Экологические преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы рассмотреть самые важные экологические проблемы Казахстана и изучить программы их решения.
Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Содержание работы

Введение.


Глава 1. Экологическая ответственность.

1.1. Понятие и виды экологической ответственности.
1.2. Экологические преступления.
1.3.Что представляет собой состав экологического правонарушения
1.4. Ответственность за экологические преступления



Глава 2. Деятельность правоохранительных органов в области экологии


2.1. Природоохранная деятельность органов внутренних дел.
2.2. Природоохранная деятельность прокуратуры.

Заключение.

Список литература.

Файлы: 1 файл

Министерство Образования Науки Республики Казахстан Гуманитарный.docx

— 102.37 Кб (Скачать файл)

      В связи  с изложенным, усиливается в целом наказуемость  экологических

преступлений с одновременной  дифференциацией  уголовной ответственности в зависимости от характера и опасности содеянного, его  последствий,  личности виновного,  наличия  смягчающих  и  отягчающих  обстоятельств.   Конструкция уголовно-правовых норм, как правило, учитывает  характер  и  тяжесть  вреда, причиненного экологическим преступлением здоровью или жизни человека.

      Раньше  в УК преобладали нормы,  предусматривавшие  ответственность  за незаконное  завладение  природными  ресурсами,  тогда как число норм   об ответственности за гораздо более  опасные  деяния,  состоящие  в  причинении вреда природной среде и здоровью  человека,  было  незначительно,  да  и  те практически  не  применялись.  Например, в последние годы  за  рыбное браконьерство привлекается около 46% лиц от числа совершивших  экологические преступления за год, за незаконную охоту  -  24,1%,  за  незаконную  порубку леса - 25,8%, а по делам о загрязнении водного и  воздушного  бассейнов  они составляют всего 1,77%. Ранее доля лиц, привлекаемых  за  эти  преступления, была еще меньше.

      В новом  УК число норм о преступлениях,  связанных с  причинением  вреда природной среде, увеличилось более чем втрое (с 4 до 14)

органов внутренних дел.

    Понятие экономического и экологического вреда. В соответствии с гражданским законодательством, регулирующим экономические отношения, под вредом понимается определенный ущерб, убыток. Применительно к экологическому праву, регулирующему общественные отношения, возникающие при причинении вреда природной среде, вред может быть выражен в виде реальных и предполагаемых потерь в природной среде, а именно в виде ущерба — уничтожения лесных массивов, видов диких животных, птиц, выведения из хозяйственного оборота земли вследствие загрязнения и прочих убытков — расходов на восстановление нарушенных природных комплексов, отдельных видов природных объектов

Спецификой экологических  правонарушений является то, что при  их совершении вред причиняется объектам, имеющим как экологическую, так  и экономическую ценность. Нередко  при этом экологический вред обусловлен в определенной степени и экономическим (имущественным) вредом (ущербом). Так, экономический вред может быть весьма существенным от гибели природных ресурсов — леса (товарной лесной продукции), рыбы (рыбной продукции), земли (снижение урожая сельскохозяйственных культур, поголовья животных и др.). При  нарушении правил пожарной безопасности в лесах, если следствием этого стала гибель леса, экономический вред включает в себя стоимость уничтоженной при пожаре товарной древесины, различных строений и сооружений, затраты на ликвидацию последствий пожара, расходы по возмещению ущерба, причиненного организациям и гражданам.

     Обстоятельства, способствующие совершению экологических правонарушений. Под обстоятельствами, способствующими совершению экологических правонарушений, понимаются обстоятельства, включающие в себя , причинно-необходимые экологические связи, обусловливающие в конечном итоге наступление отрицательных последствий в виде экологического вреда, причиненного тому или иному объекту природы. Эти обстоятельства объективно противоречат требованиям, предъявляемым к охране природной среды

Обстоятельства, способствующие совершению экологических правонарушений, можно классифицировать следующим  образом.

Недостатки, связанные  с организационно-техническими вопросами  деятельности отдельных народнохозяйственных объектов, являющихся источником загрязнения  природной среды (нарушения и  недостатки в проектировании, сооружении, приеме, эксплуатации, ремонте, реконструкции, при отводе в пользование природных  объектов, в определении территории санитарно-защитных зон и т.д

 

1.3.Что  представляет собой  состав экологического правонарушения     

 

Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.     

С учетом сказанного экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое право дееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.     

С учетом степени общественной опасности  экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые – менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями. В соответствии с видами экологических правонарушений наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.      

В соответствии с общей теорией  права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.     

Объектом  экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных  компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения  по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.     

Субъектами  экологического правонарушения могут  быть юридические, должностные и  физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории Казахстана или территории, находящейся под ее юрисдикцией.     

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную – с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.     

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие  трех элементов:

а) противоправность поведения;

б) причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

в) причинная  связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.     

Субъективная  сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, т.е. не в установленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РК вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем.     

В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может  иметь место без виновная (абсолютная) ответственность – за вред, причиненный  источником повышенной опасности.      

Одни  экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие – только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи – по неосторожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).     

 

1.4. Ответственность за экологические  преступления     

 

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими  вопросы охраны окружающей среды, являются Закон РК от 15 июля 1997г. «Об охране окружающей среды в Республике Казахстан», Кодекс РК об административных правонарушениях от 30.01.2001г., Уголовный Кодекс РК от 16.07.1997г., а также некоторые Постановления Правительства РК.     

К основным органам, осуществляющим надзор за исполнением  экологического законодательства, относятся:      

1. Министерство природных ресурсов  и охраны окружающей среды  РК, включая Комитет охраны окружающей  среды, Комитет лесного, рыбного  и охотничьего хозяйства, Комитет  по водным ресурсам, Комитет геологии и охраны недр.     

2. Агентство РК по чрезвычайным  ситуациям (надзор за безопасным  ведением работ в промышленности  и горный надзор).     

3. Природоохранная прокуратура.      

4. Государственная инспекция охраны  и использования недр Министерства  энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан.      

Охрана  окружающей среды является многоаспектным вопросом, суть которого заключена  в гармоничном взаимодействии природы  и человека, улучшении качества окружающей среды, рациональном использовании  и воспроизводстве природных ресурсов, посредством мер общественного и государственного воздействия.     

Однако  многоаспектность данного вопроса  вытекает не только из понятия «охрана  окружающей среды», а также из понятия  «окружающая среда», которое составляет совокупность природных объектов, включая атмосферный воздух, озоновый слой Земли, воду, почву, недра, животный и растительный мир, а также климат в их совокупности.      

В целях более эффективной охраны окружающей среды в Казахстане введена  разрешительная система на выбросы  и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, право размещения отходов производства и потребления с указанием конкретных сроков и объемов, норм, условий и применяемой технологии. Разрешение на загрязнение окружающей среды выдается Комитетом по охране окружающей среды.   

Разрешение  оформляется в центральном органе, в случаях когда у природопользователя  один из видов загрязнения имеет  место и превышает:

  1. выбросы загрязняющих веществ 1000 т/год (для нефтегазовой промышленности 100 т/год) или все предприятия первой и второй категорий опасности в зависимости от массы и видового состава загрязняющих веществ;
  2. сбросы загрязняющих веществ 1000 т/год;
  3. размещаемые отходы 10000 т/год (3 и 4 класса токсичности) или 1000 т/год (1 и 2 класса токсичности). Разрешение оформляется центральным органом также природопользователям, деятельность которых связана с прямым загрязнением регионов: космодрома «Байконур», Каспийского моря, трансграничных рек: Иртыш, Урал, Или, Тобол и Сырдарья.

 

  Во  всех остальных случаях разрешение оформляется территориальным управлением. Разрешение выдается сроком на один год, к которому также составляются приложения, где указаны виды загрязнения, их количество и концентрация ингредиентов загрязняющих веществ.  

Помимо этого, дополнительно  для компаний, работающих в нефтегазовой отрасли, требуется разрешение на сжигание попутного газа.

Из-за активного развития промышленного, сырьевого, нефтегазового и других секторов экономики актуальность темы охраны окружающей среды именно через государственный механизм становится наиболее актуальной, что отразилось в законодательстве о гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. К примеру, количество статей, предусматривающих административную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, составляет 66.3 А в уголовном законодательстве предусмотрено 18 статей за экологические преступления. Также в случае нарушения законодательства об охране окружающей среды взимается штраф в гражданско-правовом порядке за причиненный ущерб определенному объекту природной среды. 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Деятельность правоохранительных органов в области  экологии

 

2.1. Природоохранная деятельность органов внутренних дел.   

 

      Конституция  Республики Казахстан  1993  г.  в ст.  42  законодательно

определила право каждого  гражданина  на  благополучную  окружающую  среду  и достоверную информацию о ее состоянии.

      Закон РК 1991 г. "Об  охране  окружающей  природной среды отводят

регламентации  права  граждан  на  здоровую  и   благополучную   окружающую природную среду раздел  2,  ст.  11-14,  где также особо выделяет  право граждан,  экологических  и  иных   общественных   объединений,   выполняющих экологические функции, требовать от соответствующих  органов  предоставления своевременной,  полной  и  достоверной  информации  о  состоянии  окружающей природной среды и мерах по ее охране.

Информация о работе Экологические преступления