Производство в надзорной инстанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 21:18, контрольная работа

Описание работы

Одной из отличительных особенностей российского уголовного процесса является возможность пересмотра вступивших в законную силу приговоров, постановлений и определений суда в порядке надзора. В большинстве зарубежных судебных систем нет аналогичного процессуального института. Его существование в России обусловлено географическими и общественно-политическими условиями нашего государства.
Пересмотр судебных решений по уголовным делам, вступивших в законную силу, относится к числу процессуальных институтов, претерпевших наибольшие изменения в связи с принятием УПК РФ .

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1.Общие положения производства по делу в стадии надзорного производства…………………………………………………………………...4
2. Рассмотрение в суде надзорной инстанции жалоб и представлений…….21
3.Процессуальный порядок принесения протеста и рассмотрения дел в надзорной инстанции…………………………………………………………22
4.Пределы прав надзорной инстанции………………………………….…..27
Заключение…………………………………………………………………….29
Библиографический список…………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

контр..docx

— 56.56 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..3

1.Общие положения производства по делу в стадии надзорного производства…………………………………………………………………...4

2. Рассмотрение в суде надзорной инстанции жалоб и представлений…….21

3.Процессуальный порядок принесения протеста и рассмотрения дел в надзорной инстанции…………………………………………………………22

4.Пределы прав надзорной инстанции………………………………….…..27

Заключение…………………………………………………………………….29

Библиографический список…………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из отличительных особенностей российского уголовного процесса является возможность пересмотра вступивших в законную силу приговоров, постановлений и определений суда в порядке надзора. В большинстве зарубежных судебных систем нет аналогичного процессуального института. Его существование в России обусловлено географическими и общественно-политическими условиями нашего государства.

В связи с распространением на Российскую Федерацию юрисдикции Европейского Суда по правам человека в Страсбурге возник вопрос о допустимости существования надзорной стадии судопроизводства и о её месте в системе национальных судебных процедур.

Европейский Суд по существу подтвердил, что наличие этой стадии не противоречит принципам и задачам Конвенции по защите прав человека и основных свобод. Однако, учитывая, что рассмотрение жалоб сторон в судебном заседании зависит от того, усмотрит ли должностное лицо основание для передачи жалобы суда надзорной инстанции, Европейский Суд по правам человека не отнес эту стадию в число обязательных национальных процедур, без прохождения которых жалоба не может быть принята к производству Европейского Суда. Жалоба считается подведомственной суду в Страсбурге после вступления решения российского суда в законную силу, то есть до надзорной стадии.

Пересмотр судебных решений по уголовным делам, вступивших в законную силу, относится к числу процессуальных институтов, претерпевших наибольшие изменения в связи с принятием УПК РФ1.

 

 

 

1. Общие положения производства по делу в стадии надзорного производства

В УПК РФ сохранено надзорное производство по уголовным делам, поскольку эта стадия процесса является дополнительной гарантией устранения судебных ошибок, допущенных судами первой и второй инстанций, и эффективным средством, препятствующим исполнению вступившего в силу незаконного, необоснованного и несправедливого приговора.

В отличие от ранее действовавшего порядка надзорного производства в УПК РФ предусмотрена детальная регламентация этой стадии процесса с момента поступления надзорной жалобы или надзорного представления прокурора в суд надзорной инстанции и до принятия им решения по существу хотя и вступивших в законную силу, но оспариваемых приговоров, определений и постановлений нижестоящих судов.

В УПК РФ существенным образом упорядочен перечень лиц, имеющих право на обжалование вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений. Если прежде этим правом обладал неограниченный круг физических и юридических лиц, то согласно указанной статье надзорные представления и надзорные жалобы могут быть поданы в соответствующие суды надзорной инстанции только участниками уголовного процесса.

В УПК РФ сохранен прежний перечень судов, наделенных правом на пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений. Ими являются: президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, президиумы окружных (флотских) военных судов; Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ, Президиум Верховного Суда РФ.

УПК РСФСР, регламентировавший пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений, не устанавливал порядок обжалования таких решений в суд надзорной инстанции Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, М «Юридическая литература».1993. Что касается надзорных жалоб, то о них вовсе не упоминалось. Эти и другие пробелы в законодательстве восполнялись разъяснениями в соответствующих постановлениях Пленума Верховного Суда РФ3 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О рассмотрении уголовных дел и жалоб в порядке надзора": Пост. Пленума Верховного Суда РСФСР от 25 апреля 1989 г. № 1; в ред. пост. Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993г.. Однако правоотношения, складывавшиеся между лицами, подавшими надзорные жалобы, и судом надзорной инстанции, оставались законодательно не урегулированными. Не регламентированной законом оставалась также весьма объемная и трудоемкая работа судов надзорной инстанции по изучению и разрешению десятков тысяч надзорных жалоб, т. е. вся их деятельность, предшествовавшая истребованию уголовных дел и опротестованию вступивших в законную силу судебных решений. Эти пробелы в УПК РСФСР восполнены в новом уголовно-процессуальном законе, что, безусловно, служит упорядочению первоначального этапа надзорного производства, связанного с подачей жалобы или представления в суд надзорной инстанции.

В УПК РФ впервые закреплены те положения, которым должны соответствовать надзорные жалобы и представления. Прежде всего, их содержание должно соответствовать требованиям ст. 375 УПК РФ («Кассационные жалоба и представление»), обязывающей лицо, которое подает жалобу либо представление, приводить в них доводы с указанием основания к отмене или изменению обжалуемого судебного решения. В этой же статье содержится указание и на то, что надзорные жалоба или представление направляются непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный в соответствии со ст. 403 УПК РФ пересматривать обжалуемое судебное решение. Необходимость такого указания объясняется тем, что имеются многочисленные факты, когда надзорные жалобы поступают от заявителей в вышестоящую надзорную инстанцию, минуя тот суд надзорной инстанции, который правомочен пересмотреть обжалуемый приговор, определение или постановление, что приводит, в конечном итоге, не к ускорению разрешения жалобы, а напротив, к его замедлению, поскольку такая жалоба, поступившая в Верховный Суд РФ, оставляется им без рассмотрения и направляется по подсудности в нижестоящий суд надзорной инстанции.

Так как суд надзорной инстанции не располагает уголовным делом, на решения по которому поданы надзорные жалоба и представление, к этим обращениям, должны быть приложены копии соответствующих решений судов первой и последующих судебных инстанций2.

В необходимых случаях к надзорным жалобам (представлениям) могут быть приложены копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные им в жалобе или представлении. Под «иными процессуальными документами» понимаются, в частности, надлежаще заверенные копии содержащихся в уголовном деле протоколов допросов свидетелей, протоколов других следственных действий, заключений экспертов. Полагаем, что к надзорным жалобам и представлениям могут быть приложены также дополнительные материалы (справки, характеристики и пр.) в подтверждение обоснованности указанных обращений в суд надзорной инстанции.

В отличие от действовавшего ранее положения, согласно которому пересмотр в порядке надзора приговоров, определений и постановлений в сторону ухудшения положения осужденного, оправданного и лица, в отношении которого вынесено постановление о прекращении дела, был возможен в течение года по вступлении их в законную силу (ст. 373 УПК РСФСР), в ст. 405 УПК РФ установлено, что такой пересмотр не допускается.

Иными словами, кардинальным образом изменена сама сущность надзорного производства, состоящая в том, что проверка законности, обоснованности и справедливости вступивших в силу судебных решений возможна лишь в целях улучшения положения осужденного.

Исходя из этого сторона обвинения лишена права на обжалование указанных судебных решений на предмет их отмены в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного или лица, в отношении которого вынесено постановление о прекращении дела.

С учетом высказанных соображений можно, однако, сделать вывод, что прокурор, частный обвинитель, потерпевший вправе возражать против доводов надзорных жалоб стороны защиты.

При характеристике процессуального положения прокурора с теоретической точки зрения полный, безупречный запрет поворота к худшему при столь же полном просторе для осужденного, небезупречен. Он лишает обвинительную власть в лице прокуратуры возможности участвовать в уголовном судопроизводстве и отстаивать свою позицию по конкретному уголовному делу, как только стороной обвинения процесс проигран в первой и кассационной инстанции. Таким образом, надзорное производство лишается начала состязательности, потому что сторона обвинения в нем оказывается парализованной. Жесткая формулировка статьи 405 УПК РФ привела к перекосам с другими нормами Кодекса. В свете этой формулировки оказалась лишенным смысла содержание части пятой статьи 410 УПК, которая гласит, что в случае, когда по уголовному делу осуждено или оправдано несколько лиц, суд не вправе отменить приговор, определение или постановление в отношении тех оправданных или осужденных, в отношении которых надзорная жалоба или представление не принесены, если отмена приговора, определения, постановления ухудшает их положение. Раз запрет поворота к худшему имеет полный и безусловный характер, такие жалобы и представления вообще не могут иметь юридического значения. Полный и безусловный запрет поворота к худшему в надзорном производстве делает бессмысленным участие в нем прокурора. Между тем, такое участие прямо предусмотрено УПК. Так, согласно части пятой статьи 407 УПК, после выступления докладчика в заседании суда надзорной инстанции предоставляется слово прокурору. На любой стадии уголовного судопроизводства прокурор - орган уголовного преследования; он не может ни осуществлять функцию защиты, ни способствовать ее осуществлению3. Уголовно-процессуальный закон реализует не только конституционный принцип, в соответствии с которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью, но и подтверждает приверженность Российской Федерации основным свободам, которые в соответствии с преамбулой Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30.03.1998 г., являются основой справедливости для государств- участников. В то же время, реализация требования закона о недопустимости поворота к худшему при пересмотре в порядке надзора судебных решений по уголовным делам привела на практике к приданию большинству определений судов кассационной инстанции статуса неподлежащих обжалованию вне зависимости от того, какие нормы материального или процессуального права были нарушены судами первой и кассационной инстанции при рассмотрении и разрешении уголовных дел.

Подобное сокращение полномочий судов надзорной инстанции означает прежде всего снижение их значения при реализации принципа обеспечения законности судебных решений, а также изменении баланса судебной системы в целом. Это, в свою очередь, может привести к невозможности исправления судебных ошибок даже при существенном нарушении судом закона в ходе рассмотрения дела и при вынесении решения.

В п.2 ст.4 Конвенции установлено, что право не привлекаться повторно к суду не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом, если есть сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего судебного разбирательства было допущено существенные нарушение, повлиявшее на исход дела.

Следовательно, Конвенция предполагает создание в национальной законодательной системе государств, присоединившихся к ней, механизма, при котором в исключительных случаях допустим поворот к худшему при пересмотре вступившего в законную силу судебного решения.

Такого основания для отмены вступившего в законную силу решения суда, как существенное нарушение закона в ходе судебного производства, которое существенно повлияло на исход дела, в УПК РФ не предусмотрено.

Таким образом, возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных решений по уголовным делам с последующим ухудшением положения осужденного или осуждением оправданного в УПК РФ по сравнению с тем, который закреплен Конвенцией, сужена. Этот вопрос был рассмотрен Конституционным судом РФ, который в постановлении от 17.07.2002 г. указал, что отсутствие возможности пересмотра окончательного судебного решения в связи с имевшем место в ходе предшествующего разбирательства существенным нарушением закона, которое повлияло на исход дела, противоречит принципу справедливости и основанным на нем конституционным понятиям охраны достоинства личности и судебной защиты прав и свобод человека, поскольку неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл приговора как акта правосудия.

Анализ положений ст.405 УПК РФ показывает, что они не соответствуют как Конвенции о защите прав человека и основных свобод, так и решению Конституционного Суда РФ.

Согласно ст.15 Конституции РФ, если международным договором Российской Федерации установлено иные правила, чем предусмотренным законом, то применяются правила международного договора4.

Приговором районного суда г.Невинномысска от 15 октября 2003 года Хрыка М.Б. осужден по ч.4ст.158 УК РФ к 5 годам лишения свободы. Но основании ст.ст.70,79 УК РФ путем частичного сложения неотбытой части наказание по приговору районного суда г. Невиномысска от 06.03.2002года окончательно назначено наказание в виде 5 лет 3 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Информация о работе Производство в надзорной инстанции