Уголовно-правовые школы и теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:16, лекция

Описание работы

Сравнительное изучение уголовного права не должно сводиться только к анализу законодательства и прецедентов. Сопоставлению необходимо также подвергать и уголовно-правовые школы и теории, которые составляют не только основу уголовно-правовой науки, но зачастую являются руководством для законодателя и правоприменителя. Кроме того, теория интересна еще и тем, что в ней находит свое отражение государственно-правовая идеология, характерная для того или иного исторического периода. Поэтому изучение школ и теорий дает ключ к пониманию сущности уголовного права практически любого государства.

Содержание работы

Понятие и виды уголовно-правовых школ и теорий.
Просветительно-гуманистическая теория уголовного права.
Классическая школа уголовного права.
Антрополого-социологическая теория.
Современные концепции уголовного права

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ 1 СУП.docx

— 26.54 Кб (Скачать файл)

ЛЕКЦИЯ № 1

«Уголовно-правовые школы и теории».

 

План:

 

  1. Понятие и виды уголовно-правовых школ и теорий.
  2. Просветительно-гуманистическая теория уголовного права.
  3. Классическая школа уголовного права.
  4. Антрополого-социологическая теория.
  5. Современные концепции уголовного права.

 

1. Понятие и виды уголовно-правовых школ и теорий.

 

Сравнительное изучение уголовного права  не должно сводиться только к анализу  законодательства и прецедентов. Сопоставлению  необходимо также подвергать и уголовно-правовые школы и теории, которые составляют не только основу уголовно-правовой науки, но зачастую являются руководством для законодателя и правоприменителя. Кроме того, теория интересна еще и тем, что в ней находит свое отражение государственно-правовая идеология, характерная для того или иного исторического периода. Поэтому изучение школ и теорий дает ключ к пониманию сущности уголовного права практически любого государства.

Осуществлять сравнение школ и теорий можно как на макро-, так и на микроуровне. В данном случае речь должна идти о теориях в широком и в узком смысле. Под теорией в широком смысле слова понимается совокупность уголовно-правовых учений, определяющих основные теоретические подходы к решению вопросов преступности и наказуемости деяний (например, учение классической школы уголовного права). Теория в узком смысле слова представляет собой учение, содержащее основные теоретические положения, касающиеся отдельных институтов и норм уголовного права (к примеру, учение об объективной стороне преступления).

В целом, можно говорить о том, что  уголовно-правовая теория (в широком  смысле слова) является первоисточником  уголовного права, поскольку ее теоретические  положения представляют собой руководство  для законодателя. Более того, фундаментальные  теоретические основы уголовного права  находят свое выражение в виде принципов права и закрепляются в действующем законодательстве.

В настоящее время общепризнано, что основными школами и теориями уголовно-правовой науки являются: просветительно-гуманистическая теория, классическая школа уголовного права и антрополого-социологическая теория, а также современные концепции уголовного права (к примеру, неоклассицизм).

 

2. Просветительно-гуманистическая  теория уголовного права.

 

Положения просветительно-гуманистического направления, представителями которого были Ш. Монтескье, Ч. Беккариа и др., сводились к следующему:

1) необходимо минимизировать применение смертной казни, особенно в таких жестоких формах, как колесование и сожжение на костре;

2) преступность и наказуемость деяний должны быть установлены законом;

3) религиозные преступления не должны быть наказуемы или, по крайней мере, наказуемы жестоко;

4) цель наказания заключается не в возмездии за преступление, а в общей и частной превенции (общее и частное предупреждение преступлений).

Под влиянием идей просветительно-гуманистической  концепции в странах Западной Европы были декриминализированы многие преступления, ограничено применение смертной казни.

Рассмотрим идеи отдельных представителей просветительско-гуманистической теории.

Ш. Монтескье. В своем знаменитом труде «Дух законов», Монтескье посвящает много места уголовному законодательству. Он придает ему важное значение, потому что, по мнению Монтескье, от степени совершенства законов зависит благосостояние, свобода и безопасность граждан. Преступления Монтескье делит на четыре основных группы: против религии, против нравственности, против благочиния и спокойствия и против безопасности. Только за преступления четвертой группы он допускает суровые кары. Монтескье восстает не только против произвола судов, но и против произвольных, несоответствующих вреду, нанесенному преступлением, законов. Он настаивает, чтобы законодатель издавал соответствующие законы, считался бы с духом своего народа, его верованиям, религией, нравами, благосостоянием и т.п. Он рассматривает наказания как необходимость, причем оно не должно быть произвольным, а должно соответствовать природе преступления. Злоупотребление жестокими наказаниями Монтескье осуждает, как меру ожесточающую нравы и развращающую народ. Он отстаивает свободу совести и религиозных убеждений и восстает против жестокости наказаний за религиозные и так называемые государственные преступления. Считая, что в основе преступлений лежит злонравие, Монтескье требует от государства предупредительных мер, в основу которых должны быть положены развитие благополучия и благонравия граждан.

Итальянец Чезаре Беккария известен своим трудом «О преступлениях и наказаниях». Разобрав сущность законодательств того времени (18 век), Беккария устанавливает их несостоятельность, полный произвол, несоответствие и жестокость. В основу уголовных законов, по мнению Беккария, должен быть положен принцип подробного изучения действий, наносящих вред, или преступлений, и затем определение соответствующей реакции общественных установлений на эти действия, или наказаний. Всякое наказание должно соответствовать вреду преступления и справедливо постольку, поскольку оно необходимо для сохранения общественных установлений, в основе которых должны лежать принципы общественного договора.

Беккария восстает вообще против произвола и жестокости и, особенно, против жестоких наказаний, применяемых в то время за преступления, толкуемые как оскорбление божества. Он требует равенства перед законом, осуждает законы, притесняющие большинство в угоду немногим и т.п. Он уделяет много места средствам предупреждения преступлений и высказывает глубокие по тому времени мысли о том, что общественные и государственные законы необходимо согласовать с естественными законами природы.

 

3. Классическая школа  уголовного права.

 

Классическая школа уголовного права (представители — англичане Говарди, Бентам и Оуэн, А. Фейербах) базируется на следующих принципах:

1) нет преступления — нет наказания, не указанного в законе;

2) свобода воли человека предопределяет его ответственность за свои действия;

3) ужесточение уголовного законодательства способствует удержанию людей от преступлений;

4) кара (возмездие) за совершенное преступление является главной целью наказания.

Классическая школа уголовного права нередко рассматривается  как учение об уголовно-правовом деянии. Основное внимание здесь уделяется точному описанию в законе всех признаков преступления, в то время как личность преступника практически не учитывается. Представители этой школы считают, что наказывается преступное деяние, а не человек (деятель), его совершивший.

Теоретические положения классической школы нашли свое практическое применение в изменении отношений государства к содержанию преступников, реорганизации тюрем и наказаний. В этом направлении много поработал англичанин Говарди. Ему принадлежит заслуга первоначального обоснования учения о досрочном освобождении. Из других относящихся сюда деятелей Англии следует упомянуть о Роберте Оуэне, который учил, что преступник совершает преступления не потому, что он сознательно этого хочет по своей злой воле и дурным наклонностям, а потому что поступки его находятся под влиянием чувств, убеждений, характера и т.п., а эти последние обусловливаются наследственностью, условиями жизни и другими фактами, уже от воли преступника независящими.

На основе положений классической школы в различных странах был разработан целый ряд уголовных законов, в том числе, и наполеоновский Уголовный кодекс 1810 г., который применялся во Франции вплоть до 1994 г. Будучи одним из самых первых буржуазных кодексов, он оказал большое влияние на все последующее развитие буржуазного уголовного права, в особенности европейского и латиноамериканского. Значение этого УК также в том, что в период наполеоновских войн он нашел прямое или косвенное применение в странах, завоеванных Францией. Поскольку Франция была одной из крупнейших капиталистических держав, то ее УК был введен в многочисленных колониях в Азии, Африке и Латинской Америке. Успехи учений классической школы на западе отразились и на русском законодательстве и нашли некоторое выражение в «Наказе» Екатерины II.

 

4. Антрополого-социологическая теория.

 

Антрополого-социологическая школа  уголовного права обычно подразделяется на два основных течения.

К первому относится так называемая социологическая школа криминалистов, получившая свое начало и развитие в трудах Кетле, Гарри, затем Дюкпетио, Валентины, Эттингена, Пренса, Листа и др. Вопреки прежним учениям о злой воле, злонравии и тому подобных причинах преступности, представители этой школы многочисленными статистическими исследованиями показали зависимость человеческих действий вообще и преступных в частности от социальных условий. Доказано постоянство преступлений при постоянстве социальных условий. При изменении этих условий, изменяется и число, и характер преступлений.

Представители другого течения, уголовно-антропологического, наибольшее значение в вопросе изучения преступлений, придают исследованию анатомической, физиологической и  психической организации лиц, совершающих  преступления.

В настоящее время эти оба  основные течения объединяются в  одно. Ясно, что при изучении человеческой преступности нужно обращать внимание и на психофизическую организацию  преступника и на социальные условия, среди которых он жил и совершал преступление.

Сообразно этим двум течениям преступников можно разделить на две основные группы: к первой группе следует отнести лиц с преобладанием дефектов в организации. Сюда войдут, прежде всего, преступники, совершившие свое деяние в состоянии душевного расстройства, затем – преступники-«дегенераты», и так называемые преступники по страсти. Во вторую группу следует отнести лиц, совершивших преступления в зависимости от особенностей социальных условий.

Таким образом, представители антрополого-социологической школы (Ч. Ломброзо, Э. Ферри) преимущественное внимание уделяли социально-психологическим аспектам преступности. Учения данной школы послужили импульсом к развитию уголовного права деятеля.

Основные постулаты антрополого-социологической  школы:

1) целью наказания является не кара, а защита общества от преступников;

2) определяя наказание, необходимо учитывать, прежде всего, личность преступника;

3) лица, находящиеся в «опасном состоянии» (т.е. потенциально готовые к совершению преступления), должны изолироваться от общества;

4) лица, впервые совершившие преступление «случайно» («случайные преступники»), должны наказываться более мягко с целью их исправления и перевоспитания (ресоциализации).

Непосредственно под влиянием идей этой школы о преступном человеке во Франции в 1885 г. был принят закон  о пожизненной высылке во Французскую  Гвиану неисправимых рецидивистов. Концепция  опасного состояния нашла свое законодательное  закрепление в уголовных кодексах ФРГ и США и предопределила содержание назначаемых преступникам мер исправления и безопасности. Предписания ст. 729 УПК Франции  дают судье право применить к  преступнику условное освобождение, «если появляются весомые сведения о его социальной реадаптации».

 

5. Современные концепции  уголовного права.

 

Современные уголовно-правовые концепции (неоклассицизм, новая социальная защита и др.) в своих основных положениях базируются на тех или иных постулатах рассмотренных выше школ. Их представители отказываются от устаревших догм и развивают те положения, которые соответствуют духу времени, обеспечивая тем самым дальнейшее совершенствование уголовного права. Если говорить о господствующей тенденции, то она заключается в том, что законодатель в вопросах преступности деяния использует, в основном, положения классической школы уголовного права, стремясь как можно более четко указать в кодексе признаки запрещенного деяния, а в вопросах наказуемости деяния — теоретические разработки социологического направления, делая основной упор не на кару и устрашение преступника, а на его ресоциализацию либо изоляцию от общества, если он считается «неисправимым». Таким образом, следует констатировать, что преступность деяний в большинстве современных государств устанавливается в соответствии с теорией уголовного права деяния, а конкретные виды наказаний регламентированы согласно положениям теории деятеля.

Так, согласно теории «новой пенологии» (основанной на методах религиозного перевоспитания и морального возрождения  личности) продолжительность заключения должна во многом зависеть от самого преступника, от его желания исправиться. Суд  в приговоре устанавливает лишь нижний и верхний пределы срока  лишения свободы (например, от 1 года до 99 лет), а реальный срок определяется тюремной администрацией. Практической реализацией этой теории явилось создание системы «неопределенных приговоров».

В противовес теории «новой пенологии» выдвигалась концепция «справедливо заслуженного наказания», согласно которой суд в приговоре должен точно определить срок заключения. Считается, что это послужит торжеству справедливости, поскольку лица, совершившие одинаковые преступления, понесут одинаковые наказания. Кроме того, исключается возможность произвола и злоупотреблений со стороны тюремной администрации.

Другая концепция – «избирательного лишения возможности совершать преступления» – базируется на идеях неоломброзианства о существовании потенциального преступника. Согласно этой концепции, суд при вынесении приговора должен, прежде всего, попытаться определить, насколько опасен этот преступник в будущем. В случае его потенциальной опасности необходимо назначить более продолжительный срок тюремного заключения.

Последние две концепции нашли  свое законодательное закрепление. Так, § 3553 Титула 18 Свода законов США предписывает, что суд должен выносить справедливый приговор, обеспечивая дальнейшую защиту общества от совершения преступлений обвиняемым.

Информация о работе Уголовно-правовые школы и теории