Уголовно-правовые особенности борьбы с терроризмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

На сегодняшний день терроризм по своим масштабам и колоссальной разрушающей силе превзошел всевозможные угрозы общественным отношениям, бросив вызов всему человечеству. Усиление процессов глобализации в мировом сообществе, развитие новых систем общественных отношений вместе с тем становятся потенциально опасными для всего человечества, поскольку связаны с такими опасными и явлениями как терроризм и экстремизм.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Особенности терроризма как уголовного преступления

1.1 История развития борьбы с терроризмом

1.2 Отграничение терроризма от смежных уголовно-правовых категорий

1.3 Нормативное регулирование антитеррористической деятельности в России

Глава 2. Уголовно-правовые особенности борьбы с терроризмом

2.1 Специфика уголовной ответственности за терроризм

2.2 Способы предупреждения терроризма

2.3 Проблемы организации борьбы с терроризмом на современном этапе

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 97.36 Кб (Скачать файл)

 

Эти реорганизации свидетельствуют о том, что количество и масштаб проявлений был незначителен, и что это направление оперативной работы органов КГБ отходило на задний план.

 

Общей установкой в плане противодействия террористическим проявлениям являлась организация работы по недопущению хищения и розыск похищенного оружия и боеприпасов, их незаконного оборота на территории СССР, которая ставилась перед всеми подразделениями органов КГБ.

 

Одной из первых акций террора после создания КГБ стал расстрел присутствовавших на трибуне на демонстрации в Архангельске 1 мая 1955 г.

 

Следующей акцией стал обстрел В. Ильиным кортежа автомашин с космонавтами в декабре 1968 г. у Боровицких ворот Кремля[6] 
.

 

Необходимо отметить, что именно в этот период времени приходится появление и активизация террористической деятельности за рубежом различных террористических организаций (ЭТА в Испании, "Красных бригад" в Италии, "Фракции Красной армии" в ФРГ, КАЯ в Японии и т.д.), призывы и воззвания которых, по оценкам советского руководства, могли негативно сказаться на политических взглядах в нашей стране.

 

Для обеспечения предупреждения террористических акций 25 июля 1967 г. был создан пятый отдел, на который возлагались следующие задачи[7] 
:

 

оказание практической помощи местным органам КГБ по предотвращению массовых антиобщественных проявлений;

 

розыск авторов анонимных антисоветских документов - листовок, "воззваний", "обращений", инструкций и т.п., - содержащих угрозы или призывы к совершению государственных преступлений, насильственных противоправных действий;

 

проверка и организация работы по сигналам о вынашивании террористических намерений.

 

Позднее, в августе 1969 г. на базе "антитеррористического" отделения пятого отдела был образован независимый седьмой отдел, функции которого были определены как "выявление и проверка лиц, вынашивающих намерение применить взрывчатые вещества и взрывные устройства в антисоветских целях"[8] 
.

 

В его составе имелось отделение по розыску авторов анонимных документов, содержавших угрозы осуществления террористических акций, отделение проведения непосредственного противодействия реализации преступных замыслов, а также контроля за организацией этой работы в территориальных управлениях и отделах органов КГБ.

 

В седьмом отделе сосредотачивалась вся база данных, поступавших в КГБ по различным каналам относительно террористических намерений и действий. Однако следует отметить, что масштаб его работы значительно уступает тому объему террористической угрозы, который пришелся на Россию, начиная с 1992 г.

 

Наибольшее количество сигналов о террористических намерениях появилось в преддверии проведения летом 1980 г. в Москве XXII летних олимпийских игр.

 

Например, накануне Олимпиады УКГБ по г. Москве и Московской области в Подмосковье усилено велся розыск "взрывника", подбрасывавшего взрывные устройства в Клину, Химках и других районах области.

 

Жертвой этого террориста, более полугода терроризировавшего Подмосковье в канун предстоящей Олимпиады, стал один человек, а еще несколько были ранены[9] 
.

 

В 80-е годы, в связи с изменением социально-политической и оперативной обстановки в стране и мире количество сигналов и дел с террористической окраской стало возрастать. Именно в этот период стали создаваться объективные предпосылки для проявления массового терроризма во многих точках Советского Союза. В январе 1988 года события в Нагорном Карабахе, провозгласившим выход из состава Азербайджана - Азербайджанской ССР, стали катализатором вспышки кровавого национализма в Баку и Сумгаите, где погибли сотни граждан армянской национальности, тысячи людей вынуждены были покинуть республику. Затем последовали кровавые события на националистической почве в Фергане и Коканде, в Ошской области (Киргизская ССР), военные конфликты правительства Грузии с Юго-Осетинской республикой и республикой Абхазия, Молдавско-Приднепровский конфликт, образование криминального режима в Чечне и развертывание массового террора против местного "некоренного" населения и, как ответная реакция со стороны Федеральных властей - применение вооруженных сил против боевиков и мирного населения республики, в результате чего погибло более 100 тысяч человек[10] 
.

 

Поворотным моментом в развитии противодействия терроризму можно назвать 1992 г., когда следствие распада Советского Союза в Российской Федерации начались важные и крупные подвижки почти тектонического характера и масштаба. В июне 1992 г. Министерство безопасности Российской Федерации организовало первую межведомственную конференцию по проблемам противодействия терроризму с участием представителей ГРУ и министерства обороны, Генеральной прокуратуры, Главного управления охраны РСФСР и МВД.

 

Напряженная ситуация в стране, которая обострялась в связи с нестабильностью в ряде пограничных регионов и последствиями войны в Афганистане, стала поводом к всплеску террористических актов.

 

Летом 1995 г. указом президента РФ на базе УБТ был образован Антитеррористический центр ФСБ России.

 

Одновременно в 1998-1999 г. в ФСБ существовало Управление конституционной безопасности (УКБ), при очередном реформировании Антитеррористического центра в 1999 г. вошедшее в состав Департамента ФСБ по борьбе с терроризмом (с августа 2000 г. - Департамент по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом - ДЗКСБТ, 2-й Департамент ФСБ).

 

Уголовная ответственность за совершение террористических актов получила окончательное оформление с принятием Уголовного кодекса в 1996 г. Согласно ст. 205 УК РФ под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в политических целях, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях[11] 
.

 

В 1998 году был принят Федеральный закон "О борьбе с терроризмом". Закон впервые в истории России установил правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, вопросы координации и порядок взаимодействия органов власти в борьбе с терроризмом, а также права, обязанности и гарантии прав граждан. В частности, на законодательном уровне сформулированы такие бывшие ранее спорными понятия, как террористическая организация, террористическая деятельность, международный терроризм и ряд других[12] 
.

 

Первые радикальные изменения в антитеррористическое законодательство последовали после теракта на Дубровке. В результате был принят Федеральный закон "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" о недопущении использования средств массовой информации "для распространения сведений о технологии изготовления оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств"[13] 
.

 

Очередная волна реформ антитеррористического законодательства началась после теракта в Беслане.30 ноября 2004 года в Государственную Думу на первое чтение был внесен законопроект "О противодействии терроризму". Согласно ст.3 данного закона под терроризмом понимается "идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий"[14] 
.

 

16 февраля 2006 года  Президент подписал Указ "О  мерах по противодействию терроризму", согласно которому был создан  Национальный антитеррористический  комитет, который возглавляет директор  ФСБ. Таким образом, был определен  ответственный за борьбу с  терроризмом - ФСБ.

 

В настоящий момент основой правовой базы по проблемам противодействия любым формам экстремизма и терроризма является Конституция Российской Федерации, запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. ст.13, 29) [15] 
.

 

Федеральный закон "О противодействии терроризму" определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом государственных органов и общественных объединений, а также ответственность организаций за террористическую деятельность.

 

В Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности" закрепляются основные положения государственной политики противодействия всем формам экстремистской деятельности, устанавливаются меры ответственности (уголовной, административной и гражданско-правовой) за ее осуществление, а также предусматривается осуществление комплекса профилактических мер по предупреждению действий экстремистского характера. [16]

 

Также согласно Указу Президента Российской Федерации "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" особо подчеркивается важность нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма[17] 
.

 

Помимо этого в некоторых республиках Российской Федерации приняты законы, определяющие правовые основы, формы и методы противодействия политическому и религиозному экстремизму, а также принципы ответственности граждан и организаций за политический и религиозный экстремизм.

 

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что сложившаяся в ходе исторического развития система российского законодательства в отношении противодействия терроризму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и его профилактику. Тем не менее, имеющийся потенциал мер правового противодействия терроризму не всегда используется в полной мере в силу недостаточной эффективности правоприменительной деятельности, а также в связи с существующими пробелами в законодательном регулировании этого вопроса, что требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы с учетом зарубежного опыта законодательного регулирования противодействия терроризму.

 

1.2 ОТГРАНИЧЕНИЕ  ТЕРРОРИЗМА ОТ СМЕЖНЫХ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ  КАТЕГОРИЙ

 

Рассматривая проблему терроризма как уголовного преступления нельзя не остановиться на вопросах разграничения терроризма и смежных с ним преступлений.

 

Наиболее важным представляется разграничение терроризма с убийством лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга или совершенным общеопасным способом (п. "б", "е", ч.2 ст.105 УК РФ) [18] 
.

 

Для разграничения составов преступлений в случаях, когда лишаются жизни лица, выполняющие свой служебный или общественный долг, необходимо проанализировать субъективные признаки преступления, а именно - в цели совершаемых действий, создающих опасность гибели людей, в том числе путем взрыва, поджога и иных подобных действий.

 

Когда мы говорим о терроризме, речь идет о действиях, суть которых - нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на властные структуры. Взрыв, поджог и сопряженное с ними убийство человека используются как средство достижения поставленной задачи, но не являются самоцелью.

 

При убийстве, подпадающем под п. "б" ч.2 ст.105 УК РФ, цель - навредить конкретному лицу, в то время как в случае терроризма жертвой может оказаться любое случайное лицо, в том числе и выполняющее свой служебный или общественный долг.

 

Что касается вида вины по отношению к смерти жертвы, то согласно п. "е" ч.2 ст.105 УК РФ речь идет об умысле, косвенном или прямом, а по ч.3 ст. 205, в случае смерти речь идет о неосторожной вине[19] 
.

 

Также сложным представляется разграничение диверсии и терроризма, поскольку внешнее проявление данных преступлений практически совпадает. Согласно ст.281 УК РФ под диверсией понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации[20] 
.

 

Однако, если в ст.281 УК РФ, говорящей об ответственности за диверсию, дан исчерпывающий перечень преступных действий, то перечень действий, относящихся к терроризму, гораздо шире, чем представленный в ст. 205 УК РФ. Иные действия могут состоять в устройстве аварий, катастроф и крушений на транспорте, разрушении зданий, культурных или религиозных сооружений, в радиоактивном, химическом, бактериологическом или ином заражении местности и т.д. Кроме того, в диспозиции ст. 205 УК РФ предусмотрено не только действие, но и угроза совершения таких действий[21] 
.

 

Сравнивая данные преступления, необходимо отметить, что диверсия является совершенной в момент причинения вреда, главной составляющей которого является материальный ущерб, терроризм же окончен в момент возникновения угрозы общественно опасных последствий.

 

Целью диверсии является само уничтожение или повреждение материальных объектов, задача терроризма - воздействовать на принятие решения органами власти.

 

Различие между рассматриваемыми преступлениями состоит и в объекте посягательства - общественная безопасность при терроризме и экономическая безопасность - в случае диверсии[22] 
.

Информация о работе Уголовно-правовые особенности борьбы с терроризмом