Производство в суде надзорной инстанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение производство в суде надзорной инстанции.
Исходя из выше поставленной цели курсовой работы, можно определить следующие задачи:
- рассмотреть понятие надзорного производства и его основные черты;
- изучить пределы надзорного производства;
- разобрать порядок рассмотрения дел в надзорного производства и основания для отмены или изменения судебных постановлений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность и содержание надзорного производства в уголовном процессе.
1.1 Понятие надзорного производства
1.2 Основные черты надзорного производства
1.3 Пределы рассмотрения дела в суде надзорной инстанции
Глава 2. Производство в суде надзорной инстанции.
2.1 Порядок рассмотрения дела в надзорной инстанции
2.2 Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора
2.3 Надзорное и кассационное производство: сходство и различие в связи с принятием ФЗ от 29.12.2010 (вступ. С 01.01.2013г.)
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсоваяпо уголовно-процессуальному праву.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность и содержание надзорного производства в уголовном        процессе.

    1. Понятие надзорного производства
    2. Основные черты надзорного производства
    3. Пределы рассмотрения дела в суде надзорной инстанции

Глава 2. Производство в суде надзорной инстанции.

2.1 Порядок рассмотрения  дела в надзорной инстанции

2.2 Основания  для отмены или изменения судебных  постановлений в порядке надзора

2.3 Надзорное  и кассационное производство: сходство и различие в связи с принятием ФЗ от 29.12.2010 (вступ. С 01.01.2013г.)

Заключение

Список использованных источников     

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Особенность правовой системы  Российской Федерации, а может  быть, ее уникальность, заключается  в том, что она предусматривает  возможность пересмотра судебного  решения, вступившего в законную силу, не только в порядке возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, как это принято в других правовых системах, но и в порядке судебного надзора вышестоящего суда за деятельностью нижестоящих судов, по достаточно широкому кругу оснований.

В уголовном  судопроизводстве институт надзорного производства функционирует почти  девять десятилетий и за этот период зарекомендовал себя как достаточно эффективное внутригосударственное  средство правовой защиты законных прав и интересов граждан.

Как известно, Конституционный  Суд РФ, проверяя конституционность  отдельных процессуальных норм, регламентирующих производство в надзорной инстанции, неоднократно констатировал соответствие в целом института надзорного производства Конституции РФ, которая на территории Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. В связи с этим представляются совершенно неактуальными и беспочвенными имеющие порой место рассуждения о бесперспективности стадии надзорного производства в уголовном судопроизводстве.

Глава 48 УПК  РФ, регламентирующая порядок производства по уголовным делам в надзорной  инстанции, вступила в действие с 1.01. 2003 г.

Целью данной курсовой работы является изучение производство в суде надзорной инстанции.

Исходя из выше поставленной цели курсовой работы, можно определить следующие задачи:

- рассмотреть  понятие надзорного производства  и его основные черты;

- изучить пределы  надзорного производства;

- разобрать  порядок рассмотрения дел в   надзорного производства и основания для отмены или изменения судебных постановлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и содержание надзорного производства в уголовном процессе. Его отличие от апелляционного и  кассационного производства.

1.1 Понятие  надзорного производства

 

Надзорное производство - это самостоятельная стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий  суд по жалобам подозреваемого, обвиняемого, осужденного, оправданного, их защитников или законных представителей, потерпевшего, его представителя или по представлению прокурора проверяет законность и обоснованность вступившего в законную силу приговора (определения, постановления) суда первой инстанции, а также судебных решений, вынесенных судами апелляционной и кассационной инстанций или нижестоящим судом надзорной инстанции.1

В апелляционном  порядке проверяются законность, обоснованность и справедливость решения  мирового судьи лишь в той части, в которой оно обжаловано.

Кассационная  жалоба, представление прокурора  рассматриваются в судебном разбирательстве суда кассационной (второй) инстанции. При этом в отличие от суда первой инстанции целью данного рассмотрения является проверка законности, обоснованности и справедливости постановленного судом первой инстанции или апелляционной инстанции приговора (иного судебного решения), не вступившего в законную силу.2

Предметом пересмотра в порядке надзора являются судебные решения, вступившие в законную силу. В действующей системе уголовно-процессуального  регулирования в качестве дополнительного  способа обеспечения правосудности судебных решений применяется пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу, который осуществляется в порядке надзора и в процедуре возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Поэтому предметом пересмотра может являться одновременно приговор, решение суда, рассматривавшего дело в апелляционном, кассационном порядке и даже в порядке надзора (если дело поступает в вышестоящую надзорную инстанцию).

Надзорное производство имеет своей задачей проверить решения нижестоящих судебных инстанций и внести в них необходимые изменения или отменить их, если при рассмотрении дела в любой из нижестоящих судебных инстанций было допущено существенное нарушение уголовно-процессуального или уголовного закона, что привело к постановлению незаконного, необоснованного или несправедливого судебного решения.

Пересмотр в  порядке надзора является важной гарантией права на судебную защиту, одним из способов защиты прав и  законных интересов участниками  уголовного судопроизводства со стороны обвинения и со стороны защиты.

Очевидно, что  пересмотр в порядке надзора, который может иметь место  в Верховных судах субъектов  Федерации и в Верховном Суде РФ, имеет важное значение для судей  всех судов, поскольку в решениях судов надзорных инстанций обосновывается вывод о допущенных по делу нарушениях закона и путях их исправления.3

В УПК существенно  изменен порядок надзорного производства по сравнению с УПК РСФСР. По УПК  РСФСР не был ограничен круг лиц, которые могли обратиться с заявлением, жалобой, письмом к соответствующим должностным лицам в прокуратуре или суде, которым было предоставлено право вынесения протестов. Поскольку опротестование вступивших в законную силу судебных решений зависело от усмотрения лиц, которым было предоставлено право принесения надзорных протестов, граждане - участники процесса не имели права непосредственного обращения в суд с жалобой на приговор или иное судебное решение. Свои жалобы или обращения они адресовали должностным лицам, имевшим право принесения протеста.4

Для характеристики надзорного производства и его места  в системе судебной защиты прав граждан  надо иметь в виду соотношение  понятий «вступившее в законную силу судебное решение» и «окончательное судебное решение».

В первом случае речь идет о моменте, с которого решение считается вступившим в законную силу и подлежит исполнению (ст. 390 УПК). Во втором - о судебной инстанции, после рассмотрения в которой приговор или иное судебное решение является «окончательным» и не может быть пересмотрен в апелляционном или кассационном порядке.

Момент вступления в законную силу приговора, определения  и постановления суда (судьи) указан в ст. ст. 390, 391 УПК. Вступившее в законную силу судебное решение обязательно  к исполнению (ст. 392 УПК).

По УПК решение  кассационной инстанции об оставлении приговора (или иного обжалуемого  судебного решения) без изменения, а жалобы или представления без  удовлетворения (п. 1 ч. 1 ст. 378 УПК) означает вступление приговора в законную силу.

По УПК с  надзорной жалобой на вступившее в законную силу судебное решение могут обращаться лица, выступавшие в качестве стороны на предыдущих стадиях судебного разбирательства. Это могут быть осужденный, оправданный, их защитник или законный представитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик. Надзорные представления могут приносить прокуроры, указанные в ст. 402 УПК.

Сам факт принесения надзорной жалобы или представления  не обязывает внести дело на рассмотрение соответствующей надзорной инстанции. По терминологии закона надзорная жалоба и надзорное представление - это лишь ходатайство перед судом о принятии дела на рассмотрение. Следует подчеркнуть, что надзорное представление прокурора не имеет каких-либо преимуществ перед надзорной жалобой других участников. В этом одно из проявлений принципа равенства сторон в праве на обжалование вынесенного решения. Ходатайство о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения может касаться одного из них (например, приговора) или нескольких судебных решений (например, приговора и определения кассационной инстанции).

В ч. 1 ст. 402 УПК  субъектом принесения представления  в надзорную инстанцию назван прокурор, а не государственный обвинитель. Это означает, что представление  в суд надзорной инстанции  может вносить и прокурор, который не участвовал в рассмотрении данного уголовного дела в качестве государственного обвинителя. Это правило обусловлено единством и централизацией прокуратуры, что дает возможность вышестоящему прокурору участвовать в соответствующей надзорной инстанции.

Судья должен решить, может ли представление (как и  жалоба) быть поводом к возбуждению  надзорного производства или в этом следует отказать.

Отказ в возбуждении  надзорного производства требует решения  судьи, выносимого в форме постановления. Это постановление может быть обжаловано председателю или заместителю этого суда.5

Изменен и порядок  рассмотрения дела в суде надзорной  инстанции, где по своему желанию, а  не по усмотрению суда могут участвовать  лица, подавшие жалобы, а также лица, чьих интересов касается жалоба или представление.

Задачи и  значение производства в надзорной  инстанции во многом совпадают с  задачами и значением кассационного (и апелляционного) производств.

Рассмотрение  уголовных дел в надзорной  инстанции призвано служить важной процессуальной формой надзора за судебной деятельностью, осуществляемого Верховным Судом РФ, верховными судами республик и иными судами субъектов Федерации и соответствующими военными судами, что дает возможность этим судам осуществлять руководство судебной практикой с целью обеспечения ее единства на основе точного применения судами закона при соблюдении принципа независимости судей, подчинения их Конституции РФ и федеральному закону. Все это важно для обеспечения конституционного принципа: «Все равны перед законом и судом» (ч.1 ст. 19 Конституции РФ).

Возможность обжалования  вступивших в законную силу судебных решений и рассмотрение уголовных  дел в порядке надзора - существенная гарантия прав и законных интересов  личности в уголовном судопроизводстве.

Наличие в уголовном процессе рассматриваемой стадии процесса позволяет обеспечить осуществление судебного надзора за правосудностью также тех судебных решений, которые (по тем или иным причинам) не рассматривались в кассационном (или апелляционном) порядке, а равно обеспечить названный надзор за кассационными определениями и решениями, принятыми в порядке надзора. Таким образом, в порядке надзора может проверяться правосудность значительно большего круга судебных решений, чем в кассационном порядке.

Производство  в надзорной инстанции содействует законности, единообразию кассационной практики, которой принадлежит важная роль в обеспечении законности при осуществлении правосудия судами первой инстанции.

Единство (в  своей основе) задач производства в кассационном и надзорном порядке обусловливает наличие существенно общего, присущего этим стадиям процесса, что проявляется: в единстве оснований отмены и изменения приговоров в названных стадиях; наличии запрета преобразования к худшему; единстве (за определенным исключением) круга субъектов, пользующихся правом на принесение кассационных и надзорных жалоб6.

Надзорное и  кассационное производства имеют и  существенные отличия, в числе которых:

а) предмет проверки: в первом случае - вступивший в законную силу судебный акт, во втором - не вступивший;

б) в кассационном (апелляционном) производстве дело может  быть рассмотрено только один раз, в  то время как в порядке судебного  надзора возможно неоднократное  рассмотрение дела в различных инстанциях.

в) в надзорных  инстанциях действует ревизионное начало, в кассационном порядке оно значительно ограничено;

принесение  кассационной жалобы (представления), если это сделано в соответствии с требованиями УПК, обязывает рассмотреть  данное уголовное дело судом кассационной инстанции, как бы «автоматически» переносит рассмотрение уголовного дела из суда первой в суд второй инстанции.7 Рассмотрению же уголовного дела судом надзорной инстанции предшествует рассмотрение надзорной жалобы (представления) компетентным судьей, который имеет, по существу, право признать, что в данном случае оснований для рассмотрения уголовного дела в надзорном порядке нет. Таким образом, сам факт принесения надзорной жалобы, представления (надлежаще составленных, надлежащим лицом и в надлежащий суд) еще не означает, что по этой жалобе (представлению) состоится рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции. Указанное выше не дает достаточных оснований расценивать производство в надзорной инстанции как исключительную стадию процесса.

Информация о работе Производство в суде надзорной инстанции