Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:47, дипломная работа

Описание работы

Предметом квалификационной работы выступают нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие преступления в сфере незаконного оборота наркотических и психотропных веществ, а также научные труды в области уголовного права.
Задачи квалификационной работы:
1) Раскрыть историю становления и развития института уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
2) Рассмотреть уголовно-правовую характеристику и провести юридический анализ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации.
3) Дать уголовно-правовую характеристику преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных ст. 229-233 Уголовного кодекса Российской Федерации.
4) Проанализировать проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1.АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 7
1.1. Анализ преступлений, предусмотренных ст. 228, 228.1, 228.2 УК РФ. 7
1.2. Анализ преступлений, предусмотренных ст. 229, 233 УК РФ. …….18
1.3. Анализ преступлений, предусмотренных ст. 230, 231 УК РФ. 22
2.ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 28
2.1. Проблема квалификации преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ………… …………….....28
2.2. Проблемные вопросы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 228, 228.1 УК РФ . 36
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………

Файлы: 1 файл

Диплом Упх преступлений, связанных с нон средств и психотропных веществ.doc

— 317.54 Кб (Скачать файл)

3. На сегодняшний день сотрудники ФСКН России столкнулись на практике с тем что, как правило, преступления, предусмотренные статьей 232 УК России (Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ) совершенные организованной группой крайне тяжело расследуются и в большинстве своем «разваливаются» в суде.

Проблема заключается в том, что согласно статье 35 УК России преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Таким образом, для  доказывания факта совершения указанного преступления организованной группой  необходимо наличие двух признаков, первое это предварительная договоренность и второе это устойчивость.

Предварительная договоренность участников организованной группы представляет собой  не просто согласование отдельных действий соучастников, а конкретизацию совершения преступлений, детализацию участия  каждого соучастника, определение  способов оптимального осуществления  преступного замысла.

Устойчивость как признак организованной группы заключается в установлении между соучастниками тесных связей, неоднократности контактов для  детализации и проработки будущих  действий. Между соучастниками возникают особого рода отношения по взаимодействию в процессе совершения преступления.

В свою очередь в соответствии со статьей 35 УК России преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали  лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

Группа лиц по предварительному сговору характеризуется двумя  признаками: участием только соисполнителей, наличием предварительного сговора. Иные же соучастники, такие как организатор, подстрекатель или пособник, не выполнявшие  одновременно функций соисполнителя, не входят в состав группы лиц по предварительному сговору.

Судебная практика понимает группу лиц по предварительному сговору  именно как соисполнителей.

При этом логика квалификации преступления, совершенного организованной группой, прямо противоположна логике квалификации преступления, совершенного по предварительному сговору.

Так, если для квалификации преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору, необходимо первоначально  найти не менее двух соисполнителей, то для квалификации преступления как  совершенного организованной группой  необходимо первоначально установить признаки организованной группы это  устойчивость и предварительная  договоренность.

В связи с изложенным ФСКН России представляется необходимым дополнить  статью 232 УК России новым квалифицирующим  составом – совершение преступления, предусмотренного статьей 232 Уголовного кодекса Российской Федерации, группой лиц по предварительному сговору, а также отнести расследование указанного преступления к подследственности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Реализации таких законодательных  предложений позволит ФСКН России гораздо  более эффективно бороться с деяниями, связанным с организацией либо содержанием притонов, доказывая совершение их группой лиц по предварительному сговору, а с учетом предполагаемой квалификации предлагать назначать таким лицам более строгое наказание.

4. Несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами меры по борьбе с преступностью, количество совершаемых в Российской Федерации преступлений остается на достаточно высоком уровне.

Как свидетельствует официальная  следственно-судебная практика, более  половины регистрируемых в стране преступлений совершается в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения.

При этом, в докладе Общественной Палаты Российской Федерации от 13 мая 2009 г. со ссылкой на пресс-службу МВД  России отмечается, что около 80% убийц  в России нетрезвы в момент совершения преступления.

Таким образом, приходится констатировать факт, что состояние опьянения  является сегодня одной из важнейших  причин высокого уровня преступности в нашей стране. Ежегодно сотни  тысяч россиян совершают в  состоянии алкогольного опьянения  преступления, которые не собирались совершать или могли бы не совершить: убийства, изнасилования, грабежи, разбои, кражи и тому подобное.

В сравнительно-правовом аспекте необходимо отметить, что в уголовных кодексах ряда стран (Республика Беларусь, Украина, Литовская Республика, Эстонская  Республика, Латвийская Республика, Республика Молдова, Республика Узбекистан, Республика Таджикистан, Республика Казахстан) состояние  опьянения также рассматривается  как обстоятельство, отягчающее наказание.

При этом, уголовным законодательством всех указанных стран суду предоставлено право в зависимости от характера и обстоятельств совершения преступления не признавать опьянение обстоятельством, отягчающим наказание.

Кроме того, аналогичные нормы, квалифицирующие  состояния опьянения как обстоятельства, отягчающего ответственность и  устанавливающие право суда, органа или соответствующего должностного лица не признавать его таковым, присутствуют в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 6 части 1 статьи 4.3 КоАП России).

ФСКН России видится решения  данной проблемы путем дополнения статьи 63 УК России (Обстоятельства, отягчающие наказание) указанием на такое обстоятельство, отягчающее наказание, как совершение преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или одурманивающих веществ. Одновременно предлагается, наделить суд полномочиями не признавать данное обстоятельство отягчающим ответственность в зависимости от характера и обстоятельств совершения преступления.

5. Действующими положениями КоАП России медицинское освидетельствование на состояние опьянения установлено в качестве одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Вместе с тем направление  на медицинское освидетельствование  на состояние опьянения предусмотрено  только для лиц, которые управляют  транспортными средствами и в  отношении которых имеются достаточные  основания полагать, что эти лица находятся в состоянии опьянения (статья 27.12 КоАП России).

В настоящее время КоАП России норм, предусматривающих направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, потребивших наркотические средства или психотропные вещества, а также находящихся в состоянии опьянения, и не являющихся участниками дорожного движения, не предусмотрено.

Учитывая социальную опасность, вызванную  распространением наркомании, аморальностью  нахождения в состоянии опьянения  в общественных местах, а также в целях реализации статей 6.9, 20.20 – 20.22 КоАП России представляется целесообразным: дополнить КоАП России новой статьей 27.12.1, определяющей порядок применения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.9, 20.20 – 20.22 КоАП России, а также определяющей порядок применения данной меры обеспечения в отношении лиц, которые управляют транспортными средствами и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что эти лица находятся в состоянии опьянения, с исключением соответствующих положений из статьи 27.12 КоАП России.

С целью предупреждения уклонения  от медицинского освидетельствования  на состояние опьянения предлагается дополнить КоАП России новой статьей, устанавливающей административную ответственность за невыполнение законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Данная инициатива реализуется  в проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации по вопросам медицинского освидетельствования на состояние опьянения».

6. Существующая в настоящее время проблема правового регулирования оборота прекурсоров, препятствующая обеспечению должного контроля за их разработкой, производством и использованием, позволяет транснациональным организованным преступным группировкам, действующим в сфере «наркобизнеса», получать сырье для нарколабораторий за счет его утечки из легального оборота.

Анализ ситуации, связанной с  оборотом прекурсоров, а также нормативной  правовой базы в указанной сфере, свидетельствует о необходимости  введения дополнительных мер государственного контроля за их оборотом.

В настоящее время как в мире, так и в России продолжается перестройка наркорынка в сторону вытеснения традиционных наркотиков растительного происхождения высококонцентрированными препаратами синтетического происхождения, в частности стимуляторами амфетаминового ряда, прекурсором которых является легально производимый 1-фенил-2-пропанон (бензилметилкетон; далее – БМК), из 1 тонны которого можно незаконно изготовить до 700 кг метамфетамина, экстази и других наркотиков.

Так, за период 2004-2011 гг. в Российской Федерации сотрудниками правоохранительных органов изъято из незаконного оборота около 1200 кг наркотиков амфетаминового ряда и пресечено 4 попытки контрабанды свыше 5200 кг БМК. При этом в 2009 году пресечены контрабандные поставки уже более 2500 кг БМК.

Синтетические наркотики нелегально изготавливаются и на территории Российской Федерации.

Так, в 2011 году выявлено 98 специально оборудованных лабораторий.

Вместе с тем, по информации Минпромторга России и Российского союза химиков, БМК в химической и иных отраслях промышленности Российской Федерации не используется, не экспортируется, его производство не имеет промышленного значения и не влияет на экономику Российской Федерации. Однако в период с 2005 по настоящее время в Российской Федерации произведено 236466 кг БМК.

На основании имеющейся информации, практически весь производимый в  Российской Федерации БМК контрабандно поставлялся в страны Западной Европы, где использовался для незаконного  изготовления таких синтетических  наркотиков, как амфетамин и метамфетамин.

Поскольку объемы производства БМК  на территории Российской Федерации  значительны и способ изготовления синтетических наркотиков с его  применением достаточно прост, незаконное перемещение БМК за границу порождает серьезные претензии мирового сообщества к Российской Федерации.

Для решения сложившейся ситуации ФСКН России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации  в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических  средств, психотропных веществ и  их прекурсоров», который направлен  на введение правового механизма  запрета оборота некоторых прекурсоров, которые используются в криминальных целях, но не имеют промышленного  значения (БМК).

7. Наркомания порождает и стимулирует многочисленные виды правонарушений. Человек в состоянии наркотического опьянения способен совершить преступление, на которое он бы не решился в других обстоятельствах. Поэтому чем больше людей попадают в наркотическую зависимость, тем опаснее становится общая криминогенная обстановка, тем выше поднимается уровень насильственных и корыстных преступлений.

Учитывая тот факт, что в настоящее  время наркомания развивается стремительно, особую озабоченность вызывает то, что она является в значительной степени молодежной проблемой, все  чаще употребление наркотических средств  начинается в молодом возрасте, несовершеннолетними. Ее жертвами становятся люди репродуктивного  возраста, что создает угрозу генофонду  нации, ее здоровью, ее будущему.

В связи с этим ФСКН России в  целях эффективного противодействия  незаконному обороту наркотиков прорабатывается вопрос установления административной ответственность  за незаконный оборот и потребление  наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов исключительно  в виде административного ареста.

Суть предложений заключается  в установлении административную ответственность  исключительно в виде административного  ареста с определением нижнего его  предела (от 3 до 15 суток), а также  введение административного штрафа, налагаемого на родителей или  иных законных представителей за потребление несовершеннолетними наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

8. В настоящее время для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации среди прочих мер, которые предпринимают государство и общество, необходима многоуровневая система организации профилактической работы. Консолидация и координация усилий всех субъектов, осуществляющих профилактику правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков и противодействие таким правонарушениям, является залогом успеха проводимой государством антинаркотической политики.

Стратегией государственной антинаркотической  политики Российской Федерации до 2020 года приведено определение антинаркотической  деятельности. Это деятельность федеральных  органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной антинаркотической политики.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ