Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Таможенные платежи, взимаемые с организации или физического лица, образуют значительную долю доходной части бюджета Российской Федерации. Между тем в последние годы продолжает оставаться на недопустимо высоком уровне ввоз и вывоз из страны различных предметов с уклонением от уплаты этих платежей, как организациями, так и физическими лицами.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1 История развития отечественного законодательства об уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей 5

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика уклонения от уплаты таможенных платежей 17

2.1. Объект и предмет уклонения от уплаты таможенных платежей 17

2.2. Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей 20

2.3. Субъект уклонения от уплаты таможенных платежей 21

2.4. Субъективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей 23

2.5. Квалифицированные виды уклонения от уплаты таможенных платежей 25

Глава 3 Разграничение уклонение от уплаты таможенных платежей от схожих видов состава преступления и административно наказуемых нарушений таможенных правил. 28

3.1. Разграничение уклонение от уплаты таможенных платежей от схожих видов состава преступления 28

3.2. Соотношение уголовно-наказуемого уклонения от уплаты таможенных платежей и административно наказуемых нарушений таможенных правил. 53

Файлы: 1 файл

ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ!!!!!!!!!!!!! (Автосохраненный).docx

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Сложности разграничения  данных составов со многом возникают  в связи с тем, что некоторые  статьи, предусматривающие ответственность  за совершение этих преступлении, содержат бланкетные диспозиции, для толкования которых необходимо учитывать ряд  предписании таможенного законодательства, а так же сложившуюся судебную практику по этим делам.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что преступление, предусмотренное ст. 194 УК РФ чаще всего  конкурирует с деянием ст. 188 УК РФ – контрабанда. Сложность решения  конкретных вопросов уголовно-правовой оценки, возникающих в процессе исследования и судебного рассмотрения уголовных  дел о таможенных преступлениях вытекает из несовершенства их конструкции, что затрудняет их отграничение друг от друга и от административных правонарушений.

НЕОБХОДИМО  ПРОПИСАТЬ ОТЛИЧИЯ

Уклонение от уплаты таможенных платежей редко происходит в «чистом  виде». Как правило, исследуемое  деяние связано с совершением  ряда преступлений, соединенных с: дачей  взятки (ст. 291 УК РФ), получением взятки (ст. 29о УК РФ), легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путём (ст. 174 и ст. 1741 УК РФ), подделкой, изготовлением или сбыта поддельных документов, государственных штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ), злоупотреблением должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), должностным подлогом (ст. 292 УК РФ) и другими деяниями.

НЕОБХОДИМО  ПРОПИСАТЬ ОТЛИЧИЯ ОТ МОШЕННИЧЕСТВА 

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемое преступление совершается путём не исполнения субъектом внешне0экономической  деятельности возложенной на него законом  юридической обязанности уплатить соответствующие таможенные платежи. Исходя из этого, объективная сторона  деяния, предусмотренного ст. 194 УК РФ выражается :

  • В совершении действий, направленных на необоснованное освобождение от таможенных платежей или их занижение путём заявления в таможенной декларации или иных документах(транспортные, товаросопроводительные и иные документы, необходимые для производства таможенного контроля), необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме(сведения о товаре, о коде товаров, о сроках и так далее), таможенной стоимости, либо стране происхождения товара и транспортных средств или заявление иных недостоверных сведении, дающих основания для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера.
  • В совершений действий, направленных на возврат уже уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений или их невозвращений, либо возвращений не в полном объеме без надлежащих оснований путем предоставления таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения
  • Неуплате таможенных платежей таможенному органу в порядке, размерах и сроки, определяемые законодательством России или таможенными органами в пределах полномочий, предоставленных им законодательством , если такая неуплата произошла без уважительной причины, тое есть при реальной возможности их уплатить(неуплата таможенных платежей по независящим от воли лица обстоятельствам, лишившим его возможности уплатить таможенные платежи в установленный срок, субъективной стороны данного преступления не образует).Нарушение сроков уплаты таможенных платежей – это неуплата таможенных платежей до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока её подачи. В некоторых случаях лицу, обязанному уплатить таможенные платежи представляется отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей. Такое решение принимается таможенным органом, производящим таможенное оформление. Отсрочка или рассрочка не должна превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

Преступление считается оконченным с момента:1) когда виновный обманным путём получил полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей;2)неправомерного возврата таможенных платежей;3)неуплаты таможенных платежей в установленные сроки;

Таким образом объективная  сторона уклонения от уплаты таможенных платежей – деяние в форме бездействия(неправомерное  уклонение от уплаты таможенных платежей, нарушение сроков уплаты таможенных платежей), так в форме действия(направленные на возврат таможенных платежей; получение  выплат и иных возмещении либо их невозвращение  без надлежащих основании; действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение; либо обращение в таможенные органы о предоставление отсрочки или рассрочки  уплаты таможенных платежей без намерении  исполнить взятые на себя обязательства  к установленным срокам, или заведомое  предоставление ложных гарантии третьих  лиц об обеспечении уплаты таможенных платежей).

 

Находясь в группе экономических  преступлений, состав, предусмотренный  ст. 194 УК РФ, входит в блок таможенных преступлений. Наиболее близок к уклонению  от уплаты таможенных платежей состав контрабанды. Очень часто эти  деяния совершаются в совокупности, что создает трудности в их разграничении. К сожалению, до настоящего времени нет единой оценки о соотношении  этих двух составов. Условно утверждения, которые выдвигаются и отстаиваются и научными работниками, и практикам, можно свести примерно к следующему:

  • контрабанда «поглощает» состав преступления, предусмотренный ст. 194 УК РФ;
  • уклонение от уплаты таможенных платежей является специальной нормой по отношении к контрабанде, и поэтому «поглощает» ее.

Аргументация  приводится самая разнообразная. Однако, на наш взгляд, верна точка зрения, согласно которой контрабанда и  уклонение от уплаты таможенных платежей хотя и входят в одну группу таможенных преступлений, являются, по сути, разными  составами преступлений, ни одно из которых не исключает друг друга. Различия мы можем установить по объекту, объективной стороне и субъекту.

Как уже  было сказано ранее, объектом уклонения  от уплаты таможенных платежей являются общественные отношения, связанные  с уплатой таможенных платежей, поступающих  в федеральный бюджет, взимаемых  с юридических и физических лиц. В случае совершения уклонения от уплаты таможенных платежей нарушаются интересы государства в финансовой сфере - в области формирования федерального бюджета, наносится ущерб в виде невозможности выполнения государством финансовых обязательств, расходной  части бюджета в связи с  полным или частичным отсутствием  денежных средств, нанесения ущерба экономической безопасности государства.

У контрабанды объект иной. «Если  видовой объект контрабанды составляют общественные отношения в сфере  организации экономической деятельности, то ее непосредственным объектом является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации». Подтверждением этому является включение в состав контрабанды, предусмотренный ч. 2 ст. 188 УК РФ, предметов, практически никак не влияющих на экономику страны и сбор таможенных платежей, но в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, например, наркотических средств, радиоактивных веществ, вооружения, стратегически важных сырьевых товаров, культурных ценностей.

Различен также предмет преступлений, предусмотренных 188 и ст. 194 УК РФ. Так, если предметом ст. 194 УК РФ является таможенные платежи, то предметом контрабанды  является чрезвычайно широкий набор  товаров и предметов. Кроме товаров, не изъятых из гражданского оборота, сюда входят т предметы, в отношении  которых установлены специальные  вила перемещения через таможенную границу РФ: ядовитые вещества, оружие и т.п., а также денежные средства (как правил валюта), изделия из драгоценных  металлов и т.п. В отличие предметов  контрабанды, таможенные платежи взимаются  не такого широкого круга предметов - из него, например, исключены денежные средства, наркотические средства. «Предмет уклонения от уплаты таможенных платежей распространяется только на таможенные платежи и, соответственно, товары и транспортные средства, разрешенные  к ввозу и вывозу при условии  уплаты этих платежей».

Кроме того, если брать исключительно  товар, подлежащий налогообложению, то законодатель также установил разные критерии признания деяния преступным. Контрабанда носит уголовный  характер, если стоимость перемещаемого  товара представляет собой крупный  размер, т.е., согласно примечанию к  ст. 188 УК РФ, будет превышать двести пятьдесят тысяч рублей. Привлечение  к уголовной ответственности  за совершение уклонения от уплаты таможенных платежей возможно в том  случае, если размер неуплаченных таможенных платежей также будет иметь место в крупном размере. Но в данном случае крупный размер должен быть в два раза больше и превышать пятьсот тысяч рублей. Иными словами, в первом случае при определении преступности законодатель отталкивается от стоимости предмета контрабанды, а во втором - от размера подлежащих уплате таможенных платежей. В итоге складывается парадоксальная ситуация: в ряде случаев за одни и те же действия можно привлечь к уголовной ответственности за контрабанду, являющуюся более тяжким преступлением, и невозможно привлечь за неуплату таможенных платежей, только исходя из суммы причиненного ущерба, а не объекта и предмета преступления5.

Таким образом, контрабанда и уклонение  отг уплаты таможенных платежей не совпадают ни по объекту, ни пю предмету.

Фактически  круг субъектов контрабанды we определен - им может являться любое вменяемое физическое: лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, т.е. 16 лет. В ч. 3 ст. 188 УК РФ определен также дополнительно и специальный субъект -должностное лицом, совершающее преступление с использованием своего служебного положения. Дополнительных признаков субъекта не имеется.

По сравнению с контрабандой, круг лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности  за совершение преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, более узок. По нашему мнению, субъектом уклонения от уплаты таможенных платежей может быть только лицо, которое  является полностью дееспособным, каковым  оно становится с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста (за исключением особо оговоренных  в законе случаев). Во-вторых, определяющим значением для возможности привлечения  физического лица к уголовной  ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей является гражданство, либо его участие в  работе организации, созданной в  соответствии с законодательством  Российской Федерации. Субъектом данного преступления не может быть иностранный гражданин и апатрид, а также сотрудник иностранной организации, которая от своего имени перемещает товар через таможенную границу Российской Федерации (за исключением некоторых случаев). В-третьих, субъектом уклонения от уплаты таможенных платежей является не любое лицо, перемещающее товар через таможенную границу, а только такое, в обязанности которого входила уплата таможенных платежей.

Контрабанда таких обязательных признаков  не содержит, поэтому не все лица, которые могут быть привлечены к  уголовной ответственности за совершение контрабанды, могут быть подвергнуты  уголовному преследованию за уклонение  от уплаты таможенных платежей.

Основными элементами объективной  стороны являются деяние, последствие  и причинно-следственная связь между  ним Кроме того, важную роль играют место, время и способ совершения преступления.

Кроме того, конструкция контрабанды  и уклонения от упла таможенных платежей разная - контрабанда относится к  преступлениям с формальным составам, уклонение от уплаты таможенных платежей - с материальным, в последнем  случае необходимо наличие преступных последствий в виде неуплаченных таможенных платежей.

Контрабанда может совершаться  только путем действия. Путем бездействия  она невозможна, ибо, исходя из диспозиции ст. 188 УК РФ, данное преступление представляет собой в первую очередь перемещение  через таможенную границу Российской Федерации. Уклонение от уплаты таможенных платежей может совершаться как  действием, так и бездействием.

Для признания лица виновным в совершении контрабанды необходимо наличие  двух обязательных признаков в способе  совершения преступления:

а) перемещение товара (предмета) через таможенную границу РФ;

б) такое перемещения должно быть сопряжено либо с нарушением правил прохождения таможенного контроля, либо с использованием поддельных документов (средств таможенной идентификации, либо с нарушением правил декларирования).

При уклонении  перемещения как такового может  и не быть, либо оно давно завершено, например, при изменении таможенного  режима. Более того, в уклонении  от уплаты таможенных платежей перемещение  через таможенную границу Российской Федерации может иметь полностью  легальный характер. Например, товар  ввезен по подлинным документам, а  таможенное оформление во внутренней таможне происходит по поддельным документам с измененными количественными  и качественными характеристиками товара. Также могут отсутствовать  признаки, указанные в качестве обязательных в ст. 188 УК РФ, например, при явно выраженном отказе уплатить таможенные платежи. Поэтому можно отметить, что круг способов уклонения от уплаты таможенных платежей шире, чем при  контрабанде. Уклонение при этом может исключать способы, характерные  для контрабанды, но не все способы, которыми может совершаться уклонение  от уплаты таможенных платежей, упомянуты  в диспозиции состава контрабанды.

Объективная сторона контрабанды отличается от объективной стороны уклонения  от уплаты таможенных платежей по месту  и времени совершения преступления. В контрабанде в качестве обязательного  признака состава преступления выступает  место совершения преступления - таможенная граница Российской Федерации. Такого признака, как место, в составе  уклонения от уплаты таможенных платежей не имеется. Важное значение имеет и  момент совпадения совершения преступления с моментом перемещения через  таможенную границу Российской Федерации. В контрабанде эти понятия  идентичные. При уклонении от уплаты таможенных платежей такая жесткая  взаимосвязь не проводится. Уклонение  от уплаты таможенных платежей может  иметь место и при незаконном пересечении границы, но в случае перемещения в установленном порядке обязанность по уплате таможенных платежей возникает не с момента перемещения товара, а к моменту подачи таможенной декларации (либо к установленному сроку подачи таковой). Уклонение от уплаты таможенных платежей может происходить не в районе таможенной границы, а и во внутренних районах страны, в зоне деятельности внутренних таможен, в которых, собственно, и проводится таможенное оформление товара.

Информация о работе Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица