Экологические преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы рассмотреть самые важные экологические проблемы Казахстана и изучить программы их решения.
Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Содержание работы

Введение.


Глава 1. Экологическая ответственность.

1.1. Понятие и виды экологической ответственности.
1.2. Экологические преступления.
1.3.Что представляет собой состав экологического правонарушения
1.4. Ответственность за экологические преступления



Глава 2. Деятельность правоохранительных органов в области экологии


2.1. Природоохранная деятельность органов внутренних дел.
2.2. Природоохранная деятельность прокуратуры.

Заключение.

Список литература.

Файлы: 1 файл

Министерство Образования Науки Республики Казахстан Гуманитарный.docx

— 102.37 Кб (Скачать файл)

      Более удачным  представляется определение экологического  правонарушения как общественно  опасного,  виновного,  запрещенного  законодательством  под угрозой  наказания  деяния  (действия  или  бездействия),  направленного  на причинение  вреда  отношениям  в  сфере  экологии.   Состав   экологического правонарушения (как и любого  другого) 

включает  в  себя  четыре  элемента: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.

      Дисциплинарную   ответственность    несут    работники    предприятий,

учреждений, организаций  независимо от формы собственности,  за  невыполнение планов  и  мероприятий  по  охране  природы  и  рациональному  использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов  качества  окружающей  природной среды, ненадлежащую  эксплуатацию  очистных  установок  и  сооружений  и  за нарушение  иных  требований   природоохранительного   законодательства   при исполнении своих обязанностей по службе или работе (ст. 82 Закона РК "Об

охране окружающей природной среды").

      Порядок   привлечения  к  дисциплинарной  ответственности определяется трудовым  законодательством,  законодательством  о  государственной  службе, иными нормативными актами Республики Казахстан  и  ее  субъектов,  трудовыми соглашениями  (контрактами),   уставами   и  положениями   о   предприятии, организации, учреждении. При этом  условия  договоров  о  труде,  ухудшающие положение работников по сравнению с действующим  законодательством,  включая условия   ответственности,   являются    недействительными.    Отличительным

признаком состава дисциплинарного проступка является  то,  что невыполнение требований    экологического    законодательства    одновременно    является невыполнением  работником  своих  обязанностей,   обусловленных   занимаемой должностью или договором (контрактом).

      Дисциплинарная  ответственность выражается в наложении на виновное лицо дисциплинарного наказания в виде: замечания, выговора,  строгого  выговора, увольнения от должности (ст. 135 РК).

      Законодательством,  уставами о дисциплине и иными   нормативными  актами для отдельных категорий  рабочих  и  служащих  могут быть  предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.

      Например, в  качестве  дисциплинарного   взыскания  могут  применяться:

полное или частичное  лишение премии либо иных средств поощрения; перевод  на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность; лишение  чина  или звания; объявление о неполном служебном соответствии.

      Администрация  имеет право вместо  дисциплинарного  взыскания  передать вопрос  на   рассмотрение   общего   собрания   трудового   коллектива   или общественной организации.

      Общие положения  о возможности применения к   нарушителю  экологического законодательства материальной  ответственности  содержатся  в  ст.83  Закона РК "Об охране окружающей  природной  среды".  Порядок  ее  применения регулируется  трудовым   законодательством.  Материальная   ответственность заключается  в  возложении  на  причинителя  вреда  обязанности   возместить расходы, которые по его вине понесло  учреждение,  организация,  предприятие или иной хозяйствующий субъект, с  которым  виновный  находится  в  трудовых отношениях. В соответствии с трудовым  законодательством  причинитель  вреда

несет ответственность в  размере прямого действительного  ущерба, но не более своего  месячного  заработка  (ст.  119  РК).  Однако  виновный  полностью возмещает  вред,  если  он  причинен  в   результате   преступного   деяния; умышленно;  когда  вред  причинен   не   при   исполнении   своих   трудовых обязанностей;  когда  он  причинен  работником,  находящимся   в   нетрезвом состоянии;  когда  в  соответствии  с  законодательством  или  договором  на работника возложена полная материальная ответственность.

      При   определении   размера   ущерба   учитывается    только    прямой

действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются.

      Недопустимо  возложение на работника ответственности  за  такой  ущерб, который может быть отнесен к категории нормального  производственного  риска (ст. 118 РК).

      Административная  ответственность  за   экологические   правонарушения

применяется уполномоченным на то органом исполнительной власти  государства, должностным лицом соответствующего  государственного  органа  или  судом  (в проекте нового суда РК -мировым судьей или судом).

      С  учетом   неблагополучной   экологической   обстановки   в   стране,

распространенности экологических  правонарушений  в  проект  нового  РК

включены   в   качестве    органов,    наделенных    правом    рассматривать

административные дела, контрольные  органы  по  охране  окружающей  природной среды,  органы  геологического  контроля,  органы  Министерства   сельского хозяйства   и   продовольствия,   Комитета   по   земельным    ресурсам    и землеустройству РК органы,    осуществляющие    охрану

государственных природных  заповедников и национальных природных  парков.

      Она может  быть возложена как на физических, так и на юридических  лиц. Перечень административных  экологических  правонарушений  дается  в  ст.  84 Закона об охране окружающей природной среды,  отраслевом  природно-ресурсовом законодательстве и в Кодексе РК об административных правонарушениях,  где они группируются в главе "Административные правонарушения в  области  охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры".

      За  совершение  экологических  административных  правонарушений  могут применяться:   предупреждение,   штраф,   конфискация   орудия    совершения правонарушения; лишение специального права (охоты,  рыболовства,  управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета,  явившегося  орудием совершения правонарушения.

      Законодательными  актами Республики Казахстан могут быть установлены  и иные, кроме указанных в ст.24 РК виды административных взыскании.

    Наблюдающиеся  в нашем обществе факты совершений  в массовых масштабах различных  экологических правонарушений есть  свидетельство низкого уровня  экологической культуры в обществе, когда считается, что причинение  ущерба природе особого значения  не имеет и никакой ответственности  за это не предусмотрено или  когда природоразрушители руководствуются расхожими обывательскими рассуждениями: «После нас хоть трава не расти, после нас хоть потоп». Такое отношение к природе, конечно же, бесконечно продолжаться не может. В цивилизованном обществе государство должно взять на себя полностью ответственность за надлежащее обеспечение защиты природной среды от посягательств. Ибо защищая природу, государство тем самым берет под защиту и граждан своей страны, их настоящее и будущее, генофонд страны. В контексте этих положений особого внимания заслуживают выводы профессора И.Ш. Борчашвили: «Любое государство, стремящееся к прогрессу и цивилизации, должно в первую очередь заботиться о физическом, психическом и нравственном здоровье своих граждан, поскольку именно от этих факторов непосредственно зависит качество генофонда населения.  
Государство, которое устраняется от решения этой проблемы, не имеет будущего».  
Законодательную основу уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за экологические преступления, составляют идеи, заложенные в ст. 31 Конституции РК: 
«1. Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. 
2. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом». 
Поскольку диспозиции уголовно-правовых норм, помещенных в главе 11 УК, бланкетные, применение их требует обращения к экологическому законодательству, к Законам РК от 15 июля 1997 г. «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях»; от 18 марта 1997 г. «Об экологической экспертизе» и другим законодательным актам. 
Экологическими преступлениями признаются общественно опасные, противоправные, виновные, уголовно-наказуемые деяния, посягающие на отношения экологической безопасности, причиняющие существенный ущерб окружающей природной среде, наносящие вред здоровью, а иногда и жизни человека и деформирующие общественные отношения по обеспечению урегулированности и порядка в деле организации охраны окружающей человека природной среды и рационального использования природных ресурсов и богатств в полном соответствии с законодательством РК и международными нормативными актами и соглашениями. 
То есть экологическим преступлением, как и всяким преступлением, в контексте ч. 1 ст.9 УК РК признается деяние (действия или бездействие), совершенное виновно, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания общественно опасное деяние. 
По характеру и степени общественной опасности экологические преступления правомерно отнести к категории одной из весьма распространенных и опасных разновидностей преступлений, хотя в структуре официально зарегистрированных преступлений они составляют небольшое число. Вместе с тем нельзя умалять степень социальной опасности и социально-опасные последствия экологической преступности.

Все экологические  правонарушения (как и иные) разделяются  на проступки и преступления. Состав экологического правонарушения (как  и любого другого) включает в себя четыре элемента: объект, объективная  сторона, субъективная сторона, субъект.

Объект представляет собой совокупность общественных отношений  по охране окружающей природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической  безопасности.

Природная среда  в целом и ее отдельные компоненты (вода, воздух, животные, например) являются предметом правонарушения. Это один из важнейших признаков экологического правонарушения.

Именно он позволяет  определить, в орбиту каких отношений вовлечен природный ресурс (какова его социально-экономическая сущность) и отграничить рассматриваемые правонарушения от иных. Так, добыча рыбы в реке с нарушением установленных правил образует состав незаконной рыбной ловли, а те же действия, совершенные в пруду рыбопромыслового хозяйства, — хищение имущества, поскольку в последнем случае рыба не является природным ресурсом, находящимся в естественной обстановке, а представляет собой товарно-материальную ценность. Нельзя рассматривать в качестве экологического правонарушения загрязнение воздуха производственных помещений (шахт, цехов и др.). Здесь деяние посягает не на отношения по охране природного объекта, а на отношения по охране здоровья при исполнении трудовых функций.

Основными нормативно-правовыми  актами, регулирующими вопросы охраны окружающей среды, являются Закон РК от 15 июля 1997г. «Об охране окружающей среды в Республике Казахстан», Кодекс РК об административных правонарушениях  от 30.01.2001г., Уголовный Кодекс РК от 16.07.1997г., а также некоторые Постановления  Правительства РК.

К основным органам, осуществляющим надзор за исполнением  экологического законодательства, относятся:

Министерство природных  ресурсов и охраны окружающей среды  РК, включая Комитет охраны окружающей среды, Комитет лесного, рыбного  и охотничьего хозяйства, Комитет  по водным ресурсам, Комитет геологии и охраны недр.

Агентство РК по чрезвычайным ситуациям (надзор за безопасным ведением работ в промышленности и горный надзор).

Природоохранная прокуратура.

Государственная инспекция  охраны и использования недр Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан.

Охрана окружающей среды является многоаспектным вопросом, суть которого заключена в гармоничном  взаимодействии природы и человека, улучшении качества окружающей среды, рациональном использовании и воспроизводстве  природных ресурсов, посредством  мер общественного и государственного воздействия.

 

1.2. Экологические  преступления.

 

      Введение  специальной  главы  об  ответственности   за   экологические

преступления является одной  из новелл нового УК РК. В прежнем УК было  более десятка норм об охране природы, но содержались они  в  различных  главах,  в основном среди норм о хозяйственных преступлениях.  Ныне  в  рассматриваемой главе семнадцать статей. Предусмотрена ответственность за  экоцид  (ст.  358 УК), уничтожение или повреждение природных комплексов или  объектов,  взятых под охрану государства (ст.243 УК), сокрытие информации об  обстоятельствах, создающих опасность для жизни  или  здоровья людей либо  окружающей  среды (ст.237 УК). Эти составы преступлений размещены в других главах  УК,  но они устанавливают ответственность за деяния также сопряженные с  причинением вреда  природной  среде.   Таким   образом,   появилось,   наконец,   четкое

определение  в  законе   круга   экологических   преступлений,   позволяющее

выстроить их в  систему,  и  узаконено  само  название  этих  посягательств,

прежде вызывавшее споры. Суть,  однако,  не  в этом.  Главное -  изменился

подход к  общественной  и  правовой  гонке  экологических  правонарушений  и преступлений.

      Прежнее   уголовное  экологическое   законодательство  в  основном  было

ориентировано на  то,  чтобы  пресечь  расхищение  природных  ресурсов.  Оно рассматривало  природную  среду  как   своеобразную   "кладовку"   природных богатств, отражало безнадежно устаревшую концепцию приоритета  экономических интересов перед экологическими и интересами охраны прав человека на жизнь  в благоприятных природных условиях. Игнорировало оно и особую важность  защиты здоровья  человека, экологического  благополучия  населения   при   решении хозяйственных, военных, научных и иных проблем.

      В новом   УК  содержание  главы  "Экологические   преступления",  как  и

других,  приводится  в  соответствие  с  иерархией   социальных   ценностей,

принятых  в  правовом  демократическом  государстве   (личность,  общество,

государство), общепринятыми  международными нормами и требованиями  борьбы  с современными формами и видами экологической  преступности.  УК  ориентирован на  признание  окружающей  природной  среды  биологической  основой   жизни, здоровья,  деятельности   человека.   С этих   позиций   экологические преступления есть по сути преступления против человека  и всего живого  на земле  путем  воздействия  на  среду  обитания.   Существенно   меняются   и представления об общественной опасности данных преступлений,  тогда  как  до сих пор они относились к разряду  малозначительных,  второстепенных,  сил  и средств на борьбу с  ними  выделялось  мало,  в  государственных  программах борьбы с преступностью они не значились.

Информация о работе Экологические преступления