Экологические преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы рассмотреть самые важные экологические проблемы Казахстана и изучить программы их решения.
Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Содержание работы

Введение.


Глава 1. Экологическая ответственность.

1.1. Понятие и виды экологической ответственности.
1.2. Экологические преступления.
1.3.Что представляет собой состав экологического правонарушения
1.4. Ответственность за экологические преступления



Глава 2. Деятельность правоохранительных органов в области экологии


2.1. Природоохранная деятельность органов внутренних дел.
2.2. Природоохранная деятельность прокуратуры.

Заключение.

Список литература.

Файлы: 1 файл

Министерство Образования Науки Республики Казахстан Гуманитарный.docx

— 102.37 Кб (Скачать файл)

      Владение  этой  информацией,  свободный   доступ  к  ней  является  той

основой,  которая  реально  может  создавать  и  уже   создает   необходимые

предпосылки к реализации каждым гражданином  своего  конституционного  права на жизнь в условиях благоприятной окружающей среды.

      В  последние   годы   государством,   его   исполнительными   властными

структурами  предприняты  существенные  усилия,  чтобы  граждане  Казахстана Республики владели этой информацией.

      Ее анализ  позволяет более точно определить  не только  общее  состояние

окружающей природной  среды,  но  и  сформулировать  приоритетные  задачи  в области ее охраны, в том числе и с помощью правоохранительных органов.

      В соответствии  с  экологическим  законодательством   и  во  исполнение

приказа МВД РК от 12 июля 1993 г.  "О мерах по  улучшению природоохранной деятельности  в МВД РК"  органы  внутренних  дел   призваны   обеспечивать взаимодействие с территориальными органами Минприроды,  Минздрава  Казахстана  и др. В области охраны окружающей  природной  среды  они  в  объеме  своей компетенции  осуществляют:   предупреждение  и   пресечение   экологических преступлений; совместно с  Министерством  здравоохранения  РК  надзирают за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов  и  других  территорий

населенных пунктов, а  также загородных  мест отдыха  трудящихся  и пляжей; оказывают соответствующим органам содействие в осуществлении мер  по  охране и защите от  загрязнения  природных  богатств,  борьбе  с браконьерством  и нарушениями правил охоты и рыболовства;  контролируют  и  направляют  работу пожарных подразделений других министерств  и ведомств,  определяют  порядок совместной  работы  пожарных  организаций  страны;  производят  регистрацию, учет, а также надзор за  техническим  состоянием  автотранспортных  средств, принадлежащих   предприятиям,   учреждениям  и   гражданам;    осуществляют подразделениями ведомственной полиции охрану объектов природы или природных комплексов;   обеспечивают   проведение   мероприятий    по    рациональному использованию природных ресурсов  (земель,  лесов,  вод  и  других  объектов природы).

      Так, например, Главное управление охраны общественного  порядка (Лесное хозяйство)

МВД РК в объеме своей компетенции организует  работу,  изучает и обобщает деятельность   периферийных   органов   полиции   по   оказанию   содействия соответствующим  органам  в  осуществлении  мер  по  охране  и   защите   от загрязнения  природных  богатств,  борьбе  с браконьерством  и нарушениями правил охоты и рыболовства, взаимодействию с общественностью. Лесного хозяйства   МВД  РК правомочен давать предложения по совершенствованию форм и методов  борьбы  с

браконьерством.   От   имени   МВД   РК   Главное   управление  обеспечения

общественного  порядка  правомочно  рассматривать  и  давать  заключения  по проектам  правил,  инструкций,  стандартов  и   норм   различных   ведомств, регламентирующих порядок охоты, рыболовства и охраны лесов.

      Лесное хозяйство  в рассматриваемой   деятельности   тесно   взаимодействует   с Государственной  инспекцией  по  безопасности  дорожного движения  (ГИБДД). Главным  управлением  по  борьбе  с  экологической  преступностью   (ГУБЭП), Главным следственным управлением и другими службами органов внутренних  дел. Оно  организует  деловую  связь  с  Роскомрыболовства,  Федеральной  службой лесного  хозяйства   и   другими   органами   государственного   управления,

осуществляющими надведомственный контроль за рациональным  использованием  и охраной природных ресурсов, и, в  первую  очередь,  с  Министерством  охраны окружающей среды и природных ресурсов РК.

     В соответствии с приказом МВД РК от  12  июля  1993  г.  "О мерах по

улучшению природоохранной  деятельности в МВД Казахстана" в МВД,  УВД,  ДВД и ряде других специальных  подразделениях  создаются  постоянно  действующие комиссии  по  экологическим  проблемам  из  представителей  заинтересованных служб   для   организованного   контроля   и   координации   природоохранной деятельности в регионах.

      Наиболее распространенными формами содействия  со  стороны  внутренних дел природоохранным органам  (рыбоохране,  воднадзору,  охотнадзору  и др.) являются: совместная разработка комплексных  планов,  участие  в  задержании правонарушителей, установлении его  личности;  проверка  орудий  и способов охоты  и  рыболовства;  осмотр  добытых  животных  и  рыб:   организация   и проведение патрулирования, рейдов и  засад;  изъятие  у  браконьеров  орудий незаконной охоты и рыболовства;  получение от  должностных  лиц  и  граждан объяснения по поводу нарушений ими  природоохранительного  законодательства; составление протоколов и т.п.

      Таким образом,  органы внутренних дел  относятся   к  числу  специальных

отраслевых государственных  органов, решающих, в том числе в объеме  своей компетенции, и задачи в области  охраны  природы  с  помощью  организационно правовых   средств,   реализация   которых   направлена    на    укрепление экологического правопорядка  и  обеспечения  экологической  безопасности  на территории РК.

      Важным  направлением деятельности  органов  внутренних  дел  в  области охраны природы  является  профилактика  экологических  правонарушений.  Если исходить из того, что достижение  наивысшей  эффективности  эколого-правовой деятельности органов внутренних  дел  проявляется  в  определенном  снижении экологических правонарушений, то их важнейшей задачей становится  выявление причин и условий, способствующих совершению экологических правонарушений,  и

разработка мер по их предупреждению.

      При этом  органы внутренних дел обязаны  выявлять и  устранять  лишь  те

причины    и    условия,    способствующие     совершению     правонарушений природоохранительного законодательства,  которые  должны  и могут быть  им известны с учетом их компетенции.

      К числу  основных причин  преступного   нарушения  природоохранительного законодательства часто относят корыстные мотивы, например, у тех  работников леспромхоза, которые производят порубку леса,  грубо нарушая установленные правила, или у работников промысловых организаций, производящих лов  рыбы  с грубым нарушением действующего законодательства. Корысть  может  проявляться в  стремлении  к   незаконному   обогащению,   т.е.   получению   незаконных дополнительных выплат (премий и т.д.), или с выгодой  реализовать  незаконно

добытую  рыбу,  вывезенный  лес  и  др.  Поэтому  своевременное   пресечение органами внутренних дел такого  рода  противоправной  деятельности  является одним из условий предупреждения природоохранительных нарушений.

      В соответствии  с действующим законодательством органы  внутренних  дел правомочны  постоянно  вести  работы  имеющимися  силами  и  средствами   по выявлению  и  устранению  перечисленных  и  иных  условий,   способствующих природоохранительным   правонарушениям.   Теория   и   практика   выработали различные формы  и  методы  профилактики  правонарушений  в  области  охраны природных ресурсов.

      Действенной   формой   профилактики   нарушений   природоохранительного законодательства является внесение органами внутренних дел  представлений  в соответствующие органы по фактам правонарушений.  При  этом  в  направляемом представлении необходимо конкретно и доходчиво указывать причины и  условия, способствующие   нарушению   природоохранительного    законодательства,    и

предложения  по  их  устранению.  Нецелесообразно   вносить  представления, носящие общий характер, так как эта  форма  желаемого  результата  не  дает. Нередки в  практике  случаи,  когда  по  внесенным  представлениям  меры  не принимаются и органы внутренних дел не информируются о  проделанной  работе. В таких случаях необходима устная  или  письменная  информация,  после  чего следует обязательно ставить в известность вышестоящие органы.

      Хорошо  и качественно организованная  воспитательная  работа,  в   первую

очередь  правового  характера,  имеет  важное  значение  в профилактической работе органов внутренних дел.

      В     предупреждении     органами     внутренних     дел     нарушений

природоохранительного законодательства особая роль  отводится ведомственной полиции по охране различных природных объектов  (источников  водоснабжения, рыбных запасов и других мест), создаваемой на базе договора с организациями- природопользователями и заинтересованными ведомствами.

      Договорные  отношения об охране объектов природы характеризуются рядом особенностей. Стороны не только  приобретают соответствующие права,  но  и устанавливают, реализуют определенные права  и  обязанности,  вытекающие  из предоставленной  им   компетенции,   зависящей   от   особенности   охранной деятельности природного объекта. При этом в своей деятельности  они  исходят из государственных интересов по обеспечению  сохранности  объектов  природы. Социальное, экономическое значение  каждого  природного  объекта  определяет способы охранной  деятельности,  т.е.  ведомственная  милиция  играет  очень важную роль в охране природных ресурсов и в профилактике правонарушений  еще и потому, что она специально для этих целей создается.

      Охрана  природных ресурсов стала одной  из ряда  задач,  которые   органы

внутренних дел решают совместно с другими государственными  и  общественными формированиями. Для того чтобы эта работа была наиболее  целенаправленной  и перспективной, в настоящее время назрела необходимость в:

      1)  создание   специального   аппарата,   который   бы   координировал

деятельность органов  внутренних дел по борьбе  с браконьерством  и другими видами нарушений природоохранительного законодательства;

      2) формировании, особенно в областях, краях и  республиках  с  наиболее

обильной  и  редкостной  фауной  и  флорой,  специализированных   групп   и подразделений (экологической полиции);  в компетенцию  которых  входили  бы непосредственная организация и проведение комплекса  мероприятий,  связанных с охраной природных ресурсов;

      3) выделение конкретных сотрудников, организующих и проводящих  работу по охране природы;

      4) упорядочение нормативных актов органов МВД РК, регламентирующих обеспечение   надзора   охраны   природных   объектов    и    рационального природопользования.

      Особое  место в природоохранной  деятельности  органов  внутренних  дел отводится   исправительно-трудовым    учреждениям.    На    них    как    на природы - пользователей  возлагается широкий круг  обязанностей   по   охране природных      объектов,      рациональному       природопользованию       и природы восстановительным работам.

      Содержание   обязанностей   исправительно-трудовых   учреждений    как

природы пользователей    по    охране    природы    зависит    от     объекта

природопользования. При  землепользовании во исполнение  ст.  101  Земельного кодекса РК должны заниматься рекультивацией земель.

      Кроме работ  по рекультивации, исправительно-трудовые  колонии  обязаны проводить и  другие  восстановительные  работы.  Это  может  быть  осушение, обводнение, расчистка и т.д.

      В соответствии  со ст. 6 Закона Республики Казахстан от 21 июля 1993 г.

"Об учреждениях и  органах, исполняющих уголовные наказания  в  виде  лишения свободы" колонии,  участвующие  в  многоцелевом  пользовании  лесным  фондом Республики Казахстан и дальнейшей  переработке  ценной  древесины  в  едином технологическом  цикле,  относятся  к  учреждениям   с   особыми   условиями хозяйственной деятельности.

      В области  лесопользования  лесные  исправительно-трудовые  колонии  на основании  ст.  35  Основ  лесного  законодательства  Республики Казахстан обязаны вести работы способами, не допускающими возникновения  эрозии  почв, исключающими отрицательное воздействие лесных  пользовании на  состояние и воспроизводство лесов, а также на  состояние водоемов  и других  природных объектов.  Большое  значение  при  лесопользовании  имеет  охрана  лесов  от пожаров, так как пожары вызывают наиболее  тяжкие  последствия  в  природной среде.

      При использовании  водных ресурсов на исправительно-трудовые  учреждения возлагается  обязанность   проводить   технологические,  лесомелиоративные, агротехнические,  гидротехнические,   санитарные   и   другие   мероприятия, обеспечивающие исполнение требований Водного кодекса РК  по  охране  вод  от загрязнения и истощения.

      Говоря  об обязанностях начальника исправительно-трудовых учреждений  в области природопользования, необходимо отметить  и  то  обстоятельство,  что должностные лица этих учреждений за нарушение правил  охраны  природы несут всю   полноту   ответственности,   вплоть    до    уголовной.    Действующее законодательство не содержит на этот счет  никаких  исключений  для  органов внутренних дел.

  Нарушение экологических требований при использовании природных ресурсов, проектировании, размещении, строительстве и реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта и связи, объектов сельскохозяйственного назначения и мелиорации, строительстве городов и других населенных пунктов, к военным и оборонным объектам, военной и космической деятельности лицами, ответственными за соблюдение этих требований, если это повлекло существенное загрязнение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животного или растительного мира и иные тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового.

Нарушение экологических  требований при производстве, транспортировке, хранении, захоронении, использовании  или ином обращении с экологически потенциально опасными химическими, радиоактивными и биологическими веществами, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, — наказывается штрафом в размере от двухсот  до пятисот месячных расчетных показателей  или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного  за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Информация о работе Экологические преступления