Производство в надзорной инстанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 21:18, контрольная работа

Описание работы

Одной из отличительных особенностей российского уголовного процесса является возможность пересмотра вступивших в законную силу приговоров, постановлений и определений суда в порядке надзора. В большинстве зарубежных судебных систем нет аналогичного процессуального института. Его существование в России обусловлено географическими и общественно-политическими условиями нашего государства.
Пересмотр судебных решений по уголовным делам, вступивших в законную силу, относится к числу процессуальных институтов, претерпевших наибольшие изменения в связи с принятием УПК РФ .

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1.Общие положения производства по делу в стадии надзорного производства…………………………………………………………………...4
2. Рассмотрение в суде надзорной инстанции жалоб и представлений…….21
3.Процессуальный порядок принесения протеста и рассмотрения дел в надзорной инстанции…………………………………………………………22
4.Пределы прав надзорной инстанции………………………………….…..27
Заключение…………………………………………………………………….29
Библиографический список…………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

контр..docx

— 56.56 Кб (Скачать файл)

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Ставропольского краевого суда от14 января 2004 года приговор изменен: по эпизодам обвинения в совершении краж имущества у граждан Хилько М.М. на сумму 1650 рублей. Цымбаловой Ф.Х. на сумму 1130 рублей отменен и производство в этой части прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления. Действия Хрыки М.Б. переквалифицированы со ст. 158 ч.4 УК РФ на ст. 158 ч.2 п. «в» УК РФ, по которой назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев. По совокупности приговоров окончательное наказание определено в виде лишения свободы сроком на 2 года 9 месяцев.

Судебной коллегией по уголовным делам краевого суда допущено неправильное применение уголовного закона и ст. 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Судебная коллегия по уголовным делам краевого суда, исключив из приговора обвинение Хрыки М.Б. в совершении краж имущества Хилько М.М. и Цымбаловой Ф.Х. указала о том, что в данном случае в силу ст.10 УК РФ применяется ст.7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в редакции, действовавшей с 1 июля 2002 года до 31.10.2002 г., и хищение на сумму, не превышающую 5 МРОТ, признается мелким. Однако применение указанной статьи невозможно в силу того, что закон, смягчающий положение осужденного, имеет обратную силу, но не распространяется на деяния, совершенные после 31.10.2002 года, и ст. 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в указанной редакции применена быть не может Архив районного суда г. Невинномысска. Уголовное дело №10812.

Поскольку со вступлением решения суда в законную силу состязание сторон прекращается, жалоба (представление) заинтересованной стороны является не основанием (как это имело место в апелляционном и кассационном производстве), а лишь поводом для начала процедуры пересмотра, настоящим же источником движения процесса отныне служит лишь сила закона и служебный долг судей. Надзорная судебная стадия, действуя в ревизионном порядке, не связана доводами жалобы или представления и вправе проверить уголовное дело в полном объеме. Ревизионное начало проявляет себя и в том, что объектом надзорного пересмотра может являться значительно более широкий круг судебных решений, чем в апелляционной кассационной инстанции.

Пересмотр судебных решений в порядке судебного надзора можно определить как такую стадию судопроизводства, в которой по материалам уголовного дела осуществляется ревизионная проверка и пересмотр в пользу осужденного или оправданного вступивших в законную силу судебных решений с точки зрения ошибок, допущенных при их принятии нижестоящим судом.

Надзорный пересмотр судебных решений является не исключительной, а ординарной стадией уголовного судопроизводства, цель которой состоит в обеспечении гарантий личности против незаконного и необоснованного осуждения или иного ущемления ее прав состоявшимся судебным решением.

В юридической литературе прежних лет была высказана другая точка зрения о том, что надзорное производство, наряду с возобновлением дел по вновь открывшимся обстоятельствам, является исключительной стадией уголовного процесса. Данное утверждение обосновывалось двумя аргументами: во-первых, тем, что предметом пересмотра в этой стадии являются вступившие в законную силу судебные решения, и, во-вторых, тем, что надзорное производство (в период действия прежнего законодательства) начиналось в особом порядке - лишь по инициативе определенных должностных прокуратуры или суда5. Однако вступление судебного решения в законную силу вовсе не означает, что оно обрело силу закона и поэтому пересмотр является мерой исключительной.

Юридическое значение вступления решения в законную силу состоит в том, что прекращается состязательность сторон и становится невозможным ухудшение положения обвиняемого, а также в том, что с этого момента начинается исполнение большинства судебных решений6. Это не должно препятствовать исправлению нарушений законности, допущенных нижестоящими судами, и эта задача никак не может рассматриваться как исключительная. Что же касается возбуждения надзорного производства по инициативе должностных лиц, то само по себе данное обстоятельство и ранее свидетельствовало не об исключительном характере пересмотра, а лишь о его ревизионной природе. По новому УПК РФ инициатива возбуждения надзорного производства принадлежит не должностным лицам прокуратуры и суда, а сторонам, по чьим жалобам (представлениям) судья надзорной инстанции принимает решение о начале пересмотра (ст.ст.402,406) Смирнов А.В., Калиновский К.Б.Уголовный процесс. Учебник для вузов. Изд. «Питер»,2004.С.615.617.

Упоминание в ч.1 ст.402 УПК прокурора, а негосударственного обвинителя или вышестоящего прокурора, следовало бы рассматривать как предписание, в силу которого надзорное представление вправе внести только прокурор или иной работник прокуратуры, приравненный к прокурору (п.31ст.5 УПК), не обязательно тот, который поддерживал государственное обвинение в суде первой инстанции.

Решение об отмене или изменении обжалованных приговора или иных судебных решений должно быть мотивировано ссылками на конкретные основания, предусмотренные с ст.409 УПК. В соответствии с ч.2 ст.408УПК при принятии решения об оставлении жалобы или представления без удовлетворения, а обжалуемых судебных решений без изменения такая мотивировка не требуется7.

Практика применения норм УПК РФ, регламентирующих рассмотрение надзорных жалоб и представлений, свидетельствует о наличии ряда существенных пробелов в системе этих норм, что снижает эффективность функционирования надзорной инстанции как гаранта исправления судебных ошибок, защиты законных интересов и прав граждан и организаций.

Нуждаются в уточнении правомочия важнейшей фигуры надзорного разбирательства - судьи-докладчика.

В соответствии со ст.407 УПК РФ «докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, определения или постановления, мотивы надзорной жалобы или представления и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства».

Однако, как и в прежнем УПК РСФСР, законодатель в ст.407 УПК РФ не предусмотрел право судьи-докладчика подготовить проект постановления надзорной инстанции, в котором была бы изложена его аргументированная позиция по доводам постановления о возбуждении надзорного производства и с которым заблаговременно были бы ознакомлены все судьи надзорной инстанции. Такой порядок подготовки дела докладчиком в отсутствии соответствующих правовых норм действует в настоящее время «де факто» и нуждается в законодательном закреплении.

Согласно действующей редакции УПК РФ докладчик не вправе изложить свое мнение об обоснованности постановления о возбуждении надзорного производства и должен довольствоваться лишь ролью статиста, механически озвучивающего доводы судебных постановлений и надзорной жалобы. Между тем докладчиком в надзорной инстанции зачастую является судья, который не готовил постановление о возбуждении надзорного производства и в силу своего статуса не может быть лишен права изложить свою позицию по делу, которая может и не совпадать с позицией судьи, возбудившего надзорное производство.

Из содержания ст.407 УПК РФ не ясно, подлежит ли докладчик удалению из зала заседания надзорной инстанции на время принятия решения с учетом того, что п.46 ст.5 и ч.7 ст.407 УПК РФ не относят судью-докладчика к числу сторон процесса, подлежащих удалению из зала. Если же докладчик подлежит удалению, то как быть, если таковым является судья, входящий в состав надзорной инстанции.

В ч.5 ст.407 УПК РФ указано, то «докладчику могут быть заданы вопросы». Но при этом не уточняется, что вопросы докладчику могут задавать только судьи, что допускает возможность «допроса» докладчика приглашенными на заседание надзорной инстанции прокурором, адвокатом, осужденным и другими лицами.

По смыслу гл.48 УПК РФ регламент судебного заседания надзорной инстанции не предусматривает подготовительной части, где сторонам объявлялся бы состав суда надзорной инстанции, разъяснялось бы право на отвод судьи-докладчика или судьи надзорной инстанции по основаниям, предусмотренным ст.ст.61,63 УПК РФ, хотя такая процедура являлась бы существенной процессуальной гарантией законного и обоснованного решения по жалобе.

Не предусмотрено законом и право судьи надзорной инстанции на особо мнение по делу, которое могло бы быть изложено в письменном виде и приобщено к делу, а впоследствии оценено в вышестоящих надзорных инстанциях.

Часть 3 ст.63 УПК РФ предусматривает, что судья, принимавший участие в рассмотрении дела в порядке надзора, не может участвовать в рассмотрении того же дела в суде первой или второй инстанций.

Вместе с тем, остался не урегулированным вопрос о возможности отвода судьи надзорной инстанции, который рассматривал надзорную жалобу, составил по этой жалобе постановление об отказе в возбуждении надзорного производства, однако жалоба, тем не менее, была вынесена на рассмотрение надзорной инстанции по постановлению председателя суда, отменившего указанное постановление и возбудившего надзорное производство.

Представляется, что в таком случае судья, состоящий в надзорной инстанции, не вправе принимать участие в рассмотрении подобной надзорной жалобы, а ч.3ст.63 УПК РФ следует дополнить словами: « а так же в порядке надзора в случае отмены вынесенного им постановления об отказе в возбуждении надзорного производства».

В соответствии с ч.1 ст.6 УПК РФ уголовное судопроизводство имеет своим назначение в том числе и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Этой цели в полной мере соответствовало бы наделение судьи, которому поручено рассмотрение надзорной жалоб, правом приостанавливать, хотя бы в исключительных случаях, исполнение обвинительного приговора. Такое решение судья мог бы принять одновременно с вынесением постановления о возбуждении надзорного производства на срок до принятия решения надзорной инстанцией в связи с выявленными судьей данными, свидетельствующими о явной несправедливости назначенного наказания вследствие чрезмерной его суровости с обязательным учетом данных о личности осужденного (несовершеннолетие, инвалидность, наличие тяжкого заболевания, беременность, преклонный возраст).

Нуждаются в уточнении и полномочия прокурора в надзорном производстве. Согласно ч.2ст.407 УПК РФ в судебном заседании суда надзорной инстанции принимает участие прокурор. В то же время из ч.5 ст.407 УПК РФ усматривается, что прокурору слово в судебном заседании надзорной инстанции представляется только для поддержания внесенного им надзорного преставления (в ред. Федерального закона от 04.07.2003г.). Возможность высказывания прокурором своего мнения по другим делам действующим законом не предусмотрена, хотя такое право вытекало из прежней редакции ст.407 УПК РФ. Новая редакция ст.407 УПК РФ, таким образом, хотя и закрепляет право прокурора принимать участие в рассмотрении дел, однако не конкретизирует, в какой форме должно проявляться это участие, если слово для выступления прокурору предоставляется только в случае рассмотрения дела по его представлению. При этом возникает вопрос, не входит ли такое ограничение на высказывание прокурором своей правовой позиции в противоречие с провозглашенным ст.15 УПК РФ принципом осуществления судопроизводства на основе состязательности сторон8.

Принцип состязательности не может иметь самодавлеющего значения. Это не тот принцип, на который нужно молиться. Он не относится к числу незыблемых принципов - таких, как презумпция невиновности, осуществление правосудия только судом. Он определяет, прежде всего, технологию уголовного процесса и должен применяться только в тех пределах, в которых не противоречит конечным целям уголовного процесса и другим, более универсальным принципам. И сфера его применимости определяется только целесообразностью Орлов М. Принципы состязательности в уголовном процессе: значение и пределы действия». «Российская юстиция»№2. 2004.С.52-53.

В 2003 году рассмотрено судами надзорной инстанции 141 тыс. надзорных жалоб и представлений. С возбуждением надзорного производства рассмотрено только 19,3 тыс. жалоб, то есть 13,7% от числа рассмотренных. При этом по постановлениям председателей судов в соответствии с ч.4 ст.406 УКП РФ при несогласии с решениями судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалоб и представлений возбуждено 1017 надзорных производств. С удовлетворением надзорных жалоб рассмотрено 12,4 тыс. дел, надзорных представлений -5 тысяч, что составляет 81,7 % от общего числа рассмотренных надзорных производств, в то время как в 2002 году удовлетворено 95% надзорных производств.

По закону прокурор или потерпевший не лишены права подачи надзорной жалобы или представления, в которых поставлен вопрос об отмене судебных решений по основаниям, ухудшающим положение осужденного или оправданного. По этому при поступлении жалобы или представления с подобными доводами в суд надзорной инстанции не вправе оставить их без рассмотрения9.

В п.9 Приказа Генерального прокурора РФ №28 от 03.06.2002г. «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» предписано обеспечивать законность и обоснованность надзорных представлений прокуроров о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда. Необоснованное решение судьи об отказе в удовлетворении надзорного представления обжаловать председателю соответствующего суда либо его заместителю.

В п.3 Приказа Генерального прокурора РФ «Об участии прокуроров в надзорной стадии уголовного судопроизводства»№10 от 11.02.2003 г. предусмотрено, что надзорные представления в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда на приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда республики, краевого или областного суда приносят соответствующий прокурор субъекта РФ или его заместитель.

Произошло серьезное изменение концепции надзорной стадии процесса. Если по УПК РСФСР проверка дел и пересмотр судебных решений носили исключительный характер и целиком зависели от усмотрения должностных лиц суда и прокуратуры, то УПК РФ предусматривает обязательность судебной проверки обжалованного судебного решения, которая должна завершиться либо вынесением жалобы на рассмотрение суда надзорной инстанции с целью отмены или изменения судебного решения, либо вынесении постановления суда об отказе в удовлетворении жалобы или представления прокурора.

Информация о работе Производство в надзорной инстанции