Пути совершенствования производства в кассационной и надзорной судебных инстанциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы заключается в исследовании сущности и содержания кассационной и надзорной инстанции в уголовном процессе России, в выявлении особенностей производства в указанных инстанциях.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- раскрыть назначение и сущность кассационной и надзорной судебной инстанции;
- провести сравнительный анализ производства в кассационной и надзорной судебных инстанциях;
- предложить пути решения проблемных вопросов производства в кассационной и надзорной судебных инстанциях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИЙ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ 5
1.1. Кассационная инстанция: общая характеристика 5
1.2. Производство в кассационной инстанции 9
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 23
2.1. Надзорная инстанция: общая характеристика 23
2.2. Производство в надзорной инстанции 26
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА В КАССАЦИОННОЙ И НАДЗОРНОЙ СУДЕБНЫХ ИНСТАНЦИЯХ 41
3.1. Сравнительная характеристика кассационной и надзорной инстанций 41
3.2. Проблемные вопросы производства в кассационной и надзорной инстанциях 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_ugolovnomu_protsessu.doc

— 413.50 Кб (Скачать файл)

Решение судьи суда областного уровня об отказе в удовлетворении жалобы (представления) может быть обжаловано председателю того же суда, а судьи  Верховного Суда РФ - заместителю Председателя либо Председателю Верховного Суда РФ, которые вправе, отменив постановление судьи, вынести постановление о направлении жалобы (представления) на рассмотрение в суд надзорной инстанции. В случае же согласия с постановлением судьи эти лица сообщают заявителям об отсутствии оснований к его отмене.

В рассмотрении жалоб (представлений) должна соблюдаться инстанционность.

Судья суда областного уровня рассматривает жалобы на вступившие в законную силу судебные решения районных судов, мировых судей, а также на решения судов второй инстанции, вынесенные по делам, рассмотренным мировыми судьями и судьями районных судов.

Судья Верховного Суда РФ рассматривает жалобы на: решения судов районного звена и мировых судей, по которым председателями судов областного уровня отказано в передаче дела на рассмотрение суда надзорной инстанции; постановления президиумов судов областного уровня; приговоры и иные решения судов областного уровня, вынесенные по первой инстанции.

Жалобы на решения судебных коллегий Верховного Суда РФ, вынесенные по первой и второй инстанциям, по сложившейся  практике проверяются судьями-докладчиками Президиума Верховного Суда РФ либо членами Президиума.

Установив, что жалоба ему не подведомственна, судья без вынесения постановления возвращает жалобу лицу, ее принесшему, с указанием суда, которому подведомственно ее рассмотрение.

В случаях если жалоба или приобщенные  к ней материалы не отвечают требованиям ст. 404 УПК, жалобы возвращаются заявителям аппаратом суда.

Решение по жалобе должно быть принято  судьей в течение 30 суток со дня  ее поступления в суд. Таким днем считается день поступления жалобы по почте либо день приема жалобы непосредственно от заявителя или его представителя канцелярией суда.

Закон не предусматривает возможность  продления срока рассмотрения жалобы. Однако, поскольку УПК говорит о времени рассмотрения жалобы, в случае истребования дела не должно засчитываться в срок рассмотрения жалобы время со дня направления запроса об истребовании дела до дня поступления дела в суд.

Рассмотрение уголовного дела судом  надзорной инстанции производится в течение 15 суток, а Верховным Судом РФ - 30 суток со дня принятия судьей предварительного решения о передаче дела в суд надзорной инстанции. Судебные коллегии Верховного Суда РФ заседают в составе трех судей. Заседание Президиума является правомочным, если в нем участвует более половины его членов.

Процедура рассмотрения в суде надзорной инстанции подробно описана в ст. 407 УПК. О дне рассмотрения жалобы (представления) извещаются прокурор, осужденный или оправданный, потерпевшие, их законные представители, защитники осужденного, представители потерпевшего. Участие прокурора является обязательным, остальные участники процесса участвуют в судебном заседании при наличии их соответствующего ходатайства.

Дело докладывается судьей-докладчиком. Им может быть как член президиума, рассматривающего дело, так и любой  другой судья, ранее не участвовавший в рассмотрении дела. Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание и мотивы жалобы (представления). Ему могут быть заданы членами суда вопросы по существу доклада. Другие лица, включая прокурора, задавать такие вопросы не могут ввиду их процессуального положения.

После докладчика слово предоставляется  прокурору. Если дело рассматривается по его представлению, то он поддерживает доводы представления, если же предметом рассмотрения является жалоба, то прокурор высказывает свое мнение по делу.

После прокурора вправе выступить  осужденный, оправданный и иные заинтересованные лица, если они участвуют в судебном заседании.

После их выступления прокурор и заинтересованные лица удаляются  из зала судебного заседания. На рассмотрение надзорных дел в президиуме суда областного звена и в Президиуме Верховного Суда РФ не распространяется режим тайны совещательной комнаты, в связи с чем присутствие при обсуждении дела и вынесении решения секретаря президиума и других лиц зависит от усмотрения суда.

При голосовании судья  суда надзорной инстанции не может  воздержаться от голосования. Решение по жалобе (представлению) считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих судей. Однако при рассмотрении Президиумом Верховного Суда РФ жалобы по делу, по которому назначена смертная казнь, ходатайство о замене смертной казни более мягким наказанием считается удовлетворенным, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей судей Президиума, присутствующих на заседании.

После принятия решения  по жалобе (представлению) стороны приглашаются в зал судебного заседания, и  им объявляется решение суда.

Решения и пределы прав надзорной инстанции. По результатам  рассмотрения надзорной жалобы (представления) президиумы судов областного уровня и Верховного Суда РФ принимают постановления, а судебные коллегии Верховного Суда РФ выносят определения.

Суд надзорной инстанции  вправе:

1) оставить обжалуемые  судебные решения без изменения;

2) отменить обжалуемое  судебное решение и последующие  решения по нему, принятые судами  второй инстанции и нижестоящих  надзорных инстанций, с прекращением производства по делу;

3) отменить приговор  суда первой инстанции и все  последующие решения с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции;

4) отменить решение  суда второй инстанции с направлением  дела на новое рассмотрение в эту инстанцию;

5) внести изменения в приговор (определение, постановление) суда.

Основаниями для отмены или изменения судебного решения  могут быть нарушения уголовно-процессуального закона, неправильное применение уголовного закона, несправедливость приговора. При отмене или изменении судебного решения суд надзорной инстанции не вправе в прямой либо косвенной форме допускать ухудшение положения осужденного.

Направляя дело на новое  рассмотрение, суд надзорной инстанции  вправе дать указания нижестоящему суду, какие недостатки должны быть восполнены судом. Эти указания обязательны для нижестоящего суда. Вместе с тем при отмене судебного решения с направлением дела на новое рассмотрение суд не вправе предрешать выводы нижестоящего суда в части квалификации преступления, меры наказания, доказанности обстоятельств дела, а также давать указания, которые могут повлечь ухудшение положения осужденного. Недопустимы указания, направленные на нарушение судом принципа состязательности, в частности, на суд не может быть возложена обязанность по своей инициативе вести поиск новых документов или иных доказательств, если об этом не ходатайствуют стороны.

После отмены приговора (определения) суд первой или второй инстанций  рассматривает уголовное дело только в той части, в которой надзорная инстанция отменила приговор (определение). Если судебное решение отменено полностью, то дело рассматривается в полном объеме.

Новый УПК сохранил так  называемый ревизионный порядок  проверки дела в порядке надзора, т.е. возможность суда выйти за рамки  ходатайств, заявленных в надзорной жалобе (представлении), в том числе отменить или изменить судебные решения в отношении осужденных, которые их не обжаловали (ч. 1 ст. 410 УПК).

Однако если по предшествующему  УПК проверка дела в полном объеме и в отношении всех осужденных была обязанностью суда, то теперь такая проверка является правом суда и зависит от его усмотрения.

Особенно осторожно  суды должны относиться к вмешательству  в приговоры в отношении лиц, не обжаловавших судебные решения, поскольку  ими могут быть заявлены иные требования и приведены иные доводы, чем те, которые заявлены в жалобе, рассматриваемой судом.

Внесение повторных  жалоб (представлений) в суд надзорной  инстанции, ранее оставивший их без  удовлетворения, не допускается.

Отказ в удовлетворении первичной жалобы (представления) может быть сделан как судьей, так и судом, в который передана на рассмотрение надзорная жалоба. В обоих случаях их отказ является препятствием для повторного обжалования.

Не может рассматриваться  как повторная жалоба, содержащая требования, которых не было в отклоненной жалобе и если они не были разрешены судом надзорной инстанции в ревизионном порядке. Например, первая жалоба осужденного была принесена по мотивам нарушения его права на защиту и отклонена судьей, а новая жалоба того же осужденного содержит ходатайство о переквалификации преступления на менее тяжкий состав и снижении назначенного наказания.

Надзорные жалобы (представления) на судебные решения, вынесенные после  отмены предыдущих решений в порядке  надзора, приносятся и рассматриваются в общем порядке. При этом не имеет значения, по каким мотивам были отменены первоначальные судебные решения.

Следует иметь в виду, что при новом рассмотрении уголовного дела суд первой инстанции не вправе постановить приговор, ухудшающий положение осужденного по сравнению с приговором, отмененным в порядке надзора, независимо от установленных в новом судебном заседании обстоятельств дела.

Процессуальный порядок  рассмотрения надзорной жалобы (представления) включает срок рассмотрения жалобы (представления) субъекта, принимающего решение, содержание и форму решения.

Суд надзорной инстанции  должен рассмотреть жалобу или представление  в течение 30 суток со дня их поступления. Судья (а не суд, как сказано в ч. 1 ст. 406 УПК), изучив поступившую жалобу или представление, а при необходимости и истребованное им дело, выносит постановление: об отказе в удовлетворении жалобы или представления; или о возбуждении надзорного производства и передачи жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

Из текста ст. 406 УПК  следует, что за 30 суток со дня  поступления жалобы или представления  до принятия одного из возможных решений  судья должен: изучить жалобу, представление  или жалобу и представление, а  также дополнительно представленные процессуальные и иные документы и решить, надо ли истребовать дело для принятия решения по жалобе или он может принять решение без истребования дела. При истребовании дела оно должно быть изучено судьей в течение срока, установленного для принятия решения по жалобе (представлению).

В результате изучения жалобы, представления, а при необходимости  и истребованного уголовного дела судья выносит одно из возможных постановлений: или постановление о возбуждении надзорного судопроизводства или об отказе в удовлетворении жалобы или представления. В этом постановлении должны содержаться изложение оснований отказа в удовлетворении жалобы или представления, а именно основания признания доводов жалобы или представления неубедительными, противоречащими материалам дела или закону. Из этого постановления лицу, принесшему жалобу (представление), должны быть ясны мотивы отказа в удовлетворении жалобы (представления). Убедительные основания отказа в удовлетворении жалобы (представления) будут сдерживать заявителя от дальнейших обращений в надзорную инстанцию.

Найдя доводы жалобы (представления) убедительными либо лично усмотрев при знакомстве с делом основания для внесения дела на рассмотрение надзорной инстанции, суды выносят постановление о возбуждении надзорного производства и передаче жалобы или представления вместе с уголовным делом, если оно было истребовано на рассмотрение суда надзорной инстанции.

В этом постановлении судья  только констатирует, что поступившая  жалоба (представление) дает основание  для возбуждения надзорного производства, но ни в коей мере не выражает своего отношения к оценке законности и обоснованности решения суда первой, апелляционной или кассационной инстанции. Если дело не было судьей истребовано, то после вынесения постановления о возбуждении надзорного производства дело будет истребовано для изучения его тем составом суда, который будет рассматривать жалобу или представление.

В ст. 406 не содержится указания на то, что постановление судьи  об отказе в удовлетворении надзорной  жалобы или представления рассматривается и утверждается председателем соответствующего суда. Следовательно, постановление, вынесенное судьей, направляется заявителю, который может его обжаловать, председателю этого суда или его заместителю.

В п. 4 ст. 406 УПК сказано  о том, что председатель Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа или Председатель Верховного Суда РФ либо его заместитель вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления.

Председатель суда или  его заместитель рассматривает  жалобу на отказ в возбуждении надзорного производства в пределах предоставленных ему полномочий и принимает одно из решений, предусмотренных п. п. 1 - 2 ч. 3 ст. 406 УПК. Ввиду необходимости соблюдения инстанционности надзорного производства, жалоба на отказ судьи в возбуждении надзорного производства должна быть рассмотрена председателем этого суда, и только после его отказа в возбуждении надзорного производства можно обратиться с надзорной жалобой или представлением в вышестоящий суд, обжалуя и предыдущие судебные решения, и отказ судьи в возбуждении надзорного производства.

Если дело истребовалось  судом, то постановление, вынесенное в  результате рассмотрения надзорной жалобы или представления, приобщается к делу. Если дело не истребовалось, то постановление судьи направляется для приобщения к уголовному делу по месту его нахождения. Во всяком случае, копия постановления судьи об отказе в возбуждении надзорного производства должна выдаваться лицу, принесшему жалобу (представление), и в случае его обращения в вышестоящую надзорную инстанцию, это постановление должно быть приложено к новой надзорной жалобе (представлению) (п. 2 ч. 2 ст. 404 УПК).

Информация о работе Пути совершенствования производства в кассационной и надзорной судебных инстанциях