Доказательства в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать процесс доказывания по уголовному делу.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и содержание теории доказательств в уголовном процессе России;
2. Дать определение доказательственному праву;
3. Выяснить, какие вопросы при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию;
4. Рассмотреть точки зрения ученых на предмет доказывания и методологические основы теории доказывания;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ - 2

ГЛАВА I. Понятие, содержание, предмет, методологические основы теории доказывания - 4

Понятие и содержание теории доказательств в
уголовном процессе - 4
Предмет доказывания, точки зрения ученых на
предмет доказывания - 7
Методологические основы теории доказывания - 25

ГЛАВА II. Доказательства в уголовном процессе России - 34

2.1. Доказательства в уголовном процессе России - 34
2.2. Классификация доказательств - 38
2.3. Процесс доказывания - 43
2.4. Виды доказательств - 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 71

СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

Будучи не только мыслительной, но и практической деятельностью, доказывание  подвергается детальной законодательной  регламентации, которая составляет его юридическую сторону, или  процессуальную форму. Соблюдение процессуальной формы доказывания обеспечивает:

- наиболее целесообразный  порядок познания истины по  делу, поскольку в процессуальных  правилах доказывания сконцентрирован  многовековой опыт судопроизводства, нашли отражение оптимальные  способы познания обстоятельств уголовных дел;

- защиту прав и законных  интересов участников судопроизводства;

- удостоверение (фиксацию) результатов доказательственной  деятельности, которая создает условия  для проверки собранных доказательств  и на этой основе достоверного  познания обстоятельств дела не только субъектом доказывания, непосредственно собирающим доказательства, но и вышестоящими процессуальными инстанциями (прокурором, судом) и другими участниками уголовного судопроизводства. Удостоверительная деятельность субъекта доказывания включает: составление протоколов следственных действий, привлечение понятых, использование технических средств фиксации доказательственной информации (аудио-, видеозапись и т.д.). Поскольку всякое уголовное дело обязательно завершается тем или иным официальным решением, принятие которого к тому же нередко должно укладываться в установленные законом сроки, доказывание также имеет срочный характер. При этом оно всегда должно приводить к обоснованию определенного вывода относительно обстоятельств, которые должны служить фактическим основанием для вынесения решения по делу. С учетом изложенного, полагаем, что "доказывание - это регламентированная Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации непосредственная и опосредованная познавательная и удостоверительная деятельность по собиранию, проверке и оценке дознавателем, следователем, прокурором и судом доказательств в целях установления истины об обстоятельствах, наличие которых необходимо для правильного разрешения дела".

Точки зрения ученых на предмет доказывания. Предмет доказывания составляют лишь конкретные фактические обстоятельства прошлого и настоящего. Доказывание не включает оценку уже установленных обстоятельств с точки зрения юридической квалификации, а ограничивается только их фактической сущностью. Оно не направлено на обоснование юридических признаков событий, как это имеет место, например, при квалификации преступления. Вместе с тем доказывание предполагает в первую очередь оценку устанавливаемых обстоятельств с точки зрения их достоверности, то есть соответствия действительности. К понятию фактических обстоятельств относятся не только сами факты, понимаемые как некие материальные фрагменты реальности (факт нанесения побоев, факт смерти, факт психического расстройства и т.д.), но также их связи, отношения, закономерности. Так, например, может доказываться возможность наступления общественно опасных последствий деяния; способность обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими вследствие факта наличия у него психического расстройства и др.

Фактические обстоятельства уголовного дела требуют исследования с помощью практических действий, направленных на получение доказательственной информации. Процессуальное доказывание  не ограничивается одной лишь мыслительной деятельностью, умозаключениями, а включает в себя деятельность по собиранию и проверке доказательств. Таким образом, оно имеет не только познавательную (гносеологическую), но и практическую сторону1.

В УПК РФ (ст.85) законодательное определение термина "доказывание" отсутствует. В данной статье лишь говорится, что доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, предусмотренных ст.73 УПК.

Статья 85 действующего УПК  Республики Узбекистан, введенного в действие 1 апреля 1994 года, определяет, что доказывание осуществляется не в целях установления обстоятельств, а с целью установления истины об обстоятельствах, имеющих значение для дела. Последнее определение многими авторами представляется  юридически наиболее содержательным, в связи с чем, по их мнению,  его желательно заимствовать для включения в УПК России.2

В литературе также единой дефиниции не выработано. Так, одни полагают, что доказывание - это деятельность познавательная и удостоверительная компетентных государственных органов, среди которых традиционно называют и суд, но также традиционно не упоминают адвоката3.

Другие авторы определяют доказывание как "регулируемую законом  деятельность, состоящую в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу по УПК"4.

По мнению третьих, доказывание - это урегулированная законом  деятельность по установлению и обоснованию  обстоятельств уголовного дела, на основе которых может быть разрешен вопрос об уголовной ответственности1.

Четвертые пришли к выводу о том, что доказыванием в уголовном  процессе (уголовно-процессуальным доказыванием, доказыванием по уголовному делу) называется регламентированная законом деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокурора и суда при участии других участников уголовного судопроизводства по собиранию, проверке и оценке сведений (фактических данных) об обстоятельствах, установление которых необходимо для правильного разрешения дела2.

Анализируя доказывание  как процесс, необходимо заметить, что  оно является важной составной частью уголовно-процессуальной деятельности, обеспечивая информационную базу расследования, ее возникновение, развитие и закрепление. Но несмотря на огромное значение для уголовно-процессуальной деятельности определения понятия доказывания, в действующем уголовно-процессуальном законодательстве оно отсутствует. Однако от правильного употребления термина зависит "узнаваемость" директивы, а присутствие множества терминологических единиц вносит, как правильно подметил В.М. Савицкий в одной из своих работ, "сумятицу в правоприменение".

При анализе вышеизложенных суждений о понятии доказывания  нельзя не видеть того, что в них  не говорится о том, что доказывание - это непосредственная и опосредованная уголовно-процессуальным законом познавательная и удостоверительная деятельность лица, ведущего производство по уголовному делу.

 

    1. Методологические основы теории доказывания

 

Основным звеном процессуальной деятельности органов  дознания, следствия и суда по расследованию и судебному разбирательству  уголовных дел, является доказывание обстоятельств, совокупность которых составляет  предмет исследования по данному делу.

Познание истины  в  процессе доказывания  есть частный случай познания  объективной действительности. Известно, что предметом познавательной деятельности человека могут быть как общие закономерности природы, общества, мышления так и частные явления, предметы, факты, обстоятельства. Общие закономерности процесса познания независимо от предмета познания позволяют считать, что и деятельность органа расследования  по установлению события  преступления во всех деталях, является частным случаем познания неизвестного; переход от незнания к знанию.

Постижение человеком объективной действительности  осуществляется путем чувственного познания и логического (рационального) мышления.

Рассматривая доказывание  как процесс установления истины, т.е. процесс познания, мы должны исходить из положения всеобщности процесса познания, из того, что нет и не может быть специфического судебного познания истины1.  Следователь, лицо, производящее дознание, судья, устанавливая при помощи доказательств обстоятельства дела, точно так же, как и в любых других  областях человеческой деятельности осуществляют переход от чувствительного  восприятия отдельных фактов, признаков свойств тех или иных  объектов, играющих роль доказательства, к логическому осмыслению воспринятого, к рациональному мышлению. Будучи одной из разновидностей всеобщего процесса познания, выражая все его существенные черты, процесс установления истины при расследовании уголовных дел имеет и свои особенности. Они определяются прежде всего тем, что предметом познания служат общественные отношения, а также “даже общественные свойства вещей  выступают в качестве продукта и выражения определенных общественных отношений, поскольку и понятие об общественных  явлениях есть, как правило, чрезвычайно отвлеченные понятия, образующиеся в результате абстрагирования от вещей и их чувствительно-воспринимаемых свойств”1.

В уголовном процессе предмет судебного исследования (т.е. всей деятельности органов дознания, следствия, суда и экспертных учреждений, преследующих цель установить истину по конкретному делу, составляют такие  события, поступки людей, в отношении которых существует предположение, что они общественно опасны, преступны. Специфический характер, прежде всего, проявляется в ограниченности предмета судебного исследования  теми фактами, которые имеют существенное значение для дела, т.е. предметом доказывания. Ни следователь, ни суд не могут произвольно определять предмет своего исследования.

Весьма важно также  отличие и в задачах или  целях исследования. Перед следователем или судьей стоит задача узкопрактическая - решение конкретного дела, а само это решение представляет собой определенный, заранее обусловленный законом вид государственной деятельности борьбы с преступностью.

Предмет судебного исследования, т.е.  предмет доказывания по конкретному  делу, и цели его определяют  условия  судебного исследования, которые могут быть сформулированы следующим образом:

а) ограниченность сроков исследования;

б) необходимость принятия решения;

в) использование в  качестве средств исследования лишь тех, которые предусмотрены законом  или основаны на законе;

г) проведение исследования только определенными, специально уполномоченными  на то лицами.

Следует отметить, что  авторы, касающиеся в той или иной степени характеристики судебного  исследования, не берут под сомнение  обычность самого процесса познания истины по уголовным делам. Так Старченко А.А. пишет: ”Как и всякое познание, исследование обстоятельств уголовного дела протекает по законам познания, с соблюдением логических правил и способов раскрытия истины”1.

Условия, в которых  протекает процесс собирания, исследования и оценки доказательств, осложняются тем, что предмет доказывания единичен по своему существу, неповторим.  А.М.Ларин пишет: “Ни в одной области познания, кроме доказывания по уголовным делам, исследователю не противостоит субъект, кровно заинтересованный в неудаче исследования, порой еще неизвестный и не брезгующий никакими средствами”2.

Так отмеченные особенности  познавательной деятельности следователя  при собирании, исследовании и оценки им доказательств по уголовным делам  не затрагивают существа процесса познания истины, последний начинается с восприятия отдельного, частного, внешнего, т.е. чувственного познания, и затем восходит к абстрактному мышлению, к познанию сущности.

Большинство авторов  считают, что т.к. предмет познания следователя - преступление, событие прошлого, то последний лишен возможности воспринимать его непосредственно3. Следователь воспринимает лично только сведения о фактах, составлявших событие преступления, а сами факты, как события преступления, для следователя и судьи в момент судебного разбирательства всегда уже лежат в прошлом и поэтому не могут быть восприняты непосредственно.

Иную точку зрения высказывали  В.Я.Дорохов и др., полагающие, что некоторые факты  преступления доступны непосредственному  восприятию исследователя. К числу таких фактов относятся некоторые факты, касающиеся последствий совершенного преступления, имеющие материальный характер: отдельные продукты преступной деятельности (например, фальшивые денежные знаки); некоторые предметы преступного посягательства (например, похищенные вещи и пр.); факты характеризующие личность преступника (внешность, рост и т.п.)1.

Бесспорно, что событие  преступления к моменту его расследования  находится  уже в прошлом и  факты, его составляющие не могут  быть объектом непосредственного восприятия следователя и суда. Однако событие преступления не исчерпывает предмет доказывания и из невозможности непосредственно воспринять его при собирании, исследовании и оценки доказательств еще нельзя делать вывод  о невозможности непосредственного восприятия предмета судебного исследования. Ряд фактов, входящих помимо события преступления в состав предмета доказывания, доступен для непосредственного восприятия их следователем  и судом. К ним могут относится: последствия преступления; признаки совершения преступления данным лицом; орудия и средства, при помощи которых было совершено преступление; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления; обстоятельства, относящиеся к личности субъекта преступления и др.

Все эти факты относятся к категории доказательств и признание возможности их чувственного познания имеет принципиальное значение, как подтверждение всеобщности процесса познания. Чувственное познание пронизывает все фазы собирания, исследования и оценки доказательств. В одних случаях (например, при собирании доказательств) оно играет большую роль, в других (например, при оценке доказательств, когда на первый план выступает логическое мышление) - меньшую, однако оно носит всеобщий характер.

 В процессе доказывания   следователь и суд, применяют многообразные методы собирания, исследования  и оценки доказательств. Эти  методы в практической деятельности по расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел основываются на положении ряда наук, в первую очередь наук юридических. При этом следует отметить, что необходимо четко различать методы науки и методы практической  деятельности, основанной на положениях этой науки.

Метод - в широком смысле - это способ подхода к действительности. Метод - это способ познания, изучения, исследования явлений природы и общественной жизни, способ достижения какой-либо цели, решения задачи1.

Действительное познание - это процесс перехода от незнания к неполному знанию, а от него - к  знанию, более полному. Это  процесс непрерывного стремления к истине. Всякий процесс познания независимо от того, в какой сфере человеческой деятельности он протекает подчиняется наиболее общим законам познания - законам диалектики, выражающим самые общие и существенные связи и отношения объективной действительности. Поскольку законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи любой форме движения всей материи - развитию природы, общества, мышления, - поскольку диалектический метод является единственным всеобщим методом познания, равно применимым во всех разновидностях процесса познания и в науке, и в практике. По этому поводу Н.Х.Вахтомин пишет: “Законы, раскрываемые конкретной наукой, относятся только к данной форме движения материи и не распространяются на другую... Наряду с этим есть законы, которые относятся ко всем без исключения формам движения материи, да и не только материи. Они одновременно являются и законами познания... Наиболее полное, всестороннее и глубокое  научное выражение эти законы  получили в диалектике”2.

Информация о работе Доказательства в уголовном процессе