Экологические преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Современная экологическая обстановка в Кыргызстане не может не вызывать тревоги. В результате жизнедеятельности человека, его алчности, а порой и халатности в мире исчезли сотни видов животных, более тысячи животных находятся под угрозой вымирания. Не грамотное проведение мелиорационных работ и нещадное истребление лесных массивов привело к тому, что примерно одна треть сухопутной территории находится под угрозой превращения в пустыню. Поэтому в конце 80 – х годов заговорили об экологических правах человека.
Экологические права человека – особая разновидность конституционных прав человека, проявление которой вызвано обострением кризиса как в мировом, так и национальном масштабе.

Содержание работы

Введение
Понятие, признаки и элементы экологических преступлений
История развития законодательства об ответственности за экологические преступлений
Классификация экологических преступлений
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Экологические преступления.docx

— 39.06 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ  РАБОТА

На тему:

“ Экологические преступления ”

 

Содержание:

 

Введение

  1. Понятие, признаки и элементы экологических преступлений
  2. История развития законодательства об ответственности за экологические преступлений
  3. Классификация экологических преступлений

Заключение

Список  использованной литературы

 

Введение

 

Современная экологическая обстановка в Кыргызстане не может не вызывать тревоги. В результате жизнедеятельности человека, его алчности, а порой и халатности в мире исчезли сотни видов животных, более тысячи животных находятся под угрозой вымирания. Не грамотное проведение мелиорационных работ и нещадное истребление лесных массивов привело к тому, что примерно одна треть сухопутной территории находится под угрозой превращения в пустыню. Поэтому в конце 80 – х годов заговорили об экологических правах человека.

Экологические права человека – особая разновидность  конституционных прав человека, проявление которой вызвано обострением  кризиса как в мировом, так  и национальном масштабе.

Первоначально экологические права человека не были закреплены в Конституции КР. Право на здоровую благоприятную среду было закреплено в статьях закона КР «Об охране окружающей среды».

Ответственность за экологические преступления может  быть дисциплинарной, материальной, административной, уголовной и гражданско – правовой.

Дисциплинарная  ответственность – применение к  виновному работнику предприятия  мер дисциплинарного воздействия.

Материальная  ответственность – это возмещение предприятию причинённого имущественного вреда виновным работником.

Административная  ответственность наступает в  результате применения специальным  органом государства мер административного  взыскания за совершение экологического правонарушения или преступления.

Гражданско  – правовая ответственность предполагает возложение на правонарушителя обязанности  возместить причинённый вред и (имущественный  или материальный) потерпевшей стороне, если этот вред причинён в результате нарушения правовых экологических  требований.

Целями  настоящей курсовой работы является определение экологических прав человека, определение экологических  преступлений, раскрыть их особенности, объект, субъект, объективную и субъективную стороны, обозначить основные этапы  истории уголовного законодательства об экологических правонарушениях, основные классификации и группы экологических преступлений.

Для написания  курсовой работы использовалась следующие  нормативные акты: Конституция КР, УК КР, а также законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях», и др. Также использовались учебники под редакцией Козаченко, Новосёлова; Игнатова, Красикова; Бринчука; Дубовика, статьи из журнала «Государство и право».

 

  1. Понятие, признаки и элементы экологических преступлений.

 

Экологическое преступление – это  предусмотренное уголовным законом  и запрещённое им под угрозой  наказания виновное общественно  опасное деяние (действие или бездействие), которое посягает на окружающую среду  и отдельные её компоненты, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение оптимальной жизнедеятельности  человека, а также на экологическую  безопасность населения и территорий, и состоит в непосредственном противоправном использовании природных  объектов или воздействии на них, приводящим к негативным изменениям состояния и качества окружающей среды.

Понятие экологические преступления учитывает особенности социально  и экологически вредного поведения  и общие черты преступления как  уголовно наказуемого деяния.

Закон «Об охране окружающей среды» даёт нормальное определение экологического преступления как общественно опасного деяния, посягающего на установленный Кыргызской Республикой экологический правопорядок, экологическую безопасность и причиняющий вред окружающей природной среде и здоровью человека, предусмотренного Уголовным кодексом КР.

Анализ содержания понятия «экологическое преступление» базируется на выявлении  их черт, как экологичность, противоправность и общественная опасность.

Экологичность, или отнесение к  экологическому того или иного преступления, основывается на социальной или природной  закономерностях взаимодействия общества и человека с природой; отражает уровень развития науки и технологий; зависит от уровня научных представлений  о механизмах различных видов  антропогенной деятельности. Даёт возможность  выделить данную группу преступлений как относительно самостоятельную  в структуре иных противоправных общественно опасных деяний. Идентифицирующими  признаками экологических преступлений являются: освоение объектов окружающей среды (её компонентов, элементов, природных ресурсов) как операционального базиса деятельности или иные (например, культурные, духовные) социальные ценности; направленность на такое использование объектов окружающей среды, которое прямо запрещено уголовным законом; непосредственное (контактное) социально осуждаемое изменение состояния, качества или отдельных параметров окружающей среды; нарушение прав человека «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Противоправность как юридическое  выражение общественной опасности  экологических преступлений представляет собой сложнейший правовой феномен. Они в большей степени, чем  иные преступления, зависят от усмотрения законодателя, от уровня развития правовой культуры и юридической техники. Их правовая основа изменчива, их общественная опасность не всегда воспринимается обществом, властными структурами  и профессиональными юристами однозначно.

Общественная опасность экологических  преступлений не сводится к сумме  вредных единичных последствий, к сумме причинённого экологического и экономического вреда, а также  вреда здоровью людей, хотя эта составная  часть общественной опасности наиболее очевидна и ощутима. Она имеет  качественные и количественные характеристики.

Качественная сторона общественной опасности определяется характером социальных ценностей, которым противопоставлено  данное противоправное поведение, расхождение  его с действительными интересами и возможностями общества и человека, а также всем содержанием экологически вредного поведения (при обращении  к составу преступления, т. е. юридической  модели поведения, - всеми его признаками). Таким образом, общественная опасность  экологических преступлений состоит  в умалении экологических интересов  общества, в частности нарушения  прав каждого на благоприятную окружающую среду, в причинении вреда здоровью, имуществу, природе, в подрыве уважения к правовым природоохранительным и иным нормам, в снижении уровня безопасности населения, экологической дисциплины и др.

Количественная характеристика общественной опасности экологических преступлений выражается в её степени и учитывается  законодателем как в санкциях, так и в содержании ответственности  за совершённое деяние. Для этого  используются размеры причинённого вреда (массовая гибель животных, существенное изменение радиоактивного фона, распространение  эпидемий, эпизоотий, тяжкие последствия, существенный вред и т. д.), набор  разнообразных квалифицирующих  признаков и другие количественные параметры умаления социальной ценности окружающей среды.

Криминализация в Уголовном  кодексе КР нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 265) и нарушении правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 266) была вызвана как распространением этих видов поведения, так и ростом масштабов наносимого окружающей среда и здоровью людей вреда.

Объектом экологических преступлений является сложный целевой комплекс фактических, общественных отношений, их правовые формы и материальные оболочки. Рациональное и соответствующее  нормам экологического законодательства осуществление этих отношений обеспечивает жизнедеятельность человека, использования  им окружающей среды как непосредственного  базиса существования, удовлетворения разумных социальных потребностей и  гарантирует его безопасность.

Непосредственным объектом являются охраняемые уголовным законом общественные отношения в сфере использования  отдельных видов природных ресурсов, природных объектов, обеспечение  правопорядка при осуществлении  конкретных видов воздействия на окружающую среду, а также экологической  безопасности населения и территорий в ходе эксплуатации промышленных и других объектов и иной производственной деятельности.

Предметом экологических преступлений считаются как объекты (компоненты) окружающей среды – дикие животные, воды, леса и т. п., так и продукты человеческой деятельности, оказывающие  влияние на состояние окружающей среды и её элементов, например, опасные  радиоактивные, химические, биологические  вещества и отходы.

Объективная сторона охватывает действия (бездействия), состоящие в нарушении  правил охраны окружающей среды, рационального  природопользования, экологической  безопасности; наступление предусмотренных  законом последствий (вред окружающей среде или здоровью человека); причинную  связь между ними.

Признаки объективной стороны (место  совершения преступления – зона экологического бедствия, территория заповедника и  т. п., способы совершения преступления – применения взрывчатых или химических веществ и др.) в ряде составов экологических преступлений являются обязательными.

Субъектом экологических преступлений могут быть лица, достигшие 16-летнего  возраста. В ряде составов указаны  признаки специального субъекта, т. е. лица, в обязанности которого нормативными или правоприменительными актами включено либо выполнение определённых действий по организации работ, контролю, принятию мер безопасности и т. п., либо установлен специальный порядок деятельности в целом (ст. 265-269 УК КР) в силу должностного положения или служебного поручения. Признаками специального субъекта могут характеризоваться и граждане, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью, водители транспортных средств, нарушающие карантинные правила при перевозке животных.

С субъективной стороны экологические  преступления характеризуются как  умышленной, так и неосторожной виной.

Изучение судебной практики об экологических  преступлениях позволяет провести их квалификацию на две группы: 1) преступления, совершаемые должностными лицами и 2) совершаемые лицами, не занимающими  какого – либо должностного положения. Должностные экологические преступления отличаются, как правило, высокой  общественной опасностью, не редко  причиняют огромный и под час  трудновосполнимый экологический  вред. Связано это главным образом  с тем, что противоречия, являющие причинами должностных преступлений (между экономикой и экологией; между  характером труда и экономическими, а под час и политическими  интересами отдельных ведомств, групп  населения; между необходимыми и  реально применёнными методами управления и т. п.) лежат в основе выполнения организационно - распорядительных или административно – хозяйственных обязанностей.

При рассмотрении причин экологических  преступлений, совершаемых лицами, не занимающими должностного положения, необходимо учитывать особенности, характер и основные виды противоправной деятельности. Прежде всего, это относится  к незаконному рыболовству, охоте, морскому промыслу и лесозаготовкам

 

2. История развития законодательства об ответственности за экологические преступлений в советский период.

 

27 мая 1918 года был подписан  декрет об охране лесов, в  котором отмечалось их исключительное  водоохранное, почвозащитное, экономическое  и культурное значение. В это  же время принимаются и декреты  об охоте и о регулировании  рыбного хозяйства в целях  сохранения от расхищения и  уничтожения редких пород животных  и рыб. Еще до утверждения  Уголовного кодекса 1922 года было  решено организовать охрану ценных  уголков природы с их растительным  и животным миром, для чего  был принят ряд декретов об  учреждении в разных районах  страны заповедников.

В отличии от Уголовного Уложения, Уголовный кодекс 1922 года упоминал лишь о двух составов преступлений рассматриваемого вида. Первый, указан в главе «Нарушение правил, охраняемых народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок», выступал единым основанием привлечения к уголовной  ответственности за не извещение  надлежащих властей о заразной болезни  в не зависимости от того, кого она  касалась: людей или скота. Второй состав объединял деяния, ранее охватываемые большинством статей главы «О нарушении  постановлений, ограждающих народное благосостояние»: «Нарушение законов  и обязательных постановлений, установленных  с интересах охраны лесов от хищнической  эксплуатации и истребления, а равно ведение лесного хозяйства с нарушением установленного плана; охота и рыбная ловля в недозволенное время, в недозволенных местах и недозволенными способами и приёмами; выборка камней, песку и прочего без разрешения надлежащих властей, а равно и разработка недр земли с нарушением установленных правил». Пологая, что от такого рода нарушений страдают интересы не столько общества, сколько государства, законодатель включает данные преступления в число посягательств против порядка управления.

Аналогично этот вопрос был решён  в УК РСФСР 1926 года, по нарушению  правил охраны леса, производство различного рода запрещены водных добывающий промыслов, разработка недр, промысел котиков и морских бобров, а позднее (с 1928 года) и незаконная охота стали рассматриваться самостоятельными составами преступлений. Вместе с тем о наказуемости за не извещение о заразной болезни он уже не упоминал.

Информация о работе Экологические преступления