Уголовно-правовые особенности борьбы с терроризмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

На сегодняшний день терроризм по своим масштабам и колоссальной разрушающей силе превзошел всевозможные угрозы общественным отношениям, бросив вызов всему человечеству. Усиление процессов глобализации в мировом сообществе, развитие новых систем общественных отношений вместе с тем становятся потенциально опасными для всего человечества, поскольку связаны с такими опасными и явлениями как терроризм и экстремизм.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Особенности терроризма как уголовного преступления

1.1 История развития борьбы с терроризмом

1.2 Отграничение терроризма от смежных уголовно-правовых категорий

1.3 Нормативное регулирование антитеррористической деятельности в России

Глава 2. Уголовно-правовые особенности борьбы с терроризмом

2.1 Специфика уголовной ответственности за терроризм

2.2 Способы предупреждения терроризма

2.3 Проблемы организации борьбы с терроризмом на современном этапе

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 97.36 Кб (Скачать файл)

 

организация участковыми инспекторами милиции совместно с жилищными органами в жилом секторе городов и населенных пунктов, дежурств населения, народных дружин, частных охранных предприятий и служб безопасности, автовладельцев;

 

проведение разъяснительной работы среди жильцов, организация дежурства граждан и контроля за обстановкой возле жилого сектора участковыми инспекторами органов внутренних дел;

 

осуществление сотрудниками лицензионно-разрешительной системы периодических и внезапных проверок объектов разрешительной системы (мест хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, предприятий, организаций, изготовляющих и реализующих пиротехнические средства), атомной и энергетической промышленности, жизнеобеспечения и других объектов повышенной опасности;

 

служебный досмотр торговых точек, оптовых рынков и продукции, получаемой партиями, а также хранящейся в боксах, камерах хранения.

 

Специальные мероприятия представляют собой комплексные меры по предотвращению террористических актов. Широкомасштабные комплексные операции проводятся сегодня в крупных городах, регионах Российской Федерации, в том числе в Северо-Кавказском регионе. Особенность таких операций заключается в том, что они зачастую носят затяжной характер. Кроме сил милиции общественной безопасности в них участвуют сотрудники ОМОН, СОБР, уголовного розыска и т.д.

 

К данным операциям можно отнести[41] 
:

 

комплексные мероприятия профилактического характера под условными наименованиями "Вихрь", "Динамит", "Антитеррор" и др.;

 

крупномасштабные мероприятия, например "Вихрь-Антитеррор";

 

оперативно-служебный досмотр и обследование помещений и территорий вокзалов, аэропортов, парков, стадионов, концертных залов и других мест массового скопления людей перед проведением общегосударственных и спортивных мероприятий;

 

оперативно-служебный досмотр и обследование местности - улиц, дворов, а также квартир, домов, хранилищ промышленной и сельскохозяйственной продукции, предприятий, энергообъектов и электрооборудования (уличных приборов, щитов) и т.д.;

 

проверки по выявлению фактов несоблюдения правил учета и регистрации граждан и созданию системы "жесткой регистрации" перемещения иногородних граждан.

 

Надо отметить, что в целом меры по предупреждению терроризма можно классифицировать следующим образом:

 

законодательные;

 

административно-правовые;

 

уголовно-правовые;

 

социальные;

 

финансово-экономические;

 

политические;

 

военные;

 

пропагандистские;

 

профилактические и др[42] 
.

 

Вместе с тем, важнейшим аспектом для формирования адекватной терроризму ответной государственной стратегии является рассмотрение последнего не только в криминологическом аспекте предупреждения, выявления и пресечения преступлений, но и в целом - в рамках общей системы обеспечения безопасности, представляющей собой многофункциональный и многоуровневый механизм.

 

Следует отметить, что особую роль в реализации системы предупреждения и борьбы с терроризмом отводится негосударственным структурам безопасности, которые осуществляют: [43]

 

своевременное информирование правоохранительных органов о подозрительных лицах, фирмах, конкретных фактах;

 

участие групп быстрого реагирования негосударственных охранных структур в силовой поддержке при проведении правоохранительными органами крупномасштабных оперативных мероприятий (задержания, аресты, обыски, выемки, обеспечение понятыми и т.д.);

 

публикации в прессе и выступления по телевидению в качестве экспертов бывших сотрудников правоохранительных органов, хорошо знающих проблему борьбы с терроризмом;

 

разработку рекомендаций и консультирование по проблемам противодействия терроризму;

 

организацию общественных мероприятий (конференций, "круглых столов", семинаров и др.) с привлечением представителей государственных правоохранительных органов и спецслужб;

 

привлечение в кризисных ситуациях сотрудников частных охранных предприятий для патрулирования жилых кварталов крупных городов;

 

участие в международных общественных комитетах и движениях по борьбе с терроризмом;

 

разработку, производство и поставку негосударственными предприятиями для правоохранительных органов и спецслужб, для других частных охранных предприятий специальной техники, предназначенной для выявления оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также взрывозащитных средств (к примеру, блокираторов радиовзрывателей). Оборудование этой техникой контрольно-пропускных пунктов в местах скопления людей.

 

Ряд отечественных исследователей высказали мнение о необходимости внести дополнения и изменения в соответствующие статьи Уголовного кодекса в целях повышения эффективности предупреждения и совершенствования мер борьбы с терроризмом[44] 
. Суть этих изменений и дополнений, в общем виде, в следующем: уточнить понятие терроризма; ввести понятие организованного террористического сообщества (организованной террористической группы); установить в УК России уголовную ответственность за ряд новых преступлений, например за распространение информации, содержащей указания по совершению террористических действий, а также за международный терроризм и др.; предусмотреть в УК РФ специфические формы соучастия и пособничества: передача необходимой информации террористам, представительство их интересов и др.; ввести особое процессуальное производство по таким делам, способное обеспечить сохранение конфиденциальной информации об участниках уголовного процесса, в целях обеспечения их безопасности; скорректировать содержание статей УК РФ, описывающих составы, обладающие признаками террористических действий.

 

Вместе с тем, стратегия предупреждения терроризму должна включать в себя грамотную информационную политику средств массовой информации. В настоящее время специалистами различных областей знаний (юристами, философами, теологами, психологами, медиками и др.) отмечается тенденция оказания отрицательного влияния определенных информационных продуктов на психологические и, как следствие, поведенческие установки населения (пропаганда в средствах массовой информации жестокости, насилия, морально-деформированных стереотипов поведения и т.п.).

 

Задачи органов внутренних дел при взаимодействии со средствами массовой информации заключаются в следующем:

 

способствовать развенчанию террористов как обычных преступников;

 

ограничить предоставленные средствами массовой информации данных о заложниках (не указывать их количество, национальность, должность, состояние здоровья и другую личностную информацию);

 

ограничить информацию о тактике проведения специальной антитеррористической операции, а также об успешных или неудачных актах терроризма, чтобы другие террористы не воспользовались этим опытом;

 

установить источники дезинформации, задача которых - ввести в заблуждение представителей средств массовой информации.

 

Перечисленные задачи решаются не в ущерб свободе прессы, а для того, чтобы средства массовой информации не стали вопреки их воле объектом манипуляций, направленных на достижение целей терроризма.

 

Не менее важную роль в предупреждении террористических актов играет участие гражданского общества. Так, в январе 2007 года на основе полученной от зарубежных партнеров информации об угрозе теракта в одном из российских городов на наземном транспорте и в метрополитене по решению Федерального оперативного штаба были усилены административно-режимные, оперативно-розыскные и иные меры, а также было оповещено население. Через СМИ граждан призвали повысить бдительность, тут же сообщать в органы правопорядка обо всем, что вызывает подозрение. В результате, только в Москве на "телефоны доверия" ФСБ и МВД поступило более 150 обращений граждан, а специалисты-взрывотехники свыше пятисот раз выезжали на обследование подозрительных предметов[45] 
.

 

Хорошей профилактикой террористических проявлений на Северном Кавказе является становление гражданской российской нации, что предполагает ряд социально-экономических условий: экономический рост, восстановление социальных гарантий населению, борьбу с тотальной коррупцией властных структур, укрепление федеральной вертикали власти и т.д.

 

Однако это достаточно длительный процесс, актуально же главной угрозой социально-политической стабильности в регионе выступает исламский экстремизм, стремящийся нелегитимными средствами объединить народы Кавказа под знамением "истинного ислама" и вывести их из состава Российской Федерации. В этой ситуации национализм малых народов может быть использован как меньшее зло против исламского радикализма, идеология которого простирается за рамки отдельного этноса и носит ярко выраженный мессианский характер.

 

Вопросам формирования системы противодействия терроризму была посвящена II Всероссийская научно-практическая конференция "Роль федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, бизнес-сообщества и СМИ в формировании системы противодействия идеологии терроризма, разработке и осуществлении мероприятий по информационному противодействию терроризму", прошедшая 13-14 октября 2010 года в МГУ имени М.В. Ломоносова.

 

Участники подготовили большое количество докладов по проблемам терроризма, таким как экстремизм в молодежной среде, этноконфессиональный экстремизм, формирование идеологии антитерроризма, роль СМИ, органов самоуправления, государственной власти, бизнес-сообщества в противодействии терроризму.

 

Также в мае 2011 года планируется проведение Всероссийской научно-практическая конференции "Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде как стратегический фактор развития современного общества", которая рассмотрит вопросы формирования антитеррористического сознания молодежи и противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде.

 

Большая работа проводится в отношении совершенствования законодательства по вопросам противодействия терроризму. В частности, в октябре 2010 были приняты парламентом поправки к Уголовному кодексу РФ, направленные на то, чтобы повысить механизмы уголовно-правовой защиты граждан от актов терроризма, данные поправки предусматривают усиление ответственности за террористическую деятельность и за пособничество в совершении теракта.

 

Законопроект устанавливает уголовную ответственность за пособничество в совершении теракта как самостоятельный состав преступления. Ужесточается наказание за террористический акт, и становятся более суровыми критерии для условно-досрочного освобождения тех, кто осужден за преступления террористического характера. До сих пор у них было право обратиться с просьбой об условно-досрочном освобождении, отсидев две трети назначенного им срока. Теперь никакого разговора об условно-досрочном освобождении и быть не может до тех пор, пока террорист не отбыл в местах лишения свободы три четверти своего срока наказания.

 

Итак, мы ознакомились с мерами противодействия и профилактики терроризма. Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что главным моментом при решении вопросов профилактики терроризма является ясное представление о принципах противостояния террористической деятельности. Это профилактика терактов, основанная на обязательном следовании тактике антитеррора. При этом работа в данном направлении может оказаться успешной только в том случае, если будут предприниматься комплексные меры, основанные на непосредственной работе правоохранительных и силовых структур при поддержке негосударственных структур безопасности, гражданского общества с опорой на СМИ.

 

2.3 ПРОБЛЕМЫ  ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Как мы уже установили ранее, правовую основу борьбы с терроризмом в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

 

Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является Правительство Российской Федерации.

 

Федеральные органы исполнительной власти участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

В соответствии со ст.2 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, борьба с терроризмом должна быть ориентирована на предупреждение и пресечение противоправных действий, неотвратимость ответственности за любое преступление и на защиту права каждого человека на личную безопасность вне зависимости от национальности, гражданства, вероисповедания, взглядов и убеждений[46] 
.

 

Следует отметить, что условиями успешной антитеррористической стратегии, являются:

 

· упреждающий характер действий;

 

· активность;

 

· соответствие задач, правомочий и ресурсного обеспечения;

 

· вариативность, наличие различных моделей антитеррористической деятельности в зависимости от решения задач по предупреждению, пресечению, реагированию и смягчению последствий;

 

· обеспечение единства в действиях в международном, межгосударственном и государственном масштабах, объединения усилий ведомств всех уровней;

Информация о работе Уголовно-правовые особенности борьбы с терроризмом