Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Таможенные платежи, взимаемые с организации или физического лица, образуют значительную долю доходной части бюджета Российской Федерации. Между тем в последние годы продолжает оставаться на недопустимо высоком уровне ввоз и вывоз из страны различных предметов с уклонением от уплаты этих платежей, как организациями, так и физическими лицами.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1 История развития отечественного законодательства об уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей 5

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика уклонения от уплаты таможенных платежей 17

2.1. Объект и предмет уклонения от уплаты таможенных платежей 17

2.2. Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей 20

2.3. Субъект уклонения от уплаты таможенных платежей 21

2.4. Субъективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей 23

2.5. Квалифицированные виды уклонения от уплаты таможенных платежей 25

Глава 3 Разграничение уклонение от уплаты таможенных платежей от схожих видов состава преступления и административно наказуемых нарушений таможенных правил. 28

3.1. Разграничение уклонение от уплаты таможенных платежей от схожих видов состава преступления 28

3.2. Соотношение уголовно-наказуемого уклонения от уплаты таможенных платежей и административно наказуемых нарушений таможенных правил. 53

Файлы: 1 файл

ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ!!!!!!!!!!!!! (Автосохраненный).docx

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Важным шагом в борьбе с таможенными  правонарушениями явилось принятие первого Уголовного кодекса РСФСР, введенного в действие с 1 июня 1922 г. Хотя УК РСФСР 1922 года специально не выделял  в качестве самостоятельного состава  преступления уклонение от уплаты таможенных платежей, но предусматривал в ст. 97 уголовную ответственность за контрабанду, которая входила в главу «Государственные преступления», в разделе 2 «О преступлениях  порядка управления»:

«Нарушение законов и обязательных постановлений о ввозе за границу  или провозе за границу товаров  карается -

принудительными работами на срок до трех месяцев, соединенными с конфискацией целиком или этих товаров или  части этих товаров или штрафом  до 300 рублей золотом.

Те же действия, совершенные в  виде промысла или совершаемые должностными лицами, или если участники их, совершая их в первый раз, были вооружены, или  если предметом провоза явились  предметы, указанные в статье 10 декрета  Совета Народных комиссаров от 17-го октября 1921 года (т.е. - оружие и боеприпасы, воинское снаряжение, летательные аппараты, средства связи, аннулированные ценные бумаги - авт.), караются -

лишением свободы на срок не ниже трех лет со строгой изоляцией  и с конфискацией всего или  части имущества или при отягчающих обстоятельствах, высшей мерой наказания. Впоследствии данная статья Постановлением ВЦИК РСФСР от 10 июля 1923 г. была изменена.

Что касается термина «таможенные платежи», то в ст. 110 ТК РФ 1993 года имелся раздел, посвященный данному вопросу, в  котором указывалось, что к таможенным платежам относилось следующее:

Статья 110. Таможенные платежи

  1. таможенная пошлина;
  2. налог на добавленную стоимость;
  3. акцизы;
  4. сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;
  5. сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
  6. таможенные сборы за таможенное оформление;
  7. таможенные сборы за хранение товаров;
  8. таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
  9. плата за информирование и консультирование;
  10. плата за принятие предварительного решения;
  11. плата за участие в таможенных аукционах.

1 января 1997 г. вступил в силу новый  Уголовный кодекс Российской  Федерации. В данном УК РФ  имелась статья, предусматривающая  ответственность за уклонение  от уплаты таможенных платежей - ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных  платежей». Диспозиция ч. 1 данной  статьи ничем не отличалась  от ч. 1 ст. 162-6 УК РСФСР, в связи  с чем к ней могли быть  предъявлены те же замечания.  Однако тяжесть предусмотренного  наказания была значительно снижена.  Считая, что данный деликт является  преступлением небольшой тяжести,  за его совершение законодатель  в качестве санкции за его  совершение предусмотрел штраф  в размере от пятисот до  семисот минимальных размеров  оплаты труда или в размере  заработной платы или иного  дохода осужденного за период  от пяти до семи месяцев  либо обязательные работы на  срок от ста двадцати до  ста восьмидесяти часов. Лишение свободы за его совершение не предусматривалось.

Необоснованно исключив признак особо крупного размера в качестве квалифицирующего, законодатель оставил признак повторное™ его совершения. Подтверждение факта  повторности совершения преступления в качестве отягчающего обстоятельства как квалифицирующего уже не требовало  своего подтверждения вступившим в  силу приговором. Теперь в качестве отягчающего обстоятельства, характеризующего криминальные наклонности преступника, был указан такой признак, как  «неоднократность». Замена такого квалифицирующего признака, как судимость за ранее  совершенное уклонение от уплаты таможенных платежей признаком неоднократности  была совершенно справедлива, так как  в преступной биографии субъекта могло быть несколько эпизодов, связанных  с совершением данного преступления, что говорило бы о его повышенной опасности, но при этом крайне вероятна ситуация, что ни за один из них он не был бы судим. Данный признак «неоднократность»  был предусмотрен в ч. 2 ст. 194 УК РФ. Соответственно, наказание за него предусматривалось в виде штрафа в размере от семисот до одной  тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода за период от семи месяцев до одного года, ареста на срок до шести месяцев, лишения  свободы на срок до двух лет. Несмотря на, то, что правонарушение, предусмотренное  ч. 2 ст. 194 УК РФ, являлось более общественно  опасным, законодатель по-прежнему посчитал, что и в этом случае данное криминальное деяние является преступлением небольшой  опасности, что позволяло лицам, его совершившим, уходить от уголовной  ответственности за его совершение (в т.ч. в связи с применением  сроков давности, актов амнистии и  пр.).

В данной редакции ст. 194 УК РФ просуществовала  примерно полтора года, когда Федеральным  законом РФ «О внесении изменений  и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 25 июня 1998 г. редакция статьи была значительно изменена. Так, изменения были внесены даже в ее название: «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица». Соответственно была изменена и диспозиция ч. 1 ст. 194 УК РФ, с добавлением указания субъекта - плательщика (платежей, взимаемых с организации или физического лица).

Был существенно  расширен и круг квалифицирующих  обстоятельств. Так, в ч. 2 ст. 194 УК РФ были указаны следующие отягчающие вину признаки:

а) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (совершенно новый признак, ранее не упоминавшийся ни в ст. 162-6 УК РСФСР, ни в ст. 194 УК РФ);

б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также ст.ст. 198 или 199 настоящего Кодекса (данный признак уже упоминался в ст. 162-6УК РСФСР, но законодатель расширил его, добавив налоговые преступления - ст. 198 УК РФ «Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды» и ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации». Причем, соответственно, имеющаяся судимость за совершение преступления, предусмотренного ст. 194, является отягчающим вину обстоятельством и при совершении преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199 УК РФ);

в) неоднократно (данный признак был предусмотрен ранее в ч.2 ст. 194 УК РФ);

г) в особо крупном размере (ранее имевшийся в ст. 162-6 УКРСФСР квалифицирующий признак, но нужно учесть, что особо крупный размер в редакции ст. 194 УК РФ 1998 года был в три раза выше, чем предусмотренный ст. 162-6 УК РСФСР, и составляет 3000 минимальных размеров оплаты труда).

Изменились и санкции за совершение рассматриваемого преступления. Так, совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 194 УК РФ (ред. 1998 года), наказывается штрафом  в размере от ста до трехсот  минимальных размеров оплаты труда  или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного  за период от двух до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет. Следовательно, законодатель по-прежнему отнес данное преступлении к категории небольшой тяжести. Однако совершение данного преступления с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 194 УК РФ) наказывается более  строго. За его совершение предусматривается  штраф в размере от пятисот  до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев  до одного года либо лишение свободы  на срок до пяти лет с лишением права  занимать определенные должности или  заниматься определенной деятельностью  на срок до трех лет или без такового. Таким образом, уклонение от уплаты таможенных платежей при отягчающих обстоятельствах относится к  категории преступлений средней  тяжести.

Кроме того, в отличие от ранее  действовавших норм, в примечании к ст. 198 УК РФ законодатель ввел норму, направленную на сбор бюджетных средств, ранее не поступивших в доход  государства вследствие совершения преступлений (уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей) в  виде неуплаченных платежей и налогов, согласно которой лицо, впервые совершившее  преступления, предусмотренные ст.ст. 194, 198 й 199 УК РФ, освобождается от уголовной  ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью  возместило причиненный ущерб.

Наглядное сопоставление трех указанных  уголовных норм представлено в сравнительной  таблице редакций статей УК, предусматривающих  ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей.

 

 

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика уклонения от уплаты таможенных платежей

2.1. Объект и предмет уклонения от уплаты таможенных платежей

В науке уголовного права  объектом преступления признается совокупность взятых под охрану уголовным законом  общественных отношении, на которые  направленно посягательство. Применительно  к уголовному праву они носят  объективный характер, иначе говоря, не зависят от сознания людей. Таковыми они являются и по отношению к  преступлению, которое посягает на объективно существующий объект, определенную реальность. Деяние не может признаваться преступлением, если оно не нарушает общественных отношении или не ставит их под угрозу нарушения. Таким образом, любое преступление всегда направленно  на уничтожение, нарушение или изменение  общественных отношений.

Объектом преступления как  общественных отношений неосязаем, он не доступен для непосредственного  воздействия. Особенности конкретного  преступления предопределяют механизм вредного воздействия на объект. Так, при уклонении от уплаты таможенных платежей разрывается связь между  государством в целом и одним  из его подразделений- таможней. Это  возможно вследствие того, что какая-либо организация или физическое лицо уклонилось от уплаты таможенных платежей.

Родовым объектом уклонения  от уплаты таможенных платежей являются общественные отношения в сфере  экономики, то есть охраняемая уголовным  законом система общественных отношении, возникающих поп поводу производства, принадлежности или иного оборота  материальных ценностей.

Значение родового объекта  уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или  физического лица, заключается в  том, что он позволяет определить типичную группу отношении, на которые посягает рассматриваемое преступление.

Видовой объект уклонения  от уплаты таможенных платежей, взимаемых  с организации или  физического  лица, может быть определен как  установленный государством порядок  осуществления предпринимательской  и иной экономической деятельности. Он даёт возможность выделить в пределах одной группы общественных отношении  сравнительно небольшие, специфические  группы отношений , общие для ряда сходных преступлении. Любое преступление в сфере экономики, в том числе  уклонение от уплаты таможенных платежей, в определенной степени представляет собой посягательство на экономические  интересы государства, организации  или физических лиц, связанные с  экономикой. Именно это свойство следует  иметь ввиду при ограничении  рассматриваемых преступлении от преступлений против собственности, которые хотя и нарушают интересы экономики, однако имеют иной объект –частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.

В науке уголовного права  нет единства взглядов по вопросу  о непосредственном объекте уклонения  от уплаты таможенных платежей. Большинство  авторов высказываются в пользу финансовых интересов государства. Другие относят данное преступление к группе деянии, посягающих на отношения  в сфере таможенного регулирования. Третьи - группа ученых, которые усматривают  два непосредственных объекта: отношения  в сфере внешнеэкономической  деятельности и финансовые интересы государства. Считаю, что уклонения  от уплаты таможенных платежей, взимаемых  с организации или физического  лица, сложный. Он состоит из основного  и дополнительно объекта. Основной - общественные отношения, обеспечивающие интересы государства в финансовой сфере по поводу формирования доходной части федерального бюджета за счет сбора таможенных платежей организации  и физических лиц. Дополнительный –  обеспечение государственного регулирования особой сферы экономической деятельности, связанной с экспортом, импортом или транзитом через таможенную территорию России товаров, полуфабрикатов, сырья.

В случае не поступления  в федеральный бюджет таможенных платежей в запланированном объеме и времени, объекту данного преступления причиняется вред в виде:

    1. Упущенной выгоды
    2. Невозможности выполнить государством финансовых обязательств расходной части бюджета в связи с полным или частичным отсутствием средств
    3. Нанесение ущерба экономической безопасности государства

Проблема предмета преступления в российской науке уголовного права  является наиболее спорным. В уголовно-правовом смысле предмет всегда вступает в  связи с конкретными общественными  отношениями. Применительно к уклонению  от уплаты таможенных платежей закон  предусматривает таможенные платежи  в государственный бюджет.

Предмет уклонения от уплаты таможенных платежей характеризуется  качественными и количественными  признаками. Качественные признаки состоят  в том, что предметом преступления являются таможенные платежи, определяемые в п. 1 ст.318 ТК РФ как таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы.

Количественный признак  предмета выражается в сумме неуплаченных таможенных платежей. При этом признаком  состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.194 УК РФ, является крупный размер. В соответствии с примечанием  к ст.194 УК РФ под крупным размером следует понимать уклонение, при  котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч  рублей. Квалифицирующим признаком  считается особо крупный размер (ч.2 ст.194 УК РФ), определенный в примечании в сумме один миллион пятьсот тысяч рублей. При отсутствии крупного размера уклонение от уплаты таможенных платежей не образует состава преступления, а квалифицируется как правонарушение в зависимости от обстоятельств дела по нормам КоАП РФ.

Исследования, проведенные  мной показали, что ученые выделяют следующие наиболее общие предметы преступления, предусмотренного ст.194 УК РФ:

  1. Ввозная и вывозная таможенная пошлина
  2. Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию
  3. Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию
  4. Таможенный сбор за таможенное оформление

2.2. Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей

Уклонение от уплаты таможенных платежей- это акт человеческого  поведения, который в силу своей  реальности не мыслим вне времени  и пространства, вне определенной внешней формы своего проявления. Поэтому такие объективные обстоятельства как способ, время, место, обстановка непременно сопутствуют совершению рассматриваемого преступления.

Информация о работе Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица