лиц, которым земельные участки предоставлены в собственность, в пожизненное наследуемое владение, в постоянное пользование или в аренду.

В пределах, установленных законодательством, допускается самозащита земельных прав. Самозащита — это действия лица, направленные на пресечение нарушения и ликвидацию его последствий. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Следует иметь в виду, что защита права собственности регулируется также специальной главой 20 ГК. Нормы данной главы предусматривают правила, касающиеся истребования имущества из чужого незаконного владения (ст. 282), от добросовестного приобретателя (ст. 283), порядка расчетов при возврате имущества из незаконного владения (ст. 284), защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения (ст. 285), а также последствий прекращения права собственности в силу акта законодательства (ст. 287).

 

 

2. Правовой режим земель, предоставленных  сельскохозяйственным предприятиям

 

 

Коллективное ведение хозяйства  на земле в форме колхозов является для Республики Беларусь преимущественным. Правовой режим земель, находящихся в пользовании колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, имеет свои особенности.

Колхоз (сельскохозяйственный производственный кооператив) является коммерческой организацией, созданной гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, а также иной не запрещенной законодательством деятельности. В силу ст. 7 Примерного устава колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь № 49 от 2 февраля 2001 г., с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 15.07.2002 г. № 49, колхоз по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему гражданские и иные предоставленные законодательством права, в том числе действует на условиях полной хозяйственной самостоятельности и самоуправления, хозрасчета и самоокупаемости.

Основными задачами колхоза является предпринимательская деятельность, направленная на обеспечение республики продуктами питания, иными товарами, сельскохозяйственным сырьем, а также создание условий для экономического развития колхоза и получения прибыли.

Землепользование  колхозов осуществляется на земле, которая является собственностью государства. Государство устанавливает правовой режим всех категорий земель, в том числе и находящихся у колхозов и других кооперативов. Колхоз является производственным кооперативом. В то же время земля не передается в его собственность.

В соответствии с направлениями своей деятельности колхозы могут использовать землю  как для нужд сельскохозяйственного производства, так и для иных целей (например, для выращивания лекарственных растений). Для реализации своих задач колхоз может создавать предприятия по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции и иные.

Колхозы и другие сельскохозяйственные кооперативы  используют большую часть земель на праве постоянного пользования.

Субъектом права  землепользования выступает каждый колхоз. Его права на землю должны быть оформлены в установленном законом порядке. В соответствии с земельным законодательством каждому колхозу выдается государственный акт на земельный участок, где указываются точные границы закрепленных за хозяйством земель и их размер.

Содержание специальной  земельной правосубъектности колхоза  закрепляется в земельном законодательстве, а также уставе колхоза.

Устав колхоза  как производственного кооператива  должен содержать его наименование, место его нахождения, цели деятельности, условия о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и их ответственности за нарушение обязательств по личному трудовому участию; о порядке распределения прибыли и убытков кооператива, о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов (п. 2 ст. 48, ст. 108 ГК Республики Беларусь). Устав колхоза содержит специальный раздел (положения), касающийся использования земли.

Особенностью  права землепользования колхоза  является и то, что оно не может быть прекращено ни в целом, ни в какой-либо части без согласия общего собрания членов колхоза (собрание уполномоченных). Все вопросы, связанные с использованием земель, в колхозе разрешаются органами   управления   или   же   общим   собранием   (собрание уполномоченных). В колхозе существует коллективный орган управления - правление.

Высшим органом  управления кооперативом является общее  собрание его членов. Исполнительными  органами кооператива являются правление  и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью  кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.

Колхозы создают  различные внутрихозяйственные  подразделения, и за ними, по решению общего собрания, закрепляются сельскохозяйственные угодья, другие средства производства. Они наделяются определенными правами и обязанностями. Колхоз в целом признается субъектом права землепользования. Любые структурные подразделения – бригады, фермы, отделения внутри колхоза без образования юридического лица не признаются самостоятельными субъектами права землепользования.

Объектом права колхозного землепользования является весь земельный массив, закрепленный за ним по государственному акту. Колхозы могут арендовать и брать во временное пользование земли других землевладельцев и землепользователей.

Колхоз имеет право возводить  на закрепленных землях производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения, соблюдая при этом установленные правила строительства. Он имеет право производить посевы сельскохозяйственных культур, выращивать сады, другие многолетние насаждения, развивать растениеводство, животноводство и другие отрасли, народные промыслы.

Колхоз вправе использовать для своих нужд общераспространенные полезные ископаемые и торф, пресные подземные воды, пользоваться поверхностными водными объектами. При этом должны соблюдаться порядок и условия добычи, правила использования недр и водных объектов.

К кооперативным сельскохозяйственным предприятиям и организациям традиционно относятся и межхозяйственные сельскохозяйственные предприятия (организации) и их объединения (межколхозные, государственно-колхозные и государственные). Советом Министров БССР 11 июля 1978 г. были утверждены положения о межхозяйственных предприятиях (организациях): по производству продукции животноводства, растениеводства; по обслуживанию сельского населения, а также сельскохозяйственного производства. Предоставление этим организациям земельных участков зависело от направления их деятельности. Так, если создавалось межколхозное предприятие несельскохозяйственного направления (по производству строительных материалов, межколхозная строительная организация), то предоставление им земель из земель колхозов и совхозов осуществлялось по правилам изъятия земель, установленным Земельным кодексом 1970 г. (ст. 13).

Межколхозные, государственно-колхозные  и иные государственно-кооперативные предприятия и организации могли быть созданы на землях государственного запаса, государственного лесного фонда и других землях.

Сельскохозяйственные производственные кооперативы могут быть организованы и на основе структурных подразделений сельскохозяйственных предприятий.

Информация о работе Контрольная работа по "Земельному праву"