Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:47, дипломная работа

Описание работы

Предметом квалификационной работы выступают нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие преступления в сфере незаконного оборота наркотических и психотропных веществ, а также научные труды в области уголовного права.
Задачи квалификационной работы:
1) Раскрыть историю становления и развития института уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
2) Рассмотреть уголовно-правовую характеристику и провести юридический анализ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации.
3) Дать уголовно-правовую характеристику преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных ст. 229-233 Уголовного кодекса Российской Федерации.
4) Проанализировать проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1.АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 7
1.1. Анализ преступлений, предусмотренных ст. 228, 228.1, 228.2 УК РФ. 7
1.2. Анализ преступлений, предусмотренных ст. 229, 233 УК РФ. …….18
1.3. Анализ преступлений, предусмотренных ст. 230, 231 УК РФ. 22
2.ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 28
2.1. Проблема квалификации преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ………… …………….....28
2.2. Проблемные вопросы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 228, 228.1 УК РФ . 36
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………

Файлы: 1 файл

Диплом Упх преступлений, связанных с нон средств и психотропных веществ.doc

— 317.54 Кб (Скачать файл)

При этом в примечаниях к Сводной  таблице сделана малоубедительная, попытка обосновать такое решение. Авторы, в частности, справедливо  утверждают, что биологическая активность растительных наркотиков определяется не столько их физической массой, сколько  содержанием в них действующих  начал. В свою очередь, содержание этих соединений в растительном материале  изменяется в десятки и сотни  раз в зависимости от генетических признаков, географического происхождения  и способов их обработки.

Все без исключения уголовные приговоры  основаны на данных из «Сводной таблицы  размеров наркотических и психотропных веществ», изданной Постоянным комитетом  по контролю за наркотиками – организацией, работающей на общественных началах. Формулируя 228-ю статью нового УК, законодатель попытался исключить уголовную ответственность за хранение и приобретение небольших размеров наркотиков. Но, упредив вступление нового кодекса в силу, Постоянный комитет в тысячи раз уменьшил ранее действовавшие стандарты. Пока ответственность за небольшие количества существовала, крупным размером, например, марихуаны, считалось 500 грамм. Когда же нормы по небольшим размерам были из УК исключены, прежний “крупный размер” в 500 грамм марихуаны превратился в 0,1 грамма, килограмм высушенной маковой соломки – в 0,3 грамма.

Еще одним шагом по пути усиления репрессий против потребителей наркотиков стало Постановление Пленума  Верховного Суда России от 27 мая 1998 года «О судебной практике по делам о  преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами». Пленум постановил, что «ответственность за хранение наступает независимо от его  продолжительности», что под незаконным сбытом следует понимать не только продажу и дачу взаймы, но и дарение  и даже введение инъекции одним лицом  другому.

Государство как будто преследуют цель отправить за решетку два  миллиона россиян – сейчас повсюду  говорят о таком, а то и большем  количестве потребителей. Для реализации этой цели не хватает разве что  введения прямой уголовной ответственности  за потребление наркотиков.

Декриминализация сферы потребления  наркотиков позволила бы сократить  расходы на содержание все увеличивающегося тюремного населения и направить  государственные ресурсы на лечение  и реабилитацию наркоманов. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное примечанием к статье 228 УК РФ добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов изъятие указанных средств, веществ или их аналогов при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

Также следует пересмотреть компетенцию  Постоянного комитета по контролю за наркотиками, если надобность в таком комитете вообще имеется. Во всяком случае, следует вернуться к разумной оценке крупных и особо крупных размеров наркотиков (т.е. к стандартам, действовавшим до 1997 года).

Не менее важным представляется расширение проводящегося в ряде стран эксперимента по бесплатной раздаче (под медицинским наблюдением) героина  наркозависимым. Основной же долговременной задачей является изменение международной  политики в отношении «легких» наркотиков (конопли и ее производных) в сторону  их легализации наравне с табаком  и алкоголем, а также полная отмена уголовного преследования потребителей.

И так, в Российской Федерации в  настоящее время существует достаточно надежная законодательная база для  борьбы со всеми проявлениями наркобизнеса. Она включает в себя как международный  опыт, аккумулированный в соответствующих  конвенциях и типовых нормативных  документах, так и особенности  российской правовой действительности.

Однако никакие законы сами по себе, без практической реализации не способны изменить сложившуюся ситуацию. Основной задачей по усилению уголовно-правового  противостояния незаконному обороту  наркотиков является в настоящее  время изменение вектора уголовно-правового  противодействия, которое должно быть направлено против преступных группировок, осуществляющих незаконный оборот наркотических  средств, и против контрабанды этих средств, а не только против тех, кто совершает единичные незаконные действия с наркотиками14.

Среди других задач в этой области  следует отметить усиление координации  мер противодействия наркобизнесу с зарубежными организациями  и, особенно, тесное сотрудничество с  аналогичными организациями СНГ15.

Конечно, даже самых совершенных  уголовно-правовых мер противодействия  наркотизму недостаточно. Только заметное улучшение экономического положения населения России, повышение уровня культуры, морального тонуса общества и, как следствие, появление светлых идеалов и идей у молодежи могут коренным образом изменить к лучшему сложившееся в России положение с рассмотренной проблемой.

Обращая особое внимание на примечание 2 к ст. 228, в которой сказано, что  крупным размером признается количество наркотического средства, психотропного  вещества или их аналога, превышающее  размеры средней разовой дозы потребления в десять и более  раз. Это означает, что разрешено носить с собой одноразовую дозу. Такое разрешение не верно, потому что как приобретение, так и хранение должны быть незаконными, то есть наркотические или психотропные вещества полученными не в результате назначения врача больному по медицинским показателям. Лицо осознает, что производит незаконную операцию именно с наркотическим средством или психотропным веществом и желает этого. Данное деяние должно подлежать уголовной ответственности.

Хотелось бы также обратить особое внимание на то, что не может квалифицироваться  как незаконная перевозка хранение лицом во время поездки наркотического средства или психотропного вещества в небольшом количестве, предназначенного для личного потребления.

Но буквальное толкование уголовного закона позволяет сделать вывод, что под перевозкой следует понимать любые умышленные действия по перемещению  наркотических средств (кроме переноски - это разновидность их хранения), независимо от способа транспортировки, размера и места их хранения. Из сказанного можно сделать вывод, что незаконная перевозка хранение лицом во время поездки наркотического средства или психотропного вещества в небольшом количестве, предназначенного для личного потребления должно полежать уголовной ответственности.

В заключение Главы 2 настоящей квалификационной работы сделаем следующие выводы.

Ответственность за хищение  либо вымогательство наркотических  средств или психотропных веществ  в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет предусматриваются  в части 1 статьи 229 Уголовного кодекса  РФ.

Предметом данного преступления являются любые наркотические средства или психотропные вещества независимо от наличия на них розничной цены. Объективная сторона данного  преступления выражается в хищении  либо в вымогательстве.

В статье 230 УК РФ установлена  уголовная ответственность за склонение  к потреблению наркотических  средств или психотропных веществ, которое наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом  на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Склонение к потреблению  наркотических средств или психотропных веществ является, по существу, с  одной стороны, специфическим видом  подстрекательства к потреблению  соответствующих предметов, а с  другой -разновидностью распространения данных веществ. Поэтому с объективной стороны склонение может выражаться только в активных действиях. В законе не раскрывается содержание понятий "склонение" и "конкретные формы и способы его совершения".

В соответствии со статьей 231 УК РФ в редакции ФЗ РФ от 8 декабря 2003 года, которая действует с 13 марта 2004 года посев или выращивание  запрещенных к возделыванию растений, а также культивирование сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества, -наказываются штрафом в размере до трех тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет. В соответствии с частью 1 статьи 232

УК РФ организация либо содержание притонов для потребления  наркотических средств или психотропных веществ - наказываются лишением свободы  на срок до четырех лет. Преступление имеет формальный состав, считается  оконченным с момента совершения действий, описанных в диспозиции статьи.

В соответствии со статьей 233 УК РФ незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических  средств или психотропных веществ  наказываются штрафом в размере  до восьмидесяти тысяч рублей или  в размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными  работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Все перечисленные составы  преступлений, связанные с незаконным оборотом наркотических средств  и психотропных веществ имеют  квалифицированные и особо квалифицированные  признаки.

Во втором параграфе настоящей  главы квалификационной работы проанализированы проблемы, связанные с квалификацией  рассматриваемых преступлений. Можно  сделать вывод о том, что репрессивная стратегия противодействия НОН  заметно выигрывает при сравнении  с либеральной стратегией, однако она содержит ряд угрожающих тенденций. Первая из них заключается в стремлении ввести уголовную ответственность за потребление наркотических средств. Время от времени в России предлагается вернуться к советскому опыту борьбы с наркоманией, в концепции которого наркоман признавался преступником, а не больным человеком. Понятно, что это предложение неприемлемо, потому что оно создает более выгодные условия для безнаказанности организаторов наркобизнеса.

Вторая тенденция репрессивной стратегии проявляется в переносе центра тяжести в противодействии  НОН с причин на следствия. Это  неизбежно становится правилом, поскольку  внимание прессы и властей привлекают именно "успехи" в борьбе с наркобизнесом, а не работа по ограничению его  социальной и производственной базы.

Третья угрожающая тенденция  заключается в расширении круга "врагов" не только потребителей, но и близких родственников жертв  наркомании. Репрессии должны так или иначе затронуть и их интересы.

Следовательно, ни либеральная, ни репрессивная стратегии не могут  быть признаны той моделью противодействия  НОН, которая способна обеспечить наибольшую эффективность антинаркотической  политики в современных условиях. Современная оптимальная стратегия  по существу представляет их симбиоз, объединяя идею толерантности (к  жертвам наркомании и их близким  родственникам) с идеей быстрого и строгого реагирования на преступную деятельность наркодельцов с целью  ее пресечения.

Формирование толерантности  к наркоманам должно выражаться исключительно  в выражении сочувствия к ним  по поводу того, что они оказались  жертвами тяжкого недуга. Ни в коем случае нельзя акцентировать внимание на фатальности (неизлечимости) этого  недуга. По отношению к родителям  толерантное отношение предполагает противодействие тенденции нарастания депрессивных настроений и безразличия  со стороны родителей к наркомании у детей. По материалам наших исследований такая тенденция является ярко выраженной. Динамика трансформации отношения родителей к очень острой проблеме наркомании собственных детей такова: энергичные меры, принимаемые на начальном этапе после обнаружения фактов потребления наркотических веществ, в дальнейшем сменяются апатией, стремлением забыть неприятную информацию, формированием позиции "я больше ничего не могу сделать". Если сюда приплюсовать высказывания наркологов о неизлечимости наркомании, то можно констатировать возникновение настроений (у наркоманов и их родителей), близких к отчаянию. У наркоманов это выражается в попытках суицида, у родителей - в поиске любых лечебных программ, которые дают надежду выздоровления их ребенку.

Что же касается пресечения деятельности наркодельцов, то здесь  центральной представляется проблема противодействия коррупции сотрудников  правоохранительных органов, которые, по существу, прикрывают деятельность наркодельцов. С утверждением "правоохранительные органы плохо борются с наркобизнесом  потому, что они коррумпированы представителями  наркомафии" стабильно соглашаются  не менее 65% респондентов. Это указывает  на то, с чего необходимо начать решительную  борьбу против наркобизнеса - с очищения рядов подразделений, специализирующихся на противодействии незаконному  обороту наркотиков, от коррупционеров и предателей. В противном случае центр борьбы с наркобизнесом  будет традиционно находиться в  аудиториях, где проводятся очередные  конференции, на страницах научных  и научно-популярных изданий.

 

 

 

 

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ.

 

Одним из способов совершенствования  борьбы с преступлениями в сфере  незаконного оборота наркотических  веществ является ужесточение уголовной  ответственности за их совершение.

Президентом Российской Федерации  Д.А. Медведев 9 июня 2010 г. утверждена Стратегия  государственной антинаркотической  политики Российской Федерации до 2020 года (Приложение 5). Необходимость принятия Стратегии обусловлена динамикой изменений, происходящих в России и в мире, возникновением новых вызовов и угроз, связанных прежде всего с активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением терроризма, экстремизма, появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ, усилением негативных тенденций, таких как устойчивое сокращение численности населения России, в том числе уменьшение численности молодого трудоспособного населения вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ