Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:47, дипломная работа

Описание работы

Предметом квалификационной работы выступают нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие преступления в сфере незаконного оборота наркотических и психотропных веществ, а также научные труды в области уголовного права.
Задачи квалификационной работы:
1) Раскрыть историю становления и развития института уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
2) Рассмотреть уголовно-правовую характеристику и провести юридический анализ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации.
3) Дать уголовно-правовую характеристику преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных ст. 229-233 Уголовного кодекса Российской Федерации.
4) Проанализировать проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1.АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 7
1.1. Анализ преступлений, предусмотренных ст. 228, 228.1, 228.2 УК РФ. 7
1.2. Анализ преступлений, предусмотренных ст. 229, 233 УК РФ. …….18
1.3. Анализ преступлений, предусмотренных ст. 230, 231 УК РФ. 22
2.ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 28
2.1. Проблема квалификации преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ………… …………….....28
2.2. Проблемные вопросы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 228, 228.1 УК РФ . 36
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………

Файлы: 1 файл

Диплом Упх преступлений, связанных с нон средств и психотропных веществ.doc

— 317.54 Кб (Скачать файл)

Субъектами антинаркотической  деятельности являются в том числе антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации, обеспечивающие координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также организующие их взаимодействие с общественными объединениями по профилактике немедицинского потребления наркотиков и противодействию их незаконному обороту в рамках своих полномочий.

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических  средствах и психотропных веществах» на органы местного самоуправления возложена  задача по организации исполнения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах в пределах своей компетенции.

Таким образом, в настоящее время  органами местного самоуправления осуществляется организация исполнения законодательства Российской Федерации о наркотических  средствах, психотропных веществах  и их прекурсорах в пределах решения вопросов местного значения, в том числе в части, касающейся осуществления охраны общественного порядка.

Вместе с тем в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 8 января 1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах  и психотропных веществах» полномочиями по принятию целевых программ, направленных на противодействие незаконному  обороту наркотиков, наделены только Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предоставлены  полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании органам  местного самоуправления, являющимся основным звеном в работе с населением.

В связи с чем, ФСКН России предлагается расширить перечень вопросов местного значения за счет возможности органов  местного самоуправления осуществлять мероприятия по профилактики наркомании и правонарушений, связанных с  незаконным оборотом наркотических  средств, психотропных веществ, а также  противодействию незаконному обороту  наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в  границах поселения, и принятия для  реализации этих целей муниципальных  программ с обеспечением их финансирования.

Расширение перечня местных вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления позволит проводить комплексные меры, способствующие снижению немедицинского потребления наркотиков в пределах муниципального образования.

9. Одной из основных задач ФСКН России является осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также выявление, предупреждение, пресечение, преступлений.

Однако в настоящее время  органы наркоконтроля при выявлении  правонарушений, предусмотренных статьями 6.8 (Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества), 6.9 (Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача), 6.13 (Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры), 6.15 (Нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ), 6.16 (Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры) КоАП России, в соответствии с положениями КоАП России вправе составлять только протоколы об административных правонарушениях.

Полномочиями по рассмотрению дел  об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями КоАП России, органы наркоконтроля не наделены.

Вместе с тем органами наркоконтроля  ежегодно выявляется около 40 тысяч  административных правонарушений, предусмотренных  указанными статьями КоАП России. Кроме того, отмечается устойчивый рост (в среднем около 10%) их выявления в год.

Активнее стала проводиться  работа по выявлению административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.9 КоАП России (за 6 месяцев 2011 года увеличение на 28,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2006 года).

С 2008 года наблюдается динамика роста  выявленных правонарушений, предусмотренных  статьей 6.13 КоАП России (увеличение на 26,6 %).

Необходимо отметить, что после  установления в июле 2009 года административной ответственности юридических лиц  за нарушение правил оборота наркотических  средств, психотропных веществ и  их прекурсоров (статья 6.16 КоАП России), в январе – июне 2011 года территориальными органами ФСКН России стали проводиться проверки деятельности отдельных учреждений, которым разрешен данный вид деятельности, по результатам которых выявлено 271 административное правонарушение.

В настоящее время принятие решений  по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.8, 6.9, 6.13, 6.15, 6.16 КоАП России возложено на суды.

Высокая нагрузка судей увеличивает  сроки рассмотрения и принятие решений  по делам об административных правонарушениях  указанной категории.

В связи с чем, в целях повышения  эффективности рассмотрения дел  об административных правонарушениях  и своевременного принятия решений  по ним ФСКН России в настоящее  время прорабатывается вопрос о  наделении органов наркоконтроля  правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных  статьями 6.8, 6.9, 6.13, 6.15, 6.16 КоАП России, с применением административного наказания в виде штрафа.

Внесение таких изменений позволит повысить эффективность взимания штрафов  с правонарушителей, в связи с  упрощением схемы взимания и усилением  мер контроля за их уплатой, осуществляемых со стороны органов наркоконтроля.

Принятие Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 15 июня 2006 г. Постановления "О судебной практике по делам  о преступлениях, связанных с  наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми  веществами" (Приложение 7) направлено на обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел об указанной категории преступлений, в связи с чем имеет важнейшее значение для деятельности правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Кроме того, оно акцентирует внимание на имеющихся в российском законодательстве пробелах и несоответствиях требованиям международных конвенций.

В частности, законодателям и правоприменителям необходимо обратить внимание на следующие существенные вопросы, связанные с принятием указанного Постановления.

1. В абз. 1 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 разъясняется, что при рассмотрении дел о преступлениях, предметом которых являются наркотические средства или психотропные вещества, судам надлежит руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. № 76 "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации", содержащим списки наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список I) либо ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список II), а также список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список III).

В то же время было бы точнее указать, что в данном случае правоохранительным органам и судам следует руководствоваться  Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. №681 "Об утверждении Перечня наркотических  средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации". Именно это Постановление утверждает Перечень наркотических средств  и психотропных веществ, включающий соответствующие Списки (I, II и III) таких  средств и веществ, на что и  указывается в абз. 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 14.

2. В абз. 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 указывается, что судам надлежит также учитывать решения Комиссии ООН о наркотических средствах об отнесении новых веществ к наркотическим средствам и психотропным веществам, принятые после издания Перечня наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681, согласно обязательствам Российской Федерации, стороной (участницей) Конвенций которых она является (ст. 3 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., ст. 2 Конвенции о психотропных веществах 1971 г., ст. 12 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., (далее - антинаркотические конвенции)).

Указанное разъяснение дано в связи  с тем, что целый ряд наркотических  средств и психотропных веществ, находящихся под международным  контролем, не включен в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 Перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации. В то же время, исходя из ст. 15 Конституции Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, ответственность должна наступать и за нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, не включенных в Перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации, но находящихся под международным контролем согласно антинаркотическим конвенциям, подписанным Российской Федерацией.

В связи с этим для приведения национального законодательства в  соответствие с принятыми Российской Федерацией обязательствами при  подписании международных антинаркотических конвенций необходимо внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681, дополнив Списки Перечня наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации, новыми наркотическими средствами и психотропными веществами, находящимися под международным контролем.

Кроме того, следует учитывать, что  более 50 веществ, перечисленных в  Списках Постоянным комитетом по контролю наркотиков (далее - ПККН) как  сильнодействующие, Конвенцией о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.) отнесены к психотропным веществам, находящимся  под международным контролем.

Представляется необходимым незамедлительно  внести изменения в Постановление  Правительства Российской Федерации  от 30 июня 1998 г. № 681, включив в утвержденный им Перечень психотропные вещества, предусмотренные  Конвенцией о психотропных веществах 1971 г., но отнесенные на данный момент решением ПККН к сильнодействующим, а не психотропным, как это должно быть в соответствии с указанной Конвенцией.

3. Крайне важным является содержащееся в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 14 указание на то, что, решая вопрос о наличии крупного или особо крупного размера наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, следует исходить из размеров, которые установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 76 для каждого конкретного наркотического средства или психотропного вещества, а также для смеси таких средств и веществ.

На территории Российской Федерации  запрещены к обращению наркотические  средства и психотропные вещества, включенные в Список I Перечня наркотических  средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства  Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, а также все смеси, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества данного  Списка, независимо от их количества.

Указанным Постановлением Правительства  Российской Федерации смесь определена как самостоятельный вид наркотических  средств и психотропных веществ. В нем говорится о смеси  как таковой, а не о входящем в  ее состав наркотическом средстве или  психотропном веществе.

Именно из этого исходило Правительство  Российской Федерации, установив своим  Постановлением от 7 февраля 2006 г. N 76 порядок  определения крупного и особо  крупного размеров для смеси относящихся  к Списку I наркотических средств  и психотропных веществ. Согласно этому Постановлению для смеси, в состав которой входит хотя бы одно такое наркотическое средство или психотропное вещество, крупный и особо крупные размеры определяются исходя из установленных крупного и особо крупного размеров, применяемых к находящемуся в смеси наркотическому средству или психотропному веществу, для которого установлены более строгие меры контроля.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ