Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:47, дипломная работа

Описание работы

Предметом квалификационной работы выступают нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие преступления в сфере незаконного оборота наркотических и психотропных веществ, а также научные труды в области уголовного права.
Задачи квалификационной работы:
1) Раскрыть историю становления и развития института уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
2) Рассмотреть уголовно-правовую характеристику и провести юридический анализ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации.
3) Дать уголовно-правовую характеристику преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных ст. 229-233 Уголовного кодекса Российской Федерации.
4) Проанализировать проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1.АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 7
1.1. Анализ преступлений, предусмотренных ст. 228, 228.1, 228.2 УК РФ. 7
1.2. Анализ преступлений, предусмотренных ст. 229, 233 УК РФ. …….18
1.3. Анализ преступлений, предусмотренных ст. 230, 231 УК РФ. 22
2.ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 28
2.1. Проблема квалификации преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ………… …………….....28
2.2. Проблемные вопросы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 228, 228.1 УК РФ . 36
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………

Файлы: 1 файл

Диплом Упх преступлений, связанных с нон средств и психотропных веществ.doc

— 317.54 Кб (Скачать файл)

Указанный подход целиком и полностью  согласуется с международными обязательствами, принятыми на себя Российской Федерацией по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков, в частности с положениями  Единой конвенции о наркотических  средствах 1961 г. и Конвенции о  психотропных веществах 1971 г.

Так, в ст. 1 (подп. "с" п. 1) Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. содержится определение препарата, в соответствии с которым "препарат" означает смесь, твердую или жидкую, которая содержит какое-нибудь наркотическое средство. При этом согласно п. 3 ст. 2 Единой конвенции препараты подлежат тем же мерам контроля, что и наркотические средства, которые в них содержатся.

Статьей 3 Конвенции о психотропных веществах 1971 г. предусмотрено, что  к препарату применяются те же меры контроля, что и к содержащемуся  в нем психотропному веществу. Если препарат содержит не одно, а несколько  таких веществ, он подпадает под  действие мер, применяемых к тому из веществ, которое подлежит наиболее строгим мерам контроля.

Таким образом, смеси наркотических  средств и (или) психотропных веществ  рассматриваются международным  сообществом как не менее опасные, нежели входящие в их состав наркотические  средства и психотропные вещества, и подпадают под действие мер, применяемых к тому из веществ, которое  подлежит наиболее строгим мерам  контроля.

В качестве примера следует привести одно из самых широко распространенных на территории России наркотических  средств - героин (диацетилморфин).

Правоохранительная практика показывает, что нет изъятий из незаконного  оборота абсолютно чистого, 100-процентного  героина. Это всегда смесь. В изымаемом  из незаконного оборота героине  содержание героина как такового - наркотического средства "диацетилморфин" - не превышает обычно 10%. Остальные 90% - это 6- и 3-моноацетилморфины, ацетилкодеин и целый ряд других алкалоидов опия, включенных в Список I.     Кроме того, героин, как правило, поступает в незаконный оборот с добавками других фармакологически активных веществ, которые корректируют действие диацетилморфина. Количество таких веществ может доходить до 15 - 20 наименований и более. Имели место случаи обнаружения в составе некоторых партий изъятого героина и ядовитых веществ, например хлорохина.

Кроме того, следует учитывать, что  потребление большинства наркотических  средств и психотропных веществ  больными наркоманией, равно как  и их розничный ("уличный") сбыт, становится возможным исключительно  при условии их пребывания в смеси  с нейтральным веществом.

Тот же героин в чистом виде никто  и никогда не употребляет, поскольку  это приведет к мгновенной смерти. Его всегда разбавляют различными наполнителями, например крахмалом, сахаром, тальком  и др. Увеличение массы наркотического средства за счет этих веществ позволяет, во-первых, проводить его дозирование  легкодоступными в обиходе средствами, во-вторых, значительно облегчает  его сбыт, в-третьих, значительно  снижает риск передозировки при  приеме лицами, незаконно потребляющими  наркотики.

Для лица, приобретающего смесь наркотического средства или психотропного вещества с нейтральными компонентами, безразличен  объем доли в смеси наркотического средства или психотропного вещества, которое он в условиях улицы никогда  не сможет определить. Его умыслом  всегда охватывается приобретение всей смеси целиком.

Учитывая правовую и криминологическую  составляющие проблемы, медицинские  критерии и реальную социальную опасность, обусловленную незаконным распространением высокоактивных наркотических средств  и психотропных веществ, относящихся  к Списку I, находящихся в незаконном обороте преимущественно в различных  смесях с нейтральными компонентами, Пленум Верховного Суда Российской Федерации  совершенно обоснованно сделал вывод  о том, что, решая вопрос об ответственности  по ст. ст. 228, 228.1 и 229 УК России в отношении наркотических средств и психотропных веществ из Списка I по таким квалифицирующим признакам, какими являются крупный и особо крупный размеры, следует руководствоваться положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 76 и исходить из общего веса смеси (в граммах) содержащихся в ней наркотического средства или психотропного вещества и нейтральных компонентов (мука, крахмал, тальк и т.п.), а не из количества содержащихся в смеси наркотического средства или психотропного вещества (в граммах) в чистом виде.

При этом в тех случаях, когда  наркотическое средство или психотропное вещество, включенное в Список I, входит в состав смеси (препарата), содержащей более одного наркотического средства или психотропного вещества, его  количество определяется весом всей смеси по наркотическому средству или  психотропному веществу, для которого Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 76 установлен наименьший крупный или особо  крупный размер.

Аналогичный порядок для определения  крупного и особо крупного размеров, установленный Постановлением Правительства  Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 76, применяется к смеси, содержащей в своем составе наркотические  средства Списка II "кокаин" и "кокаин гидрохлорид".

Для остальных наркотических средств  и психотропных веществ крупный и особо крупный размеры определяются исходя из их количества (в граммах) в чистом виде.

4. Требует пояснения и абз. 2 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 14, согласно которому в тех случаях, когда лицо в целях лечения животных использует незаконно приобретенное наркотическое средство или психотропное вещество (например, кетамин, кетамина гидрохлорид), в его действиях отсутствуют признаки преступления, влекущего уголовную ответственность за незаконный сбыт этих средств или веществ.

Действительно, само использование  незаконно приобретенных наркотических  средств и психотропных веществ  в целях лечения животных не является противоправным деянием (не может быть соответствующего состава преступления в случае введения наркотического средства или психотропного вещества животному, так как в данном случае отсутствует  объект преступления, предусмотренного ст. 228.1 УК России), но незаконные приобретение и хранение указанных наркотических  средств и психотропных веществ  в зависимости от их размеров подлежат квалификации по соответствующей части ст. 228 УК России либо при отсутствии должного размера образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

9. Использование проверочной закупки  оценено Пленумом Верховного  Суда Российской Федерации не  только с позиции квалификации  содеянного лицом, осуществлявшим  сбыт наркотического средства  или психотропного вещества, но  и с позиции оценки представленных  результатов оперативно-розыскной  деятельности.

Так, в п. 14 Постановления указано, что в тех случаях, когда в  материалах уголовного дела имеются  данные об осуществлении проверочной  закупки наркотических средств  или психотропных веществ, судам  следует иметь в виду, что необходимым  условием законности ее проведения является соблюдение оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст. 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной  деятельности", и требований ч. 7 ст. 8 указанного Федерального закона, в соответствии с которыми проверочная закупка веществ, свободная реализация которых запрещена, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

В заключение Главы 3 настоящей квалификационной работы сделаем следующие выводы.

Несмотря на постоянное совершенствование  законодательства, на сегодняшний момент оно требует той или иной корректировки, многие вопросы по-прежнему нуждаются  в нормативно-правовом урегулировании, адекватном реалиям сегодняшнего дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог по вопросам и проблемам рассмотренным в данной квалификационной работе можно сделать ряд следующих выводов:

1.Распространение наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, является угрозой глобального характера, значительность которой возрастает с каждым годом и влияет на демографическую ситуацию в стране, разрушая генофонд нации и здоровье людей. Тем самым, проблема популяризации наркотизма превращает наркоманию в одну из угроз национальной безопасности государства.

2. Правовая основа по противодействию незаконному обороту наркотических средств в Российской Федерации составляет совокупность нормативно-правовых актов, в которую входит и Уголовный кодекс РФ. Применение норм УК РФ возможно только с учетом иных нормативно-правовых актов (в первую очередь речь необходимо сказать о Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах»), которые устанавливают правила оборота наркотиков. В УК РФ уголовная ответственность за незаконный оборот наркотиков сконцентрирована в ст. 228 – 233 УК РФ.

3.Родовым объектом  изучаемой категории преступлений  является совокупность отношений,  определяющих общественную безопасность  и общественный порядок. В зависимости  от объекта в первую группу  входят преступления, предусмотренные  ч. 1 и 2 ст. 228, ч. 1 ст. 228.1, ч. 1 и 2 ст. 228.2, ч. 1 и 2 ст. 231 УК РФ, объектом преступного посягательства которых выступает безопасность здоровья населения от негативного воздействия наркотических средств. Во вторую группу входят преступные деяния, предусмотренные п. «в» ч. 2, п. «в» ч. 3 ст. 228.1, п. «в» ч. 2 ст. 230 УК РФ, которые посягают на процесс нормального развития и воспитания несовершеннолетних граждан.

4.При совершении преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств с использованием служебного положения, в том числе при незаконной выдаче рецепта на получение наркотических средств, а также лицами, в обязанности которых входит соблюдение правил оборота наркотических средств (п. «б» ч. 3 ст. 228.1, ст. 228.2, п. «в» ч. 2 ст. 229, ст. 233), дополнительным объектом посягательства выступает также нормальное функционирование органов государственной власти, организаций, учреждений, поскольку преступник подрывает их авторитет.

5. Характерной чертой преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств (ст. 228-233 УК РФ) является наличие специфического предмета посягательства - собственно наркотических средств, которые с точки зрения их значения для квалификации преступлений характеризуются физическими (медицинскими) и юридическими признаками. По ст. 223 УК РФ предметом преступлений являются рецепты и иные документы, дающие право на получение наркотических средств.

6.Решение проблемы видится в необходимости снижения возрастного порога привлечения к уголовной ответственности лиц за незаконный оборот наркотических средств (психотропных веществ) с 16 до 14 лет. В указанном возрасте современный человек имеет реальную возможность получить достаточную информацию о зле наркотизма и, по-видимому, способен осознать это зло для себя и общества, что касается лица, не достигшего 14 лет, следует обсуждать вопрос о возможности помещения его в специальное учебно-воспитательное учреждение, применения иных медико-, психолого-, педагогических мер, а также об установлении ответственности родителей за попустительство совершению правонарушений их несовершеннолетними детьми, позволит улучшить ситуацию в Российской Федерации по борьбе и профилактике незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Одной из наиболее эффективных  мер, способствующей решению данной задачи, мог бы стать институт освобождения от уголовной ответственности лиц, активно способствующих раскрытию  преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Однако несовершенство уголовного законодательства не позволяет использовать его потенциал  в полном объеме.

Согласно примечанию к статье 228 УК РФ, лицо, добровольно  сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно  способствовавшее раскрытию или  пресечению преступлений, связанных  с незаконным оборотом наркотических  средств или психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению  имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности  за данное преступление.

Примечание построено  таким образом, что для освобождения лица от уголовной ответственности, необходимо выполнить целую совокупность обязательных условий, что в большинстве  случаев невозможно практически.

В итоге виновный может  сделать все возможное для  достижения указанных целей, но результат  при этом может не быть достигнут  по независящим от него обстоятельствам. Вопрос о том, должно ли данное лицо в таком случае освобождаться  от уголовной ответственности остается не решенным. Это открывает необоснованно  широкие рамки для усмотрения лица, в производстве которого находится  уголовное дело и дает почву для  культивирования коррупции в  среде правоохранительных органов. Кроме того, в законе отсутствует  понятие «активного способствования» раскрытию, пресечению преступлений, связанных  с незаконным оборотом наркотических  средств. Законодатель в данном случае действовал несколько непоследовательно, поскольку изобличение лиц совершающих  аналогичные преступления, помощь правоохранительным органам в розыске имущества, добытого преступным путем, как, собственно говоря, и добровольная сдача наркотиков, входят в данное понятие, но этим оно  не исчерпывается.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ